Интеллектуальный марафон
Тема: «Традиции и обычаи казахов»
7 «А» класс
Цели марафона:
- развитие интереса к истории и культуре казахского народа;
-обогащение и углубление знаний по предмету;
-воспитание свободы личности, коллективизма, демонстрация знаний;
-развитие умения работать в группе;
-совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного
времени.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, бумага
Ход.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы сегодня с Вами даем старт интеллектуальному марафону, который станет в дальнейшем одной из добрых наших традиций.
Девиз нашего марафона:
Творите!
Дерзайте
Пробуйте!
Тема марафона «Традиции и обычаи казахов»
Мне хотелось бы сегодня марафон начать словами из народной мудрости:
“Нет сокровища, дороже образования. Пока можешь ты, собирай это сокровище”.
Правила марафона таковы:
- Участвуют в первом этапе все. По его результатам остается группа учащихся, которые продолжат состязание. После каждого этапа участие продолжать будут те ученики, кто набрал больше баллов. В итоге останется 3 участника. Они то и сразятся на последнем этапе и распределят между собой призовые места.
Итак, мы начинаем.
Первый этап «Байга»/ 5 мин письменно
Задание первого тура заключается в следующем:
На слайде демонстрируются задания. Их необходимо выполнить за 5 минут. Кто с ними справится, тот проходит в следующий этап. За каждое правильно выполненное задание получает один балл. Всего заданий - 7.
1. Как называется штраф, плата за убийство.
2. После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков.
3. Зовут аксакалов, соседей, друзей отведать молодое, сочное мясо "согыма", за дастарханом ведутся поучительные разговоры, беседы.
4. Оповещение радостной вести
5. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги
6. Это праздник весны, празднование которого приходится на день весеннего равноденствия
7. Ценное духовное пожелание
Ответы:
1. Кун
2. Саркыт
3. Согым басы
4. С?йінші
5. Шашу
6. Наурыз
7. "Бата" (словесное благословение)
Подведение итогов, определение участников следующего этапа
Второй этап «Свадьба»
Условие: на слайде демонстрируется задание, кто отвечает правильно (сначала письменно, потом заслушивается ответ устно) тот получает балл. 7 вопросов. Кто наберет большее количество баллов, тот проходит на следующий этап.
- Казахская народная пословица «кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди» - «Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть». О каком обряде идет речь?
- Получив согласие стать сватом, отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает срок свадьбы, количество калыма, каде-жора (подарок). Эта часть сватовства называется …
- Его расшивают рубинами, жемчугом, кораллами или другими драгоценными камнями, которые подчеркивают его богатство. Шьют из дорогого бархата или велюра, вышивают мелким бисером, отделывают бахромой, орнаменты составляют из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок. Верх неизменно венчает «укы» (пушистый пучок из перьев филина). Края украшают мехом норки, соболя или лисицы. Красота такого убора пленяет взор, является украшением невесты и демонстрирует состоятельность сватов.
- Плата за молоко матери. Торжественно, с трогательными словами он преподносится матери девушки.
- Традиционная песня, исполняемая молодежью на прощальном вечере проводов девушки
- Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома на проводах прощается с дорогими родителями, милыми, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песни она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком; что вынуждена покинуть родной очаг, желает всем быть в здравии, когда она приедет навестить их.
- Обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. Как называется этот обряд?
Ответы:
- Кыз кору (смотрины)
- «Бата аяк»
- Саукеле
- С?т акы
- Жар-жар
- Коштасу
- Беташар
Подведение итогов 2 этапа, определение участников 3 этапа.
Третий этап «Детские обряды»
Полиглот. Предлагается название обряда. Перевести его смысл
- Тусау кесу
- Ат кою
- Бесык
- Коримдик
- Мушел
Ответы:
1.Разрезание пут ребенку
2.Наречение
3.Колыбель
4. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного
5. 13 лет, учет возраста
Подведение итогов 3 этапа, определение участников 4 этапа – 3 участника
Четвертый этап «Блиц» Традиции Наурыза.
1.Что делали люди накануне праздника Наурыз?
2. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и что делали?
3. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком. Что это за напиток?
4. Праздник Наурыз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен… Что должен будет делать джигит?
5. На ночь перед Наурызом в доме ставили глубокую чашу, наполненную мукой или сахаром. Если помыслы хозяина чисты, то в этот день его дом обязательно посетит загадочный персонаж и оставит на муке знак или надпись. Кто это?
6. В разгар праздника молодежь собирается у качелей. Как они называются?
7. В Наурыз обязательно проводят состязание на лошадях — скачки — погоня джигита за красавицей. Как называются такие скачки?
Ответы:
1.Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома людей, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
2. Производили его расчистку.
3. «Наурыз-коже»
4. Повиноваться ей и выполнять любые ее желания.
5. Кыдыр-ата
6.Алтыбакан.
7. Кыз Куу
Подведение итогов 4 этапа.
Определение призовых мест.
Заключительные слова. “Знайте, что многое из того, что вы знаете, гораздо важнее сокровищ, так как последние скоро истрачиваются, а знание остается у Вас навсегда!”