Цели и задачи: 1) Углубить знания учащихся по истории России; продолжить выработку у школьников умения анализировать события, явления, деятельность исторических лиц, строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы, приводить оценки исторических событий;
2) Воспитание патриотизма и любви к Родине, ее прошлому;
3) Развитие творческого потенциала учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Русь загадочная».»
Н.В.Таранюкова, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинска Краснодарского края
«Русь загадочная»
Театрализованная викторина
Цели и задачи: 1) Углубить знания учащихся по истории России; продолжить выработку у школьников умения анализировать события, явления, деятельность исторических лиц, строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы, приводить оценки исторических событий;
2) Воспитание патриотизма и любви к Родине, ее прошлому;
3) Развитие творческого потенциала учащихся.
Возрастная категория: 7-8 классы.
Оборудование: портреты исторических деятелей, табло с кармашками, таблички с цифрами, эмблемы, дипломы, призы, костюмы для инсценировок, трон, подсвечник, перо, чернильница, свиток, поднос, шапка Мономаха, яблоко, орден, кубок, эполеты, парики, шахматы, ленты, булавки, скатерть, столы, стулья, фейерверк.
Стены зала украшены плакатами:
- «Русь загадочная» (на сцене)
- «История – мать всех наук» (Геродот)
- «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: не надо рая, дайте
Родину мою» (С.Есенин)
Фонограммы: отчет секундной стрелки, звон литавр, фанфар, запись музыки «Менуэт»
Действующие лица: ведущие; Екатерина 2; писарь; кумушки; учитель; Митрофанушка; Иван Грозный; волхвы; герцог; подданный; австрийский посол; австрийский посол; рассказчица.
Ход викторины:
На сцене стоит табло, трон, стол, стулья; на столе – подсвечник, чернильница, перо.
Звучат фанфары.
Ведущий 1: Добрый день! Мы рады приветствовать на викторине «Русь загадочная».
Ведущий 2: представляем вам наших участников – «Команда королей» и «Команда рыцарей». Внимание на сцену …
Учащиеся- болельщики танцуют специально поставленный танец «Менуэт» в соответствующих костюмах.
Ведущий 1: итак, /звон литавр/, объявляем 1 тур. Вопрос для «Команды королей» Внимание на сцену. /Сценка «Писарь и Екатерина 2»
Екатерина 2: Пиши указ: «Я, Екатерина 2, императрица всея Руси, повелеваю:
- параграф 1. Лишить ее дворянского звания, запретить во всей нашей империи, чтоб она никогда и никем не была именована названием рода ни отца своего, ни мужа.
- параграф 2. Приказать в Москве вывести ее на площадь и приковать к столбу и прицепить на шее лист с надписью большими словами: «МУЧИТЕЛЬНИЦА И ДУШЕГУБИЦА».
- параграф 3. Когда выстоит целый час, заключить в железо, отвести в один из женских монастырей и посадить в нарочно сделанную подземную тюрьму, в которой по смерть ее содержать, чтобы она в ней света не имела ниоткуда».
Ведущий 1: Внимание вопрос – Кто эта помещица?
- Дарья Салтыкова;
- Софья Морозова;
- Евдокия Лопухина.
/звучит фонограмма отсчет секундной стрелки, пока участники совещаются/
Ведущий 2. Правильный ответ: Едва ли не самый суровый приговор был вынесен Екатериной 2 помещице Московской губернии Дарье Салтыковой, которая за 6 лет замучила до смерти или собственноручно убила 139 принадлежащих ей крестьян. Их жгли раскаленным железом, морили голодом, шпарили кипятком. Эта преступница была приговорена к пожизненному заключению в подземной монастырской тюрьме.
Ведущий 1: Внимание участники! Второй вопрос звучит для«Команды рыцарей».
/На сцене появляются 2 кумушки, перебивая друг друга, ведут диалог/
1 кумушка: при дворе тирана не безопасно о чем бы то ни было говорить.
2 кумушка: Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеется или поморщится, станет весел или печален, сразу же…
1 кумушка: Будет заподозрен в измене, в замышлении чего-либо против царя!
