Просмотр содержимого документа
«Краеведение Рязанского края»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа рассчитана на 34 часа.
Ожидаемые результаты работы кружка .
Изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые требования к отечественной системе дополнительного образования, усилению ее воспитательной функции, формированию гражданственности.
Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками истории своей малой Родины, на воспитание патриотизма.
Важную роль в реализации плана кружка призван сыграть деятельный подход, предусматривающий активное участие учащихся в сборе материала, подготовку ими сообщений по разделам курса, экскурсии в Рязанский Кремль
Предлагаема программа предназначена для учащихся 5-6 классов. Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета и истории культуры родного края. Наряду с уроками, как с основной формой педагогического процесса важное значение имеет и внеклассная работа . Использование краеведческого материала на уроках опирается с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу , а с – другой находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие. Одной из форм внеклассной работы является историко-краеведческий кружок . Кружок есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы . Прочная постановка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком. Он является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроке. Он дает возможность организовать систематические знания по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Особое внимание уделяю выбору тематики, определению источников и планированию. На определенном этапе начинаем переходить к элементам исследовательской работы . Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности. Одним из методов работы историко-краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выберет тему и самостоятельно будет работать над ней. В конечном итоге каждый из учащихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы . По мере работы , буду стараться постепенно развивать интересы учащихся к занятиям в кружке, пытаться разнообразить методы и приемы работы , сочетаем теоретические и практические занятия: за лекцией следует экскурсия, просмотр видеофильма, прослушивание и обсуждение докладов и рефератов, выступления в школе и другие формы. В процессе работы нашего кружка накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале, разработок, по проведению вечеров.
2. Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы
– формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
В соответствии с поставленной целью воспитательная система решает задачи:
создание условий для самоопределения и самореализации;
формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
воспитание качеств, присущих:
гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
Цели внеурочной деятельности
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Задачи внеурочной деятельности
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложому).
Цели работы с классом
Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.
Задачи работы с классом
Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.
Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.
Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).
Цель программы :
1. Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.
2.Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
3.Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.
4.Воспитание уважения к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам вооружённых конфликтов, мастерам и мастерицам родного края, окружающим.
5. Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края.
Задачи: 1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка. 2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения. 3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений. 4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся
№ Урока
Тема урока, раздела
Кол-во часов
Планируемые результаты
Тип урока
1.
Вводный урок. Из глубины тысячетилетий
1
Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества.
Комбинированный. Изучение нового.
2.
Славянская колонизация среднего течения Оки
1
Формирование представление об истории заселения территории Рязани.
Комбинированный. Изучение нового.
3.
Образование Рязанского княжества. Основание Переяславля-Рязанского
1
Формирование представление об истории основания Рязанского княжества.
Комбинированный. Изучение нового.
4.
Монголо-татарское нашествие
1
Изучение борьбы Рязани с захватчиками.
Комбинированный. Изучение нового.
5.
Превращение Переяславля-Рязанского в центр Рязанского княжества
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанского княжества.
Комбинированный. Изучение нового.
6.
Великий князь Рязанский Олег Иванович и расцвет Рязанской земли
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанского княжества.
Комбинированный. Изучение нового.
8.
Упадок Рязанского княжества в XV веке. Зарождение казачества
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанского княжества.
Комбинированный. Изучение нового.
9.
Вхождение Рязанского княжества и его столицы в состав единого Российского государства
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанского княжества.
Комбинированный. Изучение нового.
10.
Эпоха Ивана Грозного
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанской земли.
Комбинированный. Изучение нового.
11.
Смута и наш город
1
Изучение вклада Рязанской земли в преодолении последствий смуты.
Комбинированный. Изучение нового.
12.
Переяславль-Рязанский в XVII веке
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанской земли.
Комбинированный. Изучение нового.
13.
Религиозная жизнь нашего города
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанской земли.
Комбинированный. Изучение нового.
14.
Переяславль-Рязанский в первой половине XVIII века
1
Изучение истории дальнейшего развития Рязанской земли.
Комбинированный. Изучение нового.
15.
«Век Екатерины» и Рязань. Образование губернии.
1
Рязань в период «золотого века»
Комбинированный. Изучение нового.
16.
Культурная жизнь нашего города во второй половине XVIII века
1
Изучение культуры Рязанского края.
Комбинированный. Изучение нового.
17.
Отечественная война 1812 года и Рязань
1
Рязань и Отечественна война.
Комбинированный. Изучение нового.
18.
Власть, реформы и оппозиция в первой половине XIX века
1
Политическая жизнь Рязанского края в первой пол 19 века.
Комбинированный. Изучение нового.
19.
Культурная жизнь города в первой половине XIX века
1
Изучение культуры рязанского края в пер пол. 19 века.
Комбинированный. Изучение нового.
20.
«Великие реформы» 1860-1870-х годов
1
Комбинированный. Изучение нового.
21.
Население и экономическое развитие Рязани во второй половине XIX-начале XX веков
1
Экономическое развитие Рязани во второй половине XIX-начале XX века.
Комбинированный. Изучение нового.
22.
Изменения в культурной жизни
1
Культурная жизнь Рязани.
Комбинированный. Изучение нового.
23.
Общественная жизнь города и русско-японская война
1
Рязанский край в период Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Комбинированный. Изучение нового.
24.
События первой русской революции в Рязани
1
Рязанский край в период первой Российской революции 1905-1907 гг.
Комбинированный. Изучение нового.
25.
Затишье перед бурей: Рязань накануне Первой мировой войны
1
Отпечаток первой мировой войны на истории Рязанского края.
Комбинированный. Изучение нового.
26.
От Февраля к Октябрю: Рязань в 1917 году
1
Революция и Рязань.
Комбинированный. Изучение нового.
27.
Гражданская война и политика «военного коммунизма»