Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса
Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса
Рабочая программа по Всеобщей истории, составленная на основе федерального компанента государственного образовательного стандарта основного общего образования к учебнику Юдовской А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. Данная рабочая программа составлена обучающимся 7 класс с синхронно-параллельным курсом истории России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории для 7 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897), //http://standart.edu.ru/ примерной программы основного общего образования по истории с учётом авторской программы «Всеобщая история» А.А.Вигасина, Г.И.Годера (М.:Просвещение, 2011.).
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 14 на 2014-2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 14 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических комплектов:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. - 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории, 1500 – 1800. – М.: Просвещение, 2010.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Программа рассчитана на 30 часов в год. В соответствии с приказом Министерства образования и науки о введении ФГОС от 17.12.2010г № 18967 данный курс ведётся синхронно - параллельно с курсом Истории России.
На изучение истории в 7 классе отведено 70 часов из расчета 35 учебных недель по 2 часа в неделю, из них на изучение Всеобщей истории отводится 30 часов, на изучение истории России 40 часов.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.
Типы уроков определены в соответствии с системно – деятельностным подходом: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
Данная программа адресована обучающимся 7 класса и учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки данной категории детей. Рабочая программа составлена с учётом того, что 7 класс состоит из работоспособных, активных, интеллектуально развитых детей, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне. Это позволило увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным, игровым формам работы.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и технологий. Среди них следующие методы и технологии:
ИКТ;
обучение в сотрудничестве;
исследовательские методы обучения;
метод проектов;
здоровьесберегающие технологии;
игровые методы обучения;
проблемное обучение.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Рабочая программа имеет целью образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Достижение этой цели в основной школе заключается в базовой исторической подготовке и социализации учащихся и способствует решению следующих задач:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место курса «История» в обучении.
В 7 классе реализуется содержание курсов «Всеобщая история. История Нового времени1500-1800» и «История России конец XVI-XVIII век». Учитывая то основание, что в экзаменационных работах для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) для 9-х и единого государственного экзамена для 11-х классов по истории представлены задания, ориентированные на проверку знаний в основном по истории России с включением элементов всеобщей истории, именно поэтому, большее время отводится на изучение истории России. Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800» раскрывается в четырёх главах: «Мир в начале Нового времени», «Первые революции Нового времени», «Эпоха Просвещения» и «Традиционные общества Востока». Содержание курса «История России конец XVI-XVIII век» раскрывается в пяти темах: «Россия на рубеже XVI—XVII вв.», «Россия в XVII в.», «Россия в первой четверти XVIII в.», «Дворцовые перевороты (1725—1762 гг.)» и «Российская империя в 1762—1800 гг.».
Тематическое построение предполагает освоение школьниками значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Реализация программы предполагает использование межпредметных связей истории с обществознанием, географией, предметами образовательных областей «Филология» и «Искусство».
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в ней предусмотрены:
- замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроке и вне урока на продуктивную форму деятельности;
- формирование и развитие универсальных учебных действий;
- реализация главной задачи исторического образования – гражданское становление личности.
Отличие от авторской программы заключается в том, что сокращено количество часов: в I главе с 14 до 13 часов, во II главе 5 часов, в III главе с 8 до 7 часов, в IV главе с 3 до 2 часов. В общей сложности с 34 до 30 часов.
Требования к уровню достижений обучающихся
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню овладения учащимися знаниями, представлениями, умениями
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностями:
осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
выделять главное в тексте и второстепенное;
анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и др.;
выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;
пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;
слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Содержание тем учебного курса.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500—1800 (30ч)
Введение. От Средневековья к Новому времени (1ч)
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (13ч)
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8—9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрожде-
ния: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель — Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Мир в начале Нового времени. Урок обобщения. (1ч)
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5ч)
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские, гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Темы 18—19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI— XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7ч)
Тема 20. Великие просветители Европы
Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе — Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVTII в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Тема 22. На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модели. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин — великий наставник «юного капитализма».
Тема 24. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоя-листы. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей . Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света.
Тема 26. Великая французская революция. От монархии к республике
Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Тема 27. Великая французская революция.От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ч)
Тема 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования.
Темы 29—30. Государства Востока. Начало европейской колонизации
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сегунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.(1ч)
Контроль уровня обученности
Контроль за результатами обученияосуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Программой запланировано проведение 2 контрольных работ.
Перечень контрольных работ
Класс
Количество
работ
за
учебный
год
Контрольная работа по теме
7
2
1
Мир в начале Нового времени.
1
Мир в эпоху нового времени.
Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
Контрольные работы
Основные виды учебной деятельности учащихся
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500—1800
28
1.
Введение. От Средневековья к Новому времени
1
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
13
2.
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
1
Изучают содержание параграфа,учебника.
Представление о Новом Свете.
Первое кругосветное путешествие. Фернандо
Магеллан. Земля — шар
Выделяют в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.
Узнают, как изменилось производство с появлением мануфактуры.
Читают и анализируют текст и документ.
Изучают смысл новых представлений о человеке и обществе.
Приводят аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.
Узнают о религиозно-социальном движении в Англии.
Называют причины и сущность Реформации
Читают и анализируют тексты и исторические документы.
Изучают причины революции в Нидерландах
Узнают противостояния короля и парламента в Англии.
Изучают смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж-Ж. Руссо.
3.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
1
4.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
Темы 5- 6. Европейское общество в раннее Новое время Повседневная жизнь.
1
7.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
1
8.
Темы 8—9. Мир художественной культуры Возрождения
1
9.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
1
10.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
1
11.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
2
12.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
1
13.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
14.
Мир в начале Нового времени. Урок обобщения
1
1
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4
15.
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
1
16.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
1
17.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
1
18.
Темы 18—19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
2
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
7
19.
Тема 20. Великие просветители Европы
1
20.
Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения
1
21.
Тема 22. На пути к индустриальной эре
1
Изучают особенности промышленного переворота и аграрной революции в Англиузнают деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки..
революция – это бедствия и потери для общества.
Оценивают деятельность лидеров революционных событий.
Читают и анализируют тексты и исторические документы.
Изучают развитие Индии, Китая и Японии в Новое время.
22.
Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки
1
23.
Тема 24. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
1
24.
Темы 25 -26.Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. От монархии к республике
1
25.
Тема 27. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
1
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
2
26.
Тема 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1
27.
Темы 29—30. Государства Востока. Начало европейской колонизации
1
28.
Мир в эпоху нового времени. Урок обобщения.
1
1
Итого
30
2
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Методические пособия для учителя
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. - 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 кл.: Пособие для учителя / А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2003.
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800. 7 кл. В 2-х выпусках. М. Просвещение. 2006.
О.В. Давидова. Тесты по Новой истории. 1500-1800. 7 кл. М. «Экзамен». 2007.
Л.И. Зверева. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по новой истории. 7-8 кл. М. 1999.
О.М. Никифорова. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 кл. М. Интеллект-Центр. 2001.
В.С. Грибов. Тематический контроль по истории. Новая история XVI – XVIII века. М. Интеллект-Центр. 2001.
Список литературы для обучающихся
Бизли Ч.Р. Генрих Мореплаватель.
Верн Ж. История великих путешествий. Открытие Земли.
Гуляев В. Идолы прячутся в джунглях.
Дюма А. Королева Марго. Графиня Монсоро. Сорок пять. Людовик XIV и его век. Людовик XV. Три мушкетёра. Двадцать лет спустя.
Сервантес М. Дон Кихот Ламанческий.
Медиаресурсы
Образовательная коллекция CORDIS «История нового времени» 7 класс
Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и Интернет-ресурсов
Великие географические открытия (с картами экспедиций).
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Всего часов: 30
Введение. От Средневековья к Новому времени. Всего часов: 1
Дата
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к результатам (предметным и метапредметным)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электрон-ные образовательные ресурсы
Д.З.
Кодифика-
тор Г(И)А-9
План
По факту
Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма
1(1)
От Средневековья к Новому времени.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы.
1
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Объяснять смысл понятия «Новое время». Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Сопоставлять свидетельства разных исторических источников.
Входной контроль
Беседа с элементами дискуссии
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
Стр.7-11
Знать
изученные виды исторических источников
2
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ. Всего часов:13
2(1)
Технические открытия и выход к Мировому океану.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы.
1
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.
Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.
Текущий
Беседа с элементами самост. работы
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§1, работа с картой
Уметь:
определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
3(2)
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Оценить открытия Х.Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий.
Находить на карте путь первооткрывателей.
Текущий
таблицаимя открывателя, дата и его открытия.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§2
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
4(3)
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе.
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона.
Образовательная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§3
Уметь:
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
5(4)
Дух предпринимательства преобразует экономику.
Информативно- диалогическая лекция.
Комбинированный урок.
1
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Рассказать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.
Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.
Текущий
Устный опрос, логические заданиякарточки
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§4
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
6(5)
Европейское общество в раннее Новое время
Повседневная жизнь.
Урок-практикум.
Комбинированный урок.
1
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Рассказать о социальных изменениях. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия.
Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.
Текущий
Устный опрос, логические заданиякарточки.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§5,6
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
7(6)
Великие гуманисты Европы.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы. Комбинированный урок.
1
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.
Составлять развёрнутый план параграфа. Составлять доклад и презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.
Текущий
Составление таблицы «Достижения культуры Возрождения».
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§7
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
8(7)
Мир художественной культуры Возрождения.
Урок – экскурсия с элементами дискуссии.
Комбинированный урок.
1
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.
Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.
Текущий
Подготовка презентаций на тему «Достижения культуры эпохи Возрождения»
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§8,9
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
9(8)
Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Урок-практикум.
Комбинированный урок
1
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Подготовить сообщение и презентацию на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника»
Текущий
Проверка таблицы, словарная работа.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§10
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
10(9)
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Информативно-диалогическая лекция.
Комбинированный урок.
1
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации.
Формулировать и аргументи ровать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.
Текущий
Устный опрос, логические заданиякарточки.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§11
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
11(10)
Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы Комбинированный урок
2
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель — Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина. Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации.
Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.
Текущий
Проверка результатов лабораторной работы.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§12
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
12(11)
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.
Информативно-диалогическая лекция.
Комбинированный урок.
1
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви.
Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами по самостоятельно найденному основанию.
Текущий
Устный опрос. Тестовые карточки.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§13
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
13(12)
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Информативно-диалогическая лекция.
Комбинированный урок.
1
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Текущий
Устный опрос. Тестовые карточки.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§14
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
14(13)
Мир в начале Нового времени.
Урок повторения и закрепления знаний.
Контроль знаний.
1
Содержание по теме Мир в начале Нового времени.
представлять знания, полученные в ходе изучения тем
предметные и метапредметные умения, формирование которых осуществлялось на уроках по темам
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
15
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Всего часов: 4
15(1)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы.
1
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские, гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.
Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.
Текущий
Устный опрос, тестовые карточки, логические задания у доски.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§15
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
16(2)
Парламент против короля. Революция в Англии.
Информативно-диалогическая лекция.
Комбинированный урок.
1
Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика.
Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны.
Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение о Кромвеле и его роли в изменении Англии.
Текущий
Устный опрос, тестовые карточки, логические задания у доски
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§16
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Рассказывать о политическом курсе О.Кромвеля. Объяснять особенности парламентской системы в Англии.
Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его.
Текущий
Устный опрос, тестовые карточки, логические задания у доски.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§17
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
18(4)
Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Урок-брифинг.
Урок изучения нового материала.
2
Причины международных конфликтов в Европе в XVI— XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений.
Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Текущий
Проверка письменных заданий
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§18,19
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
19
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. Всего часов: 7
19(1)
Великие просветители Европы.
Урок - практикум.
Комбинированный урок.
1
Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж-Ж. Руссо.
Умение выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради. Умение доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам.
Текущий
контроль по теме «Первые буржуазные революции» /тест
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§20
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
20(2)
Мир художественной культуры Просвещения.
Кино – урок.
Урок изучения нового материала.
1
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе — Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVTII в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Умение «погружаться» в мир искусства, видеть многомерный и противоречивый мир эпохи. Формирование собственного мнения и отношения к культурному наследию.
Текущий
проверка таблицы, устный опрос по кино-уроку.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§21
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модели. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Выделять основные понятия урока. Характеризовать особенности промышленного переворота и аграрной революции в Англии. Движение протеста (луддизм). Цена технического прогресса. Фабрика.
Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.
Текущий
Проверка таблицы, устный опрос, карточки.
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§22
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
22(4)
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки.
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин — великий наставник «юного капитализма».
Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальной общество и его хозяйственная жизнь.
Умение работать с текстом, дополнительными источниками, учатся решать проблемные и познавательные задачи.
Текущий
Устный опрос, карточки, логические задания
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§23
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
23(5)
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.
Информативно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы. Комбинированный урок.
1
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоя-листы. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей . Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Умение выделять главное, составлять характеристику исторического деятеля, работать со схемой гос. устройства США
Текущий
Устный опрос, карточки, логические задания
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§24
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
24(6)
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. От монархии к республике.
Проблемно-диалогическая лекция с элементами лабораторной работы. Комбинированный урок.
1
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света.
Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие . Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
Умение решать проблемные задачи, для чего определяют круг необходимых знаний, выделять главное, оперировать терминами.
Текущий
Проверка таблицы «Основные события Французской буржуазной революции».
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§25, 26
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
25(7)
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества. Доказывать необоснованность жестоких методов якобинцев.
Оперировать терминами и понятиями.
Текущий
Устный опрос
карточки, тесты, логические задания
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§27
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
26
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ. Всего часов: 2
26(1)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Урок семинар. Комбинированный урок.
1
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования.
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским.
Умение слушать сообщения, выделять главное, задавать вопросы, отвечать на них, участвовать в дискуссии.
Текущий
Устный опрос, карточки, тесты, логические задания
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§28
Уметь:
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
27(2)
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Урок повторения и обобщения знаний по теме. Контроль знаний.
1
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сегунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Характеризовать государства Востока и Европы, империю Великих Моголов. Сравнивать развитие Индии, Китая и Японии в Новое время.
предметные и метапредметные умения, формирование которых осуществлялось на уроках по темам
Текущий
Устный опрос, карточки, тесты, логические задания
Образователь-ная коллекция CORDIS «История нового времени»
7 класс
§29,30
Уметь:
определять причины и следствия важнейших исторических событий
28
Мир в эпоху нового времени. Урок обобщения.
Урок повторения и закрепления знаний по истории нового времени, контроль знаний
1
Итоги и уроки раннего Нового времени.
Страны Европы и Азии в новое время
представлять знания, полученные в ходе изучения данного курса.
предметные и метапредметные умения, формирование которых осуществлялось на уроках по темам
Тематический
контрольная работа
Уметь:
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников