Неделя истории – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План внеклассного мероприятия Неделя истории»
План внеклассного мероприятия Неделя истории
в филиале №4 ГБОУ ВСОШ
Сроки проведения: 24 – 27 февраля 2015 г.
Ответственный: учитель истории Галиуллин Р.М.
Цели проведения:
развитие и углубление интереса учащихся к изучаемым предметам;
способствовать повышению образовательного уровня учащихся;
обучение самостоятельности в творчестве;
повышение уровня мотивации изучения истории;
способствовать процессу ресоциализации.
ПРОГРАММА НЕДЕЛИ
«Стенка на стенку»
игра по истории Древнего Китая и Индии.
24.02
10 а, б
Галиуллин Р.М.
Демонстрация учебного слайдового материала «Что такое история?».
25.02
8,10
Галиуллин Р.М.
Олимпиада по истории
26.02
11, 12
Галиуллин Р.М.
Подведение итогов
27.02
8-12
Галиуллин Р.М.
Методика, обоснование и организация проведения.
Неделя истории – это одна из многочисленных форм внеурочной работы.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Задачи проведения Недели истории:
- усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью;
- сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;
- развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Для того чтобы неделя истории прошла удачно, требуется большая подготовка:
- необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;
- определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;
- составить план проведения Недели истории, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.
Учителю при составлении плана Недели истории необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию Недели истории нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.
Проведение Недели истории – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.
Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:
- определение содержания работы;
- постановка учащимся заданий;
- указание основных источников получения знаний;
- помощь в выборе форм работы;
- консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
- изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;
- участие в оформлении собранного учащимися материала;
- использование этого материала в учебной работе.
При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.
Поэтому внеурочная работа по истории, частью которой является Неделя истории, требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и поможет стать настоящим мастером своего дела.
Неделя истории способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь: находить нужную книгу в библиотеке, составлять библиографию по теме, пользоваться справочной литературой, готовить рефераты по нескольким источникам, выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией и т.д. Приобщать к исследовательской работе.
Неделю истории нельзя назвать относительно новой формой работы, тем не менее, она вносит неоценимый вклад во внеурочную работу с учащимися. Проводится заседание предметного кружка, активизируется работа политинформаторов (хорошо забытое старое), организуются тематические вечера, конференции или «круглые столы».
В настоящее время очень много разработок различных мероприятий, открытых уроков можно прочитать в газетах, журналах, методической литературе, но в данном случае следует соблюсти баланс и не надо браться сразу за множество форм работы, мероприятий. На первый взгляд, это кажется интересным, разнообразным, но каждое мероприятие, каждый день Недели истории, и даже каждый час требует большой подготовки и продуманности. Необходимо рассчитать свои силы и силы детей. План Недели истории должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у учащихся появляется неверие в реальность намеченного, исчезает интерес к работе.
Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными: игры-реконструкции, конкурсы лучших макетов, викторины, литературно-исторический монтаж, парад военных разных эпох, исторический КВН, историко-литературные вечера, например «Судьбы поэтов на фоне истории России», «Жёны декабристов» и др., открытый урок «круглый стол», деловые игры, уроки пресс-конференции, например по теме «Как возродить Россию», «Российские реформы: вчера, сегодня, завтра» и т.д. Всё зависит от возрастных особенностей учащихся, их склонностей, настроения, желания.
Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели истории.
«Стенка на стенку»
игра по истории Древнего Китая и Индии
Цель игры: повторить, обобщить, закрепить изученный материал по истории Древней Индии и Китая. Освоение учащимися игровых педтехнологий.
умение работать в команде, группе, развитие творческих способностей учащихся;
усвоение игровых дидактик и правил игры.
Участники: школьники 10-х классов, жюри, ведущий.
Оформление: музыка Китая и Индии; рисунки и поделки учащихся по теме «Древний Китай и Индия», высказывания и портреты Конфуция и Будды, иллюстрации с изображением памятников архитектуры.
Подготовка: сформировать две команды, дать название командам, выбрать капитанов и их помощников, предоставить материал по истории древнего Китая и Индии, консультация.
Ведущий игры представляет команды, жюри и объясняет правила игры.
Ведущий: Уважаемые участники, мы приветствуем вас на игре «Стенка на стенку»! Вы уже догадываетесь, что вам придётся посоревноваться между собой. Да, это действительно так и тема нашего соревнования «История Древнего Китая и Индии». Игра состоит из четырёх туров. А это значит, что перед каждой командой возникнет четыре стены, четыре препятствия из сложных, но интересных заданий. Ваша задача – справиться с этими заданиями и прорваться через заслон. В первом туре участвовать от команды будут капитаны, во втором туре – их помощники, а в третьем и четвёртом вся команда. Я желаю вам успеха! «Стенка на стенку» начинается!
(Команды занимают свои места и выбирают капитана.)
Ведущий: Начинаем первый тур «Важные открытия» и вызываем для преодоления препятствий капитанов. Перед вами стена с иллюстрациями, на которых представлены известные открытия и изобретения прошлого. Капитан одной команды должен выбрать открытия, которые состоялись в Древнем Китае, а капитан другой команды, которые были сделаны в Древней Индии. Но это лишь часть задания, также необходимо кратко прокомментировать данные открытия, для того чтобы выполнить вторую часть задания капитаны могут обратиться за помощью к участникам своей команды.
(Капитаны выполняют задание, жюри подводит итог.)
Ведущий: Начинаем второй тур «Отгадай кроссворд», название этого конкурса говорит само за себя. Действительно необходимо отгадать гигантский кроссворд, причём один на две команды. Вызываем помощников капитанов. Один участник отгадывает вопросы по горизонтали и это вопросы из истории Древней Индии, а другой участник отгадывает по вертикали вопросы из истории Древнего Китая. Итак, конкурс начинается, кто быстро и правильно выполнит задание, тот и будет победителем.
(Жюри подводит итог конкурса.)
Ведущий: Третий тур – командный «Создай карту страны», действительно перед вами пока лишь огромная контурная карта, ваша задача, используя материалы, которые у вас имеются нанести границы Древней Индии и Китая на контурную карту, обозначить реки, горы, крупные города, пустыни, строения, всё, что вы знаете о той или иной стране.
(Жюри подводит итог конкурса «Создай карту страны».)
Ведущий: Трудно найти людей, которые бы не любили загадки, сегодня тоже не обойдётся без них. Итак, перед вами следующая стена «Исторические загадки и ребусы», полная тайн и загадок из истории Древнего Китая и Индии. Из каждой команды по очереди выходят участники и выбирают по одной загадке и ребусу. Если участник не сможет дать правильный ответ, право предоставляется сопернику.
Ведущий: Вот и подходит к концу наша историческая игра, все стены, которые закрывали от нас сведения об истории Древней Индии и Китая, сегодня удалось преодолеть ребятам. У нас остался лишь последний конкурс «Театральный». Каждая команда заранее получила домашнее задание подготовить мини-спектакль об учении Конфуция и Будды. Сейчас вы представите свои постановки на суд зрителей и жюри.
(Подведение итогов, награждение.)
Вывод:
Интеллектуальные игры создают для учащихся условия, когда необходимо сконцентрировать интеллектуальные усилия и интенсивно, в течение достаточно продолжительного времени, решать сложные и объёмные интеллектуальные задачи;
Интенсивная интеллектуальная работа в таких условиях готовит учащихся к реальным жизненным ситуациям, помогает формированию самооценки, положительных мотивов в обучении, способствует достижению признания, уважения, самореализации гражданскому становлению личности.
Олимпиада по истории
Часть 1. Блиц-турнир
1. Кто стал первым русским святым? (Владимир Красное Солнышко).
2. Как назывался первый русский свод законов? (Русская правда).
3. В каком году было принято христианство на Руси? (988г.).
4. Кто командовал русским войском в битве на Чудском озере? (Александр Невский).
5. Какой титул присвоил себе Иван Грозный в 1547г.? (Царь).
6. С кем сражалось войско Дмитрия Донского на Куликовом поле? (С татаро-монголами).
7. В царствование какого царя была опричнина? (При Иване Грозном).
8. Как назывался период гражданской войны на рубеже 16-17 вв.? (Смутное время).
9. С воцарением какого правителя закончилось Смутное время? (Михаила Романова).
10. Кто был первопроходцем Сибири и покорителем сибирских народов при Иване Грозном? (Ермак).
11. Кто из царей одержал победу над шведами в Полтавской битве? (Петр I).
12. Как назывался период частой смены власти в России, после смерти Петра I?
(Эпоха дворцовых переворотов).
13. В каком году была основана столица России Москва? (В 1147г.)
14. Кто основал северную столицу России Петербург? (Петр I).
15. С кем воевала Россия в Отечественную войну 1812г.? ((Франция, Наполеон).
16. Почему выступление декабристов в 1825г. называется восстанием декабристов? (Произошло в декабре).
17. Когда была отмена крепостного права в России? (В 1861г.).
18. Кто был последним русским царем в истории России? (Николай II).
19. Как называется война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками? (В.О.В.).
20. Назовите имя и фамилию первого космонавта в мире? (Юрий Гагарин).
21. Какое судьбоносное событие произошло в августе 1991г.? (Крушение СССР).
Часть 2. Задания повышенной сложности.
(Использован материал отборочного тура олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году, организованный к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова − основателя Московского университета. Данные сайта lomonosov.msu.ru/).
Цель олимпиады — поиск и выявление школьников, интересующихся историей России, обществознанием, основами права и проблемами государственного управления.
Задания олимпиады посвящены истории государственной власти и государственных институтов в России, ее территориального деления и положения на международной арене, а также исторического преобразования символов государственной власти.
На заседании Российского совета олимпиад школьников, состоявшемся 18 октября 2011 года, Председатель РСОШ академик В.А. Садовничий отметил, что «олимпиада на тему зарождения и развития российской государственности внесет большой вклад в гражданское становление молодых поколений россиян, а авторитет высокого вузовского представительства обеспечит самый высокий уровень ее организации и проведения».
При оценке ответов оцениваются знание фактов, терминологии и исторических сведений, а также полнота ответа на вопрос, аргументированность и структурированность ответа.
№1. Перед Вами фотография известного памятника:
Выполните следующие задания:
1.1. Когда и в честь какого события был поставлен данный памятник?
1.2. Где расположен данный памятник?
1.3. Назовите автора (авторов) проекта памятника.
№2. Прочитайте отрывок из Новгородской Первой летописи: «И восстали словене, кривичи, меря и чудь против варягов, и изгнали их за море, и начали сами собой владеть и строить города. И начали между собой воевать, и были между ними великие сражения и усобицы, и ополчился город на город, и не было среди них правды. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет. Приходите к нам княжить и владеть нами».
Выполните следующие задания:
2.1. О каком событии в истории российской государственности идет речь в приведенном фрагменте?
2.2. Назовите год данного события.
№3. Определите, какие из перечисленных городов когда-либо принадлежали этим русским князьям домонгольского времени.
Обратите внимание: имеется в виду непосредственное включение города в состав владений князя, а не его политическое влияние на те или иные земли.
Новгород Киев Смоленск Ростов
Рюрик, Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский
№4. Прочитайте нижеприведенную характеристику:
«Князь переяславский, затем черниговский, в конце жизни – великий князь киевский. Приобрел известность как организатор сопротивления половцам. По собственным подсчетам, совершил 83 больших военных похода по Руси, Европе и половецким степям. В период его княжения в Киеве власть киевского князя существенно усилилась; он сумел передать сыновьям большинство важнейших княжеских столов и добился подчинения
представителей других княжеских родов. Один из крупнейших писателей своего времени, в своих произведениях создал образ идеального русского князя».
О каком князе идет речь?
№5. Правителей какого из этих государств русские средневековые источники никогда не называют царями?
А) Золотая Орда;
Б) Византия;
В) Великое княжество Литовское;
Г) Казанское ханство;
Д) Крымское ханство.
№6. Соотнесите правителей России и государственные учреждения, возникшие в их правление:
Правитель Название учреждения
1) Иван IV Грозный А) Сенат
2) Михаил Федорович Б) Военное министерство
3) Петр I В) Государственная Дума
4) Екатерина I Г) Приказ Казанского дворца
5) Александр I Д) Сибирский приказ
6) Николай II Е) Верховный Тайный совет
№7. Как известно, М.В. Ломоносов был сторонником славянского происхождения Рюрика.
Прочитайте отрывки из его отзыва на диссертацию Г.Ф. Миллера:
«Полагает господин Миллер, что варяги, из которых был Рурик с братьями, не были колена и языка славенского…, но хочет доказать, что они были скандинавы, то есть шведы… Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские; однако из того отнюд не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи и говорили бы по-гречески или по-еврейски? …И так весьма недивно, что Рурик, хотя был из варяг-руси, однако имя имел скандинавское… Блаженный Нестор, летописец печерский, варягов различает на свиев, на готов, на урмян (норманов), инглян (ингрян) и на русь. Следовательно, сии варяги жили по разным местам. Имени русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано; то явствует, что русь-варяги жили на полуденных берегах помянутого же моря к востоку или западу. В наших летописцах упоминается, что Рурик с родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии. А Нестор ясно объявляет, что он призван был из варягов-русь. Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги- русь жили на восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… Древние пруссы имели у себя идола, называемого Перкуна, которому они неугасимый огонь в жертву приносили. Сей Перкун именем и жертвою тот же есть, что Перун у наших руссов, которого почитали, в поганстве будучи, российские князья варяжского рода. Сие согласие подтверждает сходство обычаев у варягов-руссов и у пруссов, а следовательно, и ближнее их соседство и почти единство показует. Имя Перун есть славенское и происходит от глагола перу (ferio, purgo — ударяю, очищаю), яко бы оный мнимый бог огнем своим ударял и очищал. Из сего весьма вероятно кажется, что варяги-русь и пруссы говорили языком славенским.
…Нестор Печерский говорит ясно, что славенский и русский язык едино есть. …Если бы варяги-русь были языком своим от славян так отменны, какую отмену должен иметь скандинавский, то бы от самих варяжских владетелей, от великого множества пришедшего с ними народа и от армей варяжских, которые до 20 и 30 тысяч простирались, от великой гвардии, каковую после Рурика и до Ярослава великие князи имели из варягов, должен бы российский язык иметь в себе великое множество слов скандинавских».
Выполните следующие задания:
7.1. Какие методы научного анализа использует М.В. Ломоносов для обоснования своих взглядов?
7.2. Какие из аргументов и выводов М.В. Ломоносова могут быть приняты современной наукой?
№8. Перед Вами несколько политических лозунгов, появление которых связано с определенными событиями в отечественной истории XX века:
1) «Все для фронта, все для победы»;
2) «Вся власть Советам!»;
3) «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»;
4) «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»;
5) «Соберем с целины богатый урожай!»;
6) «Ускорение, перестройка, гласность»;
7) «Шире фронт стахановского движения!».
Укажите:
(А) исторический период, в который был провозглашен каждый из
нижеперечисленных лозунгов;
(Б) главу коммунистической партии, при котором он появился;
(В) с какими событиями было связано его появление.
№9. Определите, из каких государственных актов взяты приведенные ниже фрагменты:
А) «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян… Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата».
Б). «Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».
В). «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции… заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти… Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».
Г). «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».
Д). «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны… Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».
Название документа Отрывок
1) Манифест о незыблемости самодержавия, 1881 г. А)
2) Манифест 17 октября 1905 г. Б)
3) Конституция РСФСР 1918 г. В)
4) Конституция СССР 1936 г. Г)
5) Конституция СССР 1977 г. Д)
Какие изменения в характере государственного строя нашей страны, произошедшие между 1881 и 1905 гг., а также между 1936 и 1977 гг., Вам представляются наиболее важными? Свой ответ изложите в небольшом связном тексте (не более 0,5 страницы).
№10. В 1857 году императором Александром II был утвержден Большой
государственный герб Российской империи:
В Большом государственном гербе Российской империи присутствуют
гербы многих территорий и городов, входивших в состав Российской империи,
в том числе:
А) Герб Астраханского царства;
Б) Герб Сибирского царства;
В) Герб Великого княжества Финляндского;
Г) Герб Херсонеса–Таврического;
Д) Герб Польского царства.
Укажите время присоединения этих территорий (городов) к России.
object(ArrayObject)#866 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}