Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению "Водоемы Рязанского края"»
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 2
Пронина Ирина Владимировна.
Тема урока: Водоемы Рязанской области.
окружающий мир Класс 4
Цели:
Образовательные:
сформировать представления учащихся о водоемах Рязанской области, познакомить с естественными и искусственными водоемами края, разнообразием растительного и животного мира водоемов, значением водоемов и их охраной.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать; формировать коммуникативные умения, развивать умения проводить самоанализ деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, формировать экологическую культуру; воспитывать культуру умственного труда, доброжелательное отношение к товарищам.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; развитие умения определять цель деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группе, развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД: формирование личностного отношения к природе родного края, развитие умения выказывать своё отношение к теме урока.
Оборудование:
Физическая карта Российской Федерации, физическая карта Рязанской области, атлас Рязанской области, толковый словарь, учебник Плешакова «Мир вокруг нас» (часть 1), рабочая тетрадь к учебнику Плешакова, тексты с дополнительной информацией («Реки, озера, болота Рязанской области», «Как в Рязанской области используется водный ресурс?»), Атлас –определитель «От земли до неба», Красная книга Рязанской области, Таблица «Жизнь водоема», Рабочая тетрадь по краеведению (Чернышова М.В.), Презентация или иллюстрации водоемов, Аудиозапись «Звуки водоема».
Содержание.
I Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Сегодня на уроке мы будем работать небольшими группами, напоминающие научные лаборатории. Вы - младшие научные сотрудники, будете совместными усилиями открывать новые знания, обобщать и классифицировать научную информацию. В каждой группе выберите старшего научного сотрудника. Руководить научным процессом буду я – заведующий нашего маленького института научных знаний. (Лаборатории красных, зеленых, желтых, синих, белых)
Задание группам:
Академик А.Ферсман сказал: «Без ___?____ нет жизни, нет счастья, нет богатства, нет ничего на земле.»
Предположите, какой природный объект он имел ввиду? (Солнце, вода, земля, почва…)
Подсказкой может служить опорное слово. Отгадаем его и узнаем тему урока.
«Без воды нет жизни, нет счастья, нет богатства, нет ничего на земле» А. Фраерман
Каждая группа получает по одному вопросу из предыдущей темы «Поверхность нашего края».
- Какая поверхность преобладает в нашем крае: равнинная или гористая? (раВнинная)
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину (чаще покрытую снегом), высота более 1000 метров (гОра)
- Название нижней части горы или холма (поДошва)
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами, «рана земли» (Овраг)
- Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (тЕрриконы)
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров, имеющая пологий склон, подошву и вершину (холМ).
3
2
3
1
2
4
В
О
Д
О
Е
М
- Что мы уже знаем о водоемах? Что такое водоем? Как изображают водоемы на карте?
Водоем – место скопления или хранения воды (озеро, пруд, водохранилище…).
Водоемы бывают естественные и искусственные.
На карте водоемы изображают синими или голубыми цветами.
- Систематизируйте названия разных водоемов в таблицу. (рабочая тетрадь к учебнику Плешакова «Мир вокруг нас», стр.49)
водоемы
естественные
искуственные
Река, озеро, море, океан, ручей
Канал, пруд, водохранилище
Самостоятельная работа в группах. Проверка.
Все ли виды водоемов встречаются на территории нашей области?
(Вероятнее всего нет, но, чтобы точно ответить на данный вопрос надо исследовать территорию Рязанской области)
Уточнение темы урока: Исследование водоемов Рязанской области.
II Формулирование задач урока.
(формулирование задач и вопросов для исследования проходит под контролем учителя!)
Задачи урока:
систематизировать учебный материал,
изучить карту Рязанской области,
изучить дополнительную литературу с целью составления сообщения или презентации по данной теме.
Какие вопросы для исследования данной темы вы можете предложить?
- Какие виды водоемов встречаются на территории нашей области?
- Как человек использует водоемы?
- Требуются ли охранять водоемы в нашей области?
- Какие животные водятся в наших водоемах?
- Каков растительный мир?
III Открытие новых знаний.
Исследование карты Рязанской области.
Рабочая тетрадь по краеведению стр. 30.
Задание: Исследуй карту Рязанской области. Вставь в текст пропущенные слова.
Самостоятельная работа в группах.
Проверка и корректировка исследуемого материала происходит поэтапно.
На каждом этапе даются краткие дополнительные сведения от группы, которые сопровождаются кадрами презентации.
А - реки.
Дополнительные сведения читает представитель группы:
«Река Ока – наиболее крупный приток Волги. Общая длина реки составляет 1478 км. Свое начало берет на восточных склонах Средне - Русской возвышенности из родника в селе Александровка на юге Орловской области. Есть две версии происхождения слова «Ока». Первые утверждают, что название реки произошло от славянского слова, означающего «родник». Вторые считают - от финского слова «йокки», что значит «река».
За берегом левым – луга и леса
А правый холмами глядит в небеса.
И плавно несет свои воды Ока,
Почти неподвижна издалека.
А. Аброскин
Скорость течения небольшая от 0,2 до 0,5 м/с. Питается река за счет снеговых вод - весной, дождевых вод - летом и осенью, грунтовых вод - зимой.»
Кто когда-нибудь отдыхал на берегу Оки или наблюдал за этой красивой рекой и хотел бы поделиться своими наблюдениями.
Б – озера.
Дополнительные сведения читает представитель группы:
Отрывок из повести К.Паустовского «Мещерская сторона».
«В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. Большинство озер – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.»
В – болота
Много в Рязанском крае болот. В какой части области чаще встречаются болота? Покажите эту территорию на карте Рязанской области? Какой условный знак на карте нам помогает быстро сориентироваться в карте?
Ваши предположения, почему именно в Мещере много болот. Узнайте ответ из дополнительных сведений.
Дополнительные сведения читает ученик:
«На территории Рязанской области немало болот, особенно в Мещерской низменности, где ими занято до 30% всей площади. Они формируются в условиях избыточного увлажнения, а также при зарастании озер, по берегам рек. Болота играют огромную роль в природе. Здесь происходит процесс образования торфа. Они являются основными источниками питания малых рек. Осушение болот может привести к нарушению экологического равновесия.»
«Мещера – уникальный уголок России. Обилие рек, озер и болот делает Мещеру крупнейшим накопителем влаги, регулятором питания рек, поставщиком влаги в атмосферу. Нарушение экологического равновесия в этом районе может обернуться бедой.» (Примером могут служить лесные торфяные пожары этим летом)
Физкультминутка.
Работа с научными текстами в группе.
Чтение научного текста «Как в Рязанской области используется водный ресурс?»
Прочитайте текст.
Использование водоемов в Рязанской области.
Водоемы играют огромную роль в природе и жизни человека.
Водоемы радуют красотой жителей области. Рязанцы любят отдыхать на берегах рек и озер, порыбачить.
По Оке перевозят грузы, в ее русле и берегам добывают песок. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.
На реке Проне у города Новомичуринска построена Рязанская ГРЭС, одна из крупнейших электростанций. Здесь создано водохранилище, которое охлаждает энергоблоки. Благодаря этому вода в водохранилище намного теплее, чем в других водоемах и здесь разводят рыбу.
В области процветает водный туризм: сплавы на байдарках по малым и большим рекам, дайвинг на Белом озере и Новомичуринском водохранилище.
В болотах добывают торф, который используют в сельском хозяйстве, животноводстве, медицине, биохимии и энергетике.
Найдите на карте области Новомичуринское водохранилище.
Надо ли охранять водоемы в Рязанской области? Докажите.
(Обязательно обратить внимание на высказывание А. Ферсмана, которое является эпиграфом к уроку)
Чтение текста в учебнике «Мир вокруг нас» Плешакова, стр. 155-156.
Обсудите в группах вывод по теме «Охрана водоемов», дайте инструкцию деятельности школьника по охране водоема.
Выслушиваем выводы групп. (Обратить внимание на вывод авторов учебника стр.157)
«Водоемы имеют большое значение в природе и в жизни человека. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм и других предприятий, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. Каждый школьник может помочь в охране водоема: следить за чистотой воды.»
Релаксация.
Закройте глаза и прислушайтесь. (Прослушивание фрагмента записи журчания ручейка, квакания лягушки…)
Откройте глаза.
(Перед детьми таблица «Жизнь водоема»)
Беседа о жизни водоема.
Надо помнить, что водоем живет своей жизнью. Как она интересна и разнообразна! Очень важно не вмешиваться в эту жизнь. Здесь царят свои законы. Но мы можем наблюдать со стороны, изучать, исследовать.
Какие растения и животные мы наблюдаем на таблице?
Как вы думаете, все ли из перечисленных вами растений и животных обитают в Рязанской области? (Однозначно ответить мы не можем. Мы не обладаем полной информацией.)
Подумаем, где возьмем материал для исследования растительного и животного мира.
- дополнительная научная литература,
- Атлас –определитель «От земли до неба»,
- Интернет, периодическая печать,
- опыт личных наблюдений,
- использование советов взрослых,
- Красная книга Рязанской области.
Домашнее задание по выбору ребенка.
- исследование объекта растительного или животного мира;
- исследование Красной книги Рязанской области (рабочая тетрадь по краеведению, стр 32 № 4);
- исследование водоема (рабочая тетрадь по краеведению, стр. 33 № 5).
На следующем уроке мы сможем обобщить наши знания о водоемах Рязанской области.
IV Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке, поставив себе плюс:
- Вы научились ориентироваться в карте Рязанской области?
- Вы внимательно читали научные тексты, выделяли главное, делали выводы?
- Вы участвовали в обсуждении вопросов с учителем?
- Вы участвовали в обсуждении вопросов в группе?
- Вы узнали сегодня новую познавательную информацию?