2 кумушка: Тиран зовет стражников, чтобы они взяли такого-то и вслед за тем на глазах у владыки либо рассекли на куски, либо отрубили голову, либо утопили, либо бросили на съедение собакам или медведям.
1 кумушка: А когда ему было 13 лет, юный царь, к ужасу окружающих, приказал псарям расправиться со знатным боярином. Того замучили до смерти.
2 кумушка: Он редко удовлетворяется простой казнью, ему почти всегда хочется поиздеваться над жертвой. Заподозрив боярина в измене, царь приказал ему облачиться в царскую одежду и дав ему скипетр, усадил на трон и театрально воздал ему почести – обнажил голову и преклонил колено. Затем со словами «Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так в той же власти лежит, и снять тебя», - схватил нож и всадил его в грудь боярину!
Ведущая 1: Внимание, вопрос. Кто этот самодержец?
- Борис Годунов;
- Иван Грозный;
- Михаил Романов.
/участники совещаются, отсчет секундной стрелки/
Ведущая 2: Правильный ответ – Иван Грозный.
О своих ранних годах он позже писал, что ни в чем не поступали с ним так, как следует поступать с детьми. Он обладал незаурядными способностями – писатель, сочинитель церковной музыки, хороший шахматист – сочетались в нем с властью, беспощадностью, безмерной подозрительностью. С детских лет великий пристрастился к чтению.
Выставление баллов на табло.
Ведущий 1: итак, объявляем 2 тур «Разминка» /звон литавр/.
Вопросы для «Команды королей» и «Команды рыцарей» задаются поочередно.
1. Иностранцы поражались богатству царского стола. Десятки блюд сменяли друг друга. Но в какие дни и недели еда бедняка и еда богача уравнивались: кислая капуста, хлеб, квас.
/Правильный ответ: великий пост и другие посты/
2. На Красной площади в Москве стоит памятник торговому человеку Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. За что им поставили этот памятник?
/Правильный ответ: Они создали народное ополчение с целью освобождения Москвы от интервентов-поляков и шведов под предводительством Лжедмитрия 2/
3. Выражение, подразумевающее оценку чьих-либо успехов или заслуг, положение на служебной лестнице, введено для упорядочения государственной службы в России, как штатской, так и военной.
/Правильный ответ: «Табель о рангах»/
4. Александр Иванович Герцен, рассматривая книгу «Родословная роспись великих князей и царей российских», кого издавна называли «белой костью» и «голубой кровью», остроумно заметил, что в его руках книга по зоологии. Почему?
/Правильный ответ: на дворянских гербах больше всего было изображений хищных птиц и зверей – орлов, соколов, волков, медведей, львов.
5. Эти овощи были привезены в Европу из Америки и назывались сначала «перуанскими золотыми яблоками», войдя в обиход как декоративные комнатные растения. Затем, за ними утвердилось итальянское название. Съедобными они стали в начале 19 века сначала в Италии, а потом уже в Чехии и Португалии. В Россию попали в 1850 году и начали возделываться в Крыму, а потом уже и в других, более северных областях.
/Правильный ответ: помидор, итальянское название – «помо д* оро», т.е. яблоко золотое./
6. Обратимся к объяснению старинных слов и выражений. Речь пойдет о появившемся в 18 веке слове «архаровец». Оно произошло:
- от названия населенного пункта Архарово;
- от известной дворянской фамилии Архаровых;
- от восстания крестьян в Архаровской губернии.
/Правильный ответ: родилось это слово в Москве от известной дворянской фамилии, так как в конце 18 века, в начале 19 именно в Москве два брата – Николай Петрович и Иван Петрович Архаровы по очереди занимали должность генерал-губернатора. Архаров-старший начал свою карьеру жестоким подавлением Чумного бунта, лично руководил казнью Пугачева на Болотной площади в Москве. Агенты Архарова, полицейские, отличались грубостью, разнузданностью. Этих людей, знавших о своей полной безнаказанности, и стали называть в Москве архаровцами. Потом это название перенесли на беспутных людей, хулиганов, непутевых подростков./
Выставление баллов на табло.
Ведущий 2: Итак, объявляем 3 тур «Игра со зрителями»
Ведущий 1. Вопрос для болельщиков «Команды королей». Внимание на сцену.
Однажды фаворит, курляндский герцог спросил у подданного
Герцог: «Что думают обо мне россияне?»
Подданный: «Вас, Ваша светлость, одни считают Богом, другие сатаной, но никто не считает человеком»
Ведущий2: А Австрийский посол при петербургском дворе ответил ему так:
Австрийский посол: «Вы о лошадях говорите как о человеке, а о человеке - как о лошадях»
Ведущий 1: О каком человеке такие высказывания? /Выставляются портреты исторических деятелей:
- Андрей Курбский;
- Василий Шуйский;
- Эрнст Иоган Бирон.
Ведущий 2: Правильный ответ: Фаворит Анны Иоановны – герцог Бирон, большой любитель и хороший знаток лошадей, но очень жестокий человек.
Ведущий 1: Вопрос для болельщиков «Команды рыцарей».
У кого было прозвище «Тушинский вор»? /Выставляются портреты исторических деятелей:
- Емельян Пугачев;
- Лжедмитрий 2;
- Степан Разин.
Ведущий 2: правильный ответ – Лжедмитрий 2. Он обосновал свой лагерь на подступах к Москве в селе Тушино.
Выставление баллов на табло.
Ведущий 1: Итак, объявляем заключительный 4 тур «Супер – игра»
Вопрос для «Команды королей». Внимание на сцену.
Учитель: Ну, что, Митрофанушка, начнем урок правил хорошего тона. Ты должен знать, Митрофанушка, что руки твои, да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем… не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою. Ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотив куска, не говори. Не разувся сапогами и башмаками, не ложися на постель. А сейчас перейдем к арифметике, так как это есть наука числительная…
Митрофанушка: Не хочу учиться, а хочу жениться!
Ведущий 1: Итак, вопрос. В петровскую эпоху такой Митрофанушка прослыл бы не только лентяем, но и … бунтарем. Почему?
Ведущий 2: Правильный ответ: по государственному указу от 20 января 1714 года, запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы циферной школы.
Ведущий 1: Вопрос для«Команды рыцарей». Внимание на сцену.
Рассказчица: тяжело болевший царь Иван Грозный страшился смерти. Как рассказывает предание, по его приказу из Карелии в Москву специально доставили 60 волхвов – колдунов, гадавших по звездам. Желание заглянуть в будущее пересилило христианские чувства царя. Ворожба показала, что 18 марта 1584 года Грозный умрет. В этот день царь на всякий случай перечитал свое завещание. Несмотря на дурные предсказания, чувствовал он себя как никогда здоровым.
Он послал сказать волхвам: «За ложь их либо сожгут, либо закопают живьем в землю!»
Но те ответили: «День окончится, когда сядет солнце».
Приняв ванну, царь сел играть в шахматы, но вдруг ослабел и упал замертво. Современники предполагают, что смерть царя была насильственной. Одни говорят, что царь был удушен, другие соглашались с использованием яда. Вряд ли мы когда-либо узнаем, как все обстояло на самом деле. Смерть Ивана 4 до сих пор покрыта тайной. Но скажите, какие два запрета православной церкви нарушил Иван Грозный по этому преданию?
Ведущий 2: Правильный ответ: ворожба, гадание и игра в шахматы запрещались Стоглавым законом.
Выставление баллов на табло.
Под фонограмму песни «Ты, Россия, моя!» все участники представления выходят на середину зала. Награждение грамотами и медалями.
/можно использовать текст грамоты следующего образца:
ГРАМОТА
Сия подтверждает, что команда школы № -------- класса -------------- была гостем почетным и в исторической олимпиаде школы в зело трудной борьбе заняла ------------------ место.
Радуйтесь отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет, так и наука дарит тайны свои добрым людям, пытливым натурам.
А дана сия грамота в лето ----------------, месяца -----------------------, дня -----------------.
Использованная литература:
Великие Россияне/ Библиографическая библиотека Ф.Павленкова.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М.: АСТ. Астрель. люкс, 2004.
Ключевский В.О. Русская история.- М.: Издательство «Эксмо», 2005.
Соловьев В. История России для детей и взрослых.- М.: Издательство «Белый город», 2003.