Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество. Данное внеклассное мероприятие позволяет ученикам старших классов показать свои знания по праву.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Имею право иметь права"»
ГУ «Валихановская средняя школа»
Круглый стол
Классы: 8-9
Провела:
учитель истории
Нурова А. Т.
2015-2016 учебный год
Тема: Имею право иметь права
Цель и задачи:
Систематизация знаний и представлений учащихся о единстве прав и обязанностей.
Способствовать появлению у школьников чувства причастности к процессу обучения и к самой жизни общества, гордости за самостоятельно проделанную работу.
Развивать интерес к предмету, правосознанию, научить не только отстаивать свои права, но и выполнять обязанности.
Ведущий: Сегодня мы рассмотрим роль прав и свобод человека и гражданина как регулятора общественных отношений, участником которых является государство, человек и общество.
Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.
Скажите, ребята, с какими правами вам часто приходится сталкиваться в жизни? Назовите права человека?
(Все идеи записываются на доске).
Всем сейчас я раздам карточки, на которых написаны права человека и вы должны правильно квалифицировать соответственно названиям прав и свобод человека,
заполнить карманы плаката «Современные права человека» по следующим разделам:
а. личные права и свободы
б. политические права и свободы
в. социально-экономические права
А. Личные права человека
1.право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
5 .свобода мысли и совести
8.право на тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища
11. свобода передвижения и поселения
13. право на гражданство
15. право на вступление в брак и создание семьи
Б. Политические права и свободы
2. право на участие в управлении обществом и государством
6. право на объединение, на свободу собраний и ассоциаций.
9. свобода информации (свобода слова, свобода печати и др. СМИ)
12. право на получение информации
16. право на сопротивление угнетению.
18. избирательные права.
В. Социально-экономические права
3. право частной собственности и ее наследования
4. право на здоровую окружающую среду
7. право на труд, на защиту от безработицы
10. право на свободный доступ к культурным ценностям
14. право на охрану здоровья
17. право на жилище
19. право на образование
Упражнение № 2.
Давайте, выполним следующее упражнение.
Допустим, вы оказались на необитаемом острове.
Вам нужно составить список 7 прав, которые гарантированы каждому островитянину, а также список 7 обязанностей, которые должны выполнять все островитяне.
А теперь скажите, могут ли быть права без обязанностей? Почему?
Упражнение № 3.
Вам предлагается придумать и разыграть ситуацию, которая могла бы быть завершена словами…
- Каждый гражданин имеет право исповедовать свою религию.
- Каждый гражданин имеет право выбирать и быть выбранным в органы власти.
Наблюдая за вашими выступлениями, можно сделать вывод, что положение о правах человека – один из регуляторов показателей демократии государства. Каждое государство, в частности Республика Казахстан должно защищать конституционный строй, обеспечить законность и правопорядок. Права отражаются и охраняются законом и Конституцией и дают человеку свободу действий и свободу слова.
Упражнение № 4.
Конкурс «Правовой светофор». Я задаю вам вопрос и 3 варианта ответа. Из 3 вариантов ответа, которые расположены в порядке последовательности цветовых сигналов (красный, желтый, зеленый) светофора, вы должны дать правильный ответ в том случае, если ответ по порядку своего расположения соответствует последовательности расположения цветов сигнала светофора.
1. Конституция РК состоит из:
5 разделов
7 разделов
9 разделов /зеленый/
2. День Независимости РК отмечается
25 октября
16 декабря /желтый/
30 августа
3. Город Казах находится
Азербайджане /красный/
Кыргызстане
Армении
4.СССР распался в
1989 г
1991 г /желтый/
1990 г
5. Спортивное увлечение президента РК –
Большой теннис /красный/
Футбол
Шахматы
6. Сколько статей содержит Конституция РК?
75
90
98 /зеленый/
7. Конституция РК начинается словами:
«Мы, население Казахстана…»
«Мы, народ Казахстана…» /желтый/
«Мы, жители Казахстана»
8. Автором «Жеты Жаргы» является:
Тауке хан /красный/
Есим хан
Касым хан
9. В каком году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
1965
1978
1989 /зеленый/
10. «Не будь сыном своего отца, будь сыном своего народа», так завещал
А. Кунанбаев /красный/
Ш. Кудайбердиев
Ч. Валиханов
В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но учитывается детский возраст.
Покупая куклу, помните, не исключено, что ее изготовили дети из Юго-Восточной Азии. Играя в футбол, подумайте, мяч могла сшить девочка 10-х лет. Масштабы эксплуатации детского труда 250 млн в возрасте от 5-14 лет.
Упражнение № 5.
Сейчас я вам зачитаю письмо девочки Амелии, и вы прослушав его, в конце должны ответить на вопросы.
Здравствуйте, меня зовут Амелия, я живу на острове в Карибском море. Мне семь лет. Мои бедные родители отдали меня в богатую семью, которая живет в городе.
Сегодня, как и всегда, я встала в пять часов утра. Принесла воды из колодца. Удерживать на голове тяжелый кувшин было нелегко, но я удержала, не то меня сильно бы избили. Потом приготовила для семьи завтрак. На стол подала с небольшим опозданием, и хозяин избил меня кожаным ремнем.
После этого я отвела их пятилетнего сына в школу. Потом помогала готовить и подавать семье обед. А между завтраком и обедом нужно было сходить на рынок за продуктами, сбегать по разным делам, подложить в огонь угля, подмести двор, постирать, помыть посуду и убрать кухню. Еще я мыла госпоже ноги. Сегодня она была чем-то сильно расстроена, и она меня ударила по щеке. Надеюсь, что завтра ей будет лучше.
Меня накормили остатками, по крайней мере, это лучше вчерашней тертой кукурузы. Моя одежда поношена, я хожу босиком. Хозяева никогда не разрешают мне мыться в воде, которую я приношу для семьи. Вчера я спала на улице, иногда мне разрешают спать в доме на полу.
Жаль, что не могу написать это сама. Ходить в школу мне не разрешают. Всего хорошего. Амелия.
Что такое детский труд?
«Детский труд» понимается как низкооплачиваемая работа, часто в условиях, вредных для здоровья. В чем причина?
меньше платят
детьми легче командовать.
выполняют безропотно все, что им скажут.
если ребенка ударят, он не даст сдачи
недостаток образования
Какие существуют формы детского труда? (где используется детский труд?)
Домашняя прислуга
подневольный труд (фабрики, заводы, шахты, плантации)
сексуальный труд – эксплуатация в коммерческих целях
промышленная эксплуатация
По данным ООН
12 млн детей в возрасте младше 12 лет умирают по причинам, которые легко устранить.
130 млн детей в развивающихся странах не посещают школу. 160 млн не доедают и голодают.
250 млн детей вынуждены работать.
600 млн детей живущих в абсолютной нищете.
13 млн теряют одного из родителей из-за СПИДа.
А сейчас проведем викторину.
С какого возраста человек обладает правами в РК? ( с рождения)
Все ли граждане имеют равные права? /да/
Могут ли граждане РК иметь другое гражданство? (да)
Как называют человека, имеющего второе гражданство? /бипатрид/
На какие 3 ветви делится вся власть в Казахстане? (судебная, исполнительная, законодательная)
Назовите первого президента РК? (Н. А. Назарбаев)
Назовите фамилию главы правительства РК? (Карим Масимов)
Кто в соотвествии с Конвенцией о правах ребенка является ребенком?
А) первоклассник Петя
В) 17-летний Арман
С) 16-летний Федя, который с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью? (все)
- Мы часто употребляем выражение «Права человека».
Хотя права и свободы граждан имеют самостоятельное значение, их нельзя рассматривать отдельно от обязанностей граждан. Каждый человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, перед государством.
Конституционной обязанностью граждан является соблюдение законов республики, что означает, с одной стороны, не нарушение требований законов, например не совершать преступлений, а с другой – выполнение возложенных обязанностей.
Другая конституционная обязанность гражданина – уважение прав, свобод, чести, достоинства других лиц.
Обязанность платить налоги и сборы.
Защита РК – священная конституционная обязанность граждан республики. Выполнение воинского долга – святая обязанность каждого гражданина перед Родиной.
В истинно демократическом государстве человек должен учиться защищать свои права. Но при этом надо помнить, что и слова, и действия граждан не должны нарушать закон.