kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы».

Цель урока: сформировать представление о работе советских людей в тылу и героической обороне Сталинграда

Задачи:

1.Выяснить в каком направлении осуществляли нападение немецкие войска

2. Раскрыть понятие тыл

3.Развивать умения анализировать документ

4. Привить уважение к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: комбинированный

Методы:стимулирования и мотивации интереса к учению,   проблемное обучение,  работа с документом, сжатое изложение, опережающее задание.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, текстовый документ

Время проведения -40 мин.

Этап урока, используемый метод

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

I.Организационный момент.

Приветствие. Привлечение внимания

II.Подготовка к активному и

сознательному усвоению нового материала.

метод проблемного

обучения

Постановка учебной задачи.

Рассказ

Постановка вопроса к классу

Рассказ

Звучит голос Левитана

1)О каком событии идет речь?

2)Куда было призвано все мужское население страны?

3)Назовите антоним к слову фронт?

4)Какое название носил наш город до 1961 г?

5)Почему Сталинград известен во всем мире?

6) Как вы думаете, о чем сегодня  на уроке пойдет речь?

Тема урока: Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Немецкое командование разработала план под кодовым названием «Барбаросса». Немецко-фашистские войска должны были наступать по трем направлениям: север( Прибалтика, Ленинград), центр(Москва), юг(Киев, Сталинград, Кавказ). С самого начала войны наши войска проявляли героизм не только на фронте, но и в тылу.

Как вы понимаете слово «тыл»?

Тыл – это территория страны за линией фронта.

В тылу советский народ проявлял не меньший героизм, чем на фронте.  Руководство  страны понимала, что необходимо перевести  народное хозяйство на военные рельсы. Для этого в стране вводились обязательная трудовая повинность, военные нормы выдачи населению промышленных товаров и продуктов питания. Повсюду устанавливался чрезвычайный порядок работы для государственных учреждений, промышленных и торговых организаций. Обычной практикой стала сверхурочная работа. Это когда приходилось работать больше  установленного времени.  С начала отечественной войны шла перестройка народного хозяйства на военный лад, которая осуществлялась по трем направлениям:

1.эвакуация на Восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей;

2.переход гражданских предприятий на выпуск оборонной продукции

3.ускоренное строительство новых промышленных объектов.

1.Начало Великой Отечественной войны

2.Все мужское население страны было призвано на фронт

3.Тыл

4.Сталинград

5.Произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне

6. Речь пойдет о фронте и о тыле, о Сталинграде битве.

Ответ учеников

Метод работы с документом. Постановка задачи

(Класс делится на три варианта).

Сжатое изложение

Перед вами три документа.

А).Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Б).Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

А)Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем?

Б) Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?

3.А)Подчеркните в документе условия  труда.

   Б)Как труженик высказывается о субботниках?

План немецкого командование о захвате СССР до конца осени 1941 года провалился. Советские войска продолжали доблестно защищать свою Родину.  В летней компании 1942 года германское командование решило наступать на Сталинград, а после захвата города двинуться дальше на Кавказ. В середине июля на Сталинградском направлении наступала 6-я немецкая армия, имевшая в своем составе 270 тыс. человек (14 дивизий), около 500 танков, 3000 орудий и минометов, 1200 самолетов. Сталинградская оборонительная операция началась 17 июля и продолжалась по19 ноября, когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом, а полный разгром немецких войск был осуществлен 2 февраля 1943 г. 

Из выступления по радио И.В.Сталина

3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности  народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины,

4. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией.  Отпуска предоставлять лишь в случае болезни.

Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.

Из дневника труженика тыла

В цехе холодно. Стекла фонарей кое-где разбиты. Сверху падает серебристый снег. Люди топчутся у станков, изредка подносят руки ко рту, дуют, греются. Чуть-чуть обогревшись и стиснув зубы, работают, работают. При таких условиях рабочие дают большие проценты  выработки…

Замечаю в себе другое отношение к субботникам. Раньше – просто не хотелось, теперь – понимаю, что делать все это необходимо, больше делать некому, иду и делаю…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы». »

Тема урока: «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цель урока: сформировать представление о работе советских людей в тылу и героической обороне Сталинграда

Задачи:

1.Выяснить в каком направлении осуществляли нападение немецкие войска

2. Раскрыть понятие тыл

3.Развивать умения анализировать документ

4. Привить уважение к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: комбинированный

Методы:стимулирования и мотивации интереса к учению, проблемное обучение, работа с документом, сжатое изложение, опережающее задание.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, текстовый документ

Время проведения -40 мин.










Этап урока, используемый метод

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

I.Организационный момент.

Приветствие. Привлечение внимания


II.Подготовка к активному и

сознательному усвоению нового материала.



метод проблемного

обучения

















Постановка учебной задачи.




Рассказ
















Постановка вопроса к классу







Рассказ
















Звучит голос Левитана


1)О каком событии идет речь?


2)Куда было призвано все мужское население страны?


3)Назовите антоним к слову фронт?



4)Какое название носил наш город до 1961 г?


5)Почему Сталинград известен во всем мире?



6) Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?






Тема урока: Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы.

Великая отечественная война началась 22 июня 1941 года. Немецкое командование разработала план под кодовым названием «Барбаросса». Немецко-фашистские войска должны были наступать по трем направлениям: север( Прибалтика, Ленинград), центр(Москва), юг(Киев, Сталинград, Кавказ). С самого начала войны наши войска проявляли героизм не только на фронте, но и в тылу.



Как вы понимаете слово «тыл»?



Тыл – это территория страны за линией фронта.

В тылу советский народ проявлял не меньший героизм, чем на фронте. Руководство страны понимала, что необходимо перевести народное хозяйство на военные рельсы. Для этого в стране вводились обязательная трудовая повинность, военные нормы выдачи населению промышленных товаров и продуктов питания. Повсюду устанавливался чрезвычайный порядок работы для государственных учреждений, промышленных и торговых организаций. Обычной практикой стала сверхурочная работа. Это когда приходилось работать больше установленного времени. С начала отечественной войны шла перестройка народного хозяйства на военный лад, которая осуществлялась по трем направлениям:

1.эвакуация на Восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей;

2.переход гражданских предприятий на выпуск оборонной продукции

3.ускоренное строительство новых промышленных объектов.
















1.Начало Великой Отечественной войны


2.Все мужское население страны было призвано на фронт


3.Тыл


4.Сталинград


5.Произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне





6. Речь пойдет о фронте и о тыле, о Сталинграде битве.






















Ответ учеников


Метод работы с документом. Постановка задачи

(Класс делится на три варианта).





































































Сжатое изложение


Перед вами три документа.

А).Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Б).Какой по характеру являлась эта война для советского народа?





















А)Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем?

Б) Чем, на Ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941 г.?























3.А)Подчеркните в документе условия труда.

Б)Как труженик высказывается о субботниках?

















План немецкого командование о захвате СССР до конца осени 1941 года провалился. Советские войска продолжали доблестно защищать свою Родину. В летней компании 1942 года германское командование решило наступать на Сталинград, а после захвата города двинуться дальше на Кавказ. В середине июля на Сталинградском направлении наступала 6-я немецкая армия, имевшая в своем составе 270 тыс. человек (14 дивизий), около 500 танков, 3000 орудий и минометов, 1200 самолетов. Сталинградская оборонительная операция началась 17 июля и продолжалась по19 ноября, когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом , а полный разгром немецких войск был осуществлен 2 февраля 1943 г.


Из выступления по радио И.В.Сталина

3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.



Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины,

4. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни.

Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.







Из дневника труженика тыла

В цехе холодно. Стекла фонарей кое-где разбиты. Сверху падает серебристый снег. Люди топчутся у станков, изредка подносят руки ко рту, дуют, греются. Чуть-чуть обогревшись и стиснув зубы, работают, работают. При таких условиях рабочие дают большие проценты выработки…

Замечаю в себе другое отношение к субботникам. Раньше – просто не хотелось, теперь – понимаю, что делать все это необходимо, больше делать некому, иду и делаю…



Опережающее задание










Использование ИКТ







Рефлексия. Постановка вопроса к классу.






Ученики читают стихи посвященные Сталинградской битве.










Ребята предлагаю вам просмотреть ролик под названием: «Сталинградская битва- хроники великой победы», а после просмотра ответе на вопросы.





1.Когда начался оборонительный период Сталинградской битвы?

2. Кто командовал немецкими войсками?

3. Назовите кодовое название наступательной операции советских войск под Сталинградом?

4. Каков итог Сталинградской битвы?

5.Какое значение имела победа под Сталинградом?


Я вижу город Сталинград в 42-м году

Горит земля, горит вода.

Металл кипит в аду.

Закрыто небо голубое, и солнца не видать

Окутан город в черный дым, и тяжело дышать


И пятый раз командуя «Вперед»!

Блестя штыками, поднималась рота,

Но бил упрямо вражий пулемет

Из амбразуры маленького дота.









Ответы учеников



















Приложение



1Из выступления по радио И.В.Сталина

3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.



Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день.

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день.

3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины,

4. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни.

Москва, Кремль. 26 июня 1941 года.



Из дневника труженика тыла

В цехе холодно. Стекла фонарей кое-где разбиты. Сверху падает серебристый снег. Люди топчутся у станков, изредка подносят руки ко рту, дуют, греются. Чуть-чуть обогревшись и стиснув зубы, работают, работают. При таких условиях рабочие дают большие проценты выработки…

Замечаю в себе другое отношение к субботникам. Раньше – просто не хотелось, теперь – понимаю, что делать все это необходимо, больше делать некому, иду и делаю…






2.www.youtube.com/watch?v=3KMvZqJB47A «Сталинградская битва- хроники великой победы»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Автор: Аванесян Аревика армоевна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного  периода Сталинградской битвы "
    ["seo_title"] => string(89) "koghda-tyl-stanovitsia-frontom-nachalo-oboronitiel-nogho-pierioda-stalinghradskoi-bitvy-1"
    ["file_id"] => string(6) "218727"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433879355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок Победы « Когда тыл становился фронтом»: начало оборонительного периода Сталинградской битвы."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_pobedy_kogda_tyl_stanovilsia_frontom_nachalo_oboronitelnogo_perioda_staling"
    ["file_id"] => string(6) "612243"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1661622301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства