Урок Мудрецы Востока разработан для учащихся 5 классса по предмету история Казахстана. Урок соответствует общеобразовательной программе по курсу историии Казахстана для 5 класса. Урок направлен на формирование у учащихся знаний о развитии науки в средневековом Казахстане, а именно для того чтобы учащиеся познакомились с выдующимися учеными Востока Абу Насыр Аль-Фараби и Юсуфом Баласагуни, их научной деятельностью, а также смогли оценить их вклад в развитие мировой науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мудрецы Востока-Аль-Фараби и Ю.Баласагуни »
ГУ «Алтынсаринская основная школа» отдела образования акимата Костанайского района
Разработка урока в 5 классе по теме
«Мудрецы Востока»
Подготовила: Михалькова И.А.
учитель I квалификационной
категории
п.Алтынсарино,2014 г.
Тема урока «Мудрецы Востока»
5 класс
Урок № 9
Цель: знакомство учащихся с культурным наследием выдающихся средневековых ученых казахского народа и внесение их неоценимого вклада в сокровищницу мировой культуры.
Задачи:
образовательная: формирование учебно - познавательной компетенции- способствовать формированию у учащихся знания о развитии научных знаний на Востоке, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей науки, - литературы и образования средневекового Казахстана;
развивающая:: формирование информационной компетенции - способствовать развитию памяти, мышления, воображения , умения при помощи дополнительных информационных средств самостоятельно искать, анализировать и отбирать, сохранять необходимую информацию, передавать;
воспитательная: формирование общекультурных компетенций: способствовать воспитанию у учащихся интереса к прошлому страны, патриотизма, национального самосознания, пробудить интерес к культуре, достижениям народов IX-XIIIвв. в области науки, образования, образования.
Ожидаемый результат: Учащиеся сформируют представления о деятелях науки и образования IХ-ХШвв. Будут уметь самостоятельно анализировать, отбирать и сохранять необходимую информацию, передавать ее.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, творческий, репродуктивный.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: проектор, карта, маршрутные листы.
Эпиграф к уроку:
«.. .дух, духовная жизнь отличает
человека от других живых существ.
Человек, его дух и культура – венец
и цель мироздания» Г.П. Федоров.
Ход урока:
Организационный момент: (4 мин)
– Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Много уроков мы с вами говорили на очень серьезные темы - это образование, развитие, распад племенных союзов, государств. Однако в жизни каждого народа, кроме испытаний, борьбы, достижений имеется место и для духовной жизни. Цитата урока: «.. .дух, духовная жизнь отличает человека от других живых существ. Прочитав название темы урока, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок! Внимание! Посмотрите на экран.
Сообщение темы и цели урока . Знакомы ли вы с этими людьми? (демонстрируются портреты. Учащиеся должны -знать- Аль Фараби, Кашгари, Баласагуни и т.д.) Вывод: Некоторые ребята знакомы с отдельными деятелями культуры Х-ХШ вв., нo есть и белые пятна и пробелы в знаниях по культуре этого периода. Поэтому цель нашего урока - познакомиться подробнее с жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы, науки, с теми, кто является создателями культурного наследия IХ-ХШ вв., с теми, кто внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.
На прежде чем мы начнем изучение новой темы мы прежде вспомним что мы изучали ранее.
Опрос домашнего задания. (10 баллов за правильные ответы) (7 мин)
Кластер – составьте кластер по теме «Древние тюрки»
Второе задание-письменное: нанесите на контурную Казахстана территорию расселения древних тюрков, отметьте столицу тюркского государства.
И так, мы с вами вспомнили что мы изучали ранее, ну а теперь пришло время пополнить наш сосуд с знаниями новым интересным материалом.
Изучение нового материала:
Работа с экспертными листами (15 мин)(10 баллов) –ребятам раздаются экспертные листы с текстом. В котором содержится основной материал по изучаемой теме. Учащиеся в течении 3минут должны ознакомится с текстом. Затем на столах у учащихся заранее приготовлены вопросы, после ознакомления с текстом, ребята должны ответить на вопросы, подчеркивая правильные ответы по тексту. Затем проверка выполненного задания с использованием заранее приготовленной презентации с правильными ответами.
Текст.
Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 году в г. Отраре (Фараб) в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Первоначально он получил образование у себя на родине на кыпчакском языке. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане,Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов в неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад, переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежит более 150 трудов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука.
Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма "Кутадгубилик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства СатукБогра хана на тюркском языке.. Отец Юсуфа был известным музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза "ДардиХусани". Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов. Выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Около 1069 года Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя.Ю. Баласагуни подарил свою книгу кагану Сулейману Арслану. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех тех, кто владел грамотой.За свой труд Ю. Баласагуни получил титул Великий везирь.
Аль-Фараби родился в городе:__________________________
Другое название Фараба:______________________
Отец Аль-Фараби был________________________
На каком языке аль-Фараби получил образование:_________
Количество трудов аль-Фараби:_________________
Аль-Фараби называли «вторым учителем» после:_________
Главный труд Юсуфа Баласагуни:______________
На каком языке написано «Благодатное знание»:____________
Баласагуни подарил свою книгу:_________________
За свой труд Баласагуни получил титул:____________________
Доклады учащихся (10 мин.)
Кто же такие Аль-Фараби и Ю. Баласагуни? – исторические портреты
Закрепление:
Посмотрите на экран, перед вами портреты исторических личностей и иллюстрации связанные с их деятельностью. Вы должны будете прослушав вопрос, соотнести их с иллюстрацией или портретом..
Портреты (5 мин)
Аль-Фараби
Кудадгу билик
Отрар
Ю.Баласагуни
Багдат
Караханиды .
Последовательность диктовки. (2 балла за правильный ответ)
1. Кого называют «Второй учитель» после Аристотеля? Аль-Фараби
2. Как называется труд Ю. Баласагуни? Кудадгу билик
3. В каком городе родился Аль-Фараби? Отрар
4. Кто был удостоен звания «Велики везирь»? Ю. Баласагуни
5. В каком городе Аль-Фараби провел долгие году своей жизни? Багдаде
6. Ю.Баласагуни побывал во всех научных и литературных центрах какого государства? Караханидов
Физминутка: «Это ты, это я, это все мои друзья!»
После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»
Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?
Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?
Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих оберегать?
Рефлексия: по завершению урока учащимся предлогается дать оценку урока по средством смайликов и отобразить их на экране настроения.
Итог урока: Выставление оценок (с комментарием). (4 мин)
-На сегодняшнем занятии мы познакомились с выдающимися личностями науки и культуры средневекового Казахстана, которые внесли вклад не только в культуру и науку нашей страны, но и во всю мировую цивилизацию. Развитие духовности, науки ведет людей к благоразумию, созиданию толерантности, ну и конечно является залогом стабильного, единого, процветающего государства.
.
Домашнее задание.
Параграф 20 Творческое задание – составьте словесный портрет Аль-Фараби и Ю.Баласагуни.
Приложение уроку
Опрос домашнего задания
Класстер
Приложение уроку
Опрос домашнего задания
Класстер
Текст
Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 году в г. Отраре (Фараб) в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Первоначально он получил образование у себя на родине на кыпчакском языке. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане,Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад, переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежит более 150 трудов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука.
Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма "Кутадгубилик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства СатукБогра хана на тюркском языке. Отец Юсуфа был известным музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза "ДардиХусани". Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов. Выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Около 1069 года Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя.Ю. Баласагуни подарил свою книгу кагану Сулейману Арслану. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех тех, кто владел грамотой.За свой труд Ю. Баласагуни получил титул Великий везирь.
2.Вопросы к тексту
Аль-Фараби родился в городе:__________________________
Другое название Фараба:______________________
Отец Аль-Фараби был________________________
На каком языке аль-Фараби получил образование:_________
Количество трудов аль-Фараби:_________________
Аль-Фараби называли «вторым учителем» после:_________
Главный труд Юсуфа Баласагуни:______________
На каком языке написано «Благодатное знание»:____________
Баласагуни подарил свою книгу:_________________
За свой труд Баласагуни получил титул:____________________
2.Вопросы к тексту
Аль-Фараби родился в городе:__________________________
Другое название Фараба:______________________
Отец Аль-Фараби был________________________
На каком языке аль-Фараби получил образование:_________
Количество трудов аль-Фараби:_________________
Аль-Фараби называли «вторым учителем» после:_________
Главный труд Юсуфа Баласагуни:______________
На каком языке написано «Благодатное знание»:____________
Баласагуни подарил свою книгу:_________________
За свой труд Баласагуни получил титул:____________________
Закрепление
Соотнесите портреты и иллюстрации с заданным вопросом