Казахстан - большая территория. Имеются горы, долины, реки, озёра, степи.
В Казахстане талантливый и трудолюбивый казахский народ, а с ним много других народов.
Её история такова, что с момента образования народности в начале XVI века на базе десяти крупных родо - племенных объединений тюркоязычных племён и вплоть до государственного территориального оформления Казахстана в 1925 году он был по существу кочевым народом.
Казахстан – страна сплошной грамотности, высокой науки.
С Казахской земли поднялся в космос первый в мире космонавт.
В Казахстане археология, этнография, история доказали, что прошлые поколения казахов, жившие столетия тому назад обладали познаниями в области экономики, науки, культуры и кулинарного искусства.
В кочевье казахов издавна были науки, школа, обучение национальным традициям, обычаям, культуре гостеприимства.
Кочевая цивилизация была освоена на знании путем наблюдения и познании природы, науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обычаи моей страны »
Первомайская средняя школа
Учитель
Садвокасова Ю.И.
" Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи" И.Г.Песталоцци
Так проходят уроки. Обычаи и традиции моей страны.
Введение.
Казахстан - большая территория. Имеются горы, долины, реки, озёра, степи.
В Казахстане талантливый и трудолюбивый казахский народ, а с ним много других народов.
Её история такова, что с момента образования народности в начале XVI века на базе десяти крупных родо - племенных объединений тюркоязычных племён и вплоть до государственного территориального оформления Казахстана в 1925 году он был по существу кочевым народом.
Казахстан – страна сплошной грамотности, высокой науки.
С Казахской земли поднялся в космос первый в мире космонавт.
В Казахстане археология, этнография, история доказали, что прошлые поколения казахов, жившие столетия тому назад обладали познаниями в области экономики, науки, культуры и кулинарного искусства.
В кочевье казахов издавна были науки, школа, обучение национальным традициям, обычаям, культуре гостеприимства.
Кочевая цивилизация была освоена на знании путем наблюдения и познании природы, науки.
Исторические корни всегда остаются с народом .
Гостеприимство – национальная черта казахского народа, первейшая и важнейшая заповедь их жизни. В старину на джайляу в непогоду хозяева выходили из юрты и громко кричали, зазывая случайного путника, чтобы предложить ему ночлег и пищу. ( в прошлом кочевого образа жизни).
Милосердие.
Мало кто знает, что милосердие казахов имеет давнюю историю .
Как установили учёные, ещё пятьсот-шестьсот лет назад в Туркестане существовали столовые для местных бедняков, немощных людей и сирот.
И особой гуманностью отличалось казахское гостеприимство и милосердие в период Великой Отечественной войны. Они на своей земле приняли эвакуированных и изгнанных немцев Поволжья, русских, крымских татар, греков, евреев, латышей и другие народы.
Все они шли в Казахстан, гонимые фашизмом или волей советского вождя, больные, оборванные, голодные.
Казахский народ имеет свою давнюю историю, традиции.
Встречая гостя, они забивали скот. Для гостя обычно забивали барана. Мясо варили по суставам без рубки частями и подавали вместе с костями.
Если гостей было много, то забивали и варили кобылу или верблюда.
До принятия пищи, так и после еды все присутствующие моют руки и вытирают полотенцем. Для этого кто-нибудь из мальчиков или подросток дома, подходит к каждому, поливая из чайника (кургана) воду на руки над тазиком. Обычно эту церемонию исполняли младший сын хозяина дома, внук или зять. Присутствующие гости благословляли (бата), желали удачу, здоровья, долголетия. (обычай сохранился и до наших дней)
Обычай в распределении приготовленного мяса.
Почётными гостями считаются и пользуются авторитетом аксакалы (старики) сваты, родственники. Им по традициям подают лучшие части варённого мяса, разделанные ранее по жилкам.
Почётный гость получает голову барана (қойдың басы), отрезает уши (қулак), глаза (көзін)и передаёт их детям и юношам, нёбо (таңдай)дают девушкам или молодым женщинам. В конце разделки открывают череп вытаскивают мозги все присутствующие должны отведать.
Затем почётный гость (үлкен кісі) отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздаёт его остальным присутствующим .
Практическая работа
Разделка туши Баранины .
Туша делиться так.
Қойдыңбасы (голова)
жаңбас, орта жілік, асық жілік (задняя нога), жаурын, тоқпан жілік, кәрі жілік (лопатка, передняя нога), төс (грудинка с пашиной), белдеме (поясничная часть) қабырға (следующие 7 рёбер от почётной части), буған ( два ребра находящиеся под лопаткой), беломыртқа (часть корейки прилегающая к шее), қуйымшақ (крестец),мойын (шея).
Муше-лучшие части бараньей туши.
Традиции.
При живом отце не давали койдың басың (голову) сыну, считалось, что умрёт отец.
Детям не давали мозг- будут «слабохарактерными» (ни рыба ни мясо).
Девушкам не давали кари жілік – «засидится в девках».
Койдың басы женщине подаётся в исключительномслучае.
Табак.
В те далёкие времена из куска дерева казахи вытачивали блюда – табак – с плоским круглым дном.
В них подавали чаще всего бешбармак тонко раскатанных сочней (тесто) и отваренное кусками мясо.
Предварительно поливалитуздыком(соусом – жирным бульоном с нарезанным луком и перцем).
Составлять табак приглашались знающие обычаи и традиции люди.
Существует четыре вида табака:
1. главный – бас табак,
2. средний – орта табак,
3. почётный – сый табак,
4. малый – кіші табак.
Порядок подачи мяса на блюдах.
Главное блюдо ( Бас табақ )
В главное блюдо кладут следующие обрядовые части: голову, тазовую кость ( жамбас ), позвонок, колбасу (казы), толстую кишку (карта), огузок (жал - жая). Голову дают самому главному или старшему по возрасту гостю.
Второе по значимости и почетности блюдо ( сыйтабақ )
В основном подают сватьям во время свадебных церемоний. На блюдо кладут голову, тазовую кость ( жамбас) и другие обрядовые части в зависимости от возраста и родственных отношений гостей.
Среднее блюдо.
На блюдо кладут берцовую кость с альчиком, иногда тазовую кость.
Нижнее блюдо.
На блюдо кладут лучевую кость, берцовую кость передней ляжки («кү» жілік) и подают соседям.
Блюдо для зятя.
На блюдо кладут берцовую кость с альчиком и грудинку.
Блюдо для невесты.
На блюдо кладут сычуги сердце.
Блюдо для девушек.
На блюдо кладут сердце, почки.
Блюдо для свахи.
На блюдо кладут тазовую часть (жамбас),берцовую кость с альчиком и скуловую часть головы (жақ ).
Дастархан. «Эстетика еды» тесно связана с красотой сервировки стола. По словам А.С. Макаренко, еда должна быть красивой до мелочей. Посуда и сервировка, писал он, воспитывают эстетический вкус.
К азан
Особое внимание удилялось посуде в которой готовили бешбармак. Посуда в которой варили мясо должно быть объемным.
Казан считался одним из священных придметов в быте кочевников. Он должен быть всегда чистым.
Есть такое поверие, что его нельзя оставлять в перевернутом положение.
Если соседи брали казан, то в него чтонебуть клали, нельзя его возвращать пустым.
Имеет свои исторические корни
В условиях кочевья бесбармак удобное блюдо для приготовления.
(пять пальцев) это название сначала произносилось как шуточное, но вскорости оно стало самым любимым блюдом ведь в него входили сразу два блюда первое и второе. И были попытки изменить это название но они не прижились.
теста.
Сначала на блюдо укладывают сочни ( варёное тесто), на них мясо крупными кусками, ( или нарезанное) в данное время. Казы и карта нарезаются кольцами, и поливаюттуздыком.
Мясо при варки закладывают в холодную воду для наваристого бульона.
можно использовать и одновременно свежее и вяленое мясо, коину, казы, карта.
Свежее мясо варят отдельно на медленном огне. Затем как закипит свежее мясо, кладут вяленное мясо конины в кипящую водуказы, карта и варят 2-2,5 часа.
Обычно к мясу подовалось тесто (сочни), но из – за природных условий в разных регионахКазахстана сочни заменяли рисом.
К мясу готовили соус (туздык). Состав:сорпа, лук, пряности.
После завершения трапезы подовали сорпа(бульон), в него добавлялиқұрт(сушеный творог).
Есть такая поговорки: «Ет–етке, сорпа – бетке», т.е которая гласит «Мясо к мясу, а сорпа его хорошо переваривает».
Сорпа начинали подовать с почетных гостей.
Сорпу или (бульон) подают отдельно в пиале.
После окончания всей трапезы почетный гость дома довал благославление(бата)в знак благодарности гостеприимства и внимания хозяев дома.
Есть такая пословица: «Что каждый гость приносит в дом свою удачу. Әр қонақтың өзshscsбар.»
Так выглядит семья за чаем.
Использованная литература:
Научный журнал Министерства образования и науки « Поиск»2004-2007г.
Учебно - методическое пособие Садирбеков Т., 2007г.
Дастан о дастархане. Т.У. Чоймбеков, Л.А. Песен,1994г.
Энциклопедия. Алмата, 2006г
История Казахстана. 1992г.
“ Мектепке дейінгі балалық шақ” Әміррова Ә. С., Анартаева К., 2007г.