Настоящая рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н.В.Загладин « Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина « Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс, М., Русское слово 2012; А.Ф.Киселев,В.П. Попов программа для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл.-М.Дрофа, 2010 к учебнику Киселев А. Ф., Попов В. П. История России. XX — начало XXI века; Русское слово, 2011.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
На изучение истории в 9 классе учебным планом предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты и контрольные работы.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX – начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
№ п/п | Тема урока | Кол - во ча-сов | Педагоги- ческие средства Виды деятельности обучаемых | Элементы содержания образования | Планируемые образовательные результаты | Вид контроля | Д/з | Примеча- ние |
Всемирная история. Новейшая история (36 ч.) |
Введение (1 ч.) |
Раздел I Человечество после Первой мировой войны (3 ч.) |
1 | Введение. Краткая характеристика перемен в облике мировой цивилизации XX в. | 1 | Вводный урок Актуализация изученного ранее материала по курсу «Всемирная история» в ходе беседы. | Ускорение темпов научно-технического развития. Противоречивость и неоднозначность мировой истории. | | | Введение стр. 3-5 задания в рабочей тетради | |
2 | Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. | 1 | Учебная лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Составление таблицы | Противоречия между державами - победительницами. Версальский мир. « Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция. | Знать понятия: Лига Наций, мандатная система, репарация, демилитаризованная зона. Третейский суд, « 14 пунктов», « 21 условие», ратификация; условия Версальско-вашингтонской системы. Уметь адекватно понимать информацию; работать с текстом учебника; составлять таблицу. | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Составление таблицы: « Итоги Парижской и Вашингтон- ской конференций для держав – победительниц» | §1, задания в рабочей тетради | |
3 | Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны | 1 | Изложение материала с элементами самостоятель- ной деятельности. Работа с текстом учебника. | Создание Коминтерна. Революционные события в Германии, Венгрии, Ирландии. Национально-освободительные движения и революции в 1920-х годах в странах Востока | Знать понятия: Веймарская республика, национально-демократическая революция, ревизионизм, Коминтерн, мировая революция. Уметь адекватно понимать информацию; определять причины, характер, движущие силы революций работать с текстом учебника; составлять таблицу. | Самостоятельная работа с фрагментами параграфа. Составление таблицы: « Революции в Европе 1918-1919гг.» | §2, задания в рабочей тетради | |
4 | Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 1 | Лекция с элементами самостоятель-ной деятельности. Составление конспекта. | Социал-демократия. Коммунисты и социал-демократы. Зарождение фашизма в Италии и Германии | Знать понятия: лейбористы, фашизм, нацизм, чернорубашечники. Популизм, оппозиция, инфляция, тоталитарное государство. Уметь составлять конспект, выявлять сходство и различия политических партий, анализировать документ. | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 32-33 | §3, задания в рабочей тетради | |
Раздел II Ведущие страны Запада от процветания к кризису (4ч.) |
5 | Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и « Новый курс» Ф.Д.Рузвельта | 1 | Лекция с элементами исследования. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | США: от процветания к кризису. « Новый курс» Рузвельта. Итоги « Нового курса» | Знать понятия: « Новый курс», план Дауэса; причины мирового экономического кризиса. Уметь работать с текстом учебника; составлять таблицу. | Фронтальный опрос. Составление таблицы « Политика «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта» | §4, задания в рабочей тетради | |
6 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитарист- ский режим в Японии. | 1 | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в дискуссии. | Установление фашистской диктатуры в Германии. Внутренняя и внешняя политика германского фашизма. Фашистский режим в Италии. Милитаризм в Японии. | Знать понятия: штурмовые отряды, концентрационные лагеря, политика умиротворения агрессора, коллективная безопасность. Уметь аргументировано излагать свои мысли; характеризовать тоталитаризм, работать с текстом учебника; составлять таблицу. | Участие в дискуссии. Составление таблицы: « Становление антидемократи- ческих режимов» | §5, задания в рабочей тетради | |
7 | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | Проблемное изложение. Анализ документов | Особенности кризиса и пути его преодоления в Великобритании. Кризис во Франции. Угроза фашизма и Народный фронт. | Знать понятия: локаут, стачка, дефицит бюджета. Уметь аргументировано излагать свои мысли; рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал, работать с текстом учебника. | Проблемные задания. Анализ документа стр. 60-61 | §6, задания в рабочей тетради | |
8 | Милитаризм и пацифизм на международ- ной арене | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Составление таблицы. | От пацифизма к образованию очагов агрессии. Подготовка Германии к войне и полтика умиротворения. Гражданская война в Испании. Рост угрозы миру. Мюнхенское соглашение. | Знать понятия: пакт Бриана – Келлога, ось Берлин – Рим, антикоминтерновский пакт, Мюнхенское соглашение, Советско-германский пакт о ненападении. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в беседе. Составление таблицы: « Международные отношения в 1920-1930-е гг.» | §7-8, задания в рабочей тетради; | |
9 | Человечество после Первой мировой войны | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Знать материал I и II раздела учебника | Устный и письменный опрос. Тест. | | |
Раздел III Человечество во второй мировой войне (4 ч.) |
10 | Начало мировой войны и « новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления. | 1 | Лекция с элементами самостоятель - ной деятельности. Составление конспекта. | Поражение Польши и « странная война». Разгром Франции и « битва за Англию». Движение Сопротивления. | Знать понятия: блицкриг, « странная война», « битва за Англию». « Новый порядок», коллаборационисты, гетто, холокост. Тройственный пакт, движение сопротивления, « Свободная Франция»; причины поражения Польши Уметь работать с историческими справочниками и словарями; составлять конспект. | Фронтальный опрос. Составление конспекта. | §9, задания в рабочей тетради | |
11 | Формирование антигитлеров- ской коалиции | 1 | Лекция с элементами самостоятель - ной деятельности. Составление конспекта. Работа с картой. | Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии и вступление войну США. | Знать понятия: план « Барбаросса». Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз; время образования антигитлеровской коалиции. Уметь работать с историческими справочниками и словарями; составлять конспект. | Фронтальный опрос. Составление конспекта. Работа с картой. | §10, задания в рабочей тетради, | |
12 | Трудный путь к победе | 1 | Лекция с элементами самостоятель - ной деятельности. Составление таблицы. Работа с картой. | Проблема открытия второго фронта. Значение советско-германского фронта. Годы решающих битв 1943-1944гг. Разгром Германии и Японии. | Знать понятия: Атлантическая хартия, тотальная мобилизация, второй фронт. « Чудо-оружие», камикадзе, атомная бомба, зона оккупации; даты важнейших сражений. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Письменный опрос. Составление таблицы: « Основные битвы Великой Отечественной войны». Работа с картой. | §11, задания в рабочей тетради, | |
13 | Завершение и итоги Второй мировой войны. Создание ООН. | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа. | Международные конференции о будущем миропорядке. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. | Знать понятия: Международный трибунал, геноцид, ООН, Совет безопасности, вето. Уметь показывать на карте границы государств, работать с текстом учебника и документа. | Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Международные конференции глав правительств СССР, США и Великобритании» | §12, задания в рабочей тетради, | |
Раздел IV Мир в эпоху « холодной войны» (3 ч.) |
14 | Истоки « холодной войны» и создание военно-политических блоков | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Анализ документа | Причины « холодной войны». « План Маршала» и раскол Европы. Создание двухблоковой системы. «Холодная война» в Азии. | Знать понятия: « доктрина Трумэна», « план Маршала», Комиформ, Берлинский кризис. Западный союз, СЭВ, ОВД, НАТО, военно-блоковая система, биполярный ( двухполюсный) мир. Уметь показывать на карте границы государств, работать с текстом учебника и документа. | Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Создание военно-политических блоков» | §13, задания в рабочей тетради | |
15 | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность | 1 | Лекция с элементами самостоятель - ной деятельности. Анализ документа. Работа с картой. | Падение колониальных империй. Проблема выбора пути развития для освободившихся государств. Локальные конфликты. | Знать понятия: Британское содружество, Французское сообщество, социалистическая ориентация развития, локальный конфликт, Карибский кризис. Уметь оценивать отношения между странами; работать с текстом учебника и документа. | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 138-139 | §14, задания в рабочей тетради | |
16 | Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики « холодной войны» и её завершение | 1 | Лекция с элементами исследования. Составление хронологии событий. | Политика неприсоединения и антивоенное движение. Гонка вооружений и советско-американские отношения. Разрядка и её итоги. Кризис политики разрядки. Завершение « холодной войны» | Знать понятия: Берлинская стена, гонка вооружений, оружие массового поражения. Движение неприсоединения, антивоенное движение, сверхдержавы, разрядка, ограничение стратегических вооружений, противоракетная оборона, « звёздные войны», новое политическое мышление. | Письменный опрос. Составление хронологии событий | §15, задания в рабочей тетради | |
17 | Человечество во второй мировой войне | 1 | Повторительно-обощающий урок | | Знать материал III и IV раздела учебника | Устный и письменный опрос | | |
Раздел V Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX - начале XXI века (7 ч.) |
18 | Становление социально ориентирован- ной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия | 1 | Лекция с элементами проблемной беседы. Участие в обсуждении ключевых проблем урока. Работа с текстом учебника. | «Экономическое чудо» в ФРГ: истоки, методы проведения, результаты. Характеристика социально ориентированной рыночной экономики на примере Западной Европы. США в послевоенные годы. Общество потребления: основные черты. | Знать понятия: « экономическое чудо», социально-ориентированная рыночная экономика, социальное партнёрство, валовой внутренний продукт, смешанная экономика, шведская модель, прожиточный минимум. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал | Фронтальный опрос. Участие в обсуждении ключевых проблем урока. Составление таблицы: «Становление социально ориентирован- ной рыночной экономики в странах Запада» | §16, задания в рабочей тетради | |
