kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сталинградская битва. Коренной перелом в войне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1941 году Германия и ее союзники вторглись на территорию СССР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сталинградская битва. Коренной перелом в войне.»



Внеклассное мероприятие Сталинградская битва


Цель: формирование понятия о Сталинградской битве, как начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1.Выяснить причину наступления немецких войск на Сталинград

2. Развить творческие способности у учащихся

3.Раскрыть ход сражения под Сталинградом

4. Привить уважение к историческому прошлому своего народа.


Ход мероприятия

Звучит песня 22 июня (дети танцуют)

Учитель: 22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражения в ходе боёв летом-осенью 1941, советские войска контратаковали во время битвы за Москву в декабре 1941 года ослабленные немецкие войска, плохо экипированные для боевых действий зимой и с растянутыми тылами, до этого остановленные на подступах к столице, а в ходе контрнаступления были отброшены назад. В ходе летней компании, немецкое командование рассматривало планы новых наступлений на севере и юге. Наступление на юг СССР обеспечило бы контроль над нефтяными месторождениями Кавказа (район Грозного и Баку), а также над рекой Волгой — главной транспортной артерией, связывавшей европейскую часть страны с Закавказьем и Средней Азией. Победа Германии на юге Советского Союза могла бы серьёзно пошатнуть советскую промышленность.

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали жизненно важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера — делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.



Посмотрите фрагмент из кинофильма «Сталинградская битва. Великая Отечественная война » и ответьте на вопросы

  1. В какое время года немецко-фашистские захватчики наступали на Сталинград?

  2. Какую технику применяли для введения боевых действий?

  3. Когда началось контраступление советских войск?

  4. Каким вы видите Сталинград в этот период?

Ученики: Отвечают на вопросы


Учитель: На войне люди делились на своих и врагов, но у каждого солдата, офицера, генерала была семья. И единственное звено, которое связывало их с домом- это фронтовые письма.


Ученики: (зачитывают письма немецких и советских солдат из Сталинграда под музыку Бетховен к Эльзе, Бетховен)


Ты жена немецкого офицера - поэтому ты примешь то, что я тебе говорю, прямо и не пошатнувшись - так прямо, как ты стояла на платформе вокзала в тот день, когда я поехал на Восток.
Я не умею писать письма, и мои письма никогда не были длиннее страницы. Сегодня многое можно было бы сказать, но я оставлю это на потом - спустя шесть недель, если все пойдет хорошо, и сто лет, если нет. Тебе надо учитывать последнюю возможность.
Если все пойдет хорошо, мы сможем долго об этом говорить - так зачем пытаться написать много сейчас, если мне это так тяжело. Если все пойдет плохо, то слова все равно не помогут. Ты знаешь мои чувства к тебе, Августа. Мы никогда не говорили про наши чувства. Я тебя очень люблю, и ты любишь меня, и ты поймешь правду. Она в этом письме. Правда - это осознание того, что наша борьба - самая мрачная борьба в безнадежной ситуации. Несчастье, голод, холод, отречение, сомнение, отчаяние и ужасная смерть. Больше я об этом не скажу. Я не говорил об этом во время своего отпуска, ничего об этом нет и в моих письмах.
Когда мы были вместе (я имею в виду также и через наши письма), мы были мужем и женой, а война, какой бы необходимой она ни была - гадким сопровождением нашей жизни. Но правда также и то, что знание, о котором я написал выше - не жалоба или крик, а констатация объективного факта. Смысла мало - но он есть.
Я не собираюсь избегать ответственности: я говорю себе, что отдав свою жизнь, я оплачу свой долг. Нельзя спорить о вопросах чести. Августа, в час, когда ты должна будешь быть сильной, и ты это почувствуешь.
Не чувствуй горечи и не слишком страдай от моего отсутствия. Я не трус - мне только грустно, что я не могу предоставить больших доказательств своей смелости, чем умереть за это ненужное - чтобы не сказать "преступное" - дело.
Ты знаешь семейный девиз семьи фон Г.: "Признанная вина - это снятая вина".
Не забывай меня слишком быстро.



Я написал тебе из этого проклятого города двадцать шесть раз, и ты ответила мне семнадцатью письмами. Теперь я напишу еще один раз - и больше никогда. Вот я это и сказал. Я долго думал, как сформулировать такое судьбоносное предложение, чтобы я сказал все, и все же не слишком больно. Я прощаюсь с тобой, потому что этим утром вопрос решен. Я не буду комментировать в письме военную ситуацию, она очевидна и полностью на стороне Советов. Единственный вопрос - как долго мы удержимся. Возможно, еще несколько дней - или всего несколько часов. Вся наша совместная жизнь для нас как на ладони. Мы уважали и любили друг друга, и два года друг друга ждали. Это хорошо, что прошло столько времени. Это, конечно, увеличило наше стремление вновь воссоединиться - но также в значительной степени помогло нам стать чужими. И много времени придется лечить раны от того, что я не вернулся.


Ну вот, теперь ты знаешь, что я не вернусь. Пожалуйста, сообщи об этом нашим родителям как можно осторожнее. Я в тяжелом смятении. Прежде я верил и поэтому был сильным, а теперь я ни во что не верю и очень слаб. Я многого не знаю из того, что здесь происходит, но и то малое, в чем я должен участвовать, – это уже так много, что мне не справиться. Нет, меня никто не убедит, что здесь погибают со словами «Германия» или «Хайль Гитлер». Да, здесь умирают, этого никто не станет отрицать, но свои последние слова умирающие обращают к матери или к тому, кого любят больше всего, или это просто крик о помощи. Я видел сотни умирающих, многие из них, как я, состояли в гитлерюгенд, но, если они еще могли кричать, это были крики о помощи, или они звали кого-то, кто не мог им помочь»




«Радость моя, как мне хочется видеть вас, обнять, прижать близко к сердцу, поцеловать свою радость, своего близкого друга жизни, – писал своей жене Зинаиде Иван Якубовский, полковник, в период Сталинградской битвы командир 91-й танковой бригады. – Милая моя Зиночка, ты не представляешь, какая во мне сейчас радость – я получил небольшую открытку, которую писала рука самого близкого, самого любимого человека, писала милая жена. Милая Зиночка пиши хоть каждый час, твои слова в письмах пока будут ободрять меня на подвиги в борьбе против банд фашизма. Милая, живи спокойно, смотри за собой и детьми, люби их, уважай маму. Поцелуй их за меня и скажи, что так велел их папа. Они, наверное, подросли, потому что их мать любит и ни в чем не отказывает, хотя сейчас очень трудно. Милая, жалей маму, она тебе много в чем помогает. Поцелуй ее, скажи, что это целую ее я».



Командир седьмой авиашколы Петр Фомин: «Здравствуй дорогая Анечка, сегодня день у меня исключительный, а причиной тому служит то, что вот ровно как месяц прошел, и я сегодня узнал, что моя крошка здорова, – писал Петр своей жене с линии фронта. – Конечно, как водится, я спал и тут целый хоровод ко мне, кричат «танцуй и баста, иначе ничего не дадим». Пришлось лезгинку оторвать. Ты, милилько, представляешь мой восторг, когда я увидел своими глазами знакомый почерк и теплые ласковые слова, где сказано, что моя крошка здорова. Милая Анечка, целую тебя крепко, ну а уж встретимся, прижму и расцелую еще крепче».


Учитель: Что общего в письмах советских и немецких солдат и в чем отличие? (Ответы учащихся)


19 ноября 1942 г. началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. Ставка Верховного Главнокомандования и Генштаб в сентябре-ноябре 1942 года разработали план стратегического контрнаступления советских войск под Сталинградом. Разработкой плана руководили Г.К. Жуков и А.М. Василевский. 13 ноября план под кодовым названием «Уран» был утвержден Ставкой под председательством Иосифа Сталина. Был создан Юго-Западный фронт под командованием Николая Ватутина, получил задачу нанести глубокие удары по силам противника с плацдармов на правом берегу Дона из районов Серафимовича и Клетской. Группировка Сталинградского фронта под началом Андрея Ерёменко наступала из района Сарпинских озёр. Наступательные группировки обоих фронтов должны были встретиться в районе Калача и взять основные силы неприятеля под Сталинградом в кольцо окружения. Донской фронт под руководством Константина Рокоссовского наносил два вспомогательных удара: первый - из района Клетской на юго-восток, второй – из района Качалинского вдоль левого берега Дон на юг.

Красной Армии противостояли немецкие 6-я полевая (Фридрих Паулюс) и 4-я танковая армии (Герман Гот), румынские 3-я и 4-я армии группы армий «Б» (командующий Максимилиан фон Вайхс), Наиболее боеспособные немецкие части были сконцентрированы непосредственно в районе Сталинграда, участвуя в штурме города. Фланги группировки прикрывали более слабые в плане боевого духа и технической вооруженности румынские и итальянские дивизии. В результате сосредоточения основных сил и средств группы армий непосредственно в районе Сталинграда, линия обороны на флангах не имела достаточной глубины и резервов. Советское контрнаступление в районе Сталинграда станет для немцев полной неожиданностью, немецкое командование было уверено, что все основные силы Красной Армии связаны тяжелыми боями, обескровлены и не имеют сил и материальных средств для столь масштабного удара.

19 ноября 1942 года после мощной 80-минутной артиллерийской подготовки пошли в атаку войска Юго-Западного и Донского фронтов. К концу дня соединения ЮЗФ продвинулись на 25–35 км, они сломили оборону 3-й румынской армии на двух участках: юго-западнее Серафимовича и в районе Клетской. На Донском фронте ситуация была тяжелее: наступающая 65-я армия Батова, встретила яростное сопротивление противника, к концу дня продвинулась только на 3-5 км и не смогла прорвать даже первую линию обороны врага. 20 ноября, после артподготовки, пошли в атаку части Сталинградского фронта. Они прорвали оборону 4-й румынской армии и концу дня прошли 20-30 км. В кольце окружения оказались 6-я полевая и основные силы 4-й танковой армий.

30 ноября операция советских войск по окружению и блокированию немецкой группировки в Сталинграде в целом была завершена. Красная Армия создала два кольца окружения - внешний и внутренний. Общая протяженность внешнего кольца окружения составила около 450 км. Однако советские войска не смогли с ходу рассечь группировку противника, чтобы завершить её ликвидацию. Одной из главных причин этого стала недооценка численности окруженной сталинградской группировки вермахта – предполагалось, что она насчитывает 80-90 тыс. человек. Кроме того, немецкое командование, за счёт сокращения линии фронта, смогли уплотнить свои боевые порядки, используя для обороны уже существовавшие позиции Красной Армии (их советские войска занимали летом 1942 года). После провала попытки деблокировать сталинградскую группировку группой армий «Дон» под началом Манштейна – 12 -23 декабря 1942 года, окруженные немецкие войска были обречены. Организованный «воздушный мост» не мог решить задачи по снабжению окруженных войск продовольствием, горючим, боеприпасами, медикаментами и другими средствами. Голод, холод и болезни косили солдат Паулюса. 10 января — 2 февраля 1943 года Донской фронт провел наступательную операцию «Кольцо», в ходе которой сталинградская группировка вермахта была ликвидирована. Немцы потеряли убитыми 140 тыс. солдат, ещё около 90 тыс. сдались. На этом Сталинградская битва была завершена.


В Сталинградской битве принимали участие не только мужчины, наряду с ними тяготы войны несли и женщины.

Качается рожь несжатая .
Шагают бойцы по ней .
Шагаем и мы -
девчата ,
Похожие на парней .

Нет , это горят не хаты -
То юность моя в огне .
Идут по войне девчата ,
Похожие на парней .

Я только раз видала рукопашный ,
Раз - наяву . И тысячу - во сне .
Кто говорит , что на войне не страшно ,
Тот ничего не знает о войне.


Советские женщины не только взяли на свои плечи основную тяжесть работы в тылу страны по обеспечению фронта всем необходимым для победы, но и приняли самое активное участие в вооруженной защите Родины, составив почти миллионную армию бойцов за Отечество.


Качуевская (Спирина) Наталья Александровна - санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка (34-я гвардейская стрелковая дивизия, 28-я армия, Сталинградский фронт), гвардии красноармеец. Наташа была студенткой второго курса, когда началась война. В 1941 году она возглавляла одну из концертных бригад, постоянно выезжавших на фронт. В 1942 году, окончив курсы санинструкторов, она добровольно ушла на фронт, стала санинструктором 105-го гвардейского стрелкового полка. 20 ноября 1942 года в ходе контрнаступления 28-й армии южнее поселка Хулхута Наталья Качуевская навечно обессмертила своё имя. Во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, она спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, Наташа бросилась им навстречу и взрывом гранаты уничтожила подступавших фашистов. В этой схватке она погибла. Сегодня на месте ее гибели высится памятник. Звание Героя Российской Федерации Качуевской Наталье Александровне присвоено посмертно Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.


Барсукова Мария Федоровна-зенитчица 791-й отдельной зенитной пулеметной роты, которая вхо­дила в состав 748 зенитного ар­тиллерийского полка. 14 октября 1942 го­да Мария Барсукова вела свой последний бой. 18 немец­ких самолетов Ю-87 стали бомбить завод «Баррикады». Единственная пулеметная точ­ка открыла огонь по фашист­ским самолетам. Огонь вела Мария Барсукова. Одной удач­ной очередью она сбила Ю-87. Он загорелся и взорвался. Тогда остальные 17 самолетов развер­нулись в строй и все по очере­ди стали пикировать на маши­ну с пулеметной установкой. Вой самолетных сирен, разры­вы бомб, пулеметная трескотня слились в единый звук страшной какофонией. Пламя рвущихся бомб и фонтаны вздыбленной земли временами закрывали машину с пулемет­ной установкой. А Мария про­должала вести бой, принимая огонь на себя, спасая тем самым других бойцов. И вот очеред­ной взрыв, загорелась машина, шофер Виктор убит. Мария не покинула своего боевого поста. Она продолжала вести огонь по врагу. Пламя подобралось к ногам Марии Барсуковой и ох­ватило ее одежду. Из этого пы­лающего факела была слышна пулеметная очередь. Так сгоре­ла, ведя бой, Мария Федоровна Барсукова.


Валентина Денисовна Стороженко -мать двух сыновей — бойцов народного ополчения, Валентина Денисовна была схвачена гитлеровцами 14 сентября вместе с дочерью и крохотной внучкой в садике у своего дома на Нагорной улице. Под дулами автоматов ее заставили вести в центр города роту фашистских солдат, переодетых в красноармейскую форму. Дочь и внучка были оставлены в качестве заложников. Валентина Денисовна привела их к опорному пункту перед железнодорожным мостом через Царицу. Когда до наших огневых точек оставалось не более пятидесяти шагов, она крикнула:

— Сыночки, не верьте своим глазам! За мной идут чужие — переодетые гады. Стреляйте!..

Вражеская рота была перебита. Погибла и Валентина Денисовна Стороженко.


Учитель: Ребята, давайте почтим память не только тех, кто погиб защищая Сталинград, но и тех, кто ценной своей жизни победил фашизм. (Минута молчания)


Победа советских войск под Сталинградом оказала определяющее влияние на дальнейший ход Великой Отечественной войны. В результате победы под Сталинградом Советский Союз овладел стратегической инициативой, был достигнут коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, который оказал серьезное влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны. Поражение Германии изменило дальнейший характер действий немецких войск на других фронтах — на Кавказе, под Москвой. Поражение Германии в Сталинградской битве вызвало кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии. Влияние Германии на ее союзников резко ослабло, обострились разногласия между ними. Победа на Волге вынудила Турцию и Японию воздержаться от вступления в войну против СССР.

После сокрушительного поражения перед германским командованием встала проблема восстановления людских потерь, и потерь в технике, которые превысили потери Германии за весь предыдущий период боев на советско-германском фронте.


Наше мероприятие хочу закончить словами русского полководца XIII века Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сталинградская битва. Коренной перелом в войне.

Автор: Аванесян Аревика Армоевна

Дата: 30.06.2017

Номер свидетельства: 423538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы». "
    ["seo_title"] => string(87) "koghda-tyl-stanovitsia-frontom-nachalo-oboronitiel-nogho-pierioda-stalinghradskoi-bitvy"
    ["file_id"] => string(6) "218726"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433879174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы "
    ["seo_title"] => string(89) "koghda-tyl-stanovitsia-frontom-nachalo-oboronitiel-nogho-pierioda-stalinghradskoi-bitvy-1"
    ["file_id"] => string(6) "218727"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433879355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по истории "Коренной перелом" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-istorii-koriennoi-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "164717"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Коренной перелом в Великой Отечественной войне.   Ноябрь 1942-зима 1943 года. "
    ["seo_title"] => string(83) "koriennoi-pierielom-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-noiabr-1942-zima-1943-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "125760"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415040835"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Открытый урок на тему " Сталинградская битва " "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-na-tiemu-stalinghradskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "128927"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415609428"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства