Тема. Великие люди России. А.В.Суворов.
Цель. Представить жизнь и деятельность А.В.Суворова как образец подражания; познакомить с биографией полководца; развивать орфографическую зоркость, закреплять умение проверять безударную гласную в корне; воспитывать нравственные качества, прививать любовь к Отечеству.
- Организационный момент. Слайд 1
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок.
Я предлагаю вам составить предложения (даны слова) и вставить пропущенные буквы.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Т . жело в учении, л . гко в б . ю.
Д . бро делать сп . шить нужно.
Объясните выражения. Слайд 2
Какие орфограммы вставили?(безударные гласные в корне).
Какова же тема нашего урока?
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Напомните мне, как проверить безударную гласную в корне? В приставке? В суффиксе?
III. Словарная работа.
Вы составили изречения великого человека, фамилию его вы сейчас сами отгадаете, после словарной работы.
(Под диктовку) Солдат, ужин, вчера, огород, ребята, отец, вместе. (Самопроверка) слайд 3
Подчеркните первые буквы словарных слов и назовите слово: СУВОРОВ.
Сегодня вы узнаете, кто такой Суворов и чем он заслужил звание великий человек России. Слайд 4
IV. Работа с текстом.
Прочитайте статью и ответьте на вопрос, кто такой Суворов и чем он знаменит. Слайд 4
1 группа: Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец. Он р.дился в М.скве в дв.рянской с.мье. Получил д.машнее образование. Под руководством .тца изучил в.енное дело и в.енную историю. Разработал новую систему обучения в.йне, которую бл.стяще прим.нял.
2 группа: Александр Суворов - великий русский полководец. За свою жизнь Суворов вы.грал более 60 сражений и не пот.рпел ни одного поражения. Прид.вал б.льшое зн.чение внезапности и быстроте, что пом.гало поб.дить.
ЧТО УЗНАЛИ? Кто такой полководец (этимологическое значение слова)?
Составьте 2 связных предложения со словом полководец. Запишите их. Разобрать слово полководец по составу. Слайд 4.
- Упражнение в подборе проверочных слов.
1. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. Запишите их. Взаимопроверка. Слайд 5
Для тех, выполнил работу быстрее, найти однокоренные слова.
Александр Васильевич требовал от солдат и офицеров взаимной выручки, целеустремленности. Он сам заботился о здоровье, питании, жилье солдат. И русские воины называли его отцом-командиром.
Физ. Минутка. Александр Васильевич был скромным и скрытным
человеком, но радость ему была не чужда. . ПСИХО-ГИМНАСТИКА. Слайд 6
2. Развитие орфографической зоркости. Слайд 7
Прочитайте следующую карточку. Что узнали об Александре Васильевиче?
Игра («Кто больше?») (найдет слов с безударной гласной). Укажите части речи этих слов. Слайд 8
1 группа: Суворов был худеньким и очень болезненным мальчиком, но твердо решил стать военным. Саша усиленно закалял свой организм. Каждый день обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом.
2 группа: Великий полководец не курил. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды, даже в самый лютый мороз.
3. Индивидуальная работа (у доски).
л.нивый хр.брец
в.левой л.вкач
в.селый х.трец
ц.леустремленный см.льчак
Фронтальная работа.
Суворов был образованным человеком и сказанные им фразы известны и по сей день. Слайд 9
Определите по высказываниям, что ценил Александр Васильевич Суворов:
- Время драгоценнее всего. (Умел так спланировать наступление, чтобы за короткое время внезапно напасть, привести врасплох противника и победить с меньшими потерями).
- Генералу необходимо образовывать себя наукам. (Ценил знания).
- Побеждает тот, кто меньше себя жалеет. (Смелость).
- Я люблю правду без украшений. (Честность).
Проверка индивидуальной работы. Назовите качества, которые, по вашему, подходят А.В. Суворову (из индивидуальной работы).
Суворова посылали туда, где предстояло опасное, трудное дело. За победы в военных походах он получил высший воинский чин - генералиссимус и ему подчинялись все войска в государстве. В наши дни военные училища названы Суворовскими. (Почему?) Здесь юноши изучают науку побеждать.
VI. Творческая работа. Суворов — великий человек. Слайд 10
Мини – сочинение на тему:
Для меня Суворов - великий человек России или нет? Почему?
Какие качества характера вы хотели бы воспитать в себе? (письменный ответ)
VII. Обобщение.
Заслушивание сочинений и оформление стенгазеты.
- Какое правило, мы с вами закрепили?
VIII. Итог.