kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СССР и судьбы людей в 1940-е годы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может использоваться для проведения тематических классных часов и мероприятий, посвященных жизни жителей СССР в 1940-е годы. Рассмотрение культуры, экономики и тяжелой жизни в период Великой Отечественной войны. Сценарий включает в себя не только прозаические и стихтворные произведения, рассказывает о военной музыке и тяжелой доле советского человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СССР и судьбы людей в 1940-е годы.»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный 71 годовщине Великой Победы.

« Солдат- герой, спаситель мира»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20, г. Шахты, Ростовской области,

Комерова Галина Евгеньевна.

Учитель: День Победы — это великий праздник для нашей страны. В это день мы чтим память тех, кто погиб на войне, и низко кланяемся тем, кто остался в живых. Эта страшная война, сносящая, как смерч, на своем пути человеческие жизни никогда не должна быть забыта, а память – это наши дети, и чем больше мы будем рассказывать им о тех страшных военных событиях, тем живее будет память.

1 ведущий: Опять – «война», опять «блокада»….
                  А может нам о них забыть?
                  Я слышу иногда: не надо,
                  Не надо раны бередить.

2 ведущий: Ведь это правда, что устали
                  Мы от рассказов о войне,
                  И о блокаде прочитали
                  Стихов достаточно вполне.

1 ведущий: Чтоб снова на земной планете
                  Не повторилось той зимы,
                  Нам нужно, чтобы наши дети
                  Об этом помнили, как мы!
                  Я не напрасно беспокоюсь,
                  Чтоб не забылась та война.

2 ведущий: Ведь это – память, наша совесть,
                  Она как силы нам нужна…


1 ведущий. Выстрелы, прозвучавшие на рассвете 22 июня 1941 года, были началом одной из самых ужасных трагедий XX века - Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной в истории. Четыре года бушевала она. Сегодня этот день и День Победы наших войск над фашистской Германией - 9 мая - отмечают как дни памяти. Памяти о миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками.

Помнить о них необходимо. Помнить - для того, чтобы жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы уцелела земля наша.

2 ведущий. Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи солдат красной армии погибли в первые дни войны, фашисты уничтожили много самолетов. Силы были неравны.

На фронт шли не только мужчины, в бой рвались женщины, подростки и старики, на защиту Отечества встали все советские люди! Дух патриотизма жил в каждом, а песни, написанные в годы войны помогли людям не упасть духом, а продолжать бороться до последней капли крови…







________________ _______Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Она стала настоящим гимном всего советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах было опубликовано стихотворение «Священная война». Прочитав в газете проникновенные строки, один из советскуихкомпазиторов сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися в бой солдатами, на площади Белорусского вокзала, «Священную войну» исполннил Ансамбль песни и пляски Красной Армии. Отсюда, с вокзала за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

_________________________Лирическая песня «Катюша» запала в душу каждому солдату, ведь он верил, что дома его ждет своя Катюша, верит и надеется на встречу. Как это вдохновляло их в бою!Популярность песни была так велика среди советского народа, чтоее именем народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы. Но мало кто знает, что у «Катюши» был другой последний куплет, исполнявшийся редко:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

________________________Необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» Тогда композитор исполнил свою новую мелодию. После концерта к нему подошел советский поэт и предложил написать стихи на эту музыку, так родилась песня «Синий платочек», которая не стала популярной, о ней вспомнили лишь тогда, когда началась война, люди сами стали сочинять куплеты к этой песне. Один из самых популярных звучал так:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.



Война началась на рассвете,

Чтоб больше народу убить.

Спали родители, спали их дети,

Когда стали Киев бомбить.

Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к журналисту с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.

________________________ «Смуглянка»… мы слышим эту песню, и счастье борется со слезами, задорная мелодия поднимала настроение советским солдатам, ее напевал каждый, ее знали все наизусть, а появилась она благодаря молдованскомуфольклеру. Во время войны оригинал нот был утерян, поэтому воссоздавали ее композиторы по памяти. Так веселая лирическая песня о партизанах стала любимой как в тылу, так и на фронте.

