kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание учащихся 11класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  русского языка   в 11 классе

Тема:  « Патриотическое воспитание  учащихся 11 класса  посредством подготовки к ЕГЭ. Как  писать  сочинение-рассуждение». 

Цель: создание  системы  патриотического  и духовно-нравственного воспитания  школьников для формирования  социально-активной личности на уроках русского языка.

Образовательные:  понять текст; «окунуться» в мир  произведения; научиться  выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции  школьников;  создать условия для развития умения  структуировать и использовать информацию; формировать навык  работы в группах  у учащихся.

Воспитывающие: воспитывать гражданина  России, воспитывать  бережное отношение к слову, языку, к истории страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной  работы.

                                                                              Эпиграф

                                                      Патриотизм – это не  просто красивые слова.

                                         Патриотизм – это прежде всего дело,  служение своей

                                         Родине, стране, России, своему народу. И об этом

                                         никогда  нельзя   забывать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся 11класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.»





Открытый урок русского языка в 11 классе

Тема: « Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».

Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности на уроках русского языка.

Образовательные: понять текст; «окунуться» в мир произведения; научиться выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников; создать условия для развития умения структуировать и использовать информацию; формировать навык работы в группах у учащихся.

Воспитывающие: воспитывать гражданина России, воспитывать бережное отношение к слову, языку, к истории страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной работы.

Эпиграф

Патриотизм – это не просто красивые слова.

Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей

Родине, стране, России, своему народу. И об этом

никогда нельзя забывать.

В.В. Путин







  1. Организационный момент. Постановка целей.

- Здравствуйте ребята и наши гости. Тема урока « Учимся писать сочинение – рассуждение». Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но продолжим подготовку к главному испытанию - экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.

На выполнение части С-1 отводится 90-100 минут, поэтому написание сочинения вызывает наибольшие затруднения. Сегодня на уроке мы продолжим вырабатывать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью работы.

  1. Актуализация знаний. Обратимся к эпиграфу нашего урока….

Я предлагаю вам подумать над словами :

ПАТРИОТИЗМ – олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, это уважение, любовь и бережное отношение к людям. (Можно воспользоваться толковым словарем) (отвечают дети)

Помните у А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу

- Любовь к родному пепелищу,

- Любовь к отеческим гробам.

А что такое РОДИНА ? Это Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. (отвечают дети)

Лев Николаевич Толстой писал: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше и прежде всего это любовь к людям …»

Слово учителя Особая роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит нравственному воспитанию, к которому следует отнести человеколюбие, бескорыстность, честность, мужество, милосердие.

  1. Теперь мы можем познакомиться с текстом , с которым будем работать. (Выразительное чтение текста) Текст Татьяны Тэсс или текст Юрия Сагаловича.



Во – первых, давайте вспомним памятку. Из каких пунктов она состоит? (говорят дети) МЫ УЖЕ ЕЕ ВЫУЧИЛИ НАИЗУСТЬ



К1- проблема (1 абзац)

К2 – 1-й пример + пояснение (2 абзац);

2-й пример + пояснение (3 абзац);

смысловая связь между примерами , анализ смысловой связи (4 абзац); К3- позиция автора (5абзац); К4- свое отношение к позиции автора (6 абзац); свое обоснование к позиции автора; заключение (7 абзац)



Во-вторых, давайте определим проблематику текста. Ребята, как вы понимаете, что такое проблема текста? (отвечают уч-ся) Давайте обратимся к словарю и узнаем его лексическое значение слова. (читает заранее подготовленный ученик)



-ПРОБЛЕМА – сложный и практический вопрос, требующий решения, исследования

.

-ПРОБЛЕМА –это общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте и на который ищет ответ.



- ПРОБЛЕМУ можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, актуальную, острую, философскую, социальную, идеологическую, национальную, международную.



Какие проблемы ставит перед читателями автор в данном тексте?

-Проблема гуманизма.

- Проблема патриотизма.

- Проблема милосердия, великодушия.



