Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся ученым, мыслителем, философом, математиком, астрологом, теоретиком музыки Аль-Фараби ( 870-950 г.г). Родился он в семье военачальника тархана из кыпчакского рода в местности Фараб (арабское название г.Отрара). В детстве, также как все дети, играл со своими сверстниками, купался в водах реки Арысь, учился конной езде. Но уже тогда он отличался от других детей чрезвычайной любознательностью, старательностью, уникальными способностями. Учиться Аль-Фараби начал в медресе в городе Отраре, а затем продолжил свое образование в городах Шаш, Самарканд, Бухара, а также в ряде других городов Ближнего и Среднего Востока ( Мерв, Хорран, Александрия, Каир, Дамаск, Багдад). Многие годы жизни ученый провел в Багдаде, который являлся политическим и культурным центром Востока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: 1. Создание условий для формирования представлений о вкладе Аль Фараби в развитие науки;
2. развитие исторического мировоззрения;
3. воспитание трудолюбия.
Оборудование: интерактивная презентация , учебник, рабочая тетрадь Метод обучения: интерактивный Тип урока: изучение нового материала 1. Вводно-мотивационная часть. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление. 4. Итоги урока.
Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся ученым, мыслителем, философом, математиком, астрологом, теоретиком музыки Аль-Фараби ( 870-950 г.г). Родился он в семье военачальника тархана из кыпчакского рода в местности Фараб (арабское название г.Отрара). В детстве, также как все дети, играл со своими сверстниками, купался в водах реки Арысь, учился конной езде. Но уже тогда он отличался от других детей чрезвычайной любознательностью, старательностью, уникальными способностями. Учиться Аль-Фараби начал в медресе в городе Отраре, а затем продолжил свое образование в городах Шаш, Самарканд, Бухара, а также в ряде других городов Ближнего и Среднего Востока ( Мерв, Хорран, Александрия, Каир, Дамаск, Багдад). Многие годы жизни ученый провел в Багдаде, который являлся политическим и культурным центром Востока.
Второй учитель после Аристотеля. Рассказывают, что однажды один из близких людей отдал Аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби начал их листать и очень увлекся этим. Увлечение научными идеями Аристотеля Аль-Фараби сохранил на всю жизнь.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими , но не знал арабского. К концу жизни он владел 70-ю языками. Первые годы жизни Аль-Фараби в Дамаске не была легкими. Рассказывают , что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943—967), который помогал талантливым и передовым людям своего времени.
Живя в Багдаде Аль-Фараби начал заниматься различными науками. Он пошел в ученики к наиболее популярному в те времена ученому- мыслителю Абу-Бишр Матта Бен- Йунису. Со слов учителя он записал комментарии к трудам Аристотеля по логике и еще больше погрузился в изучение наследия Аристотеля. За энциклопедические знания, огромный вклад в развитее науки и культуры стран Востока и Запада Аль-Фараби получает звание « второго учителя» мира после Аристотеля.
Многочисленные труды Аль-Фараби по философии, математике, физике, медицине, логике, этике, географии. Аль-Фараби написал 150 трудов по различным отраслям наука. В работе « Книга о классификации и определении наук», которую сокращенно называют « Ихсо аль - улум» Аль- Фараби дает собственную классификацию наук. Все науки он разделяет на 5 видов: наука о языках, логика, математика, физика и метафизика и гражданские науки. Занимаясь наукой, Аль-Фараби часто посещал известные в те времена библиотеки, в том числе он побывал в знаменитой Александрийской библиотеке. Аль-Фараби не разделял исламскую религию и науку, и призывал постигать их и развивать одновременно. Основные сочинения, которые прославили имя Аль Фараби: «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук, «Большая книга о музыке».
Аль - Фараби был также универсальным музыкантом: он играл на различных инструментах, пел, сочинял песни и Кюи и сам был умелым мастером изготовления музыкальных инструментов. Свою любовь к музыке он изложил в труде « Великая книга музыки».
Строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби. В Сирии, где он умер и похоронен, великому ученому Аль Фараби установлен памятник на территории историко-культурного центра. В столице Сирии – городе Дамаске создан историко-культурный центр Аль -Фараби, занимающийся изучением наследия великого ученого. Рукописи Аль - Фараби находятся во многих библиотеках мира. Наши казахстанские ученые тоже вносят свой вклад в развитие фарабиеведения( изучения наследия Аль –Фараби), в Казахстане издано много книг Аль-Фараби на казахском и русском языках.
Закрепление
Заполнить таблицу: Классификация наук по Аль Фараби (наука о языках, логика, физика и метафизика, математика, гражданские науки).