Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Программа курса «История Древнего мира» в 5 классе рассчитана на 68 часов, включая уроки повторения, обобщения, контроля и коррекции знаний, которые проводятся согласно рабочей программе и учебному плану школы.
Настоящая рабочая программа по «Истории Древнего мира» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы основного школьного образования по истории, авторской программы Михайловского Ф.А. Календарно-тематический план для 5 класса по истории ориентирован на использование учебника:
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира. 5 класс: учебное издание/ Михайловский Ф.А . – М.: Просвещение, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Капитоновка
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Утверждена приказом
руководителя образовательного
учреждения Боднарюк М.М.
№……..от…………..
Рабочая программа
По истории древнего мира
5 класс
Учитель : Сковородина Анна Валерьевна
Рассмотрено на педагогическом совете
30 августа 2013 года
2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка.
Программа курса «История Древнего мира» в 5 классе рассчитана на 68 часов, включая уроки повторения, обобщения, контроля и коррекции знаний, которые проводятся согласно рабочей программе и учебному плану школы.
Настоящая рабочая программа по «Истории Древнего мира» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы основного школьного образования по истории, авторской программы Михайловского Ф.А. Календарно-тематический план для 5 класса по истории ориентирован на использование учебника:
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира. 5 класс: учебное издание/ Михайловский Ф.А . – М.: Просвещение, 2010.
Цели курса:
Осветить взаимодействие человека с природной окружающей средой в древних обществах;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Охарактеризовать становление идей, которые необходимы в жизни современных граждан (тирания, законы, демократия, моральные нормы, республика, религия);
Раскрыть на конкретных примерах, что каждый народ оставил позитивный след в истории человечества.
- Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ.
- Указать чем отличается древний мир от мира современного.
Методическое обеспечение курса:
УМК: Ф.А.Михайловский. История Древнего мира. Учебник 5 класса основной школы.- М.: Русское слово (2010); рабочая тетрадь по «Истории Древнего мира»; атлас и контурные карты по ИДМ;
Карты и таблицы по ИДМ;
Видеокассеты и СD – диски, слайды, дидактический материал для учащихся;
Энциклопедия «Древний мир» - М.: Эксмо. 2006., «История Древнего мира» - М.: Риджерс Дайджест. 2007.
«Секреты исчезнувших цивилизаций» - М.: Риджерс Дайджест. 2007.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать: даты основных событий, термины; важнейшие достижения культуры и систему ценностей сформировавшихся в Древнем мире; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, читать историческую карту, сравнивать исторические явления, находя сходства и различия.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывать собственные аргументированные суждения об историческом наследии Древнего мира, использовать знания об историческом пути и наследии народов, населявших древние государства в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с карточками. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому планированию и Уставу школы.
критерии оценки учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
ЦОРы :
№60 древний мир и античность
№ 4 история ( электронная библиотека)
№ 416 история древнего мира
№ 390 «Б» история древнего мира
№ 390 «А» история древнего мира
№ 165 История России (большая энциклопедия)
№
урока
Практические работы
Дата проведения
1
«Древнейшие люди»- ответы на вопросы
2
Исторический диктант «Жизнь первобытных людей»
3
Перечень Памятники культуры Древнего Египта
4
К/Р Термины, события, люди «Древний Египет»
5
Лабораторная работа «Создание летописи одной страны»
6
Чему учил мудрец Конфуций.
7
Индийские касты. Заполнение таблицы
8
Олимпийские боги
9
Мини-рассказ «Олмпийские игры в древности
10
Мифы древней Греции- пересказ по выбору учащихся
11
Проверка тетрадей «Александр Македонский»
12
К/Р Термины, события, люди «Древняя Греция»
13
Работа по карте Устройство Римской империи»
14
Мини –сочинение «Восстание Спартака»
15
К/Р Термины, события, люди (Древний Рим)
16
Заключительная контрольная работа
17
«Семь чудес света» - конференция по исследовательским работам учащихся
Список литературы для учителя
Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.
Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005- 304 с.
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302
Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
Древний Восток: сложные вопросы школьной программы / В. Хачатурян, Н. Россель. М.: Чистые пруды, 2005-30 с.
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.
Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: ВЛ
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.
Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.
С.В Колпаков Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год
Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005-191 с.
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
Список литературы для обучающихся
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.
Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-
Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и .возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Примерное содержание программы
Введение (2ч.)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре, Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к про: изводящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторение(1ч.) Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Раздел II. Древний Восток (18 ч.)
Тема 1. Древний Египет (5 ч.)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Повторение (1ч.)
Контроль и кореккция знаний по теме «Жизнь первобытных людей и их открытия».
Тема 2. Западная Азия в древности (7ч.)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильга- меше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст- во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидий- ское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (2 ч.)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (3 ч.)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Контроль и кореккция знаний по темам :»Древний Восток», « Древний Вавилон, Финикия, Палестина и Ассирия».
Раздел III. Древняя Греция (19 ч.)
Тема 1. Древнейшая Греция (3 ч.)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (5 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтей-он. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч.)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (3ч.)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности Афинской демократии Контроль и коррекция знаний по темам: «Древняя Греция», «Македонский завоевания».
.
Раздел IV. Древний Рим (21 ч.)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх— продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезари. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор»
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (7 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч.)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение (2 ч.)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. «Семь чудес света».
Контроль и коррекция знаний по теме «Древний Рим».
Итоговое повторение.
Итоговый контроль знаний по теме «История древнего мира»
Отличие Греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Настенные исторические карты(некоторые карты взаимозаменяемы) I. Древние государства мира. 2. Рост территории государств в древности. 3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия. 4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э,— III в. н. э.). 5. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.). 6. Древняя Греция (V в. до н. э.). 7. Завоевания Александра Македонского в IVв. до н. э. 8. Древняя Италия. 9. Рост Римского государства в период республики и империи. 10. Рост Римского государства в III в. до н. э„ — II в. н. э. 11. Римская республика III— I вв. до н. э. 12. Римская империя I— III вв. н. э. 13. Римская империя IV— Vвв. Падение Западной Римской империи.
Календарно – тематическое планирование
№
Д
а
т
а
Тема урока, раздела
Количество
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
ЦОРы
Региональный компонент
Д/З
1
Введение. Увлекательный мир истории.
1
Урок усвоения новых знаний
История Древнего мира как часть Всеобщей истории.
Вещественные и письменные источники.
Раздел 1: Жизнь первобытных людей и их открытия. ( 7 ч. )
2
Древнейшие люди.
1
Урок усвоения новых знаний
Первобытные люди: хронологические рамки появления, внешний вид. Способность трудиться как способ выживания первобытных людей.
Знать хронологические рамки появления человека разумного.
Уметь работать с учебником, правильно употреблять исторические термины.
№4
РК
3
Родовые общины охотников и собирателей.
1
Комбинированный
Основные занятия человека разумного: охота и собирательство. Появление родовых общин.
Сравнивать и описывать изменения орудий труда и условий жизни, составлять не сложный рассказ по плану.
4
Искусство и религия первобытных людей.
1
Комбинированный
Причины появления религии и искусства. Появление мифов.
Объяснять значение терминов, пересказывать текст учебника, делать не сложные выводы.
№416
РК
5
Возникновение земледелия и скотоводства
1
Комбинированный
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.
Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
РК
6
Появление неравенства и знати.
1
Комбинированный
Изменение орудий труда и условий жизни. Появление неравенства и знати. Вожди и старейшины.
Объяснять значение терминов, пересказывать текст учебника, делать не сложные выводы.
.
7
Счёт лет в истории
1
Урок усвоения новых знаний
Счёт лет в истории. До н. э. и н.э.. Обозначение веков и лет.
Уметь определять и записывать века (римскими) и года (арабскими), знать прямой и обратный счёт времени по ленте времени.
№390 «А»
8
Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Хронологический и терминологический диктант.
Раздел 2: Древний Восток ( 18 ч)
Задания с кратким ответом.
9
Государство на берегах Нила.
1
Урок усвоения новых знаний
Древний Египет: природные условия, население.
Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.
10
Фараоны и пирамиды
1
Комбинированный
Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.
Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
№60
11
Жизнь в Древнем Египте.
1
Комбинированный
Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.
Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы.
12
Завоевания
фараонов.
1
Комбинированный
Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Уметь читать историческую карту; делать выводы.
13
Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Религия древних египтян.
1
Комбинированный
Религия древних египтян. Обожествление фараонов. Храмы и пирамиды. Скульптура, росписи. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника.
РК
14
Контрольная работа по теме «Древний Египет»
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Графическая работа, хронологический и терминологический диктант.
15
Страна двух рек. Древнее Двуречье.
1
Урок усвоения новых знаний
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.
Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ.
№390 «Б»
16
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Древневавилонское царство.
1
Комбинированный
Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве.
Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи.
17
Финикийские мореплаватели.
1
Комбинированный
Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Уметь читать историческую карту; анализировать исторический источник.
РК
18
Древнееврейское
царство. Библейские сказания.
1
Комбинированный
Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.
Уметь читать историческую карту. Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий.
РК
19
Ассирийская держава.
1
Комбинированный
Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство.
Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.
20
Победители Ассирии
1
Комбинированный
Персия. Географическое положение и климатические условия.. Государственная власть, армия, административное деление.
21
Проверочная работа по теме «Древний Вавилон, Финикия, Палестина и Ассирия»
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Графическая работа, хронологический и терминологический диктант.
22
Индия и Китай в древности.
1
Урок усвоения новых знаний
Древняя Индия и Китай: природные условия, население. Религиозные верования. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.
Анализировать исторический источник,
уметь читать историческую карту.
№60
23
Образование державы Маурьев в Индии
1
Комбинированный
Индийские касты.
Религиозные верования. Будда.
Давать самостоятельную оценку явлениям.
24
Объединение Китая.
1
Комбинированный
Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы.
25
Персидская держава «царя царей».
1
Комбинированный
Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий. Состав войска.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
1
Комбинированный
Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.
Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстрации
52
Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов.
1
Комбинированный
Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.
Давать самостоятельную оценку явлениям.
53
Сулла - первый военный диктатор
1
комбинированный
Военная реформа Гая Мария. Войны с Митридатом. Сулла военный диктатор.
Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстрации
54
Восстание Спартака.
1
Комбинированный
Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.
Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации.
№416
РК
.
55
Единовластие Цезаря.
1
Комбинированный
Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.
Пересказывать текст учебника; делать выводы.
№60
РК
56
Почему пала республика.
1
Комбинированный
Поражение сторонников республики.
Давать самостоятельную оценку явлениям.
57
Расцвет и могущество Римской империи. Император Октавиан Август.
1
Комбинированный
Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.
Давать самостоятельную оценку явлениям
58
Цезари Рима.
1
Комбинированный
Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме. Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Сравнивать
исторические явления; делать выводы.
59 - 60
Жизнь в Римской империи
2
Комбинированный
Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.
Давать самостоятельную оценку явлениям.
61
Закат античной цивилизации.
1
Комбинированный
Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.
Уметь читать историческую карту.
62
Христианство. Первые христиане и их учение.
1
Комбинированный
Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.
Пересказывать текст учебника; делать выводы.
№4
РК
63
Римская империя при Диоклетиане и Константине.
1
Комбинированный
Вторжения варваров. Император Диоклетиан и Константин. Признание христианства.
Сравнивать правление двух императоров, исторические явления; делать выводы.
64
Падение Западной Римской империи. Взятие Рима варварами.
1
Комбинированный
Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.
Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы.
65
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний мир»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Участие граждан в управлении государством..
Сравнивать исторические явления; делать выводы.
66
Семь чудес света
1
Урок-путешествие
Семь чудес света
Составление презентаций
№165
67
Итоговое тестирование по курсу «История древнего мира»