1). Попробуем сформулировать одну проблему, которую будем комментировать и запишем ее. Если вы затрудняетесь , можно использовать клише.



К1 (проблема) Как относились русские солдаты к мирному населению, оказавшемуся в районе боевых действий? Какие свойства характера проявлялись в их поступках? На эти вопросы отвечает Татьяна Тэсс, поднимая в тексте проблему проявления милосердия русскими солдатами в годы Великой Отечественной войны.



К2 (комментарии к сформулированной проблеме) - это информация, взятая из текста и связанная с проблемой, которую вы выбрали.

(Подсказка. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор)

Что такое комментарий? Обратимся к словарю.

Комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо

Учитель. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором. Проследил за ходом авторской мысли.

(Первый пример + пояснение) Чтобы прокомментировать данную проблему необходимо обратить внимание на короткую , но емкую фразу Татьяны Тэсс в тексте: «Соколов долго молча смотрел на мальчика: многое прошло в эту минуту перед его глазами».

(пояснение) Конечно же он вспомнил погибших товарищей, разрушенные города и села, кровь и слезы людей. Понятно, что в его душе могло появиться желание отомстить. Но солдат достал хлеб и сало и отдал ребенку.

(Второй пример + пояснение) А далее автор пишет: «Нет, это была не сладенькая доброта всепрощения, а подлинная гуманность, истинное милосердие мужественного , сильного, чистого человека» (пояснение) Эта фраза свидетельствует о том, что русский солдат не сражался с женщинами и детьми поверженного врага.





Смысловая связь между приведенными примерами (ребята, давайте вспомним основные виды связи между примерами:

  • Противопоставление (второй пример противопоставляется первому) слова-помощники: но, однако, зато)

  • Сопоставление, т.е. сравнение (информация в первом примере сравнивается с информацией, содержащейся во втором примере)

  • Причинно-следственные отношения

  • Пояснение(дополнение, уточнение), т.е. второй пример дополняет или уточняет первый)

  • Пишем дальше в нашей таблице о смысловой связи.



Второй пример поясняет первый, и становится понятно. Почему русский солдат, несмотря на горечь потерь, смог сохранить в душе доброту и проявить милосердие.



Анализ смысловой связи.

Оба примера подчеркивают. Что русский солдат обладает такими высокими нравственными качествами, как доброта и милосердие.



Ребята, я хочу познакомить вас с тем, что проверяет эксперт. ВАЖНО!!!




К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.



Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера –иллюстрации и т.д.

5баллов


-/-/-/-/-/-/ , но не выявлена смысловая связь между примерами

4 балла



3 балла




2 балла









Учитель. Продолжаем работу над сочинением.



К3 – Позиция автора – это итог размышления, вывод , к которому приходит автор, давая ответ на поставленный проблемный вопрос. Чтобы изложить позицию автора, надо раскрыть его отношение к изображаемому. Используйте клише. Прочитайте их.



На мой взгляд, позиция автора выражена во фразе: «…он думал не о мести за прошлое, а о мирной жизни в будущем. Русский солдат милосерден. Он хочет, чтобы у всех над головами было мирное небо.



К4 Свое отношение к позиции автора(согласен или не согласен с автором) используйте клише.



Позиция автора близка и понятна мне. Наш народ, который пережил ужасы войны хочет, чтобы она никогда больше не повторилась.



Что проверяет эксперт !!!!!!

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

1 балл


Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора

0 баллов








Обоснование – это доказательство правильности какой-либо мысли с помощью примеров.

(для обоснования своего мнения можно использовать пословицы, поговорки. высказывания писателей, ученых. Можно привести примеры из научной или художественной литературы)

Русский солдат милосерден, и каждый гражданин нашей страны думает только о мире.

Заключение необходимо, чтобы ваше сочинение имело законченный вид. Иначе можно потерять 1 балл.

Людям всей земли нужен мир, поэтому они должны быть милосердными, а не воевать друг с другом.

Посчитайте слова в вашем сочинении!!!!!



Домашнее задание: дописать сочинение.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева О.В

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641701


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства