Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание учащихся»»
Тема выступления: «Патриотическое воспитание учащихся в МБОУ СОШ №13 станицы Незлобной Георгиевского городского округа Ставропольского края»
ФИО педагога: Окунева Марина Алексеевна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»
Регион: Ставропольский край, Георгиевский край
1.Вступительная часть (обоснование темы).
Патриотизм, обычно основывается на исторической памяти. На воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого. Не зная истории родного края, не видя на примерах людей, живших и живущих рядом, несущих в своей памяти культуру предков, невозможно полно изучать историю Отечества и, тем более, говорить о патриотизме, стоящем именно на героических традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.
Актуальность исследования. Вся история Российского государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа, отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". В 59 статье Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".
Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.
Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий "отечество", "гражданство", "патриотизм",
2. Опыт краеведческой и поисково-исследовательской работы.
В нашей школе есть два кабинета истории, поэтому неслучайно появилась идея создать уголок Боевой Славы «Они сражались за Родину». Над названием долго не думали, т.к. люди, о которых собирали материал, с которыми встречались и не раз помогали по хозяйственным делам, действительно защищали свою Родину, думая о нас, о будущих поколениях, о мирной жизни.
Оказалось, что работа эта не простая. Мало было достать фотографию, нужно было умело поговорить с ветераном, т.к. эти люди ранимые и любое неосторожное слово могло обидеть их. А еще приходилось поддерживать связь с библиотеками: школьной, детской, сельской, в которых накоплены богатейший материал по истории Великой Отечественной войны, освобождению станицы Незлобной, ветеранах участниках тыла. Каждый из ребят кто приносил материал в школу, хотел, чтобы фотография его ветерана была на самом видно месте, а материал о нем был лучше остальных.
Под руководством классных руководителей и учителей истории учащиеся очень активно взялись за работу, собирали много иллюстраций, песен, рассказов, хроник, что помогало при подготовке докладов, сообщений, сочинений. Детям эта работа очень понравилась, т.к. позволила побольше узнать историю своей малой Родины (ст.Незлобной), историю своей семьи (фронтовую судьбу своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек), судьбу работников тыла, детей войны.
В результате проделанной работы был собран огромный материал по Великой Отечественной войне «Советское государство в годы Великой Отечественной войны», «Битва под Москвой», «Битва под Сталинградом», «Битва за Кавказ» - хроники событий, «Партизанское движение в СССР».
Но особый интерес вызывают темы :
1. «Начало оккупации Георгиевского района»
2. «Зверства фашистов в Георгиевске»
3. «Освобождение ст.Незлобной, города Георгиевска»
Эти материалы представлены на стенде уголка Боевой Славы «Ах, война, что ты подлая сделала» (в колонках – События. Люди. Факты.)
В память погибших воинов-станичников в ст. Незлобной установлены памятники.
Мы вновь и вновь склоняем головы перед памятью тех, кто освободил нашу землю от фашистской чумы.
Ну, а тем кому выпало жить нужно помнить о них и делать все для того,чтобы память была вечной.
В годы Великой Отечественной войны больше 500 станичников находились на фронте. Сотни из них удостоены правительственных наград. В память о погибших на войне незлобенцев в станице установлен памятник.
В 1975 в честь 10летия окончания Великой Отечественной войны в центре станице, на стадионе СОШ № 13 был установлен памятник со скульптурой солдата, увековечивший память о погибших станичниках в годы гражданской и Великой Отечественной войны. На постаменте надпись «Павшим во имя жизни» и перечислены 10 человек, захороненных на этом месте.
В 1976 году по бокам от постамента пристроены тумбы, на гранитных досках высечены имена еще 471 человека, погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году исполняется 65 лет со дня Великой Победы и 55 лет со дня открытия памятника к Дню Победы, памятник будет отреставрирован. В нашей станице установлен еще один памятник «Воин» у здания мелькомбината, увековечивший память о погибших во время войны работников мелькомбината.
Склоняем головы.
В Незлобной обелиск стоит
Как память людям павшим
Солдат из бронзы в рост отлит
Станичникам всем нашим
Кто в годы трудные войны
Пал храбро в битве странной
Средь тополиной тишины
Лежит легендой ставший
Красиво здесь цветник разбит
И птицы с именами
И вечный здесь огонь горит,
Венки стоят рядам.
Всегда в дни праздников, торжеств
Народ сюда приходит,
Чтобы отдать им дань и честь
Цветы сюда приносит.
Склоняя головы, стоят
У обелиска дети.
И лица гордостью горят
Что сделали их деды.
Герои в битвах полегли
Чтоб матери и дети
В моей станице жить могли
Счастливей всех на свете.
Лопатина Н. Я.
В школе проводится исследовательская работа. Учащиеся 8 «а» класса ( классный руководитель Глазырина Л.А.) провели работу по поиску материала и место захоронения жителя нашей станицы Ивана Журавлева.
Жил в нашей станице Журавлев Иван. Жил, как все, работал в поле, поливал помню, растил хлеб. Но июнь 1941 года навсегда оторвал Ивана от семьи, от земли. И ушел он, сержант Иван Журавлев, защищать родину, сражаться за нее, за высокое небо и чистые реки, за ее свободу, ушёл и не вернулся. А в станице до глубокой старости ждала и ждет его мать, и не верит, что сгинул бесследно ее Иван. А он не сгинул!
Так как в г. Туапсе есть замечательная поисковая группа под руководством Д. Хайхяна, которая обследовала предместья города Туапсе, занимаясь поиском и перезахоронением безвестных останков советских воинов. Поисковая группа обратила внимание на дерево, на котором было начертано- «Иван Журавлев. Ставропольский край», а под деревом останки воина. Руководитель группы обратился в газету «Красная звезда» с просьбой откликнуться родственников (воина).
Останки перезахоронении в г. Туапсе поставлен памятник в честь воинов – освободителей города. А мать нашла своего сына, а в душе остаются стихи:
За маленькую родину мою,
Пал русский мальчик в варварском бою,
У синих гор, у вечного огня
Его навечно приняла земля.
Пал русский мальчик, мать в чужом краю
Покрыла черным голову свою.
Я у могилы мальчика стою,
И сердцем траур по нему пою.
(Голикова Галина)
Учащиеся разных классов было дано задание – рассказать о своих бабушках и дедушках (участниках Великой Отечественной войны и работниках тыла). Дети активно откликнулись на эту просьбу. И был собран материал, который оформлен в альбом: «Слава их бессмертна» (подборка материалов об участниках Великой Отечественной войны:
-Мой прадед Сушков Николай Тихонович (герой Советского Союза)
-Бездетко Александр о своем прадедушке
-Мой дедушка (погиб при освобождении Польши) (Анохина Анастасия)
-Мой прадед- Цыплаков Яков Терентьевич
-Мой дедушка – Гришков Иван Иванович
-Моя прабабушка – Попова Татьяна Сергеевна
Учащиеся Калугина Д. и Ларина Т. Подготовили материал «Пусть о войне стихи расскажут», «Пусть фото о войне расскажет», «Художники о Великой Отечественной войне», оформлен альбом «Ради жизни твоей» (стихи и песни о великой Отечественной войне», детьми написаны сочинения «Дети и война», оформлена художественная экспозиция «Война глазами де
4. Оформление Уголка Боевой славы.
В кабинете истории (328)оформлен Уголок Боевой славы, где систематизирован и собран материал, расположенный на четырех стендах:
-«История войны в лицах»;
-«Земляки-герои Советского Союза «(Потапов. А.З. Толстов В.Н-уроженцы ст. Лысогорской, Однобоков П.М - контр-адмирал флота, Вехов И.О - одна из улиц города гордо носит его имя, Енжиевский А.А. -уроженец ст. Незлобной;
-«Ах, война, что ты подлая сделала» (где собран материал-начало оккупации Георгиевского района, зверства фашистов в Георгиевске, освобождение Георгиевска и Георгиевского района);
-«Достойная смена отцов» (где собран материал о выпускниках СОШ№13,учащихся военных вузов);
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в мероприятиях военно-патриотического направления: проведении акции «Солдатская посылка»,конкурсе на лучшее сочинение, посвященное 65-летиюПобеды , организации и проведении митингов, посвященных началу войны, освобождению Георгиевского района от фашистов с приглашением ветеранов и возложением цветов к памятникам, погибшим в годы войны жителям ст. Незлобной, выпуске праздничных газет и боевых листков, проведении классных часов «И помнит мир спасенный», посвященных 65-летию Победы в войне;
-военно-спортивного направления: эстафеты «А ну-ка,парни», «Веселые старты», турнире по неполной разборке и сборке АК, восхождении на гору Бештау, участие в военно-споривной игре «Зарничка»;-военно-музыкального направления: фестивале солдатской (патриотической)песни «Горжусь своим Отечеством» с приглашением ветеранов Великой Отечественной, «Афганской», «Чеченской»войн.
Опыт краеведческой и поисковой работы представлен в «Уголке Боевой Славы», который в 2012-2013 учебном году занял 2 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев, залов, уголков боевой и трудовой Славы и был награжден дипломом.
Председатель Совета ветеранов Георгиевского района В.Ф.Поделякин выразил огромную признательность и благодарность учащимся и учителю истории Окуневой .М.А. за высокий уровень патриотического воспитания в школе. От имени совета ветеранов им была подарена книга «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.
Замысел работы заключается в том, чтобы приобщить как можно больше учащихся к изучению истории, вовлечь в поисковую и исследовательскую работу, помочь учащимся приобрести главные жизненные ориентиры через любовь к историческому прошлому своего народу и своей страны.
Темы гражданственности и патриотизма «красной нитью» проходят на всех уроках гуманитарного цикла с 1 по 11 класс. На занятиях по остальным предметам учителя часто обращаются к патриотической теме в рамках возможного. Разработана специальная программа воспитания гражданственности и патриотизма на уроках и классных часах для учащихся 1-11 классов (см. программу «Патриот» 2007-2010 г.г.)
Наша работа не сводится к периодическим всплескам накануне Дня Победы и Дня Защитники Отечества. Мы понимаем и стараемся привить нашим детям, что патриотизм -одна из составляющих безопасности, независимости и процветания Отечества.
5. Заключение.
Работа еще не окончена. Мы надеемся, что следующие поколения школьников продолжат эту работу.