Курс истории в 5-м классе для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы Д. А.Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» (М., Просвещение, 2011 г.)
атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2011).
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, рабочая программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.
В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Данный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение анализировать исторические источники.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 5 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: урок-игра, урок-путешествие, театрализованный урок и.т.д.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие Древнего Востока. цивилизаций
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
• Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
• Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
• Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
• Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
• Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.
• При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
№ | Тема урока | Тип урока | Содержательная линия Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата |
РАЗДЕЛ I. Что изучает история(7 ч) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Что изучает история. Источники знаний о прошлом | УОНЗ комбинированный | Что изучает история? Зачем мы изучаем историю? Что изучает история древнего мира? Что такое исторический источник? Виды источников, археология, нумизматика, топография, всеобщая история. | Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | |
2 | Счет лет в истории. «Лента времени» | УОНЗ комбинированный | Годы, века, тысячелетия. Ход времени и способы его измерения. Как считали люди в древности. Современное летоисчисление. Причинные связи между событиями. Историческая память. | Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями«н. э.», «до н. э.», вести счет лет, решать познавательные задачи | Текущий контроль; Фронтальная работа; тематическое творческое задание | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | |
3 | Генеалогия. Происхождение имен и фамилий | комбинированный | Чем занимается наука генеалогия? Как составить древо жизни. История некоторых имён и фамилий | Научатся определять, что такое генеалогия, родословная, древо жизни, поколенная роспись. Получат возможность научиться: использовать различные исторические источники, составлять нисходящую и восходящую генеалогическую таблицу, интервьюировать | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
4 | Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта | УОНЗ комбинированный | Историческая карта. Легенда карты. Топонимика. | Научатся определять, что такое топонимика. Получат возможность научиться получать историческую информацию, работая с исторической картой | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | |
5 | Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика | комбинированный | Особенности современной символики государств | Научатся определять понятия: геральдика, герб. Получат возможность научиться: определять особенности государственной символики | | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Нарисовать герб семьи, знать слова гимна России |
6 | Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. | комбинированный | История российского государства. Россия – многонациональное государство | Научатся определять понятия: всеобщая история. Получат возможность научиться: получать историческую информацию из различных источников | | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
7 | Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история» | УОПЗ | применение знаний и умений | Получат возможность научиться применять полученные знания. | Тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
РАЗДЕЛ II. Жизнь первобытных людей (6 часов) |
8 | Древнейшие люди | УОНЗ | Облик далеких предков. Первое орудие труда. Охота и овладение огнем. Новые понятия: орудия, человеческое стадо, палка- копалка, рубило. | Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | Устные ответы; устные задания; выполнение заданий в рабочей тетради | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
9 | Родовые общины охотников и собирателей | УОНЗ комбинированный | Жизнь в суровых климатических условиях. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел. Родовая община. Новые понятия: остроконечник гарпун, родовая община. | Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов | Работа в парах; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях | Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примерыв качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Подготовить рассказ от лица охотника |
10 | Возникновение искусства и религиозных верований | УОНЗ комбинированный | Пещерная живопись, зарождение религии. Новые понятия: религия, искусство. | Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений Личностные Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
11 | Возникновение земледелия и скотоводства | УОНЗ комбинированный | Мотыжное земледелие. Скотоводство. Обработка глины и ткачество. Племя. Новые понятия: старейшина, племя, производящее и присваивающее хозяйство. | Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
12 | Появление неравенства и знати | УОНЗ комбинированный | Развитие ремесел. Изобретение плуга. Распад родовых общин. Появление неравенства и знати. Новые понятия: неравенство, классы, государство. | Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | Текущий контроль; Фронтальная работа; тематическое творческое задание | Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние Личностные Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | |
13 | Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» | УОНЗ Урок – игра-путешествие | | Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться. работать с контурной картой | Тестовые задания | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивпые: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
РАЗДЕЛ III. Древний Восток. Тема I. Древний Египет (8 часов) |
14 | Государство на берегах Нила | УОНЗ | От первобытности к цивилизации. Сообщение о природных условиях Египта. Объединение Египта. Новые понятия: цивилизация | Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Коммуникативные оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: строят свои взаимоотношения с учетом мнения окружающих; применяют правила делового сотрудничества | |
15 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | УОНЗ комбинированный | Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов. | Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов. | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы; устные задания | Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные Анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | |
16 | Жизнь египетского вельможи | Урок - практикум | Проверочная работа. О гробницах вельмож. Служебные обязанности вельмож. Практический урок: работа с историческим источником (их условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона). | Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ | Работа в парах; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях | Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | |
17 | Военные походы фараонов | комбинированный | Вооружение египетского войска. Походы египетских фараонов. Цели и последствия походов Тутмоса III. Работа с картой уч. стр. 44 | Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг. | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
18 | Религия древних египтян | УОНЗ | Боги и жрецы древних египтян. Мифология Др. Египта. Религия и власть фараона (Книга Мертвых) | Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
19 | Искусство Древнего Египта | УОНЗ Урок - практикум | Практическая групповая работа с историческим источником, отвечая, дети заполняют таблицу. ( гробницы царей Египта, египетские пирамиды, храмы, египетские папирусы). | Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
20 | Письменность и знания древних египтян | УОНЗ | Продолжение практическая групповая работа с историческим источником, отвечая, дети заполняют таблицу. ( гробницы царей Египта, египетские пирамиды, храмы, египетские папирусы). | Научатся определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества | |
21 | Обобщающее повторение по теме «Древний Египет» | УОНЗ | применение знаний и умений | Научатся: определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет» | Тестовые задания | Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
Тема II Передняя Азия (7 часов) |
22 | Древнее Двуречье | УОНЗ комбинированный | Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья. Религия и письменность | Научатся определять термины клинопись, сыновья школы. Получат возможность показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют- цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
23 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | УОНЗ комбинированный | Практический урок. Работа с историческим источником - законами царя Хаммурапи. ( Облик древнего Вавилона, законы Хаммурапи о свободных, рабах, богачах, бедняках). | Научатся определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
24 | Финикийские мореплаватели | УОНЗ комбинированный | Города финикийцев. Географические открытия финикийцев. Древнейший алфавит. | Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |
25 | Библейские сказания | УОНЗ комбинированный | Ветхий завет. Мифы и сказания древних евреев. Заповеди Христа. | Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты | Работа в группах Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
26 | Древнееврейское царство | УОНЗ комбинированный | Библейские предания. Царь Давид и Соломон. Иерусалим. | Научатся: определять термины: праща, жертвенник; объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться работать с исторической картой | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают' положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности | |
27 | Ассирийская держава | УОНЗ | Освоение железа. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала. | Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
28 | Персидская держава «царя царей» | УОНЗ комбинированный | Три великих царства в западной Азии. Персидская держава. | Научатся определять понятие «бессмертные». Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав | Работа в парах; проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | |
Тема III. Индия и Китай (5 часов) |
29 | Природа и люди Древней Индии | УОНЗ | Географическое положение и природные условия Индии. Занятия жителей. Религиозные верования. | Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. Получат возможность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | |
30 | Индийские касты | УОНЗ комбинированный | Миф о происхождении каст. Характеристика каст. (Групповая работа с текстом учебника) | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые. Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
31 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | УОНЗ комбинированный | Природа и география Китая. Конфуций – древнекитайский философ. Учение Конфуция. | Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба. Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция. | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
32 | Первый властелин единого Китая | УОНЗ комбинированный | Объединение Китая. Завоевательные войны. Великая китайская стена. Мифология Китая. | Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди,давать оценку значению китайской культуры | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодей-ствуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | |
33 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток» | УОЗ | применение знаний и умений | Научатся определять изученные термины. Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия | Тестовые задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодей-ствуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания | |
РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (20 часов) ТемаI. Древнейшая Греция (4 часа) |
34 | Греки и критяне | УОНЗ | Природа и местонахождение древней Греции. Миф о Тесее и Минотавре. | Научатсяопределять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
35 | Микены и Троя | УОНЗ комбинированный | Микены. Причины Троянской войны. | Научатсясопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
36 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | УОНЗ комбинированный | Практический урок. Работа с историческим источником. «Илиада» и «Одиссея» Гомера | Научатся:давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность понятьсуть содержания «Илиады» и «Одиссеи», имена главных героев | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |
37 | Религия древних греков | УОНЗ комбинированный | Урок-дискуссия, обсуждение прочитанных мифов | Научатся:определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |
Тема II. Полисы Греции, их борьба с персидскими нашествиями (7 часов) |
38 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | УОНЗ | Древнегреческие полисы. Занятия жителей полисов. Управление полисом | Научатся:определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины. Получат возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
39 | Зарождение демократии в Афинах | УОНЗ комбинированный | Демос восстает против знати. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства, перемены в управлении Афинами. | Научатся:определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | : |
40 | Древняя Спарта | УОНЗ комбинированный | География Спарты. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Воспитание спартанцев. | Научатсяопределять понятия: лаконичность, илоты. Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
41 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | УОНЗ комбинированный | Работа с исторической картой. Причины переселения греков в другие страны. Греческие колонии. Отношения греков со скифами. | Научатсяопределять понятия: пираты, колонии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные:планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
42 | Олимпийские игры в древности | УОНЗ комбинированный | Первые олимпийские игры. Пять незабываемых дней. Победители олимпийских игр. | Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные:планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | |
43-44 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу | УОНЗ | Угроза порабощения греков. Марафонская битва. Причины победы греков. Подготовка Эллинов к новой войне. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные:выявляют особенности и признаки побед древних греков. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
Тема III. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов) |
45 | В гаванях афинского порта Пирей | УОНЗ | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. | Научатсяопределять термины: верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: расширяют имеющиеся знания и представления о греческих городах. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | |
46 | В городе богини Афины | УОНЗ | Район Керамик. Агора – сердце Афин. Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы, особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. | Научатсяопределять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Получат возможность научиться давать описание города и его главных достопримечательностей | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
47 | В афинских школах и гимнасиях | УОНЗ комбинированный | Групповая работа по карточкам. Занятия в школе. Палестра. Древнегреческий театр. Комедии и трагедии. | Научатсяопределять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | |
48 | В театре Диониса | УОНЗ комбинированный | Древнегреческий театр. Комедии и трагедии. | Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
49 | Афинская демократия при Перикле | УОНЗ | Управление государством при Перикле. Перикл. Афинская демократия в V в. до.н.э. Народное собрание. Совет пятисот, функции совета. | Научатся определять термины: народное собрание, остракизм. Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | |
Тема IV. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4часа) |
50 | Города Эллады подчиняются Македонии | УОНЗ | Потеря Грецией независимости. Приход к власти А. Македонского. | Научатсяопределять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии. Получат возможность научиться работать с исторической картой | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
51 | Поход Александра Македонского на Восток | УОНЗ | Работа с исторической картой. Победы А. Македонского. Гибель Персии. | Научатсяназывать битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |
52 | В Александрии Египетской | УОНЗ комбинированный | В Александрийском порту. На улицах и площадях города. Распад державы А. Македонского. | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг Друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | |
53 | Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция» | УОЗ | применение знаний и умений | Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древня Греция». Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры | Тестовые задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | |
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (15часов) Тема I. Рим: от возникновения до установления господства над Италией (6 часов) |
54 | Древнейший Рим | УОНЗ | Легенда об основании Рима. Занятия жителей Рима. Управление в Риме. | Научатсяопределять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | |
55 | Завоевание Римом Италии | УОНЗ комбинированный | Управление республикой. Римское войско. Господство Рима над Италией. Устройство римской республики. | Научатсяопределять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
56 | Устройство Римской республики | УОНЗ комбинированный | Римские должностные лица, римское право | Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника. Получат возможность научиться: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской империи | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | |
57 | Вторая война Рима с Карфагеном | УОНЗ комбинированный | Причины и характер второй Пунической войны. Ганнибал. Итоги войны. | Научатсяопределять термины: пуны, ворон. Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | |
58 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | УОНЗ | Покорение Македонии, Сирии, Египта. Разрушение Коринфа и Карфагена. Итоги завоеваний. | Научатся определять термины: триумф, император, провинция.Получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран. | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: прини- мают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
59 | Рабство в Древнем Риме | УОНЗ комбинированный | Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры, понятия «амфитеатр», «гладиатор». | Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | |
Тема II. Гражданские войны в Риме (3 часа) |
58 | Земельный закон братьев Гракхов | УОНЗ комбинированный | Причины гражданской войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Характеристика Тиберия и Гая Гракхов. | Научатсяопределять понятие «гражданская война». Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | |
60 | Восстание Спартака | УОНЗ комбинированный | Работа с исторической картой. Причины восстания. Ход восстания. Причины восстания. Личность Спартака. | Научатсяопределять понятие «восстание». Получат возможность научиться называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | |
62 | Единовластие Цезаря | УОНЗ комбинированный | Личность Цезаря. Приход Цезаря к власти. Гибель Цезаря. | Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |
Тема III. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
63 | Установление империи | УОНЗ комбинированный | Обстановка в стране после смерти Цезаря. Борьба Антония и Октавиана. Установление империи | Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя. Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | |
64 | Знаменитые императоры (в Риме при императоре Нероне. Правление Траяна) | УОНЗ комбинированный | Деятельность императора Нерона. Оценка деятельности Нерона. | Научатсяопределять основные черты правления Нерона. Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императора Траяна | Текущий тематический контроль, практические тематические и творческие задания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
65 | Первые христиане и их учение | УОНЗ комбинированный | Появление христианства. Жизнь и учения Иисуса Христа. Христианская церковь. | Научатся определять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возможность научиться рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность. | |
66 | Расцвет Римской империи во II веке. | УОНЗ комбинированный | Рим при императоре Трояне. Жизнь в Римской Империи. | Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получат возможность научиться: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |
67 | «Вечный город» и его жители. | УОНЗ | Рим при императоре Трояне. Жизнь в Римской Империи. | Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры | Работа с индивидуальными карточками; Устные ответы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в раз витии успешной деятельности своего класса | |
Тема IV. Падение Западной Римской империи (1 час) |
68 | Римская империя при Константине. Соседи Римской империи. Взятие Рима варварами | УОНЗ комбинированный | Деятельность императора Константина. Перемены в положении христиан. Перенесение столицы. Практический урок. Работа с историческим источником. Римляне и варвары. Падение Западной Римской Империи. | Научатся:определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника | Фронтальная работа в парах; работа с исторической картой. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | |
69-70 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» | УОЗ | применение знаний и умений | Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; Получат возможность уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории | Тестовые задания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | |