Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по истории: «Знатоки истории».»
Внеклассное мероприятие по истории:
«Знатоки истории».
Цель: прививать интерес к истории, воспитание гражданской позиции, через игру развивать дальнейший стимул к изучению истории.
Оборудование: портреты политических деятелей Казахстана, высказывание об истории.
Ход игры:
Правила игры.
1. В игре участвуют две команды. Право первого хода разыгрывается по жребию.( Угадай исторический персонаж)
2. Каждой команде предлагается 4 вопроса. Если команда «рискует», то есть отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда «играет», то есть обсуждает ответ 25 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться ответить на заданный вопрос и получить 1 балл в случае верного ответа.
3. Первый конкурс « Разминка»
4. Второй конкурс
«Люди и события», «историческая змейка», «четвертый лишний»
5. Игра с болельщиками.
6. Третий конкурс «Узнай историческую личность»
7. Четвёртый конкурс «Собери казахскую пословицу»
8. «Блиц - турнир» для капитанов.
9. «Конкурс шарад»
10. «Конкурс ораторов»
1) аудитория – молодежь «О необходимости изучения истории»
11. Подведение итогов. Слово жюри.
На сцене богиня истории Клио:
Вам, пришедшим сюда к состязаниям готовым,
Слова привета своё обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки.
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет.
И знанья покажет искусней
Муза истории- Клио
Вас приглашает – идемте!
Ведущий: Итак, мы начинаем конкурс, а в жюри:
1. Касенова Б.М.
2. Тен И.А.
3. Москалева Е.С.
Мы начинаем игру. (Представление команд)
Первый конкурс «Разминка»
1. Государство, во главе которого стоит один человек.
(монархия)
2. Название мусульманских храмов. (Мечеть)
3. Царицей какого государства была Нефертити. (Египет)
4. Легендарный предок казахского народа (Алаш)
5. В какой библиотеке были несгораемые книги?( в Вавилоне, т.к. они были глиняные)
6. Кто является отцом истории? (Геродот)
7. Греческая богиня красоты? (Афродита)
8. Египетский бог смерти. (Анубис)
9. Священная книга мусульман. (Коран)
10. Первые казахские ханы (Керей и Жанибек)
11. Царь, прорубивший окно в Европу. (Петр Первый)
12. Космодром Казахстана. (Байконур)
13. Цветные горы Казахстана. (Алатау, Кокшетау, Каратау)
14. От укуса какого насекомого гибнет все кроме овец. (Каракурт)
15. Крупнейшая река Казахстана. (Иртыш)
16. Военное состязание рыцарей. (Турнир)
17. Слово «казах» означает….(Вольный)
18. Гимн Казахстана начинается со слова…. (Золото)
19. Курган, в котором был найден «Золотой человек»
20. Первый коллектив людей. (Стадо)
Второй конкурс «Люди и события».
Соотнеси правильно событие и историческую личность.
1. Хан Тауке.
а) би Среднего жуза.
2. Абай.
б) правитель города Отрара.
3. Каирхан.
в) автор «Жеты Жаргы»
4. Казыбек би.
г) автор «50 назиданий»
5. Н.Назарбаев
д) педагог – новатор
6. Ш.Улиханов.
е) первый президент Академии наук Казахстана.
7. Каныш Сатпаев.
ж) автор книги «За нами Москва»
8. Ибрай Алтынсарин.
з) первый президент Казахстана
9. Бауржан Момыш-улы.
к) военный, этнограф, ученый
Расшифруйте даты: «Историческая змейка»
19171991199319981961199519922006
1917- Октябрьская и Февральская революции.
1991- обретение независимости Казахстана.
1993-Введение национальной валюты.
1998- переименование Акмолы в Астану.
1961- полет первого космонавта в космос.
1995- принятие конституции РК.
1992 – вступление Казахстана в ООН, принятие символов РК.
2006 принятие нового гимна РК.
Игра «четвёртый лишний».
1. Дмитрий Медведев 1. Тутмос III
2. Нурсултан Назарбаев 2. Тутонхамон
3. Барак Абама 3. Рамзес II
4. Лев Толстой 4. Осирис
Игра с болельщиками.
1.В средневековой Японии все самураи от сегуна до простых солдат получали продовольствие, пайки, размер которых зависел от положения самурая. Какой продукт составлял эти пайки? (Рис)
2. Пословица этой страны утверждает, что для повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде. (Китай)
3. Если сердце жителя Древнего Египта переполнялось чувством негодования, то он мог нарисовать на подошве сандалии легкое изображение.
Что он изображал: самого себя, своего врага, меч или свой талисман? (Своего врага)
4. Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова поцелуй. (Бизе)
5. Татары, узбеки называют катык, грузины – мацони, таджики – чургорт, египтяне – лебей, как его называют в Турции, Греции, России и всей Европе? (Йогурт)
6. Всмомните один музыкальный термин и попробуйте сказать по –французски буквально "кушанье из разных сортов мяса и зелени»
7. Именно с этими инструментами роет себе могилу обжора. (Вилкой и зубами)
8. Этот напиток первым из европейцев попробовал испанский конкистадор Кортес.(какао)
9. Этот великий полководец античности считал, что «лучшие повара для завтрака - ночной переход, для обеда – скудный завтрак» (А.Македонский)
10. На пирах в средневековой Руси, жалуя гостя хлебом, царь выражал гостеприимство и расположение. А пожалование какого продукта выражало царскую любовь? (Соли)
Третий конкурс: «Узнай историческую личность»
1. Этот выдающийся деятель казахского народа:
- даже в детстве зачитывался историческими
книгами на арабском, персидском языках;
- изучал мудрые изречения, точные слова;
- возглавил освободительную борьбу против джунгар;
- активно участвовал в возведение уникальных архитектурных памятников в Ташкенте и Шымкенте;
- общественный деятель, известный судья, ведущий бий Старшего Жуза.
(Толе би)
2. С детства считался прекрасным наездником, метким стрелком. Учился в Бухаре и Багдаде. Изучал греческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. Мир его знает как «муалимасс Сани – второй учитель после Аристотеля».
Музыка и литература, математика и астрономия, юриспруденция и геодезия - вот те отрасли знаний, которые он охватил своим умом, создал трактаты. Кто же это? ( Аль-Фараби)
3. В своем народе он прославился завидной силой.
- происходил из младшей ветви казахских султанов;
- удивлял своими организаторскими способностями вести наступление;
- вождем казахских ополченцев он был избран народным собранием;
- опираясь на Россию, стремился объединить три жуза, хотел организовать управление из одного центра;
- в годы «великого бедствия» принял подданство России. ( Абулхаир)
4. Этот выдающийся деятель…
- имел первым наставником хана Узака;
- совершенствует мастерство в Букеевской Орде;
- свой первый кюй посвятил Исатаю Тайманову;
- странствуя вместе с Узаком, участвует в состязаниях домбристов;
- великий казахский композитор.(Курмангазы)
5. Чингизид, правнук хана- правителя «Золотого века», внук последнего хана Среднего жуза, сын султана. Друзья называли его « честнейшей и чистейшей личностью». С.Муканов назвал его « промелькнувшим метеором». О ком идет речь? (Ш.Валиханов)
6. В памяти поколений он остался, как правитель « Золотого века казахов», расцвета казахского государства, сумел сохранить независимость и государственную целостность народа, укрепил центральную власть в ханстве. Составил и систематизировал свод правил обычного права казахов, который получил название «Жеты жаргы». (Тауке)
7. Это удивительного мужества человек
- прославился как непревзойденный оратор, тонкий дипломат;
- автор 20 кюев;
- сыграл решающую роль в объединении трех жузов в борьбе против джунгар;
- его называли и лисой и волком
- его настоящее имя Абильмансур.(Аблай хан)
8. Интеллект и ум отличали его
- сын султана Северо- Восточного Казахстана;
- один из немногих еще в детстве получил гуманитарное образование;
- в совершенстве знал классическую литературу Востока и Запада;
- он создал новую литературу, в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык;
- Ибрагим – имя великого казахского поэта, мыслителя, философа, композитора. (Абай)
Конкурс «Собери казахскую пословицу»
1. Герой умирает только один раз,….(а трус тысячу)
2. У кого мало труда,…..(у того мало доходов)
3. Юрте не стоять без опоры,….(народу не быть без султанов)
4. Богатый живет насилием,……(бедный живет как может)
5. Тот герой, ….(кто за Родину горой)
6. Если дружба велика, ….(будет Родина крепка)
Конкурс «Блицтурнир для капитанов»
Жилище казахов (юрта)
Что означает немере? (внук)
Символы государства.
Стены юрты (кереге)
Когда приняты символы РК? (1992 г.)
Основной документ государства (конституция)
Главное блюдо праздника Наурыз (Коже)
Музыкальное состязание акынов (Айтыс)
Рассказ о прошлом ( история)
Его имя Ыбырай (Алтынсарин)
Наскальные рисунки андроновцев (петроглифы)
Казахское поселение (аул)
Столица России (Москва)
Первый космонавт РК (Т.Аубакиров)
Угольная столица Казахстана. (Карагарда)
Год провозглашение независимости РК ( 1991)
Байга. (Скачки)
Год введения тенге (1993 г.)
Ряд верблюдов, передвигающихся с грузом (Караван)
Наука, изучающая историю по вещественным источникам (Археология)
Азиатские скифы-это (Саки)
Купол юрты (Шанырак)
Столица Казахстана.
Зимняя стоянка кочевников (Кыстау)
Пророк ислама (Мухаммед)
Кочевое скотоводство появилось в эпоху ( раннего железа)
Имя писателя Ауэзова (Мухтар)
Иностранные деньги (валюта)
Главное божество саков (солнце)
Крепость «Верный», затем город. Как называется этот город? (Алматы)
Как называют всех жителей любой страны? ( народ)
Подведение промежуточных итогов. Слово жюри.
«Конкурс шарад»
Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое - Родина фарфора.( Китай)
Первый слог – самая хвастливая буква алфавита, второй слог- буква, издаваемая при икании, целое- старинное название крупной реки на западе страны. Яик- Жайык- Урал)
Первый – жилище, второй – светильник, в целом – музыкальный инструмент. (домбра)
Первый слог – самолет, второй – знак Зодиака, третий- междометие, в целом- «место стонов и рыданий врага» (Анракай)
Первый слог- звук смеха, второй – верхняя часть женского платья. Целое- правитель стран Востока в средние века.(Халиф)
Последний конкурс: « Конкурс ораторов»
1) Перед вами аудитория молодежь, ваши ровесники, ребята постарше. Вы оратор. Один игрок из команды. Вы читаете лекцию на тему:
1 команда «О необходимости изучения истории».
2 команда «О дружбе и единстве»
Итак, наша игра подошла к концу. Попросим жюри подвести итоги.
Наш конкурс хочется закончить такими словами:
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты ничего не усвоил нового и ничего не прибавил к своему образованию»