Просмотр содержимого документа
««Турнир знатоков истории»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Сосновка
Бессоновского района Пензенской области
Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков истории»
(к 100-летию Октябрьской революции)
Подготовила: учитель истории
МБОУ СОШ с.Сосновка Хомутова Г.Н
2017
Цель: способствовать осмыслению обучающимися сущности и значения в жизни российского народа событий октябрьской революции.
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому страны.
2. Развитие умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку
зрения.
Форма занятия: игра
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Целевая аудитория: 10 -11 класс
В игре участвуют две команды от 10 и 11 классов, по пять человек в каждой.
«День 7 ноября – красный день календаря.
Погляди в свое окно: всё на улице красно.
Вьются флаги у ворот, пламенем пылая…»
С.Я. Маршак
Учитель.
7 ноября 2017 года отмечается 100-летие Октябрьской революции. Октябрьские события кардинально изменили историю страны, историю целого народа и каждой семьи. Не утихают споры о том, какое значение имела и что несла революция. Изучение Октябрьской революции не утратило своей актуальности и в наши дни. Объективное изучение российской революции помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. Возможно, когда-нибудь мы или наши потомки придём к верному пониманию этого процесса. Но пройти мимо этой даты невозможно.
Что же произошло в Октябре 1917 г. Каковы были события, хроника захвата власти большевиками? Обо всем этом вы увидите информацию из видео с документальными кадрами 20-го века. Давайте попытаемся восстановить в памяти события 1917 года. (Просмотр фрагмента документального фильма «1917 год. Две революции» https://yandex.ru/video/)
Учитель.
А теперь, проведём игру по теме «Октябрьская революция».
Сегодня будут состязаться две команды - учащиеся 10 и 11 классов. (Представляет жюри).
Внимание! Первое задание на слайде.
1. Установите соответствие.
10 октября 1917г.
начало революции, захват стратегически важных пунктов Петербурга.
12 октября 1917г.
курс на вооруженное восстание.
24 октября 1917г
создание Военно-Революционного Комитета
(10 октября 1917г. – курс на вооруженное восстание.
12 октября 1917г. – создание Военно-Революционного Комитета.
24 октября 1917г. – начало революции, захват стратегически важных пунктов, районов Петербурга.)
Учитель:
Революция постепенно проникала в сознание. Это нашло проявление даже в повседневной жизни. Появились новые, рождённые революцией слова и аббревиатуры. Родители стали называть детей новыми именами.
2. Расшифруйте новые революционные имена.
Владлен – Владимир Ленин
Дамир (а) – даёшь мировую революцию
Тамил - тактика Маркса и Ленина
Мэл – Маркс, Энгельс, Ленин
Ревмир – революционный мир
3.Угадай события, о которых идёт речь? Какое название они получили?Когда произошли? (Команды по очереди вытягивают вопрос, обсуждают и дают ответ).
1. Когда министры стали собираться в Зимний Дворец, из кабинета вылетел Керенский… и, весь бледный и «вдохновенный», объявил, что «открыт заговор генерала Корнилова» … генерал Корнилов немедленно будет смещён с должности главнокомандующего, как «изменник»…
(27 августа 1017 года Корниловский мятеж)
2. Уход со Съезда делегатов-меньшевиков и социалистов-революционеров представляет собою … преступную попытку сорвать полномочное всероссийское правительство рабочих и солдатских масс в тот момент, когда авангард этих масс с оружием в руках защищает Съезд и революцию от натиска контрреволюции
(25 октября 1917 год. Заседание II Съезда Советов)
Учитель: следующий этап игры.
4. Кому принадлежат слова?(команды отвечают по очереди)
1. « … Изо всех сил убеждаю товарищей, что теперь все висит на волоске…
Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!
Промедление в выступлении смерти подобно». (В.И.Ленин)
2. Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась…»(В.И.Ленин)
5.Персоналии.(Каждая команда получает словесный портрет исторического деятеля и определяет, о ком идёт речь).
1.О какой исторической личности идёт речь?
Глава большевиков. Революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Ответ: В.И. Ульянов (Ленин)
2. Большевик. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 г., один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам, затем в 1918—1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета РСФСР, затем СССР. 2-й председатель Петроградского совета.
Ответ: Троцкий. Бронштейн Лейба Давидович.
3. Российский политический и государственный деятель, революционер, большевик. Член ЦК РСДРП(б), РКП(б). Председатель ВЦИК (формальный глава РСФСР) в ноябре 1917 — марте 1919 гг. Партийные псевдонимы: товарищ Андрей, Макс, Михаил Пермяков, Смирнов и др. Как председатель ВЦИК, был одним из организаторов разгона Учредительного собрания.
Ответ: Яков Михайлович Свердлов.
4. Большевик, революционер, советский политический и государственный деятель. Член Политбюро ЦК партии (1921—1926), кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б) (1919—1921). Член Оргбюро ЦК РКП(б) (1923—1924)
Председатель Петроградского совета (1917-1926); председатель исполнительного комитета Коммунистического Интернационала(1919-1926).
Ответ: Зиновьев Григорий Евсеевич.
6. Установление Советской власти в Пензенском крае.
Учитель.25 октября 1917 года известие о восстании в Петрограде было получено в Пензе. Как же устанавливалась советская власть в Пензенской губернии? 3 ноября в Пензу по поручению В.И. Ленина прибыл отрядом балтийских матросов для установления власти большевиков.
1. По словесному описанию, определите личность, возглавившую этот отряд.
…Один из организаторов пензенских большевиков, активный участник борьбы за установление Советской власти в пензенском крае, автор брошюры «Октябрь в Пензе», изданной в 1927 году. Родился и вырос в городе Пензе, учился во 2-й Пензенской мужской гимназии. С установлением Советской власти в Пензе В. становится первым председателем Пензенского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а затем председателем губисполкома.
Ответ:Василий Владимирович Кураев.
2. Когда и каким путём была установлена советская власть в Пензе?
7.Работа над «текстом с ошибками» ( команды работают одновременно)
Задание: в предложенном тексте найдите ошибки, подчеркните
и исправьте их.
В октябре 1917 года началась Февральская революция. Революция после штурма Зимнего, с крейсера «Варяг», была проиграна. С октября 1917 по март 1918 года большевики распространили свою власть по всей России, этот процесс получил название «Триумфального шествия демократической власти».
Учитель.Наше мероприятиеподходит к концу.
Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие социальные и межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну.
"Мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна", - заявил президент в Послании Федеральному собранию 2 декабря 2016 года. Октябрьская революция и установление власти большевиков – это наша с вами история, и выкинуть ее, или как-то вычеркнуть, не получится ни в коем случае.
Подведём итоги игры. Слово жюри.
Используемая литература
1.История России, 20 – начало 21 века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение
2.О.М. Кадыкова Историческая игра «Страницы истории»// Преподавание истории в школе № 3, 2000.
3.Интернет –ресурсы. https://yandex.ru/video/.«1917 год. Две революции»