Программа по истории России составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. История России 5-9 классы ; М. Просвещение 2016год. Предметная линия учебников А.В. Торкунова; М. Просвещение 2016год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТП по истории 6 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«История»
6-ые классы
на 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану:
Всего: 68 часов; в неделю: 2 часа
Плановых контрольных работ __4____
Планирование составлено на основе: Примерные программы по учебным предметам. История России 5 – 9 классы; М. Просвещение, 2016 год.
Предметная линия учебников А.В. Торкунова; М. Просвещение, 2016год
Учебно – методический комплекс История России; Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов П.С. Стефанович и др.;
М. Просвещение,2016 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- навыки обсуждения и оценивания своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- уважительного отношения к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- познавательного интереса к прошлому своей Родины;
- расширения опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
- использовать современные источники информации ,материалы на электронных носителях;
- находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
строить логическое рассуждение и делать выводы;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, организовывать свой труд в классе и дома;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приёмы решения поставленных задач;
- обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- определять исторические процессы, события во времени, применять основные хронологические понятия и термины (эра, тысячелетие, век);
- устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии;
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- овладевать элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
-использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
- излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
- описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влиянием на жизнь человека;
- высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информацию о событиях и явлениях прошлого;
- анализировать информацию, содержащуюся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. 15и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
- использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
- различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
- систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
- искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России
Содержание учебного предмета «История Средних веков»
Содержание учебного предмета
Количество учебных часов
Форма организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
Глава I. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.)
4ч
Введение. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках
1 ч
Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.
Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков
Изучить историческую карту мира Средневековья
Христианская церковь и раннее Средневековье
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать перемещения племен времени Великого переселения.
Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.
Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.
Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король»
Возникновение и распад империи Карла Великого
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Называть последовательно причины падения Западной Римской империи
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела.
Стартовая проверочная работа
1ч
контрольный урок
Проверка предметных знаний, умений, навыков, умений решать практические задачи
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии.
Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках
2ч
Византия – государственное устройство и культура
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Образование славянских государств
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава III. Арабы в VI-XI вв.
2ч
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Культура стран халифата
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава IV. Феодалы и крестьяне
2ч
Средневековая деревня и ее обитатели
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
В рыцарском замке
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2ч
Формирование средневековых городов. Городское ремесло
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава VI. Католическая церковь
2ч
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
Крестовые походы
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе
7ч
Объединение Франции
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Что англичане считают началом своих свобод
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
Столетняя война
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах.
Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военномпротивостоянии сторон.
Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции
1ч
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
Германия и Италия в XII- XV веках
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
Расцвет итальянских городов
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Показывать на карте городские феодальные республики Италии.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи
Глава VIII. Славянские государства и Византия
2ч
Гуситское движение в Чехии
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками - османами Балканского полуострова
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава IX. Культура Западной Европы
2ч
Образование и философия, литература, искусство
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
2ч
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Характеризовать религию индийцев — индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет ресурсов.
Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Итоговое повторение по курсу «Средние века»
1ч
урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Контрольная работа (тестирование)
1ч
контрольный урок
Содержание учебного предмета «История России»
Содержание учебного предмета
Количество учебных часов
Форма организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
Наша Родина — Россия
1 ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на карте расселение языковых семей.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Называть основные группы языков.
Тема I.
Народы и государства
на территории нашей страны в древности
5ч
Давать определение исторической науки. Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности
Древние люди и их стоянки
на территории современной России
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Показывать на карте расселение первых скотоводов, земледельцев и ремесленников.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры занятий скотоводов, земледельцев и ремесленников
Образование первых государств
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Рассказывать о системе управления государством, о собственности на землю.
Культурное пространство
Европы и культура Древней Руси
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II
1ч
уроки обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XIIв.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Контрольное тестирование
1ч
контрольный урок
Систематизировать знания о родном крае
Характеризовать общие черты и особенности развития родного края.
Высказывать суждения о значении наследия культуры родного края для современного общества.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности
Владимиро-Суздальское княжество
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.
Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
Новгородская республика
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.
Южные и юго-западные русские княжества
1ч
урок решения практической, проектной задачи
Раскрывать смысл понятий: князь, боярин; Показывать на карте территории; Характеризовать особенности географического положения и социально- политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко- Волынского княжеств; Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств)
Повторительно-обобщающий урок по теме III
1ч
уроки обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности.
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.
10ч
Монгольская империя и изменение политической картины мира
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины изменения политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».
Литовское государство и Русь
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище».
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.
1ч
урок применения предметных знаний, умений, навыков
Систематизировать знания о культуре России
Характеризовать общие черты и особенности культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.
Высказывать суждения о значении наследия культуры для современного общества.
Контрольное тестирование
1ч
контрольный урок
Повторительно-обобщающий урок по теме IV
1ч
уроки обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Систематизировать исторический материал о народах и государствах на территории нашей страны в середине 13 – 14 веков.
Выполнять тестовые контрольные
задания.
Тема V. Формирование единого Русского государства
8ч
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте рост территории русских земель 15 века.
Объяснять причины и последствия централизации русских земель.
Московское княжество в первой половине
XV в.
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
Распад Золотой Орды и его последствия
1ч
урок применения предметных знаний, умений, навыков
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Объяснять значение создания единого Русского государства.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
1ч
урок первичного предъявления новых знаний
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.