Патриотическое воспитание учащихся 11класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.
Патриотическое воспитание учащихся 11класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.
Открытый урок русского языка в 11 классе
Тема: « Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности на уроках русского языка.
Образовательные: понять текст; «окунуться» в мир произведения; научиться выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников; создать условия для развития умения структуировать и использовать информацию; формировать навык работы в группах у учащихся.
Воспитывающие: воспитывать гражданина России, воспитывать бережное отношение к слову, языку, к истории страны.
Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной работы.
Эпиграф
Патриотизм – это не просто красивые слова.
Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей
Родине, стране, России, своему народу. И об этом
никогда нельзя забывать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся 11класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.»
Открытый урок русского языка в 11 классе
Тема: « Патриотическое воспитание учащихся 11 класса посредством подготовки к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение».
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности на уроках русского языка.
Образовательные: понять текст; «окунуться» в мир произведения; научиться выделять основные положения в изучаемом материале. Способствовать формированию цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников; создать условия для развития умения структуировать и использовать информацию; формировать навык работы в группах у учащихся.
Воспитывающие: воспитывать гражданина России, воспитывать бережное отношение к слову, языку, к истории страны.
Оборудование: мультимедийный проектор, памятка, таблица, тексты для самостоятельной работы.
Эпиграф
Патриотизм – это не просто красивые слова.
Патриотизм – это прежде всего дело, служение своей
Родине, стране, России, своему народу. И об этом
никогда нельзя забывать.
В.В. Путин
Организационный момент. Постановка целей.
- Здравствуйте ребята и наши гости. Тема урока « Учимся писать сочинение – рассуждение». Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но продолжим подготовку к главному испытанию - экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.
На выполнение части С-1 отводится 90-100 минут, поэтому написание сочинения вызывает наибольшие затруднения. Сегодня на уроке мы продолжим вырабатывать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью работы.
Актуализация знаний. Обратимся к эпиграфу нашего урока….
Я предлагаю вам подумать над словами :
ПАТРИОТИЗМ – олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, это уважение, любовь и бережное отношение к людям. (Можно воспользоваться толковым словарем) (отвечают дети)
Помните у А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу
- Любовь к родному пепелищу,
- Любовь к отеческим гробам.
А что такое РОДИНА ? Это Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. (отвечают дети)
Лев Николаевич Толстой писал: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше и прежде всего это любовь к людям …»
Слово учителя Особая роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит нравственному воспитанию, к которому следует отнести человеколюбие, бескорыстность, честность, мужество, милосердие.
Теперь мы можем познакомиться с текстом , с которым будем работать. (Выразительное чтение текста) Текст Татьяны Тэсс или текст Юрия Сагаловича.
Во – первых, давайте вспомним памятку. Из каких пунктов она состоит? (говорят дети) МЫ УЖЕ ЕЕ ВЫУЧИЛИ НАИЗУСТЬ
К1- проблема (1 абзац)
К2 – 1-й пример + пояснение (2 абзац);
2-й пример + пояснение (3 абзац);
смысловая связь между примерами , анализ смысловой связи (4 абзац); К3- позиция автора (5абзац); К4- свое отношение к позиции автора (6 абзац); свое обоснование к позиции автора; заключение (7 абзац)
Во-вторых, давайте определим проблематику текста. Ребята, как вы понимаете, что такое проблема текста? (отвечают уч-ся) Давайте обратимся к словарю и узнаем его лексическое значение слова. (читает заранее подготовленный ученик)
-ПРОБЛЕМА – сложный и практический вопрос, требующий решения, исследования
.
-ПРОБЛЕМА –это общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте и на который ищет ответ.
- ПРОБЛЕМУ можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, актуальную, острую, философскую, социальную, идеологическую, национальную, международную.
Какие проблемы ставит перед читателями автор в данном тексте?
-Проблема гуманизма.
- Проблема патриотизма.
- Проблема милосердия, великодушия.
1). Попробуем сформулировать одну проблему, которую будем комментировать и запишем ее. Если вы затрудняетесь , можно использовать клише.
К1 (проблема) Как относились русские солдаты к мирному населению, оказавшемуся в районе боевых действий? Какие свойства характера проявлялись в их поступках? На эти вопросы отвечает Татьяна Тэсс, поднимая в тексте проблему проявления милосердия русскими солдатами в годы Великой Отечественной войны.
К2 (комментарии к сформулированной проблеме) - это информация, взятая из текста и связанная с проблемой, которую вы выбрали.
(Подсказка. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор)
Что такое комментарий? Обратимся к словарю.
Комментарий – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо
Учитель.Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором. Проследил за ходом авторской мысли.
(Первый пример + пояснение) Чтобы прокомментировать данную проблему необходимо обратить внимание на короткую , но емкую фразу Татьяны Тэсс в тексте: «Соколов долго молча смотрел на мальчика: многое прошло в эту минуту перед его глазами».
(пояснение) Конечно же он вспомнил погибших товарищей, разрушенные города и села, кровь и слезы людей. Понятно, что в его душе могло появиться желание отомстить. Но солдат достал хлеб и сало и отдал ребенку.
(Второй пример + пояснение)А далее автор пишет: «Нет, это была не сладенькая доброта всепрощения, а подлинная гуманность, истинное милосердие мужественного , сильного, чистого человека» (пояснение) Эта фраза свидетельствует о том, что русский солдат не сражался с женщинами и детьми поверженного врага.
Смысловая связь между приведенными примерами (ребята, давайте вспомним основные виды связи между примерами:
Противопоставление (второй пример противопоставляется первому) слова-помощники: но, однако, зато)
Сопоставление, т.е. сравнение (информация в первом примере сравнивается с информацией, содержащейся во втором примере)
Причинно-следственные отношения
Пояснение(дополнение, уточнение), т.е. второй пример дополняет или уточняет первый)
Пишем дальше в нашей таблице о смысловой связи.
Второй пример поясняет первый, и становится понятно. Почему русский солдат, несмотря на горечь потерь, смог сохранить в душе доброту и проявить милосердие.
Анализ смысловой связи.
Оба примера подчеркивают. Что русский солдат обладает такими высокими нравственными качествами, как доброта и милосердие.
Ребята, я хочу познакомить вас с тем, что проверяет эксперт. ВАЖНО!!!
К2
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера –иллюстрации и т.д.
5баллов
-/-/-/-/-/-/ , но не выявлена смысловая связь между примерами
4 балла
3 балла
2 балла
Учитель. Продолжаем работу над сочинением.
К3 – Позиция автора – это итог размышления, вывод , к которому приходит автор, давая ответ на поставленный проблемный вопрос. Чтобы изложить позицию автора, надо раскрыть его отношение к изображаемому. Используйте клише. Прочитайте их.
На мой взгляд, позиция автора выражена во фразе: «…он думал не о мести за прошлое, а о мирной жизни в будущем. Русский солдат милосерден. Он хочет, чтобы у всех над головами было мирное небо.
К4 Свое отношение к позиции автора(согласен или не согласен с автором) используйте клише.
Позиция автора близка и понятна мне. Наш народ, который пережил ужасы войны хочет, чтобы она никогда больше не повторилась.
Что проверяет эксперт !!!!!!
К4
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
1 балл
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора
0 баллов
Обоснование – это доказательство правильности какой-либо мысли с помощью примеров.
(для обоснования своего мнения можно использовать пословицы, поговорки. высказывания писателей, ученых. Можно привести примеры из научной или художественной литературы)
Русский солдат милосерден, и каждый гражданин нашей страны думает только о мире.
Заключение необходимо, чтобы ваше сочинение имело законченный вид. Иначе можно потерять 1 балл.
Людям всей земли нужен мир, поэтому они должны быть милосердными, а не воевать друг с другом.