ГУ «Узынкульская средняя школа» Астраханского района,
Акмолинской области
Внеклассное мероприятие, посвященное 550- летию образования
Казахского ханства.
Игра
« Путешествие
во времена истории»
Подготовила: Майлыбаева С.К.
2014-2015 уч. год.
Игра «Путешествие во времена истории»
Триединая дидактическая цель:
-образовательная: Углубить и закрепить знания учащихся по истории Казахстана; способствовать формированию ключевых компетенций учащихся
-развивающая: Способствовать развитию понятийного аппарата, монологической речи учащихся, творческих способностей, умений сопоставлять дату с событием, работать с дополнительными источниками информации (информационные компетенции), коммуникативных способностей, навыков письменной речи, умений рассуждать, делать выводы.
-воспитательная: Воспитывать интерес к предмету через использование современных педагогических технологий и ИКТ; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народов Казахстана.
Методы и приёмы: словесный (беседа, консультация), наглядный (презентация, практический (творческие задания, кроссворды), проблемный; эссе, авторский стул.
Форма: игра.
Оборудование: карта Казахстана, магнитные листы с заданиями, портреты исторических персоналий, иллюстрации казахстанских памятников, раздаточный материал (кроссворды), оценочные листы с критериями, номера групп, небольшие призы, грамоты.
Целевая аудитория: учащиеся 5- 9 классов.
Ход мероприятия.
- Организационный этап.
Приветствие. Психологический настрой учащихся.
Древний философ Казтуган-жырау когда-то произнес сокровенные слова: «Степная земля бесконечна, как время…». Действительно, наша земля велика и просторна. Раскинулись ее огромные просторы от Иртыша – на востоке до Каспия – на западе. Самолету, чтобы пролететь Казахстан с запада на восток, потребуется десять часов. Почти вся территория Европы может разместиться на карте нашей страны. Не менее величественна и наша многовековая история…
2.Вводно– мотивационный этап.
Сегодня мы с вами собрались на конкурсе знатоков истории Казахстана. Мы вспомним, какие этапы в своем развитии прошел Казахстан, и попробуем заглянуть в его будущее.
В качестве жюри конкурса приглашены :
Представление команд.
В конкурсе «Путешествие во времена истории» принимают участие 3 команды, представители 5-9 классов.
Участники игры методом жеребьевки делятся на три команды «Старший жуз», «Средний жуз» и «Младший жуз».
3. Разминка. «Шифровщик»
Объяснить значение имен, дат, мест.
Мухамед Хайдар Дулати, Жанибек и Керей, 1465-1466 гг, Абулхаир, Есен-Буга, Могулистан, долина рек Чу и Талас.
4.Блиц.
1. Съезд или собрание казахской знати, на котором решались важнейшие вопросы жизни казахов. (курултай)
2. Все казахские ханы должны были являться выходцами из ханских династий. Все ханы были (чингизидами)
3.Как называли бедноту и народные массы ( шаруа).
4. Быстро сооружаемое и легко перевозимое жилище казахов. (юрта)
5.Свадебный головной убор невесты. (саукеле)
6.Как назывался свод законов хана Тауке? (Жеты жаргы)
5. Построй лестницу.
На столах лежат полоски бумаги с терминами. Из этих слов сложить систему управления в казахском ханстве.
Аул, ата –аймак, род, арыс, улус, жуз, ханство.
6.Творческий конкурс.
Нарисовать то, о чем говорится в стихотворении.
О чем говорится в этом стихотворение Бо Цзю-и:
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин её (юрту) ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на юг пришла.
Её (юрту) вихрь не может покачнуть,
От дождя её твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло …
(О юрте).
Одновременно.
6.1. На каждый стол дают картинки с изображением хана, батыра, бия.
Учащиеся должны написать небольшое сообщение о роли в обществе этого человека.
7. Угадай историческую личность.
1. Прозвищем этого правителя было «Сабалак», он был знаменит тем, что принял участие в Анракайском сражение в качестве воина, где противостоял джунгарскому воину Шарышу и победил его. Абылай хан.
2.Он знаменит не только своими разрушительными и завоевательными походами, но и тем, что по его приказу был построен мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи. Эмир Тимур.
3. К этому казахскому хану глава Джунгарского ханства Галдан Церен дважды обращался с тем, чтобы хан выдал свою дочь за наследника джунгарского престола.
В 1738 году при встрече с «отцом русской истории» Василием Татищевым он сказал: «Человек живет в свете и детьми память о себе оставляет, но сия память и скоту равна, а честь, приобретенная человеком, вовеки не умирает».
Он вел интенсивную переписку с хивинскими и башкирскими правителями, персидским шахом. До нашего времени дошел его настоящий портрет, выполненный немецким путешественником. Абулхаир.
4.В 1643 году этот хан с 600 сарбазами противостоял 50-тысячной армии джунгар и одержал победу в сражении. Хан Жангир.
5. Этот правитель Могулистана в 1365 году 22 июня в Батпактинской битве («Грязевая битва») победил эмира Тимура. Ильяс-Ходжа.
6. Воины, оборонявшие этот город, сопротивлялись несколько месяцев, не давая врагу возможности преодолеть крепостные стены, и один месяц оборонялись в цитадели против войска Чингисхана. Последним был захвачен правитель этого города. Назовите его имя. Кайыр-хан,
8. «Каким я вижу Казахстан»
« В прошлом, в настоящем, в будущем».
Каждая команда пишет эссе на заданную тему. Время на задание – 7 минут. По окончании времени команда зачитывает свою работу.
Жюри оценивает максимум в 10 баллов.
9.Подведение итогов.
Жюри подсчитывают баллы. Награждение победителей.