Просмотр содержимого документа
««Мы родом не из детства- из войны…»»
«Мы родом не из детства- из войны…» (Урок мужества)
Сценка
После окончания сценки (звук бомбежки)
- Священная война включить мелодию.
Ведущий 1: Обычная тетрадка обычной школьницы. Только школьница перешла в X класс в сорок первом, только тетрадка эта - ее военный дневник. Перед вами дневник Веры Ананьевой.
Мадина:
«1941 год, 22 июня. Уже шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Я очень расстроилась, даже поплакала. Ведь если папу возьмут на фронт, то я не буду учиться. Потом решила - учиться на медсестру, работать в лазарете и, если надо, идти туда. Все девчонки из нашего класса решили пойти в райком и записаться в РОКК. Завтра пойдем... Настроение у меня такое, словно завтра иду на фронт. Весь день по радио передают, что всюду в стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я когда-либо, что доживу до войны? Пожалуй, думала. Но в голове почему-то всегда мчались лихие эскадроны, и я впереди - в шлеме с шашкой наголо. А от нас убегают белые... Все было как в кино - легко и красиво. А какая она, война не книжная...»
Ведущий 1(речитативом): (слайды)
Ах, война, что ж ты сделала подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили И ушли - за солдатом солдат... До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад. Ведущий 2
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом! Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Ведущий 1 Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!». Но не всем было дано вернуться, а кто вернулся, помнит, помнит о павших, о боевых друзьях.
Илья: (слайды)
Сороковые, роковые. Военные и фронтовые. Где извещения похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке. Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете. Худой, веселый и задорный.
Диас:
И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный, И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало, И лишь потом во мне очнулось. Сороковые, роковые. Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!
Слайды(Счастливые ребята- Дога) и слова одновременно
Ведущий 2: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.
Ведущий 1: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть - ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию? К испытанию никто не готовился, но выдержали его с честью.
Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Ведущий 1: Блокадный Ленинград.
Дневник Тани Савичевой (слайды)
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник. Она писала — об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Ведущий 2: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
Ученик: Аида «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.» «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Урсула:…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.
Ведущий 1:Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…»
Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.
Ведущий 2:
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье,— говорит,—
менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...—
И я сказала: — