Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме: «Межпредметные связи на уроках истории»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13
ст. Незлобной» Георгиевского района Ставропольского края
Обобщение опыта по теме:
«Межпредметные связи на уроках истории»
Учителя истории и обществознания
Окуневой Марины Алексеевны
Содержание.
I. Информационный раздел:
1. Наименование опыта. Стр. 2
2. Условия возникновения, становления опыта. Стр. 2
3. Актуальность проблемы педагогического опыта. Стр. 3-4
4. Ведущая педагогическая идея опыта. Стр. 4-5
5. Теоретическая база опыта. Стр.5-12
II. Технология опыта:
1. Интеграция как учебно-воспитательный процесс. Стр.12-14
2. Коллективный способ обучения. Стр.14-15
3. Технология критического мышления. Стр.15-16
III. Результативность. Стр. 17-18
IV. Список используемой литературы . Стр. 19
V. Приложения.
I. Информационный отдел.
1. Тема опыта.
«Межпредметные связи в процессе изучения истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Автор опыта: ОкуневаМ.А, учитель истории и обществознания бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 ст.Незлобной» Георгиевского района Ставропольского края.
2. Условия становления опыта.
Я работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№13». Преподаю историю в 5-11 классах, обществознание в 6-11 классах. Взаимосвязь между этими предметами сама подталкивает использовать знания, полученные при изучении данных предметов во взаимосвязи, т.к. есть темы, которые рассматривают схожие проблемы, одни и те же события общественной жизни. Использование межпредметных связей способствует лучшему усвоению учебного материала, помогает создать единую систему знаний, полученных на уроках в процессе обучения. Эти знания, умения и навыки помогают лучше усвоить учебный материал, применять полученные ранее знания на практике, помогает проверить уровень усвоения учебного материала. Использование межпредметных связей дает понять степень подготовки учащихся, а также увидеть и слабые стороны в системе учебных знаний, умений и навыков. В нашей школе в 2001-2005гг. проводился эксперимент «Формирование системы качества знаний учащихся». Качество современного образования определяется общей подготовкой учащихся по всем учебным дисциплинам.
Использование межпредметных связей в процессе изучения истории и обществознания является одним из наиболее эффективных методических приемов в учебно-познавательном процессе, который способствует повышению качества знаний, формированию более глубоких и прочных учебных умений и навыков.
3. Актуальность проблемы педагогического опыта.
Для достижения высокого результата в процессе обучения Межпредметные связи играют важную роль. Они усиливают активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научных понятий, познанию закономерностей, лучшему пониманию учащимися сложных общественных явлений.
Единство материального мира, сложность и противоречивость его явлений постепенно осознаются учащимися в ходе изучения всех школьных предметов.
Даже в «Объяснительной записке» к программам по истории и обществознанию отмечается, что «использование внутрикурсовых и межпредметных связей в учебном процессе обеспечивает единство курса всеобщей истории, усвоение важнейших понятий и мировоззренческих идей».
Межпредметные связи должны устанавливаться по общим, для данных предметов, фактам, понятиям и идеям, по формированию умений и навыков учебного труда. При этом необходимо учитывать в каждом учебном предмете направление связей того или иного его содержания с другим предметом по совпадающему фактическому или теоретическому материалу.
Большая оперативность и подвижность в переносе полученных знаний содействует складыванию у учащихся единой системы научных взглядов на общество. Обращение учителя к содержанию и методам смежных дисциплин дает возможность внести дополнительный вклад в учебно-воспитательный процесс в целом и, в то же время, создать условия для более углубленного изучения преподаваемого предмета.
Сегодня, в период компьютеризации учебного процесса, межпредметные связи помогают за короткое время усвоить достаточно большой объем информации, сэкономить время ученика, облегчить ему процесс обучения в школе и подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Поскольку в настоящее время все активнее внедряется профильное обучение, то использование межпредметных связей позволяет учащимся определиться в выборе профиля обучения, понять свои интересы, и соотнести их со своими желаниями и способностями. Только при использовании межпредметных связей возможно формирование общих понятий для школьных дисциплин, которые ученик должен усвоить в процессе учебной деятельности.
