Просмотр содержимого документа
«"Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"»
Доклад на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и краеведения"
Доклад рассказывает о том, какими средствами и методами учитель старается привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, семье, воспитать из них Граждан России.
Уварова Лариса Валериевна, ОГКООУ "Санаторная школа-интернат" г. Шуя
02.11.2014
Описание разработки
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству».
Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г. ”, “ Великая Отечественная война” и т. д. А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.
Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». Наиболее огромный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фонохрестоматию, презентации. Урок начинается с песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:
Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких - то пять минут осталось!
И сразу звучит голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гастелло. При этом используются слайды об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат « Родина - мать зовет».
На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются музыкальные отрывки: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, слайды с фотографиями серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещеные блокадой!
Нас вместе называют Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, то скажут – Ленинград –
И все сольется в этом слове!
Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:
Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны -
горькие стоны !
Памяти павших будьте достойны, Вечно достойны!
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают показ слайдов, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается отрывками из оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финал оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своих предках, о своей малой Родине, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни своих предков, на событиях из истории своего края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Весной я провожу экскурсии по памятным местам нашего города, учащиеся школы знакомятся с неизвестными историческими фактами, раскрывают для себя много нового и интересного из истории образования города, могут посмотреть достопримечательности нашего города. На основе собранных материалов были созданы презентации «Память», «Тайна Шуйского мыла»; были организованы экскурсии в краеведческий музей, в Шуйскую Преображенскую церковь. У ребят осталось очень много впечатлений.
Урок истории воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, семье, воспитать из них Граждан России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.