1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основе следующих документов:
Учтены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса.
История является одним из основных гуманитарных предметов гимназического образования и предполагает воспитание обучающихся, способных учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, работать с различного вида информацией, критически относиться к ней, участвовать в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Рабочая программа по истории для 5а класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5 – 9 класс (2004), Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы и авторской программы С.В. Колпакова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина, С.В. Тырина «Программа по всеобщей истории. 5 – 9 класс».
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю в 5 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.
В 5 классе рассматривается История Древнего мира, в которую включены разделы «Первобытное общество», «Древний Восток», «Древняя Греция и эллинистический мир», «Древний Рим».
При реализации данной программы учителем используется проблемно-диалогический метод обучения, деятельностный подход.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Древний Египет
Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Македонские завоевания в IV в. до н.э Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление.Римское право.
Культурное наследие Древнего Рима.Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Вклад древних цивилизаций в историю человечества.
Тематическое планирование курса «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 класс |
№ урока | ТЕМА | СРЕДСТВА | Планируемые результаты |
Учебник (стр.) | ТПО (стр.) | Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Введение (1 час) |
1 | Что такое история? Счёт лет в истории. Умение решать хронологические задачи. | 8-12 | 4-6 | Представление и применение информации. | Познавательные: решение учебно-исследовательских задач по алгоритму; работа с разными источниками информации. Регулятивные: самооценка и саморегуляция. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетенции. | Формирование понятий о хронологии, умение решать хронологические задачи. |
| Раздел 1. От первобытности к цивилизации (6 часов) |
2 | Древнейшие люди Работа с версиями и оценками. | 14-15 | 5-8 | Уважение к культуре своего и других народов | Познавательные: | Умение работать с версиями и оценками. |
3 | Систематизация информации из различных источников .Появление «человека разумного». | 16-17 | 14-15 | . Уважение к культуре своего и других народов. | | Умение изучать и систематизировать информацию из разных исторических источников |
4 | Рождение религии и искусства Формирование понятий :религия, искусство. | 18-19 | 16-17 | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. | | Овладение целостными представлениями об историческом пути предков, формирование понятий религия и искусство. |
5 | Древние земледельцы и скотоводы. Описание образа жизни и быта. | 20-21 | 18-19 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Способность раскрывать сущность и значение событий, явлений прошлого. |
6 | От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизации. Знание терминологии. | 22-23 | | Представление и применение информации. | | Знание терминологии по теме, составление схемы управления племенем. |
7 | Повторение раздела « От первобытности к цивилизации».. | 24-26 | 20 | Формирование умений анализировать и делать выводы, умение пользоваться различными источниками информации. | | Соотнесение единичных исторических фактов с общими явлениями. |
| Раздел 2. «Древний Восток» (20 часов) |
| Тема 1. «Древнейшие цивилизации Месопотамии» |
8 | Междуречье : рождение цивилизации. Определение местоположения на карте, формирование понятия государство. | 28-29 | | Умение работать в большой группе | . | Умение работать с различными видами карт, умение составлять простейшие схемы. Формирование понятий: государство, монархия, чиновник, ирригация, цивилизация, культура. Умение работать с текстом учебника. |
9 | Культура Шумера . Стратегия смыслового чтения. Выделе -ние понятий: государство, монархия, чиновник. | 30-33 | 24-25 | Контроль процесса и результатов деятельности. | . | Формирование понятий: государство, монархия, чиновник, ирригация, цивилизация, культура. Умение работать с текстом учебника. |
10 | Древний Вавилон. Анализ тек-ста законов Хаммурапи. | 34-35 | | Контроль процесса и результатов деятельности | . | Умение анализировать древние тексты законов Хаммурапи, умение соотносить события и время. |
| Тема2.«Древний Египет» |
11 | Страна на берегах Нила и ее жители. Определять на карте местоположение Египта. | 36-37 | 25-28 | Ориентация на помощь другим, создание условий для децентрации. | | Умение работать с картой, текстом учебника, историческими документами, ТПО. |
12 | Мир пирамид. | 38-39 | | Создание условий для децентрации. | | Умение составлять небольшие сообщения на исторические темы. |
13 | Могущество Древнего Египта. Выявлять причины могущест-.ва Египта. | 40-41 | 28-29 | Создание условий для децентрации | | Формирование представления об эволюции, письменности, умения выявлять причины и следствия исторических событий. Умение видеть общее в язычестве и особенное в религиях различных стран. |
14 | Сравнение религий различных стран. Верования древних египтян. | 42-45 | | Нравственное и эстетическое воспитание | . | Умение видеть общее в язычестве и особенное в религиях различных стран |
| Тема 3. «Восточное Средиземноморье в древности» |
15 | Стратегия смыслового чтения. Финикия страна – мореплавателей. | 46-47 | | Контроль процесса и результатов деятельности. | | Умение выделять главное в тексте; вклад финикийцев в мировую культуру. |
16 | Стратегия смыслового чтения. Древняя Палестина. | 48-49 | | Освоение гуманистических традиций, уважение прав и свобод человека. | | Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников. |
17 | Библейские пророки. Значение перехода к монотеиэму. | 50-51 | | Формирование навыков нравственного поведения. | | Применение исторических знаний в социальной среде, умение проводить исторические параллели между религиями различных стран. |
| Тема 4. «Великие военные империи Ближнего Востока» |
18 | Ассирийская империя. Рассказывать о культуре Древней Ассирии. | 52-53 | | Формирование толерантного отношения к другим культурам. | | Умения работать с картой, характеризовать место, обстоятельства и участников события. |
19 | Нововавилонское царство. Выявление причинно-следственных связей причин падения крупных держав древнего мира. | 54-55 | | Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. | | Умение работать с хронологией, выявлять причины падения крупных держав древнего мира. |
20 | Умение работать с картой, объяснять систему управления Персидской державой. | 56-57 | | Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. | | Умение работать с картой, объяснять систему управления. |
21 | Повторение тем: «Древнейшие цивилизации Месопотамии», «Древний Египет», «Восточное Средиземноморье в древности», «Великие военные империи Ближнего Востока». Итоговое тестирование по теме.. | | 22-25 | Умение работать в группах, ориентация на помощь другим. | | Умение показывать на карте местоположение древнейших государств Востока, раскрывать значение основных понятии по темам, описывать предметы материальной культуры. |
| Тема 5. «Древняя Индия» |
22 | Ранние цивилизации Древней Индии. | 58-59 | | Формирование толерантности к образу жизни и культуре других народов. | | Умение показывать на карте место расположения Индии, характеризовать условия жизни. |
23 | Устройство общества в Древней Индии. | 60-61 | | Умение самостоятельно работать с учебником. | | Умение характеризовать положение представителей различных вари и каст, значение религии в жизни индейцев. |
| Тема 6. «Древний Китай» |
24 | Первые китайские государства. | 62-63 | 30-32 | Понимание культурного многообразия мира | | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. Называть изобретения и достижения древних китайцев, их вклад в мировую культуру. |
25 | Древняя мудрость и изобретения китайцев. | 64-65 | 30-32 | Освоение гуманистических традиций. | | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. Называть изобретения и достижения древних китайцев, их вклад в мировую культуру. |
26 | Цивилизации Древнего Китая | 64-65 | | Освоение гуманистических традиций. | | Умение объяснять значение понятий: империя, конфуцианство, характеризовать занятие и положение населения Древнего Китая. |
27 | Повторение тем: «Древняя Индия», «Древний Китай».. | 66 | | Понимание культурного многообразия мира. | | Умение объяснять понятие «цивилизация, представлять основные особенности цивилизаций Древнего Востока. |
| Раздел 3. «Античность»(40 часов) |
| Тема 1. «Древняя Греция » |
28 | Природа и население Греции. | 70-71 | 46 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира. | | Умение показывать на карте место расположения Греции, характеризовать условия жизни и занятия населения. |
29 | Боги греков. | 72-74 | 46 | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, культурного многообразия мира. | | Умения характеризовать религиозные верования греков, влияние религий на жизнь греческого общества. |
30 | Герои греков. Зпщитта проекта | 74-76 | | Понимание культурного многообразия мира. | | Знание греческой мифологии, пантеона греческих богов. |
31 | Первые государства на Крите | 76-77 | | Понимание культурного многообразия мира. | | Умение рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции, влияние религий на жизнь людей. |
32 | Ахейская Греция | ?8-79 | 48 | Понимание культурного многообразия мира. | | Умения раскрывать понятия: троянская война, дорийское завоевание, Микены. |
33 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 80-81 | 48 | Формирование нравственных качеств. | | Умение рассказывать о событиях, описанных в мифах и преданиях. |
| Тема 2. «Полисы Греции и древнегреческая демократия» |
34 | Возникновение полиса | 82-83 | | Контроль процесса и результата действия. | | Умения раскрывать понятия: полис, демос, аристократ, гоплит, акрополь; умение работать с картой. |
35 | Рождение демократии в Афинах | 86-87 | | Контроль процесса и результата действия. | | Умения раскрывать понятия: ареопаг, архонт, реформы, гражданин, демократия, тирания. Знать смысл реформ Солона. |
36 | Олигархическая Спарта Урок-исследование. | 88-89 | | Умение работать в группах. | | Умение сравнивать государственное устройство Спарты и Афин, видеть особенности жизни Спартанского общества. |
37 | Выявлять причины и последствия Греко-персидских войн. | 90-91 | 47 | Гражданско-патриотическое воспитание. | | Знания хронологических событий греко-персидских войн, причин и итогов войн, умение работать с картой, иллюстрированным материалом. |
38 | Нашествие персидских войск на Элладу | 91-93 | 47-48 | Гражданско-патриотическое воспитание. | | Знания хронологических событий греко-персидских войн, причин и итогов войн, умение работать с картой, иллюстрированным материалом. |
| Тема 3. «Расцвет Греции» |
39 | Афины при Перикле Урок-исследование. | 94-97 | 50(5) | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. | | Уметь характеризовать афинскую демократию при Перикле, объяснять, что значило понятие гражданин. |
40 | Афинский Акрополь Защита проекта по теме «Культура». | 98-100 | 58(5) 62(9) | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества | | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. |
41 | Театр. Трагедии и комедии. Защита проекта «Греческий театр». | 101 | 60(7) | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов. | | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. |
42 | Олимпийские игры Защита проекта «Олимпийские игры в прошлом и настоящем». | 104-105 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Уметь описание произведений различных видов древнегреческого искусства, аргументировать свои оценочные суждения, уметь объяснять, в чем состоял вклад древних греков в мировую культуру. |
43 | Как учили детей в Древней Греции. Рассказывать о том каким было образование в Греции. | 102-103 | | Способность к определению своей позиции и ответственному поведению. | | Уметь рассказывать о развитии науки, образования Древней Греции. |
44 | Повседневная жизнь греков Уметь рассказывать о быте древних греков. | 106-107 | 50(6 зад.) | Способность к определению своей позиции и ответственному поведению. | | Уметь приводить примеры гражданских поступков греков. |
| Тема 4. «Упадок Греции» |
45 | Города Греции подчиняются Македонии | 108-109 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни Демосфена, Филиппа, Александра Македонского. |
46 | Александр Македонский и завоевание Востока | 110-111 | 66(5) | Способность к определению своей позиции к тому или иному историческому событию. | | Уметь составлять исторический портрет Александра Македонского, показывать на карте направление походов, уметь объяснять причины распада державы А. Македонского. |
47 | Восток и Греция после Александра Македонского | 112-113 | | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов, толерантность. | | Уметь раскрывать понятия «эллинизм», называть и описывать памятники культуры этого периода. |
48 | Повторение тем :«Древняя Греция». | 114 | | Понимание культурного многообразия мира, уважение культурных традиций других народов, толерантность | | Уметь высказывать и обосновывать суждения о значении падения Древней Греции. |
|
|
49 | Предшественники римлян | 116-117 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Уметь показывать на карте место расположения древнейших государств Италии, рассказывать об условиях жизни и занятиях населения. |
50 | Рим эпохи царей | 118-119 | | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | | Уметь раскрывать понятия: патриций, плебей, республика, монархия. |
|
51 | Ранняя республика | 120-121 | | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | | Уметь раскрывать понятия: патриций, плебей, республика, монархия, объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике. |
52 | Римская семья, нравы и религия | 122-125 | Учебник 125 | Освоение гуманистических традиций прошлого. | | Уметь характеризовать верования древних жителей Италии, особенности уклада жизни римлян. |
53 | Рим завоевывает Италию | 126-127 | | Овладение целостными представлениями общеисторического пути различных стран Древнего мира. | | Уметь раскрывать понятия: консул, трибун, сенат, диктатор. |
|
54 | Пунические войны | 128-129 | 70(1-7) | Уважение культурных традиций других народов, толерантность | | Знать основные даты в рамках Пунических войн, уметь работать с картой, характеризовать причины и итоги войн. |
55 | Рим превращается в мировую державу | 130-131 | | Освоение гуманистических традиций современного мира, толерантность. | | Уметь использовать карту, знать устройства римской армии; терминологию, связанную с устройством армии, выявлять причины и последствия войн. |
|
56 | Земельные реформы братьев Гракхов | 132-133 | 74(5) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Уметь рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения; характеризовать политическую жизнь, ее участников, основные события, причины реформ Гракхов. |
57 | Рабство в эпоху Поздней республики | 134-135 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Умение рассказывать о положении рабов в Риме, характеризовать личности Спартака, Краса, Помпея. |
58 | Гибель республики | 136-137 | | Осознание своей идентичности как гражданина страны, региональной общности. | | Умение оценивать деятельность различных исторических деятелей, знать хронологию гражданских войн, основную терминологию: республика, гражданская война, триумвират. |
59 | Диктатура Цезаря | 138-139 | 75(6) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | | Умение оценивать роль личности в истории, давать характеристики Цезарю, Цицерону, уметь выявлять причины падения республики, знание терминологии. |
Тема 4. «Возникновение и расцвет Римской империи» |
60 | Рим становится империей | 140-141 | | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | | Знать понятия: император, провинция, гражданская война диктатура, триумвират, отличие империи от республики. |
61 | Преемники Августа | 142-143 | | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | | Умение оценивать личности политиков, последствия установления единовластия. |
62 | Возникновение христианства | 144-147 | | Уважение гуманистических традиций, прав и свобод человека. | | Объяснить предпосылки появления новой религии, уметь рассказать о судьбах первых христиан. |
63 | «Золотой век» римской империи | 148-149 | | Понимание культурного многообразия мира. | | Умение рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме, о вкладе римлян в мировое культурное наследие. |
64 | Римляне в повседневной жизни | 150-151 | | Усвоение социально – нравственного опыта предков | | Умение рассказывать о быте и досуге римлян. |
Тема 5. «Поздняя империя» |
65 | Империя в 3-нач. 4 века | 152-153 | | Усвоение социально – нравственного опыта предков | | Умение выявлять причины ослабления империи: социальные, экономические, политические причины разделения империи на Восточную и Западную. |
66 | Падение Западной Римской империи | 154-155 | 77(10) | Осмысление социально-нравственного опыта предков, уважение прав человека. | | Умение выявлять причины исторического явления, работать с хронологией, знание терминологии: готы, вандалы, великое переселение народов. |
67 | Римское право | | | Осмысление социально-нравственного опыта предков, уважение прав человека. | | Знать о вкладе римлян в современную правовую систему. |
68-69 | Повторение курса истории Древнего Мира.(2 часа) | | Тетрадь – экзаменатор (34-40) Тест №1 | Осмысление социально-нравственного опыта предков. | | Повторение, основных событий из истории Древнего мира. |
70 | Повторение. Итоговый контрольный тест (1 час) | | Тетрадь – экзаменатор (46-53) Тест № 2 | Осмысление социально-нравственного опыта предков. | | Повторение, основных событий из истории Древнего мира |
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории(6 класс).
№ урока | Тема | Средства | Планируемые результаты |
Учебник (стр.) | ТПО (стр.) | Личностные | Предметные | Метапредметные |
| Глава I. «Рождение средневекового мира» | | | | | |
1. | Определение места средневековья. Характеристика источников. Образование германских королевств .Рассмотрение тем проектов. | §.1 стр.10-11 | | Формирование социальных компетенций. | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как основы познания современного общества. | Познавательные: выделять и объединять общие и существенные черты изучаемых явлений. Регулятивные: самооценка, саморегуляция.. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
2. | Христианская церковь. Раннее средневековье. Раскрыть значение причины распространения христианства. | § 2, стр12-13. | | Умение работать в большой группе | Способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа. Формирование понятий : церковь, иерархия, монах, обряд, церковная десятина. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
3. | Византийское тысячелетие. Определение на карте территории соседствующих народов и определить влияние Византии на соседей. | §3, стр. 14-15 | | Освоение гуманистических традиций и ценностей. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. | Знание хронологии и исторических фактов. | Познавательные: решение учебно-познавательных задач. Регулятивные :целеполагание. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования речевых средств для регуляции умствен ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности |
4. | Культура Византии. Характеристика ее места в мировой культуре. | §4, стр. 16-17 | Тесты стр. 5-6 | Освоение гуманистических традиций и ценностей. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. | Рассказывать устно об исторических событиях и их участниках. Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Составлять описание исторических объектов и памятников. | Познавательные: поиск информации из различных источников, использование знаково-символических средств. Регулятивные: самооценка и самореализация. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
5. | Иран V-VII вв. Особенности жизни и местоположение на карте. | §5, стр. 18-19 | | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Умение выявлять особенности развития различных народов. | Познавательные: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Регулятивные: анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Коммуникативные: умение работать в группе и приобретение опыта такой работы |
6. | Возникновение новой религии. Расселение арабов, занятия. Ислам Коран, мусульманин. | §6, стр. 20-21 | | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Умение выявлять особенности развития различных народов. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
7. | Мир ислама. Причины и следствия арабских завоеваний, достижения арабской культуры. | §7, стр. 22-25 | | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Умение выявлять особенности развития различных народов. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
| | | | | | |
8. | Империя Карла Великого. Характеристика личности Карла Великого. Зарождение феодальных отношений. | §8, стр. 26-27 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Формирование понятий: феодал, повинность, оброк, барщина. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
9. | Западная Европа в IX-XI вв. Характеристика основных событий этого периода. Феодальная раздробленность и ее признаки. | §9, стр. 30-33 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Характеристика места, обстоятельств и участников важнейших исторических событий. Феодальная раздробленность и ее признаки. | Познавательные: решение исследовательских задач по алгоритму; работа с различными источниками информации; рассмотрение проблемы с различных точек зрения. Регулятивные: самооценка и саморегуляция. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования речевых средств для регуляции умствен ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности |
10. | Возникновение славянских государств. Выявить характерные особенности формирования различных государств. Оценка исторических событий и личности. | §10, стр. 34-35 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Характеристика места, обстоятельств и участников важнейших исторических событий. Феодальная раздробленность и ее признаки. | Познавательные: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Регулятивные: анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Коммуникативные: умение работать в группе и приобретение опыта такой работы |
11. | Повторительно-обощающий урок. Раннее средневековье. | Стр. 36 | Тестирование по теме | Понимание культурного многообразия мира. | Умение находить причинно-следственные связи, систематизировать информацию. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. |
12. | Зрелое средневековье.
. Сеньоры и вассалы, анализ и объяснение процесса формирования средневековых сословий. | § 11 стр. 38 - 39 | ТПО | Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений
|
Знание особенностей жизни средневековых сословий | Познавательные: решение учебно-познавательных задач. Регулятивные :целеполагание. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования речевых средств для регуляции умствен ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности |
13. | Рыцарство: социальный статус, реконструкция образа жизни | § 12 стр. 40 - 41 | | Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений | Знание особенностей жизни средневековых сословий. Знание понятий феодал вассал, трубадур | Познавательные: поиск информации из различных источников, использование знаково-символических средств. Регулятивные: самооценка и самореализация. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
14. | Крестьянство: феодальная зависимость; повинности, община. Реконструкция образа жизни | § 13 стр. 42 - 43 |
| Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений | Реконструкция условий и образа жизни, занятия людей. Объяснять значение понятий: повинность, натуральное хозяйство, община. Написание эссе. | Познавательные: создание текста с заданной целью и алгоритмом. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничеств.
|
15. | Город: центр ремесла, торговли, культуры; цехи, гильдии , борьба городов и сеньоров, реконструкция быта горожан. Рассмотрение проектов. | § 14 стр . 44 - 47 | | Освоение гуманистических традиций и ценностей предшествующих поколений | Реконструкция условий и образа жизни средневекового города. Объяснять значение понятий: цех, гильдия, ярмарка, шедевр. | Познавательные: практическое освоение основ проектно -исследовательской деятельности. Регулятивные: самоопределение. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | |
16. | Католическая церковь в 11 – 13 веке: ее разделение. Характеристика положения и деятельности церкви в средневековой Европе. | § 15 стр. 48- 51 | | Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений и ответственному поведению в современном обществе | Характеристика исторических фактов , объяснение существенных признаков исторических событий и явлений. | Познавательные: основы читательской компетенции. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече- вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
|
17 | Крестовые походы, оценка их сущности и последствий. Духовно – рыцарские ордена. | §16, стр. 52-55 | | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Оценка сущности крестовых походов и их последствий, чтение исторической карты | Познавательные: поиск информации из различных источников, использование знаково-символических средств. Регулятивные: самооценка и самореализация. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
18 | Франция и Англия, пути объединения. Систематизация материала об образовании централизованных государств. | §17, стр. 56-59 | | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества | Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Объяснять какие силы и почему выступали за сильную власть. | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества |
19. | Священная Римская Империя в XII – XV вв. Работа с печатным текстом. | §18, стр. 60-63 | ТПО | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; осмысление социального - нравственного опыта традиционных поколений. | Характеризовать участников гуситского движения, причины успехов гуситов и последствия гуситских войн, знание хронологии. | Познавательные: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Регулятивные: анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Коммуникативные: умение работать в группе и приобретение опыта такой работы. |
20. | XIV век в истории Европы, причины восстаний Жакерии, восстание У. Тайлера | §19, стр. 64-67 | ТПО | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Выявлять причины восстаний XIV века в Европе, умение изучать и систематизировать информацию | Познавательные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. |
21. | Столетняя война. Представлять характеристики известных исторических личностей | §20, стр. 68-69 | ТПО | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Оценить исторические события и личности участников Столетней войны, ее причины и следствие | Познавательные: поиск информации из различных источников, использование знаково-символических средств. Регулятивные: самооценка и самореализация. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
22. | Торжество королевской власти. Систематизация материала об образовании централизованных государств Урок-исследование. | §21, стр. 70-71 | ТПО | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Систематизировать материал об образовании централизованных государств, объяснять какие силы поддерживали сильную центральную власть | Познавательные: решение учебно-познавательных задач. Регулятивные :целеполагание. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентност |
23. | Византийская империя, причины ее падения | §22, стр. 72-73 | | Понимание культурного многообразия мира | Объяснять причины падения Византийской империи, показывать на карте направления наступления турок. | Познавательные: решение учебно-познавательных задач. Регулятивные :целеполагание. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
24. | Характеристика знаний и образования в зените средневековья | §23, стр. 74-75 | | Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека | Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия, объяснять значения понятий: университет, схоластика, эпох, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение, высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения | Познавательные: поиск информации из различных источников использование знаково-символических средств. Регулятивные: самооценка и самореализация. Коммуникативные: развитие речевой деятельности, при -обретение опыта использования рече -вых средств для регуляции умствен- ной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуниникативной компетентности. |
25. | Время соборов. Романтический и готический стиль. | §24, стр. 76-76 | | Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека |
26. | Культура Западной Европы в XIV-XV вв. Характеризовать представления средневековых европейцев о мире | §25, стр. 25-81 | |
Страны Востока в Средние Века |
27. | Индия. Характеризовать общественное устройство, раздробленность, кастовый строй | §26, стр. 26-27 | ТПО | Понимание культурного многообразия мира, толерантность | Характеризовать место обстоятельств, участников исторических событий на территории | Познавательные: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Регулятивные: анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Коммуникативные: умение работать в группе и приобретение опыта такой работы. |
28. | Китай. Империи, правители и подданные, борьба против завоеваний. Культура Китая | §28, стр. 88-89 | | Характеризовать общественное устройство Китая, отношение власти и подданных |
29-30. | Историческое и культурное наследие Средневековья :.Рассмотрение проектов: «Выдающиеся политики», «Вклад астрологов и алхимиков в развитие науки.» и т.д. | | ТПО | Понимание культурного многообразия мира, толерантность, уважение культуры своих и других народов | Систематизация знаний об исторической эпохе, изучать и обосновывать суждения о значении средних веков для современности. Умение работать с тестами. | Познавательные: практическое освоение основ проектно -исследовательской деятельности. Регулятивные: самоопределение. Коммуникативные: практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. |