kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок памяти: Начало Второй мировой войны / начало Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована для проведения тематических часов, уроков. Разработка содержит сценарий мероприятия, презентацию и медиа-файлы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план»

Проект «ВО СЛАВУ ПОДВИГА»

Урок Памяти «Карта мира в начале Великой Отечественной войны. Начало войны»


Ольга Скурлатова:

  1. Вторая мировая война, Великая Отечественная война

  2. «Мюнхенский сговор»

  3. Пакт Риббентропа-Молотова (2)

  4. Нападение Германии на Польшу

  5. Нападение Германии на Данию и Норвегию

  6. Вторжение Германии в Нидерланды, Бельгию и Люксембург

  7. Взятие Парижа Германией

  8. Вступление Германии в Румынию

  9. Нападение Германии на Югославию

  10. Вступление Германских войск в Афины (Греция)

  11. Странная война

  12. «Морской лев»

  13. Причины Второй мировой войны (вывод)


Сергей Москалев

  1. План «Барбаросса» (2)

  2. Генеральный план Ост

Алёна Пенькова

  1. «Рассвет в объятьях тишины…»

  2. Самолёты

  3. Бомбёжки

  4. Гитлер-Сталин

  5. Быть-не быть…

Никита Григорьев

  1. «Началась война…»

  2. плакаты «Мобилизация»

  3. Советские солдаты

Аудиозапись (Ю.Б. Левитан о начале ВОВ)

  1. Говорит Москва!

Сергей Москалев

  1. Голос эпохи

  2. 22 июня 1941 г.

  3. Соотношение сил (2)

  4. Превосходство гитлеровских войск

  5. Причины ВОВ (вывод)


Денис Овсянников

  1. Оборона Брестской крепости


Анна Логинова

  1. Начало блокады Ленинграда

  2. Тучи над городом встали

  3. «Большая Берта»

  4. Дорога жизни (2)

  5. Блокадный хлеб

  6. «Ленинградская болезнь»

  7. «Ленинградская» симфония

  8. Таня Савичева



Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)


«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.

Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

(Миклай Казаков, перевод А. Аквилева)










Просмотр содержимого документа
«разработка-урок Памяти»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Амурзет»













Урок Памяти


по теме

«Карта мира в начале Великой Отечественной войны. Начало войны»


для учащихся 9 – 11-х классов











Разработала: Васильева А.И.,

учитель истории













2015 г.

Цель:

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению Отечественной и мировой истории, воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к Родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений.


Задачи:

  • Формировать представление об отличиях Второй мировой войны от Великой Отечественной.

  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому страны.

  • Формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.

  • Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому

  • Развивать творческие способности учащихся при подготовке к мероприятию.

  • Воспитывать у учащихся неприятие агрессии, насилия и войны.


Оформление зала (библиотека): Впереди слева – экран; справа по центру – карта “Великая Отечественная война”; выставка книг, посвященная Великой Отечественной войне.


Действующие лица: ведущие – 4 чел., чтецы – 2 чел., учитель.


(Слайд 1). (На фоне песни “До свидания, мальчики”)

Учитель: Ребята, сегодняшний Урок Памяти открывает проект «Во славу подвига», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня нам с вами предстоит разобраться в терминах.

Многие люди считают, что Вторая мировая война и Великая Отечественная – это одно и то же. Некоторые до сих пор путаются даже в датах: когда была Великая Отечественная война, а когда Вторая мировая? Когда закончилась Великая Отечественная война, а когда Вторая мировая? В чем же между ними разница?

(Слайд 2)

1-й ведущий: Обратите внимание, какие критерии для сравнения можно взять для выявления отличий между войнами.

Хронологические рамки: Вторая мировая война началась 01.09.1939 г. с нападения гитлеровской Германии на Польшу, а закончилась 02.09.1945 г. после подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Великая Отечественная война началась 22.06.1941 г. после нападения гитлеровской Германии на СССР, а закончилась 09.05.1945 г. после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Участниками Великой Отечественной войны были Советский Союз и гитлеровская Германия. Участниками Второй мировой – страны гитлеровской и антигитлеровской коалиции (более 60 государств). (карта)

Военные действия в период Второй мировой войны велись одновременно на разных фронтах: западном, восточном, азиатском, тихоокеанском, африканском. Военные действия в период Великой Отечественной войны велись преимущественно на территории СССР. (карта)

Сравнивая итоги обеих войн мы также видим различия: в итоге Второй мировой войны гитлеровская коалиция потерпела поражение, произошло крушение диктаторских режимов в Европе, были установлены новые границы, началась «холодная война», была создана ООН, более 55 млн. погибло. Итоги Великой Отечественной войны были масштабны для СССР: Третий рейх потерпел поражение, в СССР было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень, были разрушены более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров ж/д, около 27 млн. погибших.

Учитель: А что же произошло накануне Второй мировой войны? Каким образом складывалась международная обстановка?

(Слайд 3)

1-й ведущий: Практически за год до начала Второй мировой войны 29 – 30 сентября 1938 года Германия, Италия, Великобритания и Франция подписали Мюнхенское соглашение о передаче Германии части чехословацкой территории, которое стало кульминационным событием в политике «умиротворения». (карта) Несомненно главы правительств Великобритании и Франции питали надежду, что этим соглашением они отведут угрозу дальнейшей германской агрессии от Западной Европы. Западные лидеры полагали, что тем самым удалось предотвратить развязывание войны. В историю это событие вошло под названием «Мюнхенский сговор» по причине того, что представителей Чехословакии при подписании соглашения не пригласили.

(Слайд 4)

23 августа 1939 года, шокировав Западную Европу, СССР и Германия подписывают договор о ненападении, вошедший в историю как «пакт Риббентропа-Молотова», и десять секретных протоколов к нему. Протоколы разграничивали сферы влияния СССР и США в Восточной Европе.

(Слайд 5)

Учитель: Обратите внимание, что планировалось при подписании пакта о ненападении и что получилось в действительности.

Планируемые сферы влияния СССР: Карелия, Эстония, Латвия, часть Польши, Бессарабия; сферы влияния Германии: Литва, Восточная Пруссия, часть Польши. Достигнутые результаты при разграничении сер влияния: СССР – Латвия, Литва, Эстония,

(Слайд 6 + карта)

1-й ведущий: Спустя неделю, после подписания пакта Риббентропа-Молотова, гитлеровская Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. Весной 1940 г. началось осуществление разработанных планов в отношении европейских государств.

(Слайд 7 + карта)

9 апреля 1940 г. немецкие войска вторглись в Данию и Норвегию (Дания не оказала сопротивления, в Норвегии после краткого противодействия немцам к власти был приведён глава партии нацистского типа.

(Слайд 8 + карта)

10 мая 1940 г. немецкие войска осуществляют нападение на Бельгию, Нидерланды, Люксембург, а затем на Францию.

(Слайд 9 + карта)

14 июня 1940 г. немецкие части вошли в Париж, накануне объявленный открытым городом. 22 июня было заключено германо-французское перемирие. После поражения Франции её территория была разделена: атлантическое побережье, северные и центральные области, включая Париж, вошли в зону немецкой оккупации, на юге установился лояльный по отношению Германии режим, правительство которого обосновалось в городке Виши.

(Слайд 10 + карта)

12 октября 1940 г. немецкие войска вступили в Румынию.

(Слайд 11 + карта)

6 апреля 1941 г. Германия напала на Югославию. 17 апреля был подписан акт о безоговорочной капитуляции Югославии. Большая часть Югославии была оккупирована Германией, отдельные её территории присоединены к Италии, Венгрии, Болгарии.

(Слайд 12 + карта)

6 апреля 1941 г. немецкие войска пришли на помощь итальянцам в Греции.

Учитель: А что же предпринимали Лига Наций во главе с Великобританией и США в период «победоносного шествия» Гитлера по Европе?

(Слайд 13 + карта)

1-й ведущий: Англия и Франция объявили Германии войну еще 3 сентября 1939 г., после нападении немецких войск на Польшу. США 5 сентября 1939 г. объявили о своём нейтралитете. Англо-французские войска, имея 115 дивизий против 23 немецких, бездействовали, ожидая перемирия с Германией. В это время поляки отчаянно в одиночку защищались от захватчиков. Сложившееся на западном фронте положение получило название «странная война».

(Слайд 14 + карта)

В отношении Великобритании Гитлером была разработана операция «Морской лев», которая предусматривала высадку десанта на Британских островах. Для Захвата Англии необходимо было разбить британских флот и авиацию. В результате Германия понесла большие потери, чем Великобритания, так и не приступив к осуществлении операции «Морской лев».

Таким образом, можно сказать, что к лету 1941 г. «европейская война» была завершена. Германия при фактическом бездействии США и Великобритании подчинила себе почти всю Европу (карта). А далее взоры нацистских руководителей обратились туда, где Гитлер видел наиболее многообещающие перспективы завоевания «жизненного пространства» для немецкого народа, - на Восток.

Учитель: То есть мы увидели, что Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов является составной и решающей частью Второй мировой, которая началась еще в 1939 году с агрессии нацистской Германии в отношении европейских государств. Из них отразить нападение нацистов смогла только Великобритания. Нападение немецких войск и их союзников на СССР называют Великой Отечественной войной. Что же предшествовало началу Великой Отечественной войны? Как разворачивались события на Восточном фронте Второй мировой?

(Слайд 15 + карта)

2-й ведущий: В декабре 1940 г. Гитлером был утверждён план войны против СССР, носивший кодовое название план «Барбаросса». По плану «Барбаросса» предполагалось, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения ещё до наступления зимы 1941 г. захватят жизненноважные центры страны и выйдут на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была установка на блицкриг – молниеносную войну.

(Слайд 16 + карта)

(Слайд 17 + карта)

Другим планом, разработанным гитлеровским командованием в отношении СССР, стал «Генеральный план Ост», разработанный в декабре 1941 г. «Генеральный план Ост» представлял собой ряд документов, в которых достаточно подробно говорилось о том, как именно немцы собирались использовать «жизненное пространство» на востоке. В основе этого плана лежали идеи упразднения суверенитета СССР, геноцида, расовой дискриминации и массового террора, полная ликвидация Советского Союза, выселение в Сибирь значительной части населения, онемечивание оставшихся, физическое истребление евреев и славян.

Как мы видим, Гитлер тщательно подготовился к войне против СССР, невзирая на подписанный пакт о ненападении.

(Слайды 18 – 22)

1-й чтец:

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Слайды 23 – 25)

2-й чтец:

«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.

Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.

Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.

В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.

(Слайд 26 + аудиозапись «Левитан Ю.Б. Говорит Москва!»)

2-й ведущий: О нападении Германии люди узнали только в полдень. Примерно в 12 дня по радио выступил народный комиссар иностранных дел СССР Молотов. Эта новость прозвучала, как гром среди ясного неба. Она нарушила привычное течение мирной жизни.

Мы с вами сейчас прослушали обращение Ю.Б. Левитана к советскому народу. За зычный голос ещё в детстве его прозвали «Трубой».

(Слайд 27)

В годы Великой Отечественной войны Ю.Б. Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос был известен каждому жителю СССР. Адольф Гитлер объявил Левитана своим личным врагом № 1 (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам — в 250 тысяч) рейхсмарок, но советские спецслужбы тщательно скрывали Левитана.

(Слайд 28)

Учитель: Итак, на рассвете 22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на СССР. Был ли готов к войне Советский Союз? Каково было соотношение сил накануне Великой Отечественной войны?

(Слайд 29)

2-й ведущий: Фашистский блок был представлен Германией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Войска были сосредоточены по трём направлениям: «Север» (Лееб) – Прибалтика, Ленинград; «Центр» (Бок) – Минск, Смоленск, Москва; «Юг» (Рундштедт) – Западная Украина. На базе советских приграничных военных округов были образованы фронты: Северо-западный (Ф.Кузнецов); Западный (Д.Павлов); Юго-западный (М.Кирпонос); Южный (Н.Тюленев); Северный (М.Попов).

(Слайд 30)

Фашистский блок бросил в первый натиск на СССР 4,4 млн. солдат и офицеров; 4,4 тыс. самолетов; 4 тыс. танков и штурмовых орудий; 39 тыс. пушек и миномётов. Армиям вторжения противостояли 3 млн. солдат и офицеров; 9,1 тыс. самолетов; 11 тыс. танков и штурмовых орудий; 39,4 тыс. пушек и миномётов. В первый же день войны были уничтожены 1,2 тысячи советских самолётов, большинство из которых даже не успели взлететь. Мы видим, что силы сторон вначале боевых действий были практически равны, но на стороне гитлеровских войск был ряд преимуществ.

(Слайд 31)

Войска агрессора были в развёрнутом состоянии, в полной боевой готовности. Качество военной техники фашистского блока превосходило советскую. Германские части были полностью укомплектованы по штатам военного времени, слаженны и обучены, имели хорошо подготовленный командный состав. Другим важным преимуществом вермахта являлось превосходство в подвижности войск (оснащение авто), оснащение радиосредствами. Германское командование распределяло войска неравномерно по всему фронту, концентрируясь на направлении главных ударов.

Учитель: Первыми войска агрессора встретили пограничные заставы, находившиеся в постоянной боевой готовности. Все они держались до последнего патрона. Навсегда вошла в историю оборона Брестской крепости, возглавляемая майором П.М. Гавриловым, капитаном И.Н. Зубачёвым, полковым комиссаром Е.М. Фоминым.

(Слайд 32)

3-й ведущий: На рассвете 22 июня 1941 года на город и крепость обрушились тысячи авиабомб, мин и снарядов. Окрестность озарили сполохи огня, земля дрогнула, закачались полутораметровые стены караульного помещения Цитадели, вылетали стекла, железные переплеты окон свернулись, как сухие листья... Гитлеровцы были уверены, что через некоторое время им навстречу выйдут с поднятыми руками русские солдаты и офицеры, ведь так уже не раз было во многих городах Европы.

Немецкое командование планировало захватить Брестскую крепость в первый же день — к 12 часам, ведь непосредственный штурм крепости был поручен штурмовым отрядам 45-й дивизии, сформированной в горах Верхней Австрии — на родине Гитлера и потому отличавшейся особой преданностью фюреру. Для штурма крепости дивизию усилили тремя артиллерийскими полками, девятью мортирами, тяжелыми минометными батареями и сверхмощными осадными орудиями «Карл» и «Тор». Но здесь было иначе, чем в Европе. Бойцы и офицеры выбегали из домов и казарм, какое-то мгновение осматривались, но, вместо того чтобы поднять руки, прижимались к стенам зданий и, используя любое прикрытие, начинали стрелять. Одни, изрешеченные немецкими пулями, оставались там, где приняли свой первый и последний бой; другие, продолжая отстреливаться, уходили...

В первые часы враг захватил территорию крепости, многие здания и укрепления, но оставшиеся в руках советских бойцов были так удачно расположены, что позволяли держать под обстрелом значительные участки. Защитники были уверены, что долго обороняться им не придется — вот-вот подойдут регулярные части и сметут гитлеровцев. Но проходили часы и дни, положение защитников ухудшалось: продуктов почти нет, воды не хватает... Мухавец рядом, да разве до него доберешься! Многие бойцы ползли за водой — и не возвращались...

Фашисты не принимали всерьез сопротивления разрозненных, не имеющих даже связи между с собой групп, и ожидали, что очень скоро осажденные поднимут белый флаг. Но крепость продолжала сражаться, и вскоре гитлеровцы поняли — русские не собираются сдаваться. И тогда с пронзительным визгом понеслись из-за Буга снаряды тяжелой артиллерии, а потом гитлеровцы снова пошли в атаку, и опять им пришлось отступить, оставляя убитых и унося раненых.

С каждым днем фашисты усиливали натиск, но потери их были так велики, что командующий армией приказал прекратить штурм крепости. В бой была брошена авиация и подтянута дополнительная артиллерия. Казалось, что после артобстрела и бомбежек с воздуха в крепости уже не сможет уцелеть ни один человек. Но едва фашисты начинали очередную атаку, их снова встречал ружейный и пулеметный огонь.

Через несколько дней после начала войны немцы бросили на крепость бронемашины и танки, но когда те приблизились, в них полетели связки гранат. Несколько машин загорелось, но остальные продолжали двигаться. И вдруг— взрыв, за ним второй, третий... Это взрывались противотанковые мины, незаметно расставленные защитниками крепости Уцелевшие танки поползли назад, а над крепостью снова появилась фашистская авиация В ярости гитлеровские летчики стали сбрасывать с самолетов бочки с горючим в крепости забушевало море огня, и она стала адом Казалось, что огонь окончательно уничтожит все живое, когда же пламя погасло и фашисты вновь пошли в атаку, их встретили пули и штыки защитников крепости

На семнадцатый день штурма немцы объявили о взятии крепости, но это было не так Еще около месяца оборонялась Брестская крепость — горсточка советских бойцов против почти целого корпуса фашистов Гитлеровцы вошли в крепость только после того, как там остались одни лишь тяжелораненые, находящиеся без сознания бойцы и офицеры

Даже враги с невольным уважением позже говорили о стойкости и мужестве защитников Брестской крепости.

(Слайд 33)

4-й ведущий: Одним из самых трагичных эпизодов Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда",
21 сентября 1941 года «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое вглубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии…»

(Слайд 34)

На момент установления блокады в городе находилось около 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тыс. детей. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

(Слайд 35)

Учитель: Обратите внимание на орудие, которым обстреливался блокадный Ленинград. Немецкая 420-мм мортира «Большая Берта» («Толстушка Берта»), скорострельность которой составляла: 1 выстрел в 8 минут. Дальность полёта: 14 км. Её снаряды массой – 900 кг. (фугасный) образовывали воронку глубиной 4,25 м., диаметром 10,5 м., (осколочный) имел 15 тыс. кусков смертоносного металла.

(Слайд 36)

4-й ведущий: Единственная дорога, связывающая блокадный город с «большой Землёй» - дорога, проложенная по льду Ладожского озера. Эта дорога тут же была названа в народе «Дорога жизни». 20 ноября 1941 г. толщина льда составляла 180 мм. – на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины (полуторки). В блокадный город под постоянными бомбёжками ввозили продовольствие, вывозили стариков, женщин, детей. Движение осуществлялось в том числе и ночью при свете фар или «вслепую».

(Слайд 37)

Всего по этой фронтовой Дороге жизни было эвакуировано более 600 тыс.человек. Дорогу жизни за период войны обслуживало 4500 машин, четверть из них осталось на дне озера.

(Слайд 38)

С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод.

(Слайд 39)

В следствие нарушения питания, недоедания многие ленинградцы заболевали дистрофией, которую потом назовут «ленинградской болезнью», умирали.

(Слайд 40 + аудиозапись «Ленинградская симфония»)

Однако город жил и не сдавался. 9 августа 1942 г. в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Д.Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные.

(Слайд 41)

Символом страшной, голодной блокадной поры одного из самых великих городов мира стал дневник девочки-ленинградки Тани Савичевой, которая умерла при эвакуации.

Учитель: Мы знаем, что наши отцы, деды и прадеды одержали победу над фашистами, полную и уверенную. Но за неё пришлось дорого заплатить, и особенно много потерь пришлось именно на первые дни и месяцы войны. Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие...

(Слайд 42)

1-й ведущий: Те, кто пережили Великую Отечественную войну, были обычными людьми. Но они сумели совершить невозможное – защитить и отстоять нашу Родину.

2-й ведущий: К сожалению, Они уходят, и вместе с ними уходит история. Сегодня именно от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

3-й ведущий: Помните, самое дорогое на земле - это жизнь!!!

4-й ведущий: Помните, какой ценой завоевано счастье жить на земле!!!

Учитель: Помните и не забывайте никогда героический подвиг советского народа в приближении ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ !!!

(Слайд 43 + видео «Священная война»)

(Слайд 44).








Просмотр содержимого презентации
«Урок Памяти. Начало ВМВ-ВОВ»

Урок Памяти тема: Карта мира в начале  Великой Отечественной войны. Начало войны Васильева А.И., учитель истории МБОУ «СОШ с.Амурзет»

Урок Памяти

тема: Карта мира в начале Великой Отечественной войны. Начало войны

Васильева А.И.,

учитель истории

МБОУ «СОШ с.Амурзет»

Критерии для сравнения войн: Великая Отечественная война Вторая мировая война   Хронологические рамки: Хронологические рамки: 01.09.1939 – 02.09.1945 гг. Участники:  22.06.1941 – 09.05.1945 гг. Участники:  Страны гитлеровской и антигитлеровской коалиций (68) Военные действия: СССР и Третий рейх Фронты: Западный, Восточный, Азиатско-Тихоокеанский, Второй Военные действия: Итоги: Фронт: Советско-германский Поражение гитлеровской коалиции; крушение диктаторских режимов; установление новых границ; начало «холодной войны»; «биполярность мира»; создание ООН; более 55 млн. погибших Итоги: Поражение Третьего рейха; в СССР разрушено 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень. Разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров ж/д; около 27 млн. погибших

Критерии для сравнения войн:

Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Хронологические рамки:

Хронологические рамки:

  • 01.09.1939 – 02.09.1945 гг.

Участники:

  • 22.06.1941 – 09.05.1945 гг.

Участники:

  • Страны гитлеровской и антигитлеровской коалиций (68)

Военные действия:

  • СССР и Третий рейх
  • Фронты: Западный, Восточный, Азиатско-Тихоокеанский, Второй

Военные действия:

Итоги:

  • Фронт: Советско-германский
  • Поражение гитлеровской коалиции; крушение диктаторских режимов; установление новых границ; начало «холодной войны»; «биполярность мира»; создание ООН; более 55 млн. погибших

Итоги:

  • Поражение Третьего рейха; в СССР разрушено 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень. Разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров ж/д; около 27 млн. погибших

29 – 30 сентября 1938 года –  «Мюнхенское соглашение» («Мюнхенский сговор»)  согласие Англии и Франции на отторжение от Чехословакии Судетской области и присоединение ее к Германии

29 – 30 сентября 1938 года – «Мюнхенское соглашение» («Мюнхенский сговор») согласие Англии и Франции на отторжение от Чехословакии Судетской области и присоединение ее к Германии

23 августа 1939 года – заключение пакта Риббентропа-Молотова о ненападении ( на 10 лет )  + секретные протоколы о разделе Восточной Европы

23 августа 1939 года –

заключение пакта Риббентропа-Молотова о ненападении ( на 10 лет )

+ секретные протоколы о разделе Восточной Европы

1 сентября 1939 года -  -нападение Германии на Польшу; начало Второй мировой войны Гитлеровцы срывают польский герб. Польско-германская граница, сентябрь 1939 г.

1 сентября 1939 года - -нападение Германии на Польшу; начало Второй мировой войны

Гитлеровцы срывают польский герб.

Польско-германская граница, сентябрь 1939 г.

9 апреля 1940 года -   - нападение Германии на Данию и Норвегию

9 апреля 1940 года - - нападение Германии на Данию и Норвегию

10 мая 1940 года -  - вторжение Германии в Нидерланды,  Бельгию и Люксембург

10 мая 1940 года - - вторжение Германии в Нидерланды, Бельгию и Люксембург

14 июня 1940 года –  - взятие германскими войсками Парижа (Франция)

14 июня 1940 года – - взятие германскими войсками Парижа (Франция)

12 октября 1940 года -  - вступление германских войск  в Румынию

12 октября 1940 года - - вступление германских войск в Румынию

6 апреля 1941  года -  - Германия напала на Югославию 17 апреля 1941 г. в Белграде был подписан Акт о безоговорочной капитуляции югославской армии

6 апреля 1941 года - - Германия напала на Югославию

17 апреля 1941 г. в Белграде был подписан Акт о безоговорочной капитуляции югославской армии

6 апреля 1941 года -   - гитлеровские войска вступили в Афины ( Греция)

6 апреля 1941 года - - гитлеровские войска вступили в Афины ( Греция)

3 сентября 1939 года -  - объявление Англией и Францией войны Германии СТРАННАЯ ВОЙНА  - положение на Западном фронте в течение первых девяти месяцев (сентябрь 1939 — май 1940) Второй мировой войны. Англо-французские и сосредоточенные против них германские войска бездействовали. Правительства Великобритании и Франции рассчитывали на примирение с Германией, а немецкая армия готовилась к наступлению против стран Западной Европы. 5 сентября 1939 года –  США официально объявили о своем нейтралитете   Президент США Франклин Рузвельт

3 сентября 1939 года - - объявление Англией и Францией войны Германии

СТРАННАЯ ВОЙНА - положение на Западном фронте в течение первых девяти месяцев (сентябрь 1939 — май 1940) Второй мировой войны.

Англо-французские и сосредоточенные против них германские войска бездействовали. Правительства Великобритании и Франции рассчитывали на примирение с Германией, а немецкая армия готовилась к наступлению против стран Западной Европы.

5 сентября 1939 года – США официально объявили о своем нейтралитете

Президент США

Франклин Рузвельт

9 июля по 30 октября 1940 г. – “ битва за Англию”  — крупнейшее авиационное сражение Второй мировой войны План операции «Морской лев» - вторжение в Великобританию с моря и воздуха

9 июля по 30 октября 1940 г. –

битва за Англию”  — крупнейшее авиационное сражение

Второй мировой войны

План операции «Морской лев» - вторжение в Великобританию с моря и воздуха

Накануне Великой Отечественной войны Декабрь 1940 г. – п лан «Барбаросса»

Накануне Великой Отечественной войны

Декабрь 1940 г. – п лан «Барбаросса»

В начале Великой Отечественной войны захваченные земли в случае победы очистить от местного населения и колонизировать; природные богатства – присвоить;  евреев физически ликвидировать; славян (русских, поляков, белорусов, украинцев, чехов) изгнать с занимаемых ими земель; передать земли немцам; небольшую часть местного населения предполагалось подвергнуть ассимиляции – «онемечиванию». Декабрь 1941 г. - Генеральный план Ост  (использование «жизненного пространства» на востоке)

В начале Великой Отечественной войны

  • захваченные земли в случае победы очистить от местного населения и колонизировать;
  • природные богатства – присвоить;
  • евреев физически ликвидировать;
  • славян (русских, поляков, белорусов, украинцев, чехов) изгнать с занимаемых ими земель;
  • передать земли немцам;
  • небольшую часть местного населения предполагалось подвергнуть ассимиляции – «онемечиванию».

Декабрь 1941 г. - Генеральный план Ост

(использование «жизненного пространства» на востоке)

Рассвет  в объятьях тишины…. Через секунду…

Рассвет в объятьях тишины….

Через секунду…

20 20

20

20

20 20

20

20

… быть – не быть… 20

быть – не быть…

20

«Началась война…» 23 23

«Началась война…»

23

23

23

23

23

23

- Говорит Москва!!! 26 26

- Говорит Москва!!!

26

26

Голос Эпохи Юрий Борисович Левитан  Внимание! Внимание!  Говорит Москва!!! Враг рейха № 1. За голову Левитана Гитлер назначил награду 100 (250) тысяч рейхсмарок  27 27

Голос Эпохи

Юрий Борисович Левитан

  • Внимание! Внимание!
  • Говорит Москва!!!

Враг рейха № 1.

За голову Левитана Гитлер назначил награду

100 (250) тысяч рейхсмарок

27

27

22 июня 1941 года –  - нападение Германии на СССР; начало Великой Отечественной войны 27 27

22 июня 1941 года – - нападение Германии на СССР; начало Великой Отечественной войны

27

27

Соотношение сил в начале войны СССР Германия, Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия «Север» (Лееб) – Прибалтика, Ленинград «Центр» (Бок) – Минск, Смоленск, Москва «Юг» (Рундштедт) – Западная Украина Северо-западный (Ф.Кузнецов) Западный (Д.Павлов) Юго-западный (М.Кирпонос) Северный (М.Попов) Южный (Н.Тюленев) 27 27

Соотношение сил в начале войны

  • СССР
  • Германия, Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия
  • «Север» (Лееб) – Прибалтика, Ленинград
  • «Центр» (Бок) – Минск, Смоленск, Москва
  • «Юг» (Рундштедт) – Западная Украина
  • Северо-западный (Ф.Кузнецов)
  • Западный (Д.Павлов)
  • Юго-западный (М.Кирпонос)
  • Северный (М.Попов)
  • Южный (Н.Тюленев)

27

27

Силы сторон Германия  СССР - 3 млн. солдат и офицеров; 4,4 млн. солдат и офицеров; 4,4 тыс. самолетов; 4 тыс. танков и штурмовых орудий; 39 тыс. пушек и миномётов 9,1 тыс. самолетов; 11 тыс. танков и штурмовых орудий; 39,4 тыс. пушек и миномётов 27 27

Силы сторон

Германия

СССР

- 3 млн. солдат и офицеров;

  • 4,4 млн. солдат и офицеров;
  • 4,4 тыс. самолетов;
  • 4 тыс. танков и штурмовых орудий;
  • 39 тыс. пушек и миномётов
  • 9,1 тыс. самолетов;
  • 11 тыс. танков и штурмовых орудий;
  • 39,4 тыс. пушек и миномётов

27

27

?! – В чём было превосходство гитлеровских войск в начале войны? Боевая готовность; Качество военной техники; Полная укомплектованность; Хорошо подготовленное командование; Подвижность войск (оснащение авто); Наличие радиосредств; Неравномерное распределение войск 27 27

?! – В чём было превосходство гитлеровских войск в начале войны?

  • Боевая готовность;
  • Качество военной техники;
  • Полная укомплектованность;
  • Хорошо подготовленное командование;
  • Подвижность войск (оснащение авто);
  • Наличие радиосредств;
  • Неравномерное распределение войск

27

27

Оборона Брестской крепости    22 июня — 30 июня (15-16 августа), 1941 г.    Силы сторон СССР:  на начало штурма:  9000 чел. Третий Рейх: на начало штурма:  17000 чел. Потери Наши:  больше 4000 убитых, ок. 5000 пленных, в том числе ок. 100 командиров  Защитники Брестской крепости   Противника:   ок.750 убитых, в том числе ок. 35 офицеров; ок. 700 раненых, в том числе ок. 30 офицеров 27 27

Оборона Брестской крепости   22 июня — 30 июня (15-16 августа), 1941 г.

Силы сторон

СССР:

на начало штурма: 9000 чел.

Третий Рейх:

на начало штурма: 17000 чел.

Потери

Наши:

больше 4000 убитых,

ок. 5000 пленных,

в том числе ок. 100 командиров

Защитники Брестской крепости

Противника:

ок.750 убитых, в том числе ок. 35 офицеров; ок. 700 раненых, в том числе ок. 30 офицеров

27

27

8 сентября 1941 г. –  начало блокады Ленинграда   Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась  87 2 дня   Из тезисов немецкого доклада

8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда

Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 87 2 дня

Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда", 21 сентября 1941 года

«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое вглубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии…»

27

27

Тучи над городом встали...   На момент установления блокады в городе находилось около 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тыс. детей.  В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. 27 27

Тучи над городом встали...

На момент установления блокады в городе находилось около 2,5 млн. человек, в том числе около 400 тыс. детей.

В сентябре, когда начались систематические бомбардировки,

обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

27

27

«Большая Берта» или «Толстушка Берта»   (нем. Dicke Bertha ) – немецкая 420-мм мортира Снаряд массой – 900 кг.  Фугасный образовывал воронку глубиной 4,25 м., диаметром 10,5 м.   Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла Скорострельность: 1 выстрел в 8 минут. Дальность полёта: 14 км. 35 35

«Большая Берта» или «Толстушка Берта» (нем. Dicke Bertha ) – немецкая 420-мм мортира

Снаряд массой – 900 кг.

Фугасный образовывал воронку глубиной 4,25 м., диаметром 10,5 м.

Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла

Скорострельность: 1 выстрел в 8 минут. Дальность полёта: 14 км.

35

35

Дорога Жизни    Для подвоза в Ленинград продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - Ладожское озеро .  К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. Практически вслепую      20 ноября 1941 г. толщина льда составляла 180 мм. – на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины 35 35

Дорога Жизни

Для подвоза в Ленинград продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - Ладожское озеро .

К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено.

Практически вслепую

20 ноября 1941 г. толщина льда составляла 180 мм. – на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины

35

35

Дорогу жизни обслуживало 4500 машин, четверть из них осталось на дне озера 35 35

Дорогу жизни обслуживало 4500 машин, четверть из них осталось на дне озера

35

35

Блокадный хлеб   С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150 .   20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод. 35 35

Блокадный хлеб

С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150 .

20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод.

35

35

Дистрофия – «Ленинградская болезнь» БЛОКАДА. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей. 39 39

Дистрофия – «Ленинградская болезнь»

БЛОКАДА. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

39

39

«Ленинградская» симфония  9 августа 1942 г. в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Д.Шостаковича , которую впоследствии назовут

«Ленинградская» симфония

9 августа 1942 г. в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Д.Шостаковича , которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные .

39

39

А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике … Таня Савичева 39 39

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике

Таня Савичева

39

39

Те, кто пережили Великую Отечественную войну, были обычными людьми.   Но они сумели совершить невозможное – защитить и отстоять нашу Родину.   К сожалению, Они уходят, и вместе с ними уходит история.   Сегодня именно от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.  Помните , самое дорогое на земле - это жизнь!!!  Помните , какой ценой завоевано счастье жить на земле !!!  Помните и не забывайте никогда героический подвиг советского народа в приближении ВЕЛИКОЙ  ПОБЕДЫ  !!! 39 39

Те, кто пережили Великую Отечественную войну, были обычными людьми.

Но они сумели совершить невозможное – защитить и отстоять нашу Родину.

К сожалению, Они уходят, и вместе с ними уходит история.

Сегодня именно от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

  • Помните , самое дорогое на земле - это жизнь!!!

  • Помните , какой ценой завоевано счастье жить на земле !!!

  • Помните и не забывайте никогда героический подвиг советского народа в приближении ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ !!!

39

39

Благодарим за внимание!!! 39

Благодарим за внимание!!!

39

Мероприятие подготовили и провели: 1. Скурлатова Ольга 2. Москалёв Сергей 3. Логинова Анна 4. Овсянников Денис 5. Пенькова Алёна 6. Григорьев Никита под руководством Васильевой А.И.

Мероприятие подготовили и провели:

1. Скурлатова Ольга

2. Москалёв Сергей

3. Логинова Анна

4. Овсянников Денис

5. Пенькова Алёна

6. Григорьев Никита

под руководством Васильевой А.И.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок памяти: Начало Второй мировой войны / начало Великой Отечественной войны

Автор: Васильева Анна Ивановна

Дата: 21.04.2018

Номер свидетельства: 467134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок мужества "Поклонимся великим тем годам" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-muzhiestva-poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam"
    ["file_id"] => string(6) "121135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413895226"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "День памяти "
    ["seo_title"] => string(12) "dien-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "164696"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422688906"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока мужества "О гражданском долге, мужестве и героизме" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-muzhiestva-o-ghrazhdanskom-dolghie-muzhiestvie-i-ghieroizmie"
    ["file_id"] => string(6) "107878"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403488878"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "тема воспитательского часа"дети войны" "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-vospitatiel-skogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "238048"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444471210"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Земляки  в войнах  первой половины ХХ  века "
    ["seo_title"] => string(47) "ziemliaki-v-voinakh-piervoi-poloviny-khkh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "115591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412019040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства