При последовательном изучении исторических событий может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Особое внимание уделить умению обучающихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Тема | Дата | Тип урока | Цель | Основные знания | Коррекционная и контролирующая работа |
1. Вводный урок | | Сообщение новых знаний | Дать представление об истории как науке. | История, наука, человечество | Умение пользоваться учебником. |
Раздел 1. Введение в историю. (7ч.) |
2.История – наука о прошлом. | | Сообщение новых знаний | Дать представление об истории как науке. | История – рассказ о прошлом. М.С.Соловьев – известный русский историк. | Умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника. |
3. Исторические памятники. | | Комбинированный | Дать сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом. | Исторические источники: письменные, вещественные, устные. | Формировать навыки работы с тетрадью по истории. Тест, задание на классификацию. |
4. Наша Родина – Россия. Краеведческий материал | | Комбинированный | Закрепить и расширить общественно – историческое представление о нашей Родине. | Россия – страна, где мы живем, Москва – столица. | Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. Тест, составление рассказа по плану. |
5. Моя родословная. | | Комбинированный | Научит составлять родословную | Генеалогия, родословная | Способствовать развитию внимания, памяти. |
6. Счет лет в истории. | | Комбинированный | Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | Дата – обозначение числа, месяца, года события; век – 100 лет, «лента времени». | Развивать умения устанавливать последовательность событий. Задания с «Лентой времени», соотношение года с веком. |
7. Историческая карта. | | Комбинированный | Научить пользоваться исторической картой | Историческая карта – географическое изображение государства в разные периоды времени. | Развивать умения работать с исторической картой. Тренировочные задания по «чтению» исторической карты. |
8.Повторительно– обобщающий урок по разделу. | | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и закрепить пройденный материал по разделу I. | Музей – место хранения исторических источников. Древние люди – предки. | Применять полученные знания в практической деятельности. Тест, собеседование. |
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. (11ч.) |
9. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. | | Сообщение новых знаний | Дать понятие о восточных славянах, показать сущность единства этих народов в современном обществе. | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. | Способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса. Логическая цепочка. |
10.Роды и племена восточных славян и их старейшины. | | Комбинированный | Как возникли и из кого состояли племена; подчеркнуть что в 6-8 веках у в.с.возникло неравенство. | Роды и племена восточных славян, их старейшины. | Формировать умения составлять полные ответы на вопросы с помощью текста. Тест, логическая цепочка. |
11.Славянский поселок. Славянские поселения на Дону. | | Комбинированный | Познакомить с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древне – русского государства. | Поселение – место, где селились славяне; жилище восточных славян, хозяйственные постройки. | Соотношение иллюстраций с текстом. |
12-13.Занятия восточных славян. Ремесла восточных славян. Краеведческий материал. | | Комбинированный | Познакомить с условиями жизни и труда в.с., выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян; обратить внимание на их трудолюбие | Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, бортничество, собирательство, бондарь. | Формировать умения анализировать и сравнивать исторические события. Творческое задание (создание брошюры о занятиях восточных славян). |
14.Обычаи восточных славян. | | Комбинированный | Формировать представление о традициях, обычаях восточных славян | Обычаи, традиции. | Развивать умения работать с текстом учебника. |
15.Верования восточных славян. | | Комбинированный | Формировать представление о религии восточных славян | Язычество – вера во многих богов. | Развивать умение правильно использовать исторические термины, понятия |
16. Соседи восточных славян. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян; рассказать о различных взаимоотношениях с соседями. | Соседние племена: финны, половцы, литовцы, болгары. | Развивать умения выделять главные мысли из текста учебника. Тест. |
17.Славянские воины и богатыри | | Комбинированный | Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; обогащать словарный запас. | Вооружение славян, военное искусство. | Анализ письменного источника – былины. |
18.Объединение восточных славян под властью Рюрика. | | Сообщение новых знаний | Дать представление об объединении восточных славян под началом Рюрика. | 9 век – объединение восточных славян, Рюрик – первый русский князь. | Формировать умения пересказывать текст с логически законченными частями. |
19.Повторительно - обобщающий урок по разделу «История нашей страны древнейшего периода». | | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны. | | Способствовать развитию памяти, внимания, мышления. |
Раздел 3. Киевская Русь. (19ч.) |
20. Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | | Сообщение новых знаний | Дать представление об образовании древнерусского государства. | 9 век – образование древнерусского государства. Полюдье – дань с людей. | Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала. Составление рассказа по рисунку. |
21. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | | Комбинированный | Показать на примере деятельности первых русских князей направления внешней и внутренней политики на Руси. | Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга. | Развивать умение работать коллективно (устно) и индивидуально (письменно) с дополнительным материалом. Описание исторической личности, оценка деятельности. |
22. Укрепление власти князя. | | Комбинированный | Дать представление об укреплении власти князя. | Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина. | Учить работать с планом; выделять главные мысли из текста. Тест, умение самостоятельно работать с текстом учебника. |
23. Оборона Руси от врагов. | | Комбинированный | Дать представление об обороне Руси от врагов. | Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев. | Продолжать развивать умения извлекать знания из исторической карты. |
24. Крещение Руси при князе Владимире. | | Комбинированный | Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 889г. | 988 г.- крещение Руси; христианство – вера в Бога Иисуса Христа, заповеди Христа. | Развивать умения работать одновременно с несколькими источниками. Тест, анализ христианских заповедей. |
25.Первые русские монастыри. | | Комбинированный | Дать представление о первых русских монастырях. | Монастырь-место жительства монахов. | Анализ личного жизненного опыта, оценка деятельности. |
26.Былины – источник знаний о Киевской Руси. | | Комбинированный | Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси. | Былина – источник знаний о Киевской Руси. | Развивать умение самостоятельно работать с информацией. |
27.Культура и искусство Киевской Руси. 28. Посещение христианского храма | | Сообщение новых знаний. Урок-экскурсия. | Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси. | Храм – центр культуры Киевской Руси | Способствовать развитию познавательных способностей. Задание на сравнение. |
29. Княжеское и боярское подворье. | | Комбинированный | Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников, бояр. | Князь – верховный правитель страны. | Продолжать формирование умений и навыков самостоятельной работы с текстом учебника. |
30.Жизнь и быт людей в Киевской Руси. 31.История русского костюма. | | Комбинированный | Дать общее представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси. | Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни. | Развивать умения анализировать текст и иллюстрации. |
32.Правление Ярослава Мудрого. | | Сообщение новых знаний | Доказать, что при княжении Я.М. были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси. | Князь Ярослав Мудрый, «Русская Правда» - первый русский сборник законов. | Развивать умения работать с документами; учить анализировать и делать выводы. |
33.Образование и грамотность на Руси. 34.Старинная рукописная книга. | | Комбинированный | Дать преставление о распространении грамотности и образования на Руси | Кирилл и Мефодий, славянская азбука, книжное дело, школа, рукописные книги. | Формировать умения составлять рассказ- описание, учить слушать отрывки из художественной литературы. |
35. Летописи и летописцы. | | Комбинированный | Дать представление о древних записях, летописях. | Летопись – описание событий из года в год, Нестор – первый летописец. | Формировать умения объяснять значение исторических терминов. Тест. |
36. Киевский князь Владимир Мономах. | | Сообщение новых знаний | Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси. | В.Мономах – внук византийского императора Константина Мономаха. Временное укрепление единства власти на Руси. | Развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности. Анализ деятельности исторического деятеля. |
37.Рост и укрепление древнерусских городов. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о древнерусских городах. | Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли. | Составление ответа на вопрос с помощью рисунка и текста. |
38.Повторительно – обобщающий урок по разделу «Киевская Русь» | | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и систематизировать знания о Киевской Руси. | | Продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. Контрольный тест. |
Раздел 4. Распад Киевской Руси. (10ч.) |
39.Причины распада Киевской Руси. | | Сообщение новых знаний | Выявить причины обособления княжеств. | Причины распада Киевской Руси. | Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, учить объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. |
40.Образование самостоятельных княжеств. | | Комбинированный | Дать представление о периоде раздробленности княжеств Киевской Руси. | 12 век – образование самостоятельных княжеств. | Продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы. |
41. Киевское княжество в 12 веке. | | Комбинированный | Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздробленности. | Ослабление власти Киевского князя. | Развивать умения выражать личностное отношение к тем или иным событиям. Тест. |
42.-43.Владимиро – Суздальское княжество. | | Комбинированный | Углубить знания об образовании самостоятельных княжеств. | 1147 г – первые сведения о Москве; Ю.Долгорукий – основатель Москвы. | Развивать умение делать вывод с опорой на факты. Тест. |
44-45. Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. | | Комбинированный | Формировать представление о Великом Новгороде. | Новгород – важнейший торговый путь. 859 г. – первое упоминание о Новгороде. | Научить проводить сравнительный анализ двух княжеств. |
46. Новгородское вече. | | Комбинированный | Дать сведения о политической жизни Новгорода. | Новгородское вече – народное собрание; правители Новгорода. | Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала. |
47. Русская культура в 12-13 веках. | | Сообщение новых знаний | Раскрыть отличительные черты культуры 12-13 века. | Культура – достижение деятельности людей. | Способствовать развитию познавательных способностей на основе сравнения культурно-исторических памятников. |
48.Повторительно – обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | | Повторительно-обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси 12 века. | | Продолжать учить давать полные, аргументированные ответы, развивать элементы творчества. Тест. |
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями. (10ч.) |
49. Монголо – татары. | | Сообщение новых знаний | Дать сведения о жизни и быте монголо – татар. | Монголо – татары – кочевой народ. | Развивать умения составлять описания условий жизни, вооружения монголо-татар; учить делать выводы. |
50.-51. Нашествие монголо – татар на Русь. | | Комбинированный | Формировать представление о нашествии монголо-татар на Русь. | 1223 г. – первая встреча русских с монголо-татарами. 1237 г.- нашествие на Русь. | Закреплять умения ориентироваться на карте. Умение работать в парах. |
52.Героическая борьба русских людей против монголо-татар. | | Комбинированный | Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо – татарами. | Героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татар от нашествия на Европу. | Продолжать развивать операции сравнения, анализа, последовательного выполнения заданий. |
53.Русь под монголо- татарским игом. | | Комбинированный | Формировать представление, что м.-т. иго было бедствием для завоеванных народов. | Установление господства монголо-татар на Руси. | Развивать умение делать вывод с опорой на факты. Тест. |
54. Рыцари – крестоносцы. | | Комбинированный | Познакомить с вооружением и военным опытом крестоносцев. | Рыцари – крестоносцы, цели завоевателей. | Научить проводить сравнение двух объектов. Задание на сравнение. |
55.Александр Невский и новгородская дружина. | | Сообщение новых знаний | Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца. | Князь А.Невский – новгородский князь. | Составление характеристики исторического деятеля. |
56. Невская битва. | | Комбинированный | Рассказать о борьбе русского народа со шведами в 1240 г. | 1240 г. – Невская битва. Русский полководец А. Невский. | Способствовать развитию памяти, внимания, воображения. Анализ картины. |
57. Ледовое побоище. | | Комбинированный | Показать героическую борьбу русского народа. | 1242 г. – Ледовое побоище. | Тест, составление рассказа по иллюстрации. |
58.Повторение раздела «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить знания о борьбе русского народа за независимость в 13 веке. | | Продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
Раздел 6. Начало объединения Русских земель. (10ч.) |
59. Возвышение Москвы. | | Сообщение новых знаний | Раскрыть причины возвышения Москвы. | Даниил Александрович – первый московский князь. | Развивать умения анализировать, сравнивать. Логическая цепочка, тест. |
60. Московский князь Иван Калита, его успехи. | | Комбинированный | Рассказать о деятельности московского князя. | И.Калита – собиратель русских земель. | Характеристика исторического деятеля, оценка конкр.примеров. |
61. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | | Сообщение новых знаний | Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. | Возрождение и развитие сельского хозяйства – условие для объединения страны. | Способствовать развитию восприятия, внимания в процессе работы с планом. |
62.Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | | Комбинированный | Дать характеристику московскому князю, его деятельности. | Объединение русских земель для освобождения от власти Золотой Орды. | Учить анализировать факты, используя текст и иллюстрации учебника. |
63.Сергий Радонежский. | | Комбинированный | Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского. | С.Радонежский – основатель Троице – Сергиева монастыря. | Оценка поступков исторического деятеля. |
64. Битва на Куликовом поле. | | Сообщение новых знаний | Рассказать о борьбе русского народа за независимость. | 8 сен. 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище. | Развивать умения делать выводы. Тест, выборочное чтение |
65. Значение Куликовской битвы для русского народа. | | Комбинированный | Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси. | Значение Куликовской битвы. | Анализ текста по вопросам. |
66. Иван III. Освобождение от иноземного ига. | | Комбинированный | Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига. | 1480 г. свержение м.-т. ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие. | Тест, установление причинно-следственных связей, оценка события. |
67. Укрепление Московского государства. | | Комбинированный | Определить изменения в экономическом развитии Московского государства. | Российское государство, символы государства – скипетр, держава, венец. | Развивать умение работать в парах, дополнять ответ ученика. |
68.Повторение раздела «Начало объединения русских земель». | | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа, его борьбе за независимость. | | Продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
69.-70. Итоговый урок. | | Обобщение знаний. | Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа. | | Продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
Тема | Дата | Тип урока | Цель | Основные знания | Коррекционная и контролирующая работа |
Раздел 1. Единая Россия (конец XV-начало XVII в.) (12ч.) |
1. Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства Российского при Василии III. | | Комбинированный | Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатичных, военных, организационных способностях. Проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. | ИванIII создал централизованную систему государственного управления. Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын Ивана III. | Анализ картины по вопросам. Умение составлять ответы на вопросы с опорой на текст. |
2.Русская православная церковь в Российском государстве. | | Комбинированный | Рассказать о роли Русской православной церкви в Российском государстве. | Русская православная церковь, помощник Великого князя; митрополит– глава церкви. | Умение делать вывод после предварительного анализа текста. |
3.Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана Грозного. | | Сообщение новых знаний | Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV. Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях для страны. | 1547 г.- венчание на царство. Опричник – дворянин в охране Иване Грозного; цель борьбы – расправа с боярами. | Составление характеристики исторического деятеля. Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией. |
4.Присоединение к Российскому государству Поволжья. Покорение Сибири. | | Комбинированный | Дать обучающимся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья. Раскрыть значение вхождения Западной Сибири в состав России. | Расширение границ Российского государства в 16 веке. Присоединение Западной Сибири в состав России, Ермак Тимофеевич. | Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение. Умение работать с исторической картой, работать самостоятельно с текстовым отрывком. |
5.Москва – столица Российского государства. | | Комбинированный | Доказать, что Москва – центр торговли, ремесла, культуры. | Москва – столица государства Российского, Московский Кремль – памятник русской национальной культуры. | Составление рассказа – описания. |
6.Путешествие А.Никитина в Индию. | | Комбинированный | Рассказать о достижениях русской культуры XV века. | Афанасий Никитин – русский путешественник. | Составление рассказа по опорным словам. |
7.Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | | Комбинированный | Познакомить с творчеством Андрея Рублева, которое проникнуто высоким гуманизмом, национальной гордостью. Рассказать о достижениях русской культуры XV-XVI вв. | Андрей Рублев – иконописец XV века, икона «Троица». Иван Федоров – первопечатник 1564 г.- первое издание книг в России. | Рассказ – описание, словесный штурм. Тест, умение устанавливать причинно – следственные связи. |
8.Правление Бориса Годунова. Смутное время. | | Сообщение новых знаний | Познакомить с причинами перехода царского престола, показать, что годы правления Бориса Годунова открывают смутное время. | Прекращение существования династии Рюриковичей, царь Борис Годунов. Смутное время – борьба за власть в начале XVII века. | Анализ деятельности исторической личности. Умение выделить основные черты исторического события. |
9.Освобождение страны от иноземных захватчиков. Начало правления династии Романовых. | | Комбинированный | Дать сведения о бедственном положении России – семибоярщине. Дать представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых. | Семибоярщина – власть бояр, 1612 г. освобождение страны от иноземных захватчиков. К.Минин – организатор ополчения, Д.Пожарский возглавил войско. 1613 г. – начало правления династии Романовых. | Тест, составление рассказа по опорным словам и иллюстрации. Составление характеристики исторического деятеля. |
10.Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о положении крепостных крестьян, о крестьянской войне XVII века под руководством С. Разина. | Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину; барщина, оброк – повинности крестьян. | Умение анализировать информацию с опорой на план. Тест. |
11. Раскол в русской православной церкви. | | Комбинированный | Раскрыть суть раскола в русской православной церкви. | Раскол в православной церкви, патриарх Никон, староверы – раскольники, Аввакум. | Сравнение фактов с опорой на текст. |
12.Повторительно-обобщающий урок по разделу «Единая Россия». | | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить и обобщить знания о жизни страны в конце XV-начало XVII вв. | | Развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать. |
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII в. (10ч.) |
13. Петра I. Начало Северной войны. | | Сообщение новых знаний | Показать, что правление Петра I ознаменовалось важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни. Показать, что выход в Балтийское море необходим для России; отметить прогрессивный характер Северной войны. | Детство Петра I, 1690 г.- создание Российского флота, поход на Азов. 1700 г.- начало Северной войны, причины Северной войны, 1703 г.- основание Санкт-Петербурга | Оценка деятельности исторической личности. Умение применять в речи словарные слова. |
14. Полтавская битва. Окончание Северной войны. | | Комбинированный | Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания обучающихся причины победы русской армии под Полтавой, показать важность победы в Северной войне. | 1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами, редуты. Гангутское сражение, 1721 г.- окончание Северной войны, значение победы. | Формировать умения сравнивать и делать вывод. Формирование умений обобщать исторические события; выделять главные мысли из текста учебника; работать с исторической картой. |
15.Преобразования Петра I. | | Комбинированный | Создать представление о личности Петра, внешности, характере; на конкретном материале показать деятельность Петра. Рассказать о важных преобразованиях Петра I. | Петр I – первый российский император. Реформа, Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, мануфактура, ярмарка. | Тест, оценка деятельности исторической личности. Установление причинно – следственных связей. |
16.Эпоха дворовых переворотов. | | Комбинированный | Дать представление о дворцовых переворотах. | Последовательность правления царей. | Тест, умение делать вывод после предварительного анализа текста. |
17.Российская Академия наук. Основание первого Российского университета. | | Сообщение новых знаний | Познакомить с деятельностью Михаила Васильевича Ломоносова. Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники. | М.В.Ломоносов – первый русский ученый, Шувалов – покровитель науки. 1755 год - основание Московского университета, 1759 г. – открытие Академии художеств. | Тест, составление характеристики исторической личности. Умение конкретизировать утверждение фактами. |
18. Правление ЕкатериныII. «Золотой век дворянства» | | Сообщение новых знаний | Раскрыть сущность политики Екатерины II. Рассказать о расширении привилегий дворянства. | Время правления Екатерины II- просвещенный абсолютизм. Привилегии дворян. | Умение составлять ответы на вопросы. Тест, анализ текста и синтез с целью обобщения. |
19.Положение крепостных крестьян. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | | Комбинированный | Дать сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II. Показать размах войны, её стихийный характер, причины поражения, историческое значение. | Крепостное право тормозило развитие с/хозяйства и промышленности. 1773-1775 г.г.- крестьянская война под руководством Пугачева. | Тест, соотношение текста и иллюстраций. Развивать умения анализировать события по плану, работать с исторической картой. |
20.Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. | | Сообщение новых знаний | Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье. | 1768-1774 г.,1787- 1791г. –русско-турецкие войны, русские полководцы: Румянцев и Суворов. | Тест, умение формулировать ответ на вопрос с помощью текста. Составление характеристики исторической личности. |
21. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о XVIII в.- эпохе культурного развития. | Расцвет литературы, живописи, скульптуры. | Тест, умение работать с дополнительными источниками. |
22. Повторение раздела «Великие преобразования России в XVIII веке». | | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить и обобщить знания по разделу. | | Собеседование, умение работать в группе. |
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке. (11ч.) |
23. Россия в начале XIX века. Начало Отечественной войны 1812 г. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX века. Дать представление о начальном этапе Отечественной войны. | Российский император Александр I, реформа государственного управления. 24 июня 1812 г.- нашествие Наполеона на Россию. | Тест, умение выделить из текста факты в соответствии с заданием. Описание события по плану, умение работать с исторической картой. |
24. Бородинская битва. Оставление Москвы. | | Комбинированный | Дать представление о бородинском сражении. Подвести обучающихся к пониманию предложения Кутузова на военном совете. | 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, Кутузов – главнокомандующий. Решение военного совета в Филях, 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы. | Умение работать с исторической картой. Умение устанавливать причинно- следственные связи, восстанавливать цепочку событий с опорой на иллюстративный материал. |
25.Завершение Отечественной войны. Дон в Отечественной войне. | | Комбинированный | Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне. Формировать представление о заключительном этапе Отечественной войны. | Помощь партизан, народная война. Декабрь 1812г.- отступление и гибель французской армии, значение победы. | Анализ поступков исторических личностей. Оценка подвига русского народа. |
26. Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. | | Комбинированный | Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период. | Основные направления политики Александра I. | Умение находить факты, подтверждающие утверждение. |
27. Восстание декабристов. Император Николай I. | | Комбинированный | Рассказать о ходе восстания декабристов. Познакомить с личностью императора, основными направлениями его политики. | 14 дек. 1825 г.- восстание декабристов. Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом. | Тест, описание события по плану, умение устанавливать причинно- следственные связи. Умение делать вывод после предварительного анализа. |
28. «Золотой век» русской культуры. | | Сообщение новых знаний | Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века. | Первая половина XIX века – развитие культуры. Великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин. | Тест, установление причинно-следственных связей. Анализ произведений – исторические факты в произведении. |
29. Крымская война 1853 – 1856 г. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о Крымской войне. | 1853 – 1856 г. – Крымская война. 1854- 1855 г. – оборона Севастополя, герои войны – Нахимов, Корнилов. | Продолжать развивать умения работать с исторической картой, устанавливать хронологическую последовательность. Анализ события по плану. |
30. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. | | Комбинированный | Дать общее представление о реформах. Сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г. | Суть реформ. 1861г. – отмена крепостного права, Александр II – царь – освободитель, значение отмены крепостного права. | Тест, оценка событий – реформ. Развивать умения анализировать документы, делать выводы. |
31.Правление Александра III. Появление революционных кружков в России. | | Комбинированный | Дать представление о деятельности Александра III. Дать представление о первых революционных кружках. | Александр III- миротворец. Политика частного предпринимательства, реформы Витте. | Умение объяснить выражение с помощью фактов. Умение делать вывод после предварительного анализа. |
32.Наука и культура во второй половине XIX века. Культура Дона в XIX веке. | | Сообщение новых знаний | Познакомить обучающихся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX в. | Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников. | Учить передавать свои впечатления от восприятия произведений искусства. Оценка событий. |
33. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян XIX века. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о жизни и быте русских купцов. Дать представление о быте простых россиян в XIX веке. | Третьяков, Морозов – русские купцы – меценаты. 1897г.– перепись населения. | Установление причинно-следственных связей. Тест, сравнение обстоятельств с помощью текста-описания. |
34. Повторение раздела «История нашей страны в XIX веке». | | Обобщение и систематизация знаний | Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания по нему. | | Развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать. |
35.Итоговый урок. | | Обобщение и систематизация знаний | Закрепить и обобщить материал по курсу. | | Развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
|
Тема | Дата | Тип урока | Цель | Основные знания | Коррекционная и контролирующая работа. |
1. Введение | | Сообщение новых знаний | Дать общую характеристику России в XX в. | Россия в XX в., современная Россия. | Установление причинно- следственных связей. |
Раздел 1. Россия в начале XX в. (6ч.) |
2. Правление Николая II. Русско – японская война 1904 – 1905 гг. | | Сообщение новых знаний | Дать общую характеристику России во время правления Николая II. Дать общее представление о русско-японской войне. | 1894 г. – начало правления НиколаяII. Русско – японская война 1904 – 1905 г., осада Порт – Артура, Цусимское сражение, итоги войны. | Умение подобрать факты, конкретизирующие утверждение. Тест, анализ события по плану, умение работать с исторической картой. |
3.Первая русская революция и политические партии. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 г. Формировать представление о политических партиях и движениях, возникших в XIX веке. | 1905 – 1907г. – первая русская революция, Кровавое воскресенье, восстание на броненосце «Потемкин», Московское вооруженное восстание. Большевики, меньшевики, кадеты, эсеры. | Развивать умения анализировать исторические события; продолжать работу по формированию умений составлять рассказ по вопросам. Умение делать вывод после предварительного анализа. |
4.Реформы в России после 1905г. | | Комбинированный | Формировать представление об изменениях в политической системе Российской империи. | Манифест 17 октября, государственная дума – выборный законодательный орган. Конституция. | Умение работать с текстом с опорой на вопросы. Установление причинно- следственных связей. |
5.Серебряный век русской культуры. | | Сообщение новых знаний | Формировать представления о сути Серебряного века. | Серебряный век русской культуры – первое десятилетие XX века. | Тест, обогащение словарного запаса. |
6. Россия в первой мировой войне. | | Сообщение новых знаний | Формировать представление о первой мировой войне, об участии в ней России. | Брусилов – талантливый русский генерал, Антанта, Тройственный союз. | Анализ событий с опорой на текст. |
7. Повторение раздела «Россия в начале XX века». | | Систематизация и обобщение знаний | Закрепить и обобщить знания об историческом развитии России с 1900 по 1916 гг. | | Контрольный тест, собеседование. |
Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 г.г. (4ч.) |
8. Революция 1917г. | | Комбинированный | Формировать представление о Февральской революции. Дать общее представление об установлении Советской власти, о формировании советской государственности. | Февраль 1917г., отречение царя Николая II от престола, суть двоевластия. Октябрь 1917г. – Октябрьская революция, захват власти большевиками, Декреты о мире, о войне, о власти. РСФСР. | Анализ события по плану. Умение формулировать ответы на вопросы. Учить выражать свои мысли, суждения на уроке. |
9.Гражданская война в России и на Дону. | | Сообщение новых знаний | Формировать представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России. | 1918г. – начало Гражданской войны, интервенция, красноармеец. Повстанческая армия «зеленых» под руководством Н.И. Махно. | Тест, умение делать вывод после анализа текста. Умение выделять главную мысль в тексте. |
10.Экономическая политика Советской власти. | | Комбинированный | Дать представление об экономической политике Советской власти. | Политика Советской власти – всеобщая трудовая повинность, отмена частной собственности, отмена денег, запрет торговли. | Учить высказывать свое мнение, опираясь на факты; формировать активную гражданскую позицию. |
11.Быт людей в годы революций и Гражданской войны. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о жизни и быте людей в годы революций и гражданской войны. | Черты жизни: беспризорники, безработица, коммунальные квартиры, ликбезы, комсомольцы | Составление рассказа – описания. |
Раздел 3. Советская Россия – СССР в 20-30 гг. XX в. (5ч.) |
12. Новая экономическая политика. Образование СССР. | | Сообщение новых знаний | Объяснить сущность новой экономической политики Советского государства. Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР. | НЭП, продналог, свободная торговля, частная собственность, нарком. 30 декабря 1922 г.- образование СССР. | Тест, выделение фактов, раскрывающих сущность события, описание государства по плану. Формировать активную гражданскую позицию |
13. Индустриализация СССР. | | Сообщение новых знаний | Дать представление об индустриализации в стране. | Индустриализация в СССР, подъем промышленности, пятилетний план, стахановское движение. | Тест, анализ текста с помощью вопросов, умение самостоятельно работать с текстом. |
14.Коллективизация крестьянских хозяйств. | | Комбинированный | Дать представление о проведении коллективизации крестьянского хозяйства в СССР. | 1929 г. – коллективизация крестьянских хозяйств, раскулачивание, колхоз | Тест, подробный пересказ с опорой на вопросы. |
15. Конституция 1936 г. Политическая жизнь страны в 30-е годы. | | Комбинированный | Познакомить с основными положениями Конституции 1936 г. | Конституция, построение социализма, репрессия, сессия | Формировать у обучающихся оценочные суждения о политике правительства; Составление цепочки причинно-следственных связей. |
16.Культура и быт в СССР в 20-30 г.г. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20-30 гг. | Исследования, С.В.Лебедев, М.Шолохов, звуковое кино. | Развивать умения составлять простые, развернутые и аргументированные ответы, делать вывод. |
Раздел 4. СССР во Второй мировой войне 1941-1945 гг. (7ч.) |
17.СССР накануне Второй мировой войны. | | Сообщение новых знаний | Показать положение СССР в мире, в системе международных отношений. Дать общее представление о внешней политике СССР в начале второй мировой войны. | Изменение советской внешней политики; 1939 г. – подписание с Германией договора о ненападении. 1 сен.1939 г.- начало ВОВ, 1939 г.- 1940 г. – советско-финляндская война. | Пересказ близко к тексту по вопросам. Развивать внимание, память, мышление в работе с учебником; Оценка действий государства. |
18.Начало Великой Отечественной войны. | | Сообщение новых знаний | Формировать представление о ходе военных действий в начальный период войны. | 22 июня 1941 г. – начало ВОВ, план «Барбаросса», причины неудач Красной армии в начале войны. | Развивать умения пользоваться картой при изложении исторического материала. Тест. |
19. Труд людей в тылу. | | Комбинированный | Формировать представление о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад. | Эвакуация промышленных предприятий, тыл, броня, автоматы, конструкторское бюро. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей Дорога жизни. | Оценка деятельности народа, подтверждение конкретными фактами. |
20.Коренной перелом в ходе Вов. | | Комбинированный | Дать общее представление о Сталинградской битве. | Лето 1942 г. – февраль 1943 г.- битва под Сталинградом, дом Павлова. | Работа с картой, описание события по вопросам, выборочное чтение. |
21. Битва на Курской дуге. | | Комбинированный | Дать общее представление о ходе Курской битвы. | Июль 1943 г. – Курская битва, 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой | Работа с картой, описание события по вопросам, выборочное чтение. |
22. Окончание Великой Отечественной войны. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о завершившихся сражениях Красной армии в Европе. | Осень 1944 г. – освобождение советской территории, 9 мая 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции | Тест, умение делать выводы после разбора текста. |
23. Повторение раздела «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» | | Систематизация и обобщение знаний | Закрепить и обобщить знания по разделу | | Контрольный тест, собеседование |
Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 гг. (7ч.) |
24. СССР после войны. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о победах СССР в войне, подвигах советского народа. Дать общее представление о развернувшейся борьбе за власть. | Потери СССР в войне, героический подвиг людей, послевоенные трудности. Послевоенная внешняя политика СССР, борьба за власть, «холодная» война. | Тест, подтверждение утверждения конкретными фактами. Умение самостоятельно работать с текстом. |
25.Реформы Н.С. Хрущева. | | Комбинированный | Дать представление об экономической политике Хрущева. | Экономическая политика Хрущева, появление совнархозов, освоение целины, денежная реформа, реабилитация, «оттепель». | Учить понимать действия и поступки людей в прошлом; поддерживать беседу. Тест. |
26. Наука и техника в СССР в 50-60 гг. | | Комбинированный | Дать конкретные сведения о больших успехах в отечественной науке и технике. | Курчатов – создатель атомной бомбы, АЭС, ЭВМ, лайнер, первый телевизор, космос. | Работа с дополнительными источниками информации. |
27. СССР в 70-80гг. Ростовская область в 80-е гг. | | Комбинированный | Дать представление об экономическом и политическом развитии страны в период правления Брежнева. Дать сведения о жизни земляков в 70-80 гг. | Л.И. Брежнев, кризис власти, Конституция СССР 1977 г. | Сравнение временных периодов. Работа с дополнительными источниками информации |
28. Культура и быт советских людей в 70-е – начале 80 годов XX века. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление о жизни и быте советских людей в 70-е – начале 80 годов XX века. Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя» | Достижения науки и техники в быту у советских людей, неравенство в советском обществе. Ужесточение мер против диссидентов; «неофициальное» искусство; подпольная газета «самиздата». | Умение самостоятельно работать с учебником. Формулировать ответы на вопросы. |
29.Реформы М.С. Горбачева. Распад СССР. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е годы XX века. Дать общее представление о политическом развитии страны в 1991 году. | «Перестройка» в экономике, политике; прекращение войны в Афганистане, учреждение поста президента. Учреждение поста президента РСФСР; 19 авг. 1991г.- ГКЧП, Беловежское соглашение, СНГ, 1991 г.- распад СССР. | Тест, раскрытие понятия «перестройка» фактами из текста. Составление рассказа по опорным словам. |
30. Повторение раздела «Советский Союз 1945 – 1991 гг.» | | Систематизация и обобщение знаний | Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии СССР в 1945- 1991 гг. | | Развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
Раздел 6. Новая Россия в 1991 – 2003 гг. (4ч.) |
31.Экономические реформы Б.Н. Ельцина. | | Сообщение новых знаний | Дать общее представление об экономических реформах. Дать представление о государственном управлении после политического кризиса 1993 г. | Самостоятельное установление цен на свою продукцию, приватизация предприятий, создание частных фирм, ваучер. Политический кризис 1993 г., новое политическое устройство страны, герб, гимн, флаг, бизнесмен. | Учить обучающихся анализировать изучаемый материал на основе приемов сравнения; делать вывод после анализа текста. Составление ответов на вопросы. |
32.Развитие науки и культуры в 90 –е годы XX века. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о развитии науки и культуры в 90-е годы XX века. | Возрождение меценатства, восстановление памятников архитектуры, новые средства связи, Интернет. | Оценка деятельности ученых. Формулировать ответы на вопросы. |
33. Современная Россия. Ростовская область на рубеже веков. | | Сообщение новых знаний | Дать представление о реформах при В. В. Путине. Создать представления о событиях современности. | В.В.Путин – второй президент России, образование округов, налоговая реформа, разработка военной и судебной реформ. | Формировать у обучающихся оценочные суждения о политике правительства; Умение самостоятельно работать с текстом. |
34. Повторение раздела «Новая Россия в 1991 – 2002 гг.» | | Систематизация и обобщение знаний | Закрепить и обобщить материал по разделу. | | Развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
35. Итоговый урок | | Систематизация и обобщение знаний | Закрепить и обобщить материал по курсу. | | Умение анализировать и обобщать. |