________________________ «День Победы»… сейчас мы даже представить не можем, что этой песни могло и не быть. Она была написана к тридцатилетию Великой Победы. Когда ее исполнил Лев Лещенко перед работниками партии, она им показалась слишком помпезной и цыганской. Постановили ее запретить. Не смотря на это Лев Лещенко спел ее на концерте. После этого выступления все взоры были обращены к руководителю Советского Союза Леониду Ильичу Брежневу, а он стоя аплодировал и плакал, так поняли все: песня будет жить!

2 ведущий. Сколько страшных сражений видела наша земля:

Московская, Сталинградская и Курская битвы,Белорусская и Берлинская операции… Перечислять их можно долго… Одним из самых страшных периодов войны стала блокада Ленинграда. Гитлер хотел одного – взять город в кольцо и сужать его до тех пор, пока не сотрет этот город и его жителей с лица земли. Люди умирали от голода и холода. Страшно представить, что переживали дети, которые видели, как умирают все вокруг, дети, которые так хотели жить!


____________________

Шумел осенний лес,

Казалось, что сейчас он обезумел.

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг...

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям,

Цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятия, что вырвались у женщины

одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Глядела, ужаса полна.

И как же не лишиться ей рассудка.

Все понял. Понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня, не надо умирать.

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже.

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок.

И в сердце он врывается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнешь

ты вольно.

Закрой глаза и голову не прячь.

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза, и заалела кровь,

По шее алой лентой извиваясь.

Две жизни наземь падают сливаясь.

Две жизни и одна любовь.










_______________________________________

Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка. Она плачет и просит есть. Этот хлеб - для нее.

В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали - не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.





Девчушка руку протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула.

А оказалось - умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.



_____________________________________

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева в эти годы начала вести свой дневник и писала об одном - ужасе фашизма. Эта девочка была такой же, как и мы сейчас, но ее глаза видели ужас, голод, смерть...

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти.

С детских лет вышивала и Таня  — все цветы, цветы…

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».

Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

1 ведущий. Женщина и жизнь - слова-синонимы. На войне женщина стала воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь. На заводах, в колхозах и совхозах уходивших на фронт мужчин заменяли женщины, дети, старики. На краткосрочных курсах сельских механизаторов очутились тысячи женщин. Они садились за руль тракторов, брали в руки штурвалы комбайнов...

Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт!

___________________

Все люди спят.

Лишь мать не спит сейчас.

И не смыкает мать усталых глаз.

Идет война. Был сын убит в бою.

Закрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыты были сто дорог.

Он быть ученым мог,

Он стать поэтом мог.

Но верит мать и ждет –

Раздастся в двери стук,

И сын вернется вдруг...

 

Все люди спят,

Но мать не спит сейчас.

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней,

И много лет

Она все сына ждет,

А сына нет...



______________________

Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.












2 ведущий. Война объединила всех мужчин: разных возрастов и разных национальностей, но всегда, в самые трудные дни войны советский солдат оставался прежде всего человеком, отцом, братом.

________________________________

Это было в мае, на рассвете.

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг...

Пусть он вспомнит, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял.

Но сейчас в Берлине под обстрелом

Полз боец - и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.



________________________


Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.









1 ведущий. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной. 2 ведущий

2 ведущий. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу - вот чем была завоевана эта победа.


_______________

Я флаги мира почитаю,

Но вам скажу я, не тая.

Россию сердцем воспеваю,

Россия - Родина моя.

____________

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

___________

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СССР и судьбы людей в 1940-е годы.

Автор: Комерова Галина Евгеньевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "« Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»."
    ["seo_title"] => string(62) "russkii-kharaktier-v-rasskazie-m-sholokhova-sud-ba-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "252212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447343892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. "
    ["seo_title"] => string(98) "urok-portriet-zhil-liubil-i-nie-nabralsia-skvierny-sud-ba-chielovieka-v-totalitarnom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "220647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434720159"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок-ностальгия "Рожденным в СССР посвящается..." "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-nostal-ghiia-rozhdiennym-v-sssr-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "128286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415464926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Исследовательская работа Школьные музеи "
    ["seo_title"] => string(45) "issliedovatiel-skaia-rabota-shkol-nyie-muziei"
    ["file_id"] => string(6) "122585"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414301892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка класного часа на тему: "В.П. Астафьев" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-klasnogho-chasa-na-tiemu-v-p-astaf-iev"
    ["file_id"] => string(6) "115633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412055895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства