Рабочая программа по истории России для коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по истории России для коррекционной школы VIII вида
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебники: История России: учебник. для учащихся 7, 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России для коррекционной школы VIII вида »
ОГКОУ Чернцкая школа – интернат VIII вида
Рабочая программа
по истории
7 – 9 класс
Учитель: Скорых Надежда Евгеньевна
2014 – 2015 уч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебники: История России: учебник. для учащихся 7, 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
Курс истории в специальной (коррекционной) школе в силу ее специфики не может решать задачу полного и всестороннего показа исторического процесса, поэтому программа предлагает сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Важной составной частью курса «История Отечества» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей, с использованием краеведческого материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств личности. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
Основные принципы построения программы:
Линейность (все события и явления изучаются в хронологической последовательности, фактический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне).
Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих идеях и понятиях, проходящих через весь курс истории; их обогащение и развитие осуществляется на основе нового фактического материала, изучаемого в каждом классе.
Научность содержания.
Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе.
Доступность, систематичность, последовательность программного материала.
Уровневый подход к формированию исторических знаний.
Реализация межпредметных связей.
Коррекционная направленность обучения.
Цели обучения, задачи
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Образовательные задачи курса истории.
Создание уучащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.
Усвоение учащимися важнейших исторических фактов, доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
Овладениеучащимися умением применять знаний по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала, на других учебных предметах, во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).
Выработкаумений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.
В процессе изучения истории наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные.
Воспитательные задачи курса истории.
- Гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны).
- Патриотическое воспитание .
- Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде).
- Нравственное воспитание учащихся (воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивости и т. д.)
- Эстетическое воспитание учащихся (воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса).
- Трудовое воспитание учащихся (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).
- Экологическое воспитание учащихся (воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений).
- Правовое воспитание учащихся (воспитание правовой культуры, т. е. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы).
- Формирование мировоззрения учащихся (совокупности принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом).
Коррекционные задачи курса истории:
1. Развитие и коррекция внимания.
2. Развитие и коррекция восприятия.
3. Развитие и коррекция воображения.
4. Развитие и коррекция памяти.
5. Развитие и коррекция мышления.
6. Развитие и коррекция устной и письменной речи, а именно:
а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы); б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов); в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств); г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи); д) специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе); е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование); ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное). 7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Социальная адаптация:
- закреплять умение работать с учебной и дополнительной литературой;
- способствовать формированию у учащихся пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых в жизни;
- расширять общий кругозор и социальные знания учащихся через знакомство с населением, культурой, обычаями и традициями людей как нашей страны, так и изучаемых государств.
Содержание курса истории
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч.)
- «Киевская Русь» (15 ч.)
- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.)
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:
- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)
- «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.)
- «История страны в период XIX в.» (23 ч.)
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами:
- «Россия в начале XX в.» (9 ч.)
- «Россия в 1917 – 1920 гг.» (9 ч.)
- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (9 ч.)
- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (14 ч.)
- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (13 ч.)
- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (6 ч.)
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
9 класс Учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени,
— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
— выделять главную мысль исторической статьи,
— оценивать ответ ученика и дополнять.
Учебно – тематическое планирование
по истории
Классы: 7 – 9
Учитель: Скорых Н.Е.
Количество часов
Всего 66 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией Воронковой В.В, М. Владос 2011г.- сб. 1. 224 с.
Учебники:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебно – тематическое планирование
Раздел
Тема
Всего часов
Количество
истор. диктантов
Количество
контрольных, проверочных
работ
Количество
самостоятельных
работ
7 класс
I
Введение в историю
7
1
1
1
II
История нашей страны древнейшего периода
12
1
1
3
III
Киевская Русь
15
1
1
5
IV
Распад Киевской Руси
9
1
1
3
V
Борьба Руси с иноземными захватчиками
9
1
1
2
VI
Начало объединения русских земель
10
1
1
3
Повторение
2
1
Итого
64
6
6
18
8 класс
I
Единая Россия (конец XV века - XVII век)
21
2
1
7
II
Великие преобразования России в XVIII веке
19
2
1
6
III
История нашей страны в XIX веке
23
2
1
5
Повторение
1
Итого
64
6
3
18
9 класс
I
Россия в начале XX века
9
1
1
2
II
Россия в 1917 – 1920 годах
9
1
1
2
III
Советская Россия – СССР в 20 – 30 –е годы
9
1
1
2
IV
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
14
1
1
4
V
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
13
1
1
3
VI
Новая Россия в 1991 – 2003 годах
6
1
1
1
Повторение
4
1
Итого
64
6
6
14
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Дополнительная:
Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
8 КЛАСС
Раздел 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
№ пп
Тема урока
Кол – во
часов
Цели
урока
Основные
знания
Основные термины и понятия
Тип урока
Оборудование и материалы
Домашнее задание
Дата
1
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
1
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.
Иван III создал централизованную систему государственного управления.