kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока на тему "Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"

Цели урока: - формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 5»

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" Цели урока: - формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта “Древняя Греция”, карточки с основными терминами, раздаточный материал в виде кругограмм, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.

Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.

ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания

С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

  1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
    2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
    3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
    4. Кто отменил долговое рабство и почему?
    5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
    6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

Работа с лентой времени: высчитайте, сколько лет назад Солон провёл свои реформы?

II. Изучение нового материала с помощью презентации (см. Приложение)

Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.

2. Спартанцы и илоты.

3. Спартанское воспитание

4. Государственное устройство

(Слайд 1, 2)

(Слайд 3) Работа с картой:

  1. На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?

  2. Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?

  3. С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?

Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.

Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес» (сообщение учащегося)

Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова. Угадайте название одной из них работая с кругограммой

Расшифрованное слово записать в тетрадь: Лаконика – это область, где проживали спартанцы.

Другая область- Мессения.

Сравниваем природные условия Афин и Спарты.

1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)

Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира)

В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.

На закрепление материала можно использовать загадки:

2. Устройство Спартанского государства. (Слайд 5)

На слайде 5 показана схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Для закрепления – загадка:

Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют. (Спарта)

Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?

3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)

III. Работа по группам

После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).

Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?

Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):

“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.

Отрывок 2:

Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!
Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.
На закрепление - вопросы

После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.

IV. Закрепление полученных знаний

1. В афинском государстве правителей называли:

а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами

2. В Спарте правителей называли:

а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами

3. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство

4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):

а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагет

V. Подведение итогов вместе с учащимися

Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.

VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира

Использованная литература:

1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. М.: ТЦ Сфера, 2003.



Просмотр содержимого презентации
«Sparta»

«Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство» Тема урока: ДРЕВНЯЯ СПАРТА

«Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство»

Тема урока:

ДРЕВНЯЯ

СПАРТА

Плана урока:   1. Географическое положение Древней Спарты.  2.Спартанцы и илоты.  3. Спартанское воспитание  4. Государственное устройство

Плана урока:

1. Географическое положение Древней Спарты.

2.Спартанцы и илоты.

3. Спартанское воспитание

4. Государственное устройство

СПАРТА – полис на юге полуострова Пелопоннес.

СПАРТА – полис на юге полуострова Пелопоннес.

Спарта была вторым по важности городом-государством Греции после Афин

Спарта была вторым по важности городом-государством Греции после Афин

Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию. А 7-ом веке до н.э. завоевали соседнюю область – плодородную Мессению .

Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию. А 7-ом веке до н.э. завоевали соседнюю область – плодородную Мессению .

Жители Древней Спарты СПАРТАНЦЫ ПЕРИЭКИ ИЛОТЫ

Жители Древней Спарты

СПАРТАНЦЫ

ПЕРИЭКИ

ИЛОТЫ

Основные понятия и термины ИЛОТЫ  (по-гречески «захваченные») – государственные рабы в Древней Спарте.

Основные понятия и термины

ИЛОТЫ (по-гречески «захваченные») – государственные рабы в Древней Спарте.

Основные понятия и термины ПЕРИЭКИ  (по-гречески «живущие вокруг») – неполноправная часть населения в Спарте.

Основные понятия и термины

ПЕРИЭКИ (по-гречески «живущие вокруг») – неполноправная часть населения в Спарте.

ИЛОТЫ ПЕРИЭКИ Лично несвободные (рабы) Лично свободные НЕ могли иметь землю Могли иметь землю Нет политических прав

ИЛОТЫ

ПЕРИЭКИ

Лично несвободные (рабы)

Лично свободные

НЕ могли иметь землю

Могли иметь землю

Нет политических прав

Спарта – военный лагерь

Спарта – военный лагерь

Спарта – военный лагерь ВСЕ СПАРТАНЦЫ-МУЖЧИНЫ БЫЛИ ВОИНАМИ ТОРГОВЛЯ РЕМЕСЛО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Спарта – военный лагерь

ВСЕ СПАРТАНЦЫ-МУЖЧИНЫ БЫЛИ ВОИНАМИ

ТОРГОВЛЯ

РЕМЕСЛО

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Спарта – военный лагерь КОМАНДИРЫ  ВОЙСКА ОБСУЖДАЕТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОИТ ИЗ СПАР- ТАНЦЕВ, ГОЛОСУЕТ СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В 6-ом веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции

Спарта – военный лагерь

КОМАНДИРЫ

ВОЙСКА

ОБСУЖДАЕТ ВСЕ

ПРОБЛЕМЫ

СОСТОИТ ИЗ СПАР-

ТАНЦЕВ, ГОЛОСУЕТ

СВОБОДНОЕ

НАСЕЛЕНИЕ

В 6-ом веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции

Спартанское воспитание Спартанка отдает своего сына государству

Спартанское воспитание

Спартанка отдает своего сына государству

Спартанское воспитание НОВОРОЖДЕННЫЙ Если хилый и нездоровый, то относили в горы и бросали в пропасть Если крепкий и здоровый, то опускали в холодный ручей и отдавали отцу

Спартанское воспитание

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Если хилый и нездоровый, то относили в горы и бросали в пропасть

Если крепкий и здоровый, то опускали в холодный ручей и отдавали отцу

это Спартанское воспитание

это

Спартанское воспитание

  • строгое послушание;
  • военные навыки;
  • умение пользоваться оружием;
  • пренебрежение удобствами;
  • простота в общении и немногословность (такая речь называется лаконичной )
Краткие выводы 1. Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес. 2. Население Спарты составляли спартанцы, периэки и илоты. 3. За соблюдением всех правил следил Совет старейшин. 4. Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Кроме того, спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов. 5. Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

Краткие выводы

1. Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес.

2. Население Спарты составляли спартанцы, периэки и илоты.

3. За соблюдением всех правил следил Совет старейшин.

4. Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Кроме того, спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов.

5. Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

Домашнее задание  § 31 в учебнике Ответить на вопросы после параграфа (устно) Заполнить контурную карту

Домашнее задание

§ 31 в учебнике

Ответить на вопросы после параграфа (устно)

Заполнить контурную карту

Домашнее задание

Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект и презентация урока на тему "Древняя Спарта"

Автор: Ильдарова Мадина Асамудиновна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(31) "konspekt_uroka_drevniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "576890"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616844522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "383572"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_na_tiemu_drievnieishaia_grietsiia_grieki_i_kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "382055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485005959"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект и презентация на тему" Мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-i-priezientatsiia-na-tiemu-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "157146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421561724"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass"
    ["file_id"] => string(6) "285906"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства