Актуальность: Мы дорожим историей своей малой родины, соразмеряем свою жизнь с судьбой своих предшественников. Данная работа может быть новой страницей истории родного края. Цель моей работы: Через уникальные коллекции рисунков А.А .Бучкури познакомиться с историей нашего края, постичь красоту родной природы, войти в мир доброты и человечности.
В ходе исследовательской работы я ставила перед собой следующие задачи: -изучить биографию и работы А.А Бучкури;
-изучить: каков вклад моей малой Родины в искусство; -проявлять уважение к прошлому страны ; -изучить имеющуюся информацию о работах А.А. Бучкури; -встретиться с краеведами района с целью сбора информации; -познакомиться с документами и картинами А. А. Бучкури в районном краеведческом музее;
-расширить культурно-исторический кругозор; - обобщить полученную информацию, передать её в школьный музей ; - выступить на школьной научной конференции с исследовательской работой.
Таким образом, объектом моего исследования являются работы А.А.
Бучкури. Предметами исследования стали: краеведы района, области, районный краеведческий музей, архив.
Считаю, что моя исследовательская работа очень актуальна в настоящее время.
Молодое поколение имеет возможность получить информацию по многим интересующим вопросам. Мы дорожим историей своей малой Родины,
соразмеряем свою жизнь с судьбой своих предшественников. Знать историю своей страны, своего края, своей семьи любить и дорожить своей малой
Родиной - это значит любить свою страну и быть её патриотом.
Заниматься исследовательской деятельностью я начала в сентябре. При сборе первичного материала, я фиксировала разнообразный материал, используя различные методы: тематические беседы, работу с архивами, включенное наблюдение, фиксация этнографического материала. При этом спонтанно набирала разноплановую информацию, которая на втором этапе работы систематизировалась, а на третьем (при написании исследовательской работы) анализировалась и интерпретировалась.
Основной метод в моем исследовании – беседа. В построении тематической беседы я имела список основных тем и их приблизительную последовательность, которые в ходе беседы раскрывались и уточнялись в зависимости от информации общего хода беседы. Данная информация записывалась по схеме.
1. Фамилия, имя, отчество, год рождения.
2. Какими сведениями о картинах располагает и может подтвердить как человек увлеченный творчеством.
3. Какие сведения о картинах знает из разных источников.
Следующий метод:Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный метод служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений.
Исследовательская работа рассчитана на школьников среднего и старшего звена, думаю, она будет интересна и взрослым, если их волнует данная тематика.
Работу можно использовать как материал по истории родного края на уроках истории, а также как информационный материал на уроках литературы и русского языка для написания творческих работ.
Значимость моей работы: В настоящее время работы Александра Бучкури представляют не только художественную, но и историческую ценность. Его живопись, графика – это история Воронежского края. Картины А.А. Бучкури могут служить историческим источником информации.
Ценность: Данная работа может быть новой страницей истории родного Воронежского края.
Александр Алексеевич Бучкури – художник истинный. Ему было присуще драгоценное свойство – человечность, что является значительным и высоким званием для человека. Искренне служивший искусству художник, живописец и график Бучкури Александр Алексеевич. Мы будем гордиться, что такие выдающиеся люди были рождены в нашем крае.
Имя Александра Алексеевича Бучкури (1870-1942) – одно из наиболее авторитетных и почетных в истории художественной жизни Воронежа начала двадцатого века и послереволюционных лет. С Воронежем связана вся жизнь Бучкури: его юношеские годы и первые шаги в искусстве, расцвет разносторонней художественной деятельности и безвременная трагическая кончина. Художники старшего поколения, получившие образование в Воронежских Свободных художественным мастерских или учившиеся в Воронежском изотехникуме, считали за честь называть себя учениками Бучкури. Те, кому довелось пользоваться его советами в различных художественных студиях города или испытать на себе влияние примера его личного творчества и выставочной деятельности, гордились своей причастностью к имени Бучкури и произносили его с неизменным почтением.
2. Биография
Александр Бучкури родился 18 ноября 1870 года в селе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Отец Александра Бучкури был таганрогским купцом, греком турецкого подданства. С раннего детства мальчик жил в доме отчима А. И. Михельсона, человека интеллигентного, поощряющего стремления будущего художника к рисованию. Первым его учителем был организатор Воронежской школы любителей рисования Леонид Соловьев. В 1899 году Александр Бучкури стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Московской академии художеств и активно занимался в мастерской Ильи Репина под его руководством. В 1904 году Бучкури получил официальное звание художника, а в 1905 году за картину «Похороны» Приложение 2, принимавшую участие в Весенней выставке в Санкт-Петербурге, был удостоен премии имени Архипа Куинджи. Бучкури создал множество оригинальных жанровых и исторических полотен, большинство из которых хранится в Воронеже.
В 1906 году Александр Алексеевич обвенчался в Троицком Смоленском соборе в Воронеже с Вассой Иосифовной Епифанцевой, дочерью воронежского купца.
2.1. Творческая деятельность
Талантливый ученик И.Е. Репина ("Я гожусь таким бывшим моим учеником", – писал о нем Репин), Бучкури сложился как яркий и самобытный бытописатель русской деревни с ее своеобразным укладом жизни, обычаями, обрядами, нравами. Он был певцом русской деревенской женщины в многочисленных портретных произведениях, отмечая интересные лица и характеры, увлекаясь красотой национального русского костюма. Он отдавал дань художника очарованию сельского пейзажа.
В окружении произведений любимого им жанра необычной и оригинальной выглядит картина "У цирка", Приложение 3 .выполненная в 1936 году, в тот период его художественной биографии, когда он уже пережил долгое и тягостное состояние растерянности и неверия в свои силы в 20-е и начале 30-х годов, которое так откровенно, так искренне звучала в его письмах: "Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".
Ему были чужды стремления его коллег к новаторству в содержании произведений, а тем более в их исполнении, хотя он и старался их понять. "Из колхозов вернулись художники, понавезли массу вещей. Видел кой-что. Есть порядочные вещи, а главное свежие, работали с увлечением". Но сам Александр Алексеевич, как художник, не видел в себе желания искать и отображать черты переустройства в так хорошо знакомой ему прежде крестьянской жизни. Тема деревни осталась в прошлом.
Но художественная и культурная жизнь Воронежа настоятельно звала его к активному участию. И в письмах Бучкури зазвучали иные нотки. "Я сейчас еще ничего не работаю основательно. Только маленькие эскизы, не могу еще ни на чем останавливаться, а надо что-то сделать для всей культуры. Они ждут. Вообще все думают, что я могу что-то хорошее сделать, а я ни с места, бывает такая заминка". Он нашел в себе силы преодолеть душевный и творческий кризис, испытывает прилив новых творческих сил. В обновленной жизни острым взглядом художника ищет достойный внимания сюжет для картины по заказу Дома санитарного просвещения и находит "Физкультурный парад". И работает с увлечением. "Я сейчас пишу праздник физкультурников. Это очень интересно по костюмам и краскам".
Творческое вдохновение ему дарят также сохранившиеся эскизы, наброски, варианты задуманных картин в прежние годы. Среди давних замыслов была и тема цирка. Еще в 1913 году на весенней выставке Товарищества художников в Петербурге среди произведений, представленных Бучкури, значится выполненный гуашью картон с названием "Наездница и клоун". Эти же не придуманные, а взятые из жизни персонажи стали центральными героями его картины, написанной двадцать три года спустя.
В основу содержания большого жанрового полотна положены не только прежние подготовительные работы, но и свежие личные впечатления художника. Но он не ограничивается воспроизведением увиденного в жизни эпизода. В создание картины им вложен большой творческий труд. Прошедший серьезную академическую школу, Бучкури умело разрабатывает сюжет, достигая его большой выразительности. Он уверенно, мастерски строит композицию, объединяя в ней большое количество фигур, стремясь к ее ясности и компактности. Картина "У цирка", написанная в ясной, доступной для восприятия реалистической манере, имеющая множество художественных достоинств, по словам ученика Бучкури Константина Михайловича Стаховского, не имела успеха в коллективе современных ему воронежских художников. Вероятно, от него ждали не свойственных ему живописных "новшеств". Полотно не было принято художественным советом и, написанное по договору, продавалось в салоне художников за долги.
К счастью, его приобрел музей изобразительных искусств. И потому оно сохранилось и не погибло, как многие произведения художника при пожаре города в период фашистской оккупации Воронежа. И теперь в коллекции его работ картина "У цирка" представляет одну из ярких страниц в творческой жизни Бучкури-художника.
Дом №26 по ул. Орджоникидзе числится в перечне объектов памятников истории и архитектуры Воронежской области областного значения как - "Рисовальная школа имени Пономаревых/Мастерские, где работал Бучкури, 1914 г." Здание было построено по проекту архитектора М. Н. Замятнина. Предназначалось оно для рисовальной школы имени Михаила и Марии Пономаревых, основанной в 1893 г. Воронежским кружком любителей рисования. Обучение в ней было бесплатным, поэтому школа привлекала много учеников Приложение 8. В 1907 г. к числу местных преподавателей школы присоединился ее выпускник - Бучкури (1870-1942), который преподавал в этом здании до 1926 г. В 1919 г. на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские - филиал Свободных художественных мастерских в Москве. Для организации занятий вскульптурной, театрально-декорационной и трех живописных мастерских сюда были свезены предметы интерьера из усадьбы Ольденбургских в Рамони. Преподавательский состав был пополнен специалистами из Москвы. Мастерские сразу стали центром художественной жизни города. Специальные бригады учащихся организовывали массовые театральные представления, красные уголки, клубы и библиотеки. В 1920-е гг. мастерские были преобразованы в Воронежские высшие художественно-технические мастерские, филиал Московского ВХУТЕМАСа, которые в 1923 г. стали художественно-промышленным техникумом, находившемся в здании до 1926 г. В 1926 г. в здании расположился ветеринарный институт, на базе которого в 1961 г. создан один из факультетов Воронежского сельскохозяйственного института.Приложение 8
Небольшое двухэтажное здание выполнено в формах неоклассицизма. Всю ширину второго этажа занимает парадный зал, потолок и стены которого декорированы (ионические пилястры, плафоны). Здание соединено с пристроенным в 1930-е гг. для ветеринарного института корпусом, выходящим на улицу Дзержинского, к которому примыкает Дом актера.
С середины 1990-х гг. в здании размещаются различные учреждения. В настоящее время это - МТС. Приложение 9.
2.3. Последние годы жизни
Когда в Воронеж пришли фашисты в 1942году, Бучкури был уже на 72-ом году жизни. Вроде бы известно, что АлександрБучкури пытался прятать свои работы, или даже на самом деле многие из них где-то закопал (кажется так.закопал). Но после освобождения нашли совсем мало спрятанных работ. Дело в том, что в конце июля или в начале августа 1942-го года, люди видели Бучкури и его жену, художницу Вассу Иосифовну Епифанову, в группе арестованных воронежцев.
Бучкури, высокий, в красивом сером плаще сразу выделялся. Наверное, воронежцы знали преподавателя живописи, десятки лет обучавшего студентов Воронежа. Эту группу привели в какую-то улицу (адрес несколько разнится в рассказах) и расстреляли. С ними убили двух братьев Вассы и музыканта Левинсона. Нет никаких подробностей. Почти никаких работ не удалось найти. Поэтому сегодня есть только десятки живописных работ и неслишком много графики.
Последним по времени дошедшим до нас произведением Бучкури является его «Автопортрет» 1941 года, находящийся в Воронежском музее изобразительных искусств.
3. Заключение
Результаты исследования позволяют заключить, много интересного можно было узнать о судьбе, о творчестве земляка, художника от Бога Александра Алексеевича Бучкури. Художник оставил для памяти потомков выдающиеся работы.
Но меня радует, что имя этого великого человека всегда в памяти наших земляков. В воронежском краеведческом музее имени Крамского есть работы нашего земляка. Можно увидеть в Воронежских новостях о творчестве художника. [1] Не забыта память и в других городах. Постоянно проходят выставки учеников Репина. Выставка позволяет познакомиться с нехрестоматийной стороной творчества автора, дает возможность расширить представление об его замыслах и художественных интересах, а также об общем артистическом процессе и тенденциях русского искусства конца XIX — начала XX века[2].
Воронеж с гордостью произносит имениА.А. Бучкури. Спускаясь Скорняжский переулок, где жил художник.В начале спуска улицы Бучкури, на кирпичной подпорной стене уПокровской церкви, была укреплена памятная доска из цветного металла с барельефом художника[3].
На воронежских улицах размещены баннеры репродукции картин из музея Крамского. Пять произведений известных художников, в том числе работа А.А. Бучкури. «Свадебный поезд». Приложение 6.
Изучив лучшие произведения живописи и графики старейшего художника. Яузнала много нового. Мне захотелось обобщить собранный материал, сделать выводы, чтобы использовать эту работу на уроках истории и краеведения, на внеклассных мероприятиях, пополнить методическую литературу школьной библиотеки. Его картины рассказывают об истории и быте нашего края, учат постигать красоту родной природы, вводят в мир доброты и человечности. Именно эти качества всегда были присущи Александру Алексеевичу. По существу же всем своим творчеством он решал те задачи, которые всегда стояли перед «большими» художниками.
Данное исследование я не считаю законченным, надеюсь продолжить изучение оставшихся после великого художника картин. Предполагаю, что эти люди – люди интересной судьбы, жили и работали на благо родного края. Подтверждение этому мне хотелось бы найти в своей работе. Память о них должна сохраниться в сердцах поколений.
Астахова Е. Недорисованный портрет / Е. Астахова // Коммуна. – 2005. - 17 дек. 2. Бухонов К. Вспоминая художника / К. Бухонов // Воронежский курьер. - 2006. - 10 июня. 3. Воронеж и воронежцы в произведениях живописи и графики (из собрания Воронежского областного художественного музея им.И.Н.Крамского) / Сост. Е.Ф. Крутинина, Е.И. Пшеницина, О.А. Рябчикова / Воронеж: Кварта. - 2011. – 120 с.: ил. 4. Воронеж: встреча с прошлым и настоящим: историко-архитектурный иллюстрированный справочник-путеводитель по культурно-историческим памятникам / Сост. В. Мальцев. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. – С. 193 5. Воронежская энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.1: А-М. – С. 114. 6. Кесслер И. Александр Алексеевич Бучкури/ И. Кесслер // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж: Кварта, 2007. – С. 286–291. 7. Край наш Воронежский. Коллектив авторов.- Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1985. - С.38. 8. Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла / И. Круглый. – Ленинград: Издательство «Художники РСФСР», 1960. 9. Легенды Воронежа. Фотоальбом. – Воронеж, 1999. 10. Навечно в памяти народной. – Воронеж: Центр. - Чернозёмное кн. изд-во, 1980. – 166 с. 11. Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер. – Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1983. - 207с. 12. Рябчикова О. Заветы мастера / О. Рябчикова // Воронежский телеграф. - 2010. - № 130. - С. 5.
В картине «Похороны» художник сдержанно, но сильно рассказал о тяжелой доле деревенского народа.
Бедного люда, о жизни без просвета и радости. Чувство тоски и горя возникает у каждого, кто смотрит на эту картину.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
А.А.Бучкури «У цирка»
Картина "У цирка", написанная в ясной, доступной для восприятия реалистической манере.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
А.А.Бучкури «Рождественский базар»(1906г)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
А.А.Бучкури «Прачки»(1908г)
Очень интересная работы А.А. Бучкури, находящиеся в Воронежском музее изобразительных искусств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
А.А.Бучкури «Свадебный поезд»(1913г)
«Свадебный поезд», впервые экспонировавшаяся на Весенней выставке в Петербурге в 1914 году. «Свадебный поезд» — картина с прекрасно найденным цветовым решением, с интересными образами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
А.А.Бучкури «Вывод»
Картина написана по одноименному рассказу Максима Горького - "Вывод". "Выводом" в деревне называли прогон голой жены-изменщицы через всю деревню с жуткими издевательскими и унизительными штуками.
Всё это смотрится очень страшно: Один человек находится в полной власти жестоких и циничных единомышленников. Вот так выражался крестьянский домострой
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Дом №26 по ул. Орджоникидзе числится в перечне объектов памятников истории и архитектуры Воронежской области областного значения как - "Рисовальная школа имени Пономаревых/Мастерские, где работал Бучкури, 1914 г." Здание было построено по проекту архитектора М. Н. Замятнина. Предназначалось оно для рисовальной школы имени Михаила и Марии Пономаревых, основанной в 1893 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Воронеж с гордостью произносит имениА.А. Бучкури. Спускаясь Скорняжский переулок, где жил художник.В начале спуска улицы Бучкури, на кирпичной подпорной стене уПокровской церкви, была укреплена памятная доска из цветного металла с барельефом художника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Выставка работ учеников Репина
5 июня в 10.30 в Пенатах начнет работу выставка живописных и графических работ учеников Ильи Ефимовича Репина из собрания галереи искусств KGallery (Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» — пос. Репино, Приморское шоссе, 411).
Среди учеников Репина, представленных на выставке: В.Серов, Ф.Малявин, Н.Фешин, Б.Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, И. Билибин, О. Брази А. Бучкури