Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории и обществознанию»
Адаптированная
рабочая программа
по предмету «история»
основного общего образования, 9класс
на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «История Отечества» 9 класс составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Закон Р.Ф. «Об образовании».
2. Программа Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва. Просвещение. 2013 – 290 с.
3.Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
4. Учебным планом МОАУ «Кулагинская сош» на 2021-22уч.год
Рабочая программа «История Отечества» в 9 классе разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2017 г. и учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «История Отечества» 9 класс. И. М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2019.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Цель изучения: формирование у обучающихся отчётливых образов наиболее ярких событий и выдающихся деятелей, олицетворяющих период истории России с древнейших времён до наших дней.
Задачи:
- Формировать представления о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории.
- Развивать историческое мышление, формировать комплекс систематизированных знаний об истории Отечества.
-Воспитывать у обучающихся чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому прошлому своего и других народов, интерес к предмету «История».
Рабочая программа рассчитана на 1год 9 класс.
Всего 17 часов в 9 классе, в неделю 0,5 часа
Методы и формы обучения:
комбинированный урок,
урок изучения нового материала,
повторительно-обобщающий урок,
урок-тестирование,
Содержание образования
Учебный предмет «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
При изучении предмета «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта осуществляется сосредоточение на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Курс «История Отечества» в 9 классе охватывает период истории Российского государства с 1917 года до наших дней.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Структурным принципом построения программы является линейно – концентрический принцип, который дает возможность широко использовать изучение исторического материала, основываясь на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством) и т. п. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Используемые виды контроля: текущий, тематический, итоговый
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты:
-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей;
-овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;
-воспитание уважения к историческому наследию народов России.
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Великая российская революция и Гражданская война.
4
2
Советское государство в 1920 – 1930 годы
4
3
СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945)
4
4
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века
4
5
Промежуточная аттестация. Тестирование.
1
Итого:
17
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 % .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
9 класс
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события, революционные движения, гражданская война,
становление Советской власти, стройки первых пятилеток, вторая Мировая война, Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать последовательность и связь исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
- пользоваться исторической картой.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
9 класс
Тема
Кол-во
часов по
теме
Дата
план
факт
Глава 1. Российская революция и Гражданская война.
4
1
Великая российская революция: февраль. Падение монархии.
0,5
2
Великая российская революция: октябрь.
0,5
3
Захват власти большевиками. Второй съезд Советов.
0,5
4
Конституция РСФСР.
0,5
5
Брестский мир.
0,5
6
Гражданская война 1918 - 1920 годов.
Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная Армия.
0,5
7
Политика «военного коммунизма».
0,5
8
Образование и культура в период Гражданской войны.
0,5
Глава 2. Советское государство в 1920 – 1930 годы.
4
9
Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в Кронштадте.
0,5
10
Отношения РСФСР со странами Европы.
0,5
11
Новая экономическая политика (нэп). Финансовая реформа 1922 - 1924 годов.
0,5
12
Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа.
0,5
13
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Объединение советских республик.
0,5
14
Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 - 1932год): ускоренное развитие промышленности.
0,5
15
Переход к коллективизации. Итоги коллективизации.
0,5
16
Конституция 1936 года.
0,5
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне.
4
17
Начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция Запада на начало войны.
0,5
18
Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой.
0,5
19
Блокада Ленинграда.
0,5
20
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 год). Оборона Севастополя.
0,5
21
Сталинградская битва.
0,5
22
Битва на Курской дуге.
0,5
23
Освобождение территории СССР от немецких оккупантов.
0,5
24
Война СССР с Японией.
0,5
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века.
4
25
СССР после войны. Обстановка в мире после войны.
0,5
26
«Оттепель» в советском искусстве. Образование в 1950-е – начале 1960-х годов.
0,5
27
Покорение космоса.
0,5
28
Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений.
0,5
29
Распад СССР. Россия после распада СССР.
0,5
30
Экономические реформы 1990-х годов. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка президента Б.Н.Ельцина
0,5
31
Первые реформы В. В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000 – 2008 годах. Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ.
0,5
32
Отношения России с другими странами в XXI (21) веке. Духовное возрождение современной России.
0,5
33
Повторительно-обобщающий урок
0,5
34
Промежуточная аттестация
0,5
17ч
Промежуточная аттестация.
Контрольно-измерительные материалы по курсу «История России»
9 класс
Фамилия, имя__________________________
Годы первой русской революции
1900-1903
1905-1907
1907-1910
Помогите расшифровать текст. «Было воскресенье. Празднично одетые рабочие с семьями, с маленькими детьми, с иконами в руках направились к Зимнему дворцу. Где жил царь. Они шли к царю с надеждой, что он выслушает их нужды, заступится. Путь им преградили отряды солдат, которым была дана команда «стрелять». Убивали безоружных».
Когда оно было? ______________________________________
Великая октябрьская социалистическая революция произошла
1917
1918
1819
Гражданская война это война
За защиту своего Отечества от внешних врагов
Внутри страны между гражданами
Кто в советском государстве сосредоточил всю власть в своих руках
Киров
Сталин
Троцкий
Годы Великой Отечественной войны
1940-1946
1941-1945
1942-1945
Установите, в какой последовательности эти деятели руководили нашей страной (поставьте цифры)
Горбачёв
Сталин
Хрущёв
Брежнев
8. Кто из исторических деятелей, изучаемых в 9 классе, вам особенно понравился?___________
Электронные ресурсы:
Название
адрес
Портал по инклюзивному и специальному
образованию детей с ограниченными
возможностями здоровья г. Москва
http://еdu-open.ru/
Электронная библиотека студента
http://www.twirpx.com/
Открытый портал образования
http://window.edu.ru/
Равные возможности образования
http://www.znaem-mozhem.ru/
Сайт электронная версия журнала «История.Приложение к газете 1 сентября».
his.1september.ru
Электронная библиотека
biblioteka.ru.
Сайт «История и обществознание»: электронные образовательные ресурсы.
hi-electres.ru.
Сайт учителя истории и обществознания Марахтановой Натальи Геннадьевны.
http://dzuma74wix.com/Kliomania
Сайт « Детские электронные презентации и клипы»
viki.rdf.ru
Школьный портал
рroskolu.ru
Проект «Инфоурок»
http://infourok.ru
Интернет – проект «Мультиурок»
http://multiurok.ru
Адаптированная
рабочая программа
по предмету «обществознание»
основного общего образования, 9класс
на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «Обществознание» 9 класс составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Закон Р.Ф. «Об образовании».
2Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: сборник 1, Под ред. В.В.Воронковой- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010г – 107 с. Обществознание.
3.Учебным планом МОАУ «Кулагинская сош» на 2021-22уч.год
Рабочая программа «Обществознание» в 9 классе разработана на основе Программы Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, 2013. Москва. Владос. –Сб.1.–224 с. и учебника Обществознание. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы – составители Б.П. Пузанов, О.И, Бородина, Л.С, Сековец, Н.М, Редькина. М. Владос. – 2005г
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Учебный предмет «Обществознание» реализует основную цель обучения:
создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Обучение обществознанию направлено на решение следующих задач:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 17 учебных часов (по 0,5 ч внеделю), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Содержание тем учебного курса
Повторение (0,5ч)
Раздел III. Права и обязанности гражданина России (9ч)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел VI. Основы уголовного права (7ч)
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Повторение
0,5
2
Раздел III. Права и обязанности гражданина России
9
3
Раздел IV. Основы уголовного права
7
4
Промежуточная аттестация
0,5
Итого
17
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Критерии оценки:
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 % .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
К
алендарно – тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
План
Факт
1
Повторение. Что такое государство? Что такое право? Что такое мораль?
1
Раздел III. Права и обязанности гражданина России.
9
3
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
1
4-5
Основные конституционные права человека в РФ (экономические, политические, социальные, гражданские, культурные).
1
6
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда.
1
7-8
Трудовой договор. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за
нарушения в работе.
9
Трудовые права несовершеннолетних.
1
10-11
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?
12
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
1
13
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества.
1
14
Правовые основы семейно-брачных отношений.
1
15
Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство.
16
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
1
17
Социальные права человека. Жилищные права.
18
Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений.
1
19
Право на медицинское обслуживание.
20
Право на социальное обеспечение.
1
23
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям
Раздел IV. Основы уголовного права.
7
26
Понятие уголовного права.
1
27
Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении.
28
Уголовная ответственность. Принудительные меры.
1
29
Наказание, его цели.
30
Ответственность несовершеннолетних.
32
Правоохранительные органы в стране. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
1
33
Суд и его назначение. Правосудие.
1
Урок обобщающего повторения
1
34
Промежуточная аттестация: тестирование по обществоведению за 9 класс.