19 | Политические кризисы в индустриаль- ном обществе | 1 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и историческими документами. | « Холодная война» и внутренняя политика США. Политические кризисы в странах Западной Европы. Обострение противоречий индустриального общества. Подъём протестных настроений. | Знать понятия: коррупция, закон Тафта – Хартли, расовая дискриминация, сегрегация. « Новые рубежи», « Великое общество», средний класс, общество потребления, « государство благоденствия», маккартизм, « охота на ведьм». Военно-промышленный комплекс, баррель, « вьетнамский синдром», « уотергейтский скандал», импичмент. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал. | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 172 | §17, задания в рабочей тетради | |
20 | Эволюция политической мысли в странах Запада | 1 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника и историческими документами. | Социал-демократия в 1950-1970-е гг. Новые левые в Западной Европе. Коммунисты и еврокоммунисты. Либерализм и неоконсервативная революция. Праворадикальные партии. | Знать понятия: новые левые, радикализм, маргиналы, еврокоммунизм, неоконсерватизм. Уметь давать сравнительный анализ различных позиций партий; давать характеристику политическим деятелям. | Фронтальный опрос. Работа с документами стр. 177-178 | §18, задания в рабочей тетради | |
21 | Страны Запада на рубеже XX - XXIвека. Возникновение информацион- ного общества | 1 | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта. | Неоконсервативная модернизация экономики и начало становления информационного общества. Политические партии в информационном обществе. Экономические итоги 1990-ых гг. США в начале XXI века | Знать понятия: информационное общество, высокие технологии, человеческий капитал, единое пространство, наднациональные институты. Уметь составлять развёрнутый план конспект; дискутировать по ключевым проблемам темы. | Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта. | §19, задания в рабочей тетради | |
22 | Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии | 1 | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | Приход к власти коммунистов. Кризис советской модели социализма в Восточной Европе. Демократические революции. Опыт демократического развития. Межнациональные конфликты в Югославии. | Знать понятия: социализм с «человеческим лицом», « доктрина Брежнева». Демократические революции. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал. | Индивидуальный опрос. Решение разноуровневых индивидуальных заданий. | §20, задания в рабочей тетради | |
23 | Интеграцион-ные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 1 | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | Этапы интеграции в Западной Европе. Итоги развития Евросоюза. Североатлантическая интеграция. | Знать понятия: « партнерство во имя мира», Совет Европы, интеграция, Евросоюз, постсоветское пространство. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника. | Фронтальный опрос. Решение познавательных заданий. Составление таблицы: « Этапы интеграции в Западной Европе» | §21, задания в рабочей тетради | |
24 | Содружество Независимых государств в мировом сообществе | 1 | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта | Образование и развитие СНГ. Вооружённые конфликты в СНГ. Политические и социально-экономическое развитие стран СНГ. | Знать понятия: СНГ, ОБСЕ. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника. | Участие в беседе. Составление развёрнутого плана конспекта | §22, задания в рабочей тетради | |
Раздел VI Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (6 ч.) |
25 | Япония и новые индустриаль- ные страны | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника Составление таблицы. | Японское « экономическое чудо». Новые индустриальные страны (НИС). Пополнение рядов Новых индустриальных стран. | Знать понятия: развивающиеся страны, новые индустриальные страны. Уметь работать с текстом учебника; работать с исторической картой. | Практические задания по тексту учебника. Составление таблицы: « Японское экономическое чудо» | §23, задания в рабочей тетради | |
26 | Китай на пути модернизации и реформиро- вания. | 1 | Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов | Строительство основ социализма. Социально-политические эксперименты в КНР. Курс прагматических реформ. Внешняя политика Китая. | Знать понятия: « большой скачок», « культурная революция», хунвейбины, прагматические реформы, свободная экономическая зона. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника | Фронтальный опрос. Решение познавательных заданий. | §24, задания в рабочей тетради | |
27 | Индия во второй половине XX в. | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Предоставление независимости и раздел страны. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии. | Знать понятия: « зелёная революция». Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника и картой. | Участие в беседе. Решение проблемных заданий. | §25, задания в рабочей тетради | |
28 | Исламский мир: единство и многообразие. | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Составление сравнительной таблицы. | Две модели развития исламских государств. Ближневосточный конфликт и исламские страны. Исламский мир, фундаментализм и международный терроризм. | Знать понятия: исламский мир, « исламская революция», фундаментализм, талибы. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника и картой. | Участие в беседе. Решение проблемных заданий. Составление таблицы: « Варианты путей послевоенного развития стран исламского мира» | §26, задания в рабочей тетради | |
29 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития | 1 | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Анализ документа | Крушение колониализма и апартеида. Конфликты на Африканском континенте. Проблемы развития стран Африки. | Знать понятия: деколонизация, год Африки, бантустаны, апартеид. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника и картой. | Фронтальный опрос. Анализ документа стр. 266 | §27, задания в рабочей тетради | |
30 | Латинская Америка: между авторитариз- мом и демократией | 1 | Лекция с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Левые режимы в Латинской Америке. Кубинская революция. Модернизация и военные диктатуры. Интеграционные процессы в Латинской Америке. | Знать понятия: прифронтовые государства, сепаратизм, перонизм, хунта. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника и картой. | Индивидуальный опрос. Решение познавательных заданий. | §28, задания в рабочей тетради | |
Раздел V II Наука и культура народов мира в XX - начале XXI века (2 ч.) |
31 | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль | 1 | Рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися. Разработка и презентация проектов по теме | Наука и техника в межвоенный период. Вторая мировая война и ускорение научно-технического прогресса. Выдающиеся открытия в различных областях науки и техники. Теории общественного развития. | Знать понятия: научно-техническое развитие, биотехнологии, клонирование. Трансплантация. Электроника, робототехника, цивилизационный подход, теория регулирования рыночной экономики, структурализм, « конец идеологии», реидеологизация. Уметь характеризовать развитие культуры; создавать презентации по проектам темы. | Разработка и презентация проектов по теме | §29, задания в рабочей тетради | |
32 | Тенденции развития культуры и искусства | 1 | Урок презентация. Разработка и презентация проектов по теме | Модернистские течения в искусстве. Художественная литература. Постмодернизм, его характерные черты. Основные формы современного искусства | Знать понятия: модернизм, кубизм, футуризм. Абстракционизм, конструктивизм, поп-арт, постмодернизм, критический реализм. Массовая культура, субкультура, битники, хиппи, скинхеды, панки, яппи. Уметь характеризовать развитие культуры; создавать презентации по проектам темы. | Разработка и презентация проектов по теме | §30, задания в рабочей тетради | |
33 | Модернизация стран Европы, Северной Америки, Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX - начале XXI века | 1 | Повторительно-обобщающий урок | | Знать материал V, VI разделов. | Устный и письменный опрос. | | |
Раздел VIII Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия (2 ч.) |
34 | Глобальные проблемы современности | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Военная угроза современности. Проблема ресурсов и экологии. Глобализация экономики и её последствия | Знать понятия: глобальные проблемы современности, ядерные державы, оружия массового поражения, экологически опасные объекты, « озоновые дыры», парниковый эффект, опустыни-вание. Кислотные дожди, техногенные катастрофы. Уметь характеризовать основные проблемы современности. | Фронтальный опрос. Участие в беседе. | §31, §32, стр. 316-317; задания в рабочей тетради | |
№ п/п | Тема урока | Кол - во ча-сов | Педагоги- ческие средства Виды деятельности обучаемых | Элементы содержания образования | Планируемые образовательные результаты | Вид контроля | Д/з | Примеча- ние |
История России XX века (68 ч.) | |
1 | Введение | 1 | Вводная лекция. | Основа периодизации истории России -координальная смена институтов власти и собственности в стране. Царскую капиталистическую Россию в октябре 1917 г. Сменила советская социалистическая, сошедшая с исторической арены в декабре 1991 г. Качественные изменения экономического и общественного строя- главная причина различных оценок ученых нашего недавнего исторического прошлого. | | Участие в беседе | . | | |
Раздел 1 Закат Российской империи (8 ч.) |
2 | Внутренняя политика самодержавия | | Проблемная беседа. Анализ статистическо - го материала | Император Николай I и его окружение. "Страна поздней индустрииализации"– особенности развития капитализма в России. Основные отрасли отечественной промышленности и ее центры. С.Ю. Витте и его реформы. Синдикаты, банки, иностранный капитал.Финансово-про-мышленная буржуазия. Рабочий вопрос и его решение. С.В. Зубатов. Население страны по первой всероссийской переписи 1897 г. | Знать понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия. Модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монополия, вывоз капитала, земства. Уметь излагать суждения о причинно-следственных связях событий. | | §1 | |
3 | Первая российская революция.1905-1907 гг. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Причины, характер, движущие силы и основные этапы революции. "Кровавое воскресенье". Создание Советов рабочих депутатов. Восстание на броненосце "Потемкин". Крестьянское движение. | Знать понятия: сфера влияния, концессия, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника и картой. | Индивидуаль- ный опрос. Анализ документа стр. 25-26 | §2-3 | |
4 | Революция 1905-1907 гг. | | Участие в беседе. Анализ документа. | Октябрьская всероссийская политическая стачка и нарастание крестьянского движения. Манифест 17 октября 1905 г., его содержание и значение. Восстание матросов в Севастополе. |
5 | Политические партии, российский парламентаризм и думская монархия | 1 | Проблемное изложение материала. Анализ документов. Составление таблицы. | Новое государственное устройство России. Либеральное течение в революции. Консервативные партии в политической жизни России. Государственная дума и самодержавие. | Знать понятия: либералы, конституционные демократы, октябристы, левые. Фракция, революционно-демократические партии, социалисты-революционеры (эсеры), Российская социал-демократическая рабочая партия, большевики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, федерация, коррупция. Уметь рассуждать, анализировать, обобщать учебный материал; работать с текстом учебника | Фронтальный опрос. Анализ документов; таблица: « Основные политические партии и их программы» | §4 | |
6 | Столыпинская аграрная реформа. | 1 | Изложение материала с организацией самостоятель- ной деятельности учащихся. Работа с текстом учебника | Начало аграрных реформ. Итоги столыпинских реформ. Россия накануне Первой мировой войны. | Знать понятия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, Прогрессивная партия, военно-полевые суды. Уметь объяснять свое отношение и оценку событий; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Письменный опрос. Самостоятель-ная работа с фрагментами параграфа | §5 | |
7 | Внешняя политика России в конце XIX – начале XX в. | 1 | Учебная лекция с элементами беседы. Составление конспекта. Работа с картой. | Внешняя политика России накануне Первой мировой войны.Начало войны. Россия в военной кампании 1915 года. Строительство КВЖД, Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины, силы и планы сторон, ход военных действий на суше и на море. Оборона Порт-Артура. Мук-денское сражение. Цусим-ская трагедия. | Знать понятия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв. Уметь объяснять свое отношение и оценку событий; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в беседе. Составление конспекта. | §6 | |
8 | Российская империя в первой мировой войне | 1 | Учебная лекция с элементами беседы. | Причины войны, ее характер и планы противо-борствующих сторон. Военные операции в кампании 1914 г. Экономика в годы войны. Роль Восточного фронта на общеевропейском театре военных действий в 1915 г. Кампания 1916 г. Немецкое наступление на Западе. Общественные настроения в связи с событиями на фронтах | Уметь объяснять свое отношение и оценку событий; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в беседе. Составление конспекта. | §7 | |
9 | Культура конца XIX – начала XX вв.. | 1 | Практикум. Работа с текстом учебника. Разработка и презентация проектов по теме. | Образование и наука. Духовная жизнь России. Новые течения в духовной жизни. | Знать понятия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства». Серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский Художественный театр. Уметь характеризовать развитие культуры; создавать презентации по проектам темы. | Разработка и презентация проектов по теме. Таблица: « Развитие отечественной культуры в начале XX века» | §8 | |
Раздел II . Революция и гражданская война в России (5 ч.) |
10 | Крушение монархии | 1 | Проблемная беседа с элементами дискуссии. Беседа по ключевым проблемам урока | Социально-экономическое положение России в военные годы. Общественно-политический кризис в России. Начало Февральской революции 1917 года в России. | Знать понятия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство. Уметь объяснять свое отношение и оценку событий; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в дискуссии. Анализ документа | §9 | |
11 | От Февраля к Октябрю | 1 | Учебная лекция Работа с текстом учебника. Составление конспекта | Временное правительство и Советы. Характер двоевластия. Основные политические партии и их лидеры. В.И. Ленин и его курс на социалистическую революцию. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Демократическое совещание. | Знать понятия: амнистия, двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура, Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция, Учредительное собрание, аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды). Уметь составлять развёрнутый план конспект; дискутировать по ключевым проблемам темы. | Фронтальный опрос. Составление конспекта. Анализ документа | §10 | |
12 | Становление большевистской диктатуры | 1 | Проблемная беседа с элементами дискуссии. Беседа по ключевым проблемам урока | Октябрьский переворот и захват власти больше-виками. II Всероссийский съезд Советов и его решения.Создание советской государственности. Учредительное собрание. Брестский мир и его пос-ледствия. Политика "воен-ного коммунизма". Стано-вление советской идеологии. "Азбука коммунизма" Н.И. Бухарина и Е.А. Преобра-женского. Первая советская конституция. | Знать понятия: белое движение, Красная Армия, военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны. Белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специалисты», Коммунистический Интернационал (Коминтерн) Уметь составлять развёрнутый план конспект; дискутировать по ключевым проблемам темы. | Участие в дискуссии. Анализ документа | §11-12 | |
13 | Гражданская война и ее военная интервенция РК | 1 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Причины гражданской войны, ее этапы и участники. Создание Красной Армии. Белое движение, его лозунги и лидеры. Политика белогвардейских правительств. Основные фронты и боевые действия. Политика военного коммунизма. Особенности тактики правительства Советской России. Советская Россия, Коминтерн и новые национальные государства. Завершение Гражданской войны | Знать понятия: белое движение, Красная Армия, военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны. Белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специалисты», Коммунистический Интернационал (Коминтерн) Уметь составлять развёрнутый план конспект; дискутировать по ключевым проблемам темы. | Фронтальный Опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника | §13-14 | |
14 | От истоков кризиса - к великим потрясениям | 1 | Повторительно-обобщающий | | | тест | §1-14 | |
Раздел III Строительство социализма в СССР (10 ч.) |
15 | Новая экономическая политика РК | 1 | Проблемная лекция. Участие в обсуждении вопросов темы. Составление конспекта | Положение России в 1920-1921гг. Новая экономическая политика (нэп). | Знать понятия: коммунистический идеал, план ГОЭЛРО, Государственная плановая комиссия (Госплан). Новая экономическая политика (нэп), продналог, монополия внешней торговли, хозрасчет, Главлит. Уметь составлять развёрнутый план конспект; дискутировать по ключевым проблемам темы. | Участие в обсуждении вопросов темы. Составление конспекта | §15 | |
16 | Образование СССР РК | 1 | Беседа с элементами дискуссии. Участие в дискуссии. Анализ документа. | Образование СССР. Кризис руководства партии большевиков. Предпосылки образования СССР. Декларация и Союзный Договор 1922 г. Конституция СССР 1924 г. В.И. Ленин – создатель советского государства. | Знать понятия: Закавказская Федерация, Всесоюзный съезд советов. Уметь объяснять свое отношение и оценку событий; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в обсуждении вопросов темы. Анализ документа | §16 | |
17 | Строительство социализма в отдельно взятой стране | 1 | Изложение материала с организацией самостоятель- ной деятельности учащихся. | Причины отказа от нэпа. Проблема промышленной модернизации страны: предпосылки, подходы, решения. | Знать понятия: элита, перманентная революция, Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) — ВКП (б). Старые большевики, возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране, идея «смены вех». Индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, «кулацкая оппозиция», «правый уклон», пятилетний план, «великий перелом». Уметь излагать суждения о причинно- следственных связях; давать оценку событиям на основе анализа исторического источника. | Письменный опрос | §17 | |
18 | Курс на социализм | 1 | Работа с текстом учебника | Первые пятилетки и их итоги. Карточки. Советская плановая система и ее особенности | Самостоятель-ная работа с фрагментами параграфа | §17 | |
19 | Индустриализация РК | 1 | С/р | Курс на форсированную индустриализацию. | | §17-18 | |
20 | Сталинская революция "сверху" в деревне | 1 | Образное повествование с элементами беседы. | Коллективизация и её итоги. Индустриализация в годы первых пятилеток. Кол-лективизация - причины, этапы, итоги. Ликвидация кулачества и спецпоселенцы. Аграрное производство и распределение в условиях колхозной системы. Голод 1932-1933 гг., его причины и масштабы. Оценка коллективизации современниками и историками. | Знать понятия: колхоз, раскулачивание, принудительная коллективизация. Источники индустриализации, Главное управление лагерями (ГУЛАГ), ударники, стахановцы. Уметь излагать суждения о причинно-следственных связях; давать оценку событиям на основе анализа исторического источника. Уметь работать с текстом учебника и документа: аргументировано излагать свои мысли | Фронтальный опрос. Анализ документа | §18 | |
21 | Коллективизация | 1 | Участие в беседе. Работа с текстом учебника. | Фронтальный опрос. Анализ документа | §18 | |
22 | Внешняя политика Советской России после Брестского мира | 1 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Составление таблицы | Образование III Коммунистического Интернационала и мировая революция. Полоса дипломатических признаний советской России. Вступление Советского Союза в Лигу Наций | Знать:политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в беседе. Составление таблицы: «Международ -ные отно-шения в 1920-1930-е гг.» | § 19 | |
23 | Советское общество: политический режим, идеология, культура | 1 | Изложение материала с организацией самостоятель- ной деятельности учащихся. Работа с текстом учебника | Рост Политический режим как система форм, методов и средств организации советского общества и управления им. Внутри-партийная борьба в 1920-1930-е гг. – от авторитаризма В.И. Ленина к тоталитаризму И.В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. "История ВКП (б). Краткий курс". Советская власть и церковь. | Знать понятия: чистка государственного аппарата, командно-административная система, демократический централизм, «враг народа», культ личности. Уметь работать с текстом учебника и документа: аргументировано излагать свои мысли. | Письменный опрос. Самостоятель- ная работа с фрагментами параграфа | §20-21 | |
24 | Становление Советского государства и общества | 1 | Повторительно-обобщающий | | | | §15-21 | |
Раздел IV Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (12 ч.) |
25-26 | Международное положение | 2 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника. Составление таблицы | Внешняя политика СССР и проблемы коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. Мюнхенский сговор и его последствия. Военные конфликты на Дальнем Востоке (боевые действия на озере Хасан и реке Халхин-Гол). Англо-франко-советские переговоры 1939 г. | Знать понятия: Генуэзская и Гаагская конференции, Раппальский советско-германский договор. система коллективной безопасности, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Участие в беседе. Составление таблицы: | § 22, §7-8, задания в рабочей тетради; | |
27-28 | Великая Отечественная война. Начальный этап РК | 2 | Проблемная беседа. Участие в беседе. Работа с текстом учебника | Ход боевых действий летом 1941 г. Причины поражения Красной Армии. Создание Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, Совета по эвакуации. Битва за Москву. Провал блицкрига. Оборона Ленинграда. Перестройка экономики на военный лад. Немецкий оккупационный режим. Боевые действия весной – летом 1942г. | Знать понятия:, Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Главнокомандования, блицкриг Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Фронтальный опрос. Участие в беседе. Работа с текстом учебника | § 23 §7-8, зад-я в раб. тетради; | |
29-30 | Коренной перелом. | 2 | Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы к параграфу. | Сталинградская битва и ее историческое значение. Партизанское движение и коллаборационизм. Депортация народов СССР. Битва на Курской дуге - переход стратегической инициативы к Красной Армии. Тыл – фронту: "Магнитка победила Рур". Государство и церковь. Духовность и культура в военные годы. | Знать понятия: коллаборационизм. Уметь высказывать свое мнение о последствиях войны для страны | Практические задания. Ответы на вопросы к параграфу. | § 24 | |
31-32 | Советский Союз на завершающем этапе войны РК | 2 | Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы к параграфу. | Наступательные операции Красной Армии в 1944-1945 гг. Освобождение народов Европы от фашистского ига. Битва за Берлин. Разгром Квантунской армии. Демографические последствия войны. Источники Победы. Всемирно-историческое значение победы народов Советского Союза в войне. Советские полководцы и герои войны. | Знать понятия: Советские полководцы и герои войны. Уметь высказывать свое мнение о последствиях войны для страны | Практические задания. Ответы на вопросы к параграфу. | § 25 | |
33-34 | Союзнические отношения в годы войны РК | 2 | Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы к параграфу | Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция и ее решения. Открытие второго фронта. Ленд-лиз. Ялта и Потсдам. Создание Организации Объединенных Наций. Итоги и уроки Второй мировой войны. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. | Знать понятия: второго фронта антигитлеровской коалиции, Организация Объединенных Наций Уметь высказывать свое мнение о последствиях войны для страны | Практические задания. Ответы на вопросы к параграфу. | § 26 | |
35-36 | Итоги Великой Отечественной войны | 2 | Повторительно-обобщающий | | | Сообщения учащихся | §22- 26 | |
Раздел V СССР в послевоенные годы (7 ч.) |
37-38 | Внутренняя политика | 2 | Проблемное изложение материала. Анализ документов Участие в дискуссии. | Восстановление и промышленное развитие страны, Финансовая политика. Положение деревни. Политические судебные процессы. Сталинизм в зеркале исторической науки. Оценка государственной деятельности И.В. Сталина современниками и историками. | Знать понятия: сталинизм Уметь; рассказать о положении в стране в послевоенные годы,анализировать документы. | Фронтальный опрос. Анализ документа | §27 | |
39-40 | Курс реформ | 2 | Образное повествование с элементами беседы. Участие в беседе. Анализ документа. | Предпосылки реформ и отношение руководства страны к сталинскому политическому наследию. Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, В.М. Молотов. "Оттепель". Реформы в области сельского хозяйства, освоение целины. Реформы в области управления промышленностью и строительством. Деятельность совнархозов. Жилищное строительство. Денежная реформа 1961 г. Новочеркасская трагедия XII съезд КПСС и новая Программа партии. Отставка Н.С. Хрущева | Знать понятия: освоение целинных земель, реабилитация. Уметь разъяснять значение XX съезда КПСС; излагать суть преобразований Н. С. Хрущева. | Индивидуаль- ный опрос. Анализ документа | §28-29 | |
41-42 | Внешняя политика Советского Союза РК | 2 | Проблемное изложение материала. Участие в обсуждении ключевых вопросов темы. | Холодная война: причины и этапы. Участие СССР в корейской войне. Коминформ и страны народной демократии. СССР и социалистические страны. Создание Организации Варшавского договора. Отношения с Югославией. События 1956 г. в Польше и Венгрии и их оценка в исторической литературе. Советско-китайские отношения. Распад колониальной системы и позиция СССР. Арабский мир и советское влияние. Военно-политическое противостояние СССР и США. Мирные инициативы СССР. Обострение конфронтации. Карибский кризис 1962 г | Знать понятия: холодная война, реабилитация, Варшавский договор Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника. | Индивидуаль- ный опрос. Участие в обсуждении ключевых вопросов темы | §30 | |
43 | Культура | 1 | Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы к параграфу | Атомный проект и его реализация.Научно-техническая революция в СССР. Наукограды. Достижения Советского Союза в области космических исследований. Ю.А. Гагарин. Выдающиеся конструкторы и ученые. Архитектура и монументальная скульптура. Высотное строительство в Москве. Ленинградский метрополитен. Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Новые имена в литературе и поэзии. "Новый мир" А.Т. Твардовского.Отечественный кинематограф и его достижения. Развитие портретной живописи. | Знать понятия: оттепель Уметь работать с текстом учебника. | Ответы на вопросы к параграфу. | §31 | |
Раздел V I СССР в 1964 –1991 гг. (10 ч.) |
44-45 | Курс на стабилизацию | 2 | Проблемное изложение материала. Участие в обсуждении ключевых вопросов темы | Политика стабилизации. Экономические реформы А.Н.Косыгина. Научно-техническое и экономическое развитие. Причины экономических трудностей | Знать понятия: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Волжский автомобильный завод (ВАЗ), «застой». Номенклатура, научно-технический прогресс, принцип коллективного руководства, теневая экономика, хозрасчет. Уметь определять особенности экономического развития в данный период. | Индивидуаль- ный опрос. Участие в обсуждении ключевых вопросов темы | §32 | |
46-47 | Внешняя политика СССР: бремя сверхдержавы | 2 | Проблемное изложение материала. Анализ документов. Составление таблицы. | Международная разрядка. Договоры по ограничению стратегических наступательных вооружений и систем противоракетной обороны. СССР и страны третьего мира. Участие СССР в региональных конфликтах. Советско-китайские отношения: от конфронтации к сближению. События 1968 г. в Чехословакии и позиция СССР.Хельсинский процесс. Вступление ограниченного контингента советских войск в Афганистан: причины и последствия. | Знать понятия: диссидент, доктрина Брежнева, «Пражская весна», реальный социализм, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, паритет в стратегических вооружениях. Уметь определять направления внешней политики | Фронтальный опрос. Анализ документа Таблица: « СССР и международ - ные конфликты 1960-ых гг.» | §33 | |
48-49 | Культура эпохи "развитого социализма" | 2 | Практикум. Работа с текстом учебника. Разработка и презентация проектов по теме. | Образование и наука. Литература и искусство. Театр, музыка и кино. Диссидентство как явление общественной жизни. Самиздат. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Движение за права человека. | Знать понятия: деревенская проза, критический реализм, «оттепель», правозащитное движение, соц-арт. Уметь характеризовать развитие культуры; создавать презентации по проектам темы. | Разработка и презентация проектов по теме. | §34 | |
50 | Перестройка РК | 1 | Работа с текстом учебника. | М.С. Горбачев и новый курс страны: предпосылки и этапы реформ. Начало проеобразований. | Знать понятия: ускорение, перестройка, конверсия, фермерское хозяйство. Чернобыльская катастрофа, частнопредпринима- тельская деятельность, Закон о государственном предприятии. Реабилитация, гласность, правовое государство, демократизация, демократический социализм, многопартийность. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Индивидуаль-ный опрос. Анализ документа | §35 | |
51 | Перестройка РК | 1 | Анализ документа. | Расстановка политических и общественных сил в стране. Отношения с Западом. Чернобыльская катастрофа. | Индивидуаль-ный опрос. Анализ документа | §35 | |
52-53 | Распад СССР | 2 | Учебная лекция. Составление конспекта. Работа с текстом учебника | Причины распада Советского Союза. Борьба за рыночную экономику, демократическое гражданское общество и национальный суверенитет республик – три коренных проблемы перестройки. Мартовский референдум 1991 г. Политический кризис 19-21 августа 1991 г. и его последствия. Распад СССР и создание СНГ. Оценка деятельности М.С. Горбачева современниками и наукой. | Знать понятия: причины распада Советского Союза, Мартовский референдум, СНГ Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника | Индивидуаль-ный опрос. Анализ документа | §36 | |
Раздел VII Россия на пути к демократическому обществу (12ч.) |
54 | Становление новой российской государствености | 1 | Учебная лекция. | Федеративная политика и формирование новой российской государственности. Борьба правительства с дезинтеграционными процессами.Конституционный кризис 1993 г. и его разрешение. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. и ее основные положения. Российская политическая система. Общественные движения 1990-х гг. Оценки деятельности президента России Б.Н. Ельцина. | Знать понятия: приватизация, ваучеры, поляризация политических сил, шоковая терапия, либерализация цен. Импичмент, конституционный кризис, референдум, Федеральное Собрание, Конституционный суд. Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока. | Фронтальный опрос. Составление конспекта. | §37 | |
55 | Политический кризис 1993г. РК | 1 | Составление конспекта. |
56 | Коренные преобразования | 1 | Работа с текстом учебника. |
57 | Экономические реформы | 1 | Проблемное изложение материала. | Программы радикальных реформ экономики. Приватизация государственной собственности: причины, этапы, последствия. Социально-экономическое расслоение российского общества. Финансово-экономический кризис 1998 | Знать понятия: приватизация, расслоение общества Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока. | Индивидуаль-ный опрос. Работа с текстом учебника. | §38 | |
58 | Социальные последствия реформ | 1 | Анализ документов. |
| | | |
59-60 | Внешнеполитический курс страны | 2 | Урок с элементами лабораторной работы. Работа с текстом учебника | Россия: поиск новых ориентиров на международной арене. Российско-американские отношения. Российская Федерация и международная безопасность. Российская дипломатия: поиск новых подходов. Россия и государства СНГ. Россия на международной арене начала XXI века. | Знать понятия: партнерские отношения, международный терроризм, Совет Европы, традиционные союзники. Уметь определять направления внешней политики; аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока | Индивидуаль-ный опрос. Работа с текстом учебника. | §39 | |
61 | Россия в современном мире РК | 1 | Работа с текстом учебника. | Политический курс В.В. Путина: основные черты и особенности. Экономическое развитие страны в начале XXI в. Социальная политика государства. Политические партии России: программы, деятельность, результаты. Проблемы развития гражданского общества на современном этапе. | Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока. | | §40 | |
62 | Россия в современном мире | 1 | Работа с текстом учебника. | Президент России Д.А. Медведев. Мировой экономический кризис и меры российского правительства по его преодолению | Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока. | | §40 | |
63 | Духовная жизнь в российском обществе | 1 | Урок с элементами беседы | Государственная политика в области культуры и образования, молодежной мировоззрение, российское СМИ, новации | Уметь аргументировано излагать свои мысли; работать с текстом учебника; составлять конспект урока. | | | |
64 | Годы реформ: достижения и потери | 1 | Повторительно- обобщающий | | | | §37-40 | |
Итоговое повторение (4 часа) |
65 | Россия в конце XX | 1 | Обобщающее повторение | | | Устный и письменный контроль | | |
66 | Россия в начале XXI века | 1 | Обобщающее повторение | | | Устный и письменный контроль | | |
67 | Итоговое повторение разделов 1-4 | 1 | Обобщающее повторение | | | Устный и письменный контроль | | |
68 | Итоговое повторение разделов 5-7 | 1 | Обобщающее повторение | | | Устный и письменный контроль | | |