В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткин, В.Н. Максимова) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
4. Ведущая педагогическая идея опыта.
В современной России проблема школьного исторического образования стала предметом повышенного общественного внимания, т.к. изучение истории и обществознания призваны сформировать у учащихся целостную систему знаний, представлений об окружающем мире; они должны помочь осознать многообразию проявлений современной жизни в социальной, культурной, экономической технической и политической сферах.
История является одним из важных предметов в нравственном, патриотическом, идейном и культурном воспитании и обучении. Она наиболее полно характеризует социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества, творческое и, вместе с тем, ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей.
Историческое образование – неотъемлемое условие формирования активной жизненной позиции, оно способствует формированию у школьников собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений, полезных в социальном общении и в гражданском поведении.
Сегодня общество и государство требуют от школы высокого уровня подготовки учащихся, которые в последствии могут и должны стать высокопрофессиональными специалистами в различных областях. Поэтому сегодняшняя система школьного образования должна отвечать новым вехам времени.
На мой взгляд, именно использование внутрикурсовых и межпредметных связей в процессе изучения истории и обществознания помогают создать единую и стройную систему знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся. Межпредметные связи помогают выделить главные факты и события, которые должны усвоить школьники, обучаясь в школе. Они призваны сформировать у ребят четкую систему убеждений, чтобы они могли разбираться в сегодняшних явлениях, давать свою оценку происходящим событиям.
На основные вопросы в истории «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» учащемуся помогут ответить те знания, которые он получает, изучая другие учебные дисциплины, а знания, полученные на уроках истории, школьники могут использовать и на уроках географии, литературы, экономики и даже математики. Это делает знания и умения ученика более прочными и глубокими, и ориентируют его на их практическое применение, показывает, что «знания всякие нужны». В то же время межпредметные связи учат выбирать главное, что необходимо усвоить из всей системы школьных знаний, понять свои интересы и способности к изучению определенных учебных дисциплин.
Изучение отечественной истории играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся. Но формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свой народ, воспитание национального самосознания не должно ограничиваться узким изучением исторических фактов. Этот процесс осуществляется комплексно, в системе изучения различных учебных дисциплин. От учителя требуется умение ориентироваться во внутрикурсовых и межпредметных связях, чтобы урок оказался более эффективным в воспитательном отношении. Необходимо, чтобы учащиеся вынесли с урока основную положительную идею, необходимую для формирования их жизненной позиции. История призвана воспитать достойных граждан своей страны, имеющих достаточно высокие профессиональные знания, высоконравственных и моральноустойчивых.
5. Теоретическая база опыта.
Межпредметные связи истории, обществознания, права.
Общая теория межпредметных связей имеет большую практическую значимость для процесса обучения истории, обществознания, права. Эти предметы тесно связаны между собой общностью идейного и фактического содержания. Например, такие мировоззренческие понятия как классы, государство, демократия формируются у учащихся в процессе изучения истории, начиная с 5-го класса с курса «Истории древнего мира». Уже изучая историю Древнего Египта, мы рассматриваем его историю как историю единого государства, в котором формируются различные группы людей: классы рабов, крестьян, рабовладельцев. Учитель на уроке акцентирует внимание на их образе жизни, их занятиях, представлениях; обращает на разность в их положении. Образование государства и формирование класса – эти понятия, их тесная взаимосвязь пронизывают весь курс «Истории древнего мира». Изучая историю Индии, Китая, Греции, Рима и т.п., везде мы сталкиваемся с необходимостью дать общее представление об этих понятиях. На уроках ученики при помощи учителя учатся составлять логические схемы, которые выделяют основные признаки класса или государства.
На уроках права и обществознания мы уже опираемся на имеющиеся у учащихся знания, на изученные исторические факты, чтобы дать общее понятие государства, класса и т.д. Или возьмем такое мировоззренческое понятие как «демократия». В 5-м классе есть специальная тема урока по истории «Зарождение демократии в Афинах», где учитель ставит цель:
дать общее понятие демократии
что такое демократия
какие условия жизни для людей складываются при демократии
чем демократия отличается от других форм управления в Древнем Египте или в Древней Ассирии.
А в 9-м классе на уроках по основам права, когда учащимся дается понятие демократии как формы правления в государстве, как политический режим, мы опираемся уже на исторические знания учащихся, полученные ранее, призываем их вспомнить афинскую демократию, как жили люди при демократии в Древней Греции, чтобы определить, а что вообще характерно для демократического государства. Стараемся помочь учащимся самостоятельно определить форму правления в государстве, политический режим.
Большинство правовых и обществоведческих понятий конкретно изучаются на уроках истории. Например, зарождение и развитие политических партий учащиеся рассматривают на примере исторических фактов, а философское понятие, что такое политическая партия и каковы ее характерные признаки, ребята формулируют уже на основе полученных ранее знаний.
Межпредметные связи истории и географии.
Истории свойственно рассматривать все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Поэтому в перечне предметов, с которыми связаны темы курса истории, мы встречаем такие предметы как природоведение, география. Уже в 5-м классе на уроках истории древнего мира, при изучении истории любого древнего государства, встает вопрос: «Где находится данное государство? Каковы его природно-климатические условия?». И здесь на первый план выступает работа с картой. У детей в 5-м классе еще нет курса географии среди изучаемых предметов, а значит, еще нет навыка и умения работы с картой у доски или работы с атласами и контурными картами. Ранее, когда древний мир изучался в 6-м классе, работа учащихся с картой не вызывала особых затруднений, т.к. эта работа у ребят переплеталась на уроках истории и географии. Сейчас стало труднее. Ученики зачастую не знают, как надо стоять у доски, как показывать город, государство, реки, моря, горы; каким цветом на карте все это обозначается и т.д. Я обязательно требую от учащихся знания карты, умения при помощи карты рассказывать о том или ином факте. Любое событие необходимо соотнести с определенным местом, т.е.: «Где это было? В каком месте земного шара?». Дома учащиеся выполняют задания на контурных картах, где видно сразу, представляет или нет ученик, где происходило то или иное историческое событие. Сегодня в школе мало исторических карт; большая часть работы приходится на атласы и контурные карты. Эту работы я практикую в среднем и старшем звене. На мой взгляд, при изучении военных событий работа с картой должна быть обязательной. Иногда, изучая крупное историческое событие, я делаю из цветной бумаги кружочки и иголочкой вставляю их на карте, чтобы более ярко выделить данное место. Так, например, на уроке по истории Отечества в 9-м классе по теме «Курская битва» на карте по Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. цветными кружками можно отметить г. Белгород и г. Орел, а цветной полосой соединить эти города, чтобы наглядно продемонстрировать ребятам понятие «дуга». Это придает рассказу о событии эмоциональность и быстрое запоминание.
Иногда на уроках использую карты-вкладыши в учебниках, даю индивидуальные задания учащимся на знание и использование карты при изучении событий. Формирование картографических знаний и умений у школьников начинается с простейших действий: со знакомства с отдельными странами, а затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карты становится одним из важнейших средств получения знаний о мире.
Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться по ней. Оно включает поиск объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. Необходимо, чтобы ученики научились пользоваться легендой карты, научились получать самостоятельно историческую информацию, содержащуюся в карте, т.е., как мы говорим, научились «читать карту».
Межпредметные связи истории и изобразительного искусства.
Поскольку наглядности в нашей школе не так много, приходится использовать знания и умения учащихся по изобразительному искусству, особенно при изучении тем, связанных с развитием культуры, при анализе произведений искусства. Например, в 9-м классе, когда ребята изучают направления в искусстве XIX – XX веков, я обычно приглашаю на урок нашего учителя рисования, уважаемого Краснопольского Ю.А., который на более высоком профессиональном уровне дает им понятие об импрессионизме и других художественных направлениях. В 5-6 классах, заканчивая изучать какую-либо большую тему или главу по истории, я даю учащимся задание: сделать дома рисунки по данной теме. Причем важна не столько красота рисунка, сколько его правильность с исторической точки зрения. Я считаю, что ученик, рисуя пирамиду в Древнем Египте, запомнит, что пирамиды строили именно в Древнем Египте; запомнит, как они выглядели. Рисуя на выбор древнегреческих богов, ребенок запомнит, что в Древней Греции было развито многобожие. Рисуя гладиаторов или восставших рабов в Риме, учащийся запомнит Спартака и т.п.
Чтобы лучше сформировать представление о том или ином событии, определенном периоде жизни общества, некоторым ученикам практикую давать индивидуальные задания: например, изготовить средневековый замок, но это требует определенных затрат труда и специального умения. Факты истории учат и воспитывают, но чтобы исторический факт оказывал воспитательно-образовательное действие, необходимо обеспечивать формирование у ребят живого, образного представления о нем. Ученик должен как бы видеть событие, людей, орудия труда, произведения искусства той или иной эпохи.
Межпредметные связи истории и математики.
Математика, в отличие от истории, не относится к гуманитарным учебным дисциплинам, но, тем не менее, в процессе изучения также прослеживаются межпредметные связи истории с математикой. Уже в 5-м классе, на уроках истории, изучая тему «Счет лет в истории», мы сталкиваемся с математическими знаниями учеников: это и математический счет, что позволяет определить, какое событие было раньше другого и насколько, это и положительные и отрицательные числа, которые позволяют научить детей, как вести счет событиям до н.э. и н.э. Я практикую на уроках решение задач по линии времени. Также на уроках истории мы чертим схемы и таблицы, которые помогают нам сэкономить время, выделить из большого объема учебного материала главные и основные понятия, провести статистику по изучаемой проблеме. Это развивает логическое мышление, а также зрительную память учащихся. В своей работе я часто опираюсь на образовательную технологию, разработанную С.Н. Лысенковой «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем». Опорные схемы – это есть выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, рисунка, кроссворда. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства. Например, управление в Российском государстве начала ХХ века я рассматриваю в виде схемы:
И мператор Россииедметов, вать все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. наний.нятие, что так
Армия Сенат
Госсовет Синод
Министерства
Или по истории средних веков, изучая управление германских племен, на доске можно начертить следующую схему:
Н ародное собрание
Герцог народное ополчение
Вопросы войны и
мира законы суд
Ключевое слово означает высшую власть в обществе, а стрелочки, отходящие от него к определенным словам, указывают, какие властные структуры формируются и зависят от верховной власти. Если в 5-м классе мы с учениками в процессе урока составляем подобные схемы, то в старших классах я даю задание самостоятельно составить схему управления. Подобная работа облегчает процесс усвоения важнейших мировоззренческих понятий, способствует повышению качества знаний учащихся.
Межпредметные связи истории и литературы.
Темы курса истории, где преобладает фактический или историко-культурный
учебный материал, органически требуют осуществления межпредметных связей, прежде всего с литературой. Есть практически в каждом курсе истории темы уроков, посвященные развитию литературы в тот или иной период. Иногда к уроку я даю индивидуальное задание ученику выучить или подготовить выразительное чтение стихотворения поэта, с творчеством которого мы будем знакомиться на уроке. В старших классах, где очень большой объем информации, я практикую творческие задания для ребят. Надо отметить, что многие учащиеся берутся за эту работу с удовольствием. Они идут в библиотеки, в читальные залы, прибегаю к помощи Интернета, ищут литературу по данной теме, стараются красиво и аккуратно оформить свое сообщение, готовятся к уроку, чтобы выступить с ним, т.к. при нехватке времени ученику даю задание в течение 3-5 минут выступить со своим сообщением. Поэтому мало написать, надо уметь еще кратко рассказать. Это учеников мобилизирует, даже внешний вид у них меняется, поскольку они готовятся к выступлению перед аудиторией, т.е. здесь присутствует много воспитательных моментов. Если на уроке ученику сложно запомнить творчество всех изучаемых деятелей культуры, то о человеке, о котором ученик подготовил сообщение, он будет намного лучше осведомлен. Подобную работу я провожу и при изучении тем курса, связанных с наукой, медициной, театром, музыкой, живописью. Но при такой загруженности я редко практикую такие задания.
В 2010-2011 учебном году я практиковала проведение интегрированных уроков с учителем литературы Филатовой Т.Е . Мы провели открытый урок по теме «Сталинградская битва в исторических документах и литературных произведениях в -м классе. Урок получился очень содержательным и эмоциональным. Вначале ребята с исторической точки зрения дали характеристику происходившим событиям в 1942-1943 гг. на советско-германском фронте. Используя карту, определили важное стратегическое положение Сталинграда, его роль в жизни людей и страны, почему нельзя было сдавать город немецким войскам. Ребята знакомились и характеризовали исторические документы того времени. На уроке учащиеся рассмотрели ход Сталинградской битвы, итоги, значение. Затем они совершили заочное путешествие по парку Славы, который был воздвигнут в послевоенное время в г. Волгограде и посвящен тем знаменательным событиям. Ребята подготовили сообщения с иллюстрациями картин, посвященных этой битве, т.е. собрали весь материал о тех событиях. Вторая часть урока была посвящена анализу произведений, посвященных Сталинграду. Ученики анализировали художественные произведения, читали стихи; подвиг советских солдат они раскрыли на примере героев литературных произведений. Урок, посвященный Сталинградской битве, приобрел эмоциональную окраску, что сделало его более содержательным и интересным.
Межпредметные связи истории и русского языка.
Можно очень много говорить о межпредметных связях с русским языком. Так, например, в 5-6 классах практикую часто словарную работу. Учащиеся заводят словарики, куда записываю термины и их расшифровку, т.е. что они обозначают. Из урока в урок я пишу некоторые термины на доске и вызываю ученика, чтобы он рассказал, что обозначают те или иные термины. По истории древнего мира, средних веко очень много для ребят вводится новых слов, терминов, которые мы учим правильно произносить, писать и, конечно же, понимать их значение. Самим учащимся эта работа очень нравится, обычно всегда есть желающие на такие задания у доски или для работы по специальным карточкам.
В истории очень много выражений, которые используются в русском языке в переносном значении, например:
«нить Ариадны» - выход из затруднительного положения;
«Ахиллесова пята» - уязвимое место;
«Пиррова победа» - победа, равная поражению;
Здесь мы соприкасаемся с изучением темы в русском языке «Переносное значение выражений».
Сегодня на ЕГЭ по истории или на исторических олимпиадах требуется от ученика написание эссе – сочинения-рассуждения на предложенные темы. В своей работе, начиная с 6 класса, я практикую выполнение таких заданий. Здесь я опираюсь на умение учащихся излагать свои мысли письменно. Для написания эссе ребята используют навык написания сочинения, который вырабатывается на уроках по русскому языку. При выполнении данных работ необходимо соблюдать следующие условия:
1. Понять, в чем суть темы эссе.
2. Уметь раскрыть тему, выделяя главное достаточно кратко.
3. Раскрывая содержание, вводить в текст исторические или обществоведческие термины.
4. Доказать правильность своих рассуждений.
5. Уметь делать выводы по заданной теме.
Написание эссе помогает учащимся формировать умение давать личную оценку изучаемых событий, помогает определить свою мировоззренческую позицию. Сегодня в истории очень много субъективизма. Учащиеся изучают и рассматривают точку зрения авторов предлагаемых учебников, но необходимо в процессе изучения истории помочь ученику определить объективную сторону исторических фактов, опираясь на множество других источников, опираясь на знания, полученные в процессе изучения других предметов.
В учебном процессе межпредметные связи могут быть сложно переплетены в зависимости от содержания урока. В методической литературе перечислены основные приемы реализации межпредметных связей:
напоминание учителем ранее изученных фактов, понятий и идей;
постановка вопросов и заданий, требующих оперирования предшествующими знаниями;
составление обобщающих таблиц;
подготовка учащимися сообщений, докладов на основе источников, относящихся к другим предметам;
использование на уроках истории разных форм записей в тетрадях по другим предметам.
Таким образом, использование межпредметных связей в процессе изучения истории и обществознания является важнейшим методическим приемом, который эффективно может использоваться в учебно-воспитательном процессе, что способствует повышения качества знаний учащихся, формированию достаточно прочных умений и навыков, способствует систематизации учебно-познавательного процесса.
II. Технология опыта.
1. Интеграция как учебно-воспитательный процесс.
У детей рано складывается «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет преимущество – целостность. Часто, с приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, бывают мало связаны между собой. Знание целостно – таким оно и должно предстать перед учеником.
В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.
Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. В школе я работаю в творческой группе учителей, которые используют технологию интегрированного урока.
При определении термина «интеграция» в педагогике следует учесть наличие определенных условий относительно объединяемых элементов и возможность их естественного подчинения единой функции. В обучении интеграция – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения. Результатом интеграции является создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
Школьной практикой и научными исследованиями ученых (А. Данилюк, В. Фоменко, А. Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами.
Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
Используя межпредметную интеграцию учитель может подготовить учащихся к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, выделить общее и определить различия. Интеграция в обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Интегрированное обучение обеспечивает формирование общеучебных умений:
выделять существенные и несущественные признаки объекта;
сравнивать, обобщать, понимать главную мысль научного текста;
осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве;
фиксировать результаты наблюдений.
При интеграции необходимо учитывать взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического цикла, что позволяет рассматривать процесс образования школьника глубоко и многогранно.
Структура интегрированного урока отличается от обычных уроков рядом особенностей:
предельная четкость, компактность, статность учебного материала;
логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большая информационная емкость учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю необходимо учитывать, что надо объединять блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетания предметов:
обществознание и стория музыка
география литература
изобразительное
искусство
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
2. Коллективный способ обучения.
В своей работе я стремлюсь развивать коммуникативные способности учащихся, умение высказываться, доказывать свою точку зрения. При этом я опираюсь на использование технологии коллективного способа обучения В. Дьяченко, как на учебных занятиях, так и в творческой деятельности учащихся. Я использую коллективный способ обучения в сочетании с общеклассной и индивидуальной формами работы.
Основные задачи:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
формирование умения сравнивать свои результаты с успеваемостью других;
формирование умения вступать в дискуссию, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.
Уже на уроках в 5-м классе я стараюсь использовать коллективные способы обучения, даю на уроках проблемные или творческие задания по группам или по рядам. Это помогает ученику почувствовать себя более уверенным в своих силах. Ребята становятся рассказчиками, учатся правильно формулировать вопросы собеседнику или давать более полный ответ.
Коллективный способ обучения помогает развивать речь ученика, нарабатывать словарный запас. По истории древнего мира вводится большое количество новых терминов, понятий, фактов, ранее незнакомых для учащихся. Как показывают контрольные работы и исторические диктанты, которые я провожу в течение года, ребята успешно справляются с усвоением большого количества исторических фактов, событий, изученных на уроках.
В старших классах коллективный способ обучения я использую при работе с историческими документами или Конституцией РФ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения, взаимные консультации; ребята учатся самостоятельно анализировать текст, находить нужную информацию. Также в своей работе я использую групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют, оценивают сами учащиеся. Это активизирует их познавательную деятельность, они достаточно внимательно слушают ученика, чтобы его дополнить или поправить. Групповой опрос позволяет выявить уровень знаний большого количества учащихся на уроке, а также он способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Примером групповой технологии можно отнести и такие нетрадиционные уроки, как интегрированный урок или урок-путешествие. Но для эффективного проведения групповых занятий учитель должен достаточно хорошо знать уровень знаний учащихся и особенности личностных отношений, сложившихся в данном ученическом коллективе, чтобы формировать более или менее равнозначные учебные группы, чтобы не обидеть и не унизить ученика, акцентируя на его незнание или на неграмотность по данной теме.
3. Технология критического мышления.
В своей работе я также опираюсь при проведении уроков на технологию критического мышления, которая позволяет:
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;
помогает создать условия для развития у ребят критического мышления;
обеспечить образное представление об исторической личности или историческом факте;
активизировать познавательный интерес у учащихся.
Все это способствует повышению качества знания у учеников, формированию более прочной системы знаний.
Урок критического мышления я провожу, как правило, при начале изучения большой темы или даже как уроки-обобщения. Ребятам предлагается текст, из которого они выбирают необходимую информацию, записывая ее в таблицу:
Знаю
Хочу знать
Узнал
При этом выбирая по 3 существительных, 3 прилагательных и 3 глагола.
Используя полученную информацию на уроке, проводится этап «Осмысление» - когда на доске оформляется структурно-логическая схема по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Петр I и его эпоха»\ рассматривается личность и деятельность Петра I:
Государственный деятель Противоречивая личность
Реформатор П етр I Полководец
Император Исследователь
Семьянин
На этапе «Закрепление» проводится так называемая рефлексия, когда предлагается методика «Незаконченные предложения». Например:
- «Сегодня на уроке мне удалось…»;
- «Если бы в истории России не было Петра I, то …»;
- «На мой взгляд, эпоха Петра I – это…»;
- «Самым интересным для меня на уроке было…»;
- «Я думаю, что Петр I…»;
- «Для России Петр I …»
Данная методика позволяет активизировать внимание учащихся на более важных фактах, понятиях, помогает из большого объема информации выделить главную, необходимую для формирования системы знаний в процессе обучения.
III. Результативность.
Таким образом, используя разнообразные возможности межпредметных связей в процессе обучения истории и обществознания, сегодня при большом объеме информации, которую учащиеся получают на уроках, можно:
сформировать достаточно высокий уровень качества знаний у ребят;
добиться более глубокого понимания изучаемого материала;
нацелить учащихся на практическое применение полученных знаний;
активизировать творческий подход ребят к процессу обучения.
Качество знаний учащихся.
Данные за последние три года обучения 57-73%позволяют сделать вывод:обученность-100% , качество знаний по предмету- 57-73%.
Победители и призеры предметных олимпиад.
2009-2010 гг.
Лазовенко Виктория / 9 ‘’в’’класс/- 3 место в районной олимпиаде по обществознанию;
2010-2011 гг.
Сардарян Нелли /9’’а ‘’класс/ – 3 место в районной олимпиаде по истории;
2011-2012 гг
Перов Никита/9’’а’’класс/- 3 место в районной олимпиаде по праву;. ;
Использование межпредметных связей позволяет учителю более творчески подойти к учебно-воспитательному процессу, принимать активное участие опытно-экспериментальной работе.
1. Участие в эксперименте «Формирование с2021г.
системы качества знаний у учащихся».
2. Работа в составе творческой группы
«Технология критического мышления». С 2022г.
3. Работа в составе творческой группы с 2022г.
«Интегрированные уроки».
4. Работа в составе творческой группы с 2023 г.
«Внедрение современных информационных
технологий в образовательный процесс».
Список используемой литературы.
1. «Наглядность на уроках истории», М. В. Короткова, «Владос», Москва, 2000 г.
2. «Как сегодня преподавать историю в школе», Е. Вяземский, О. Стрелова, «Просвещение», Москва, 1999 г.
3. «Управление образовательными системами», Т. Шамова, Т. Давыденко, «Академа», Москва, 2002 г.
4. «Энциклопедия педагогических технологий», А. Колеченко, «Каро», Санкт-Петербург, 2002 г.
5. «Современные образовательные технологии», Г. Селевко, «Народное образование», Москва, 1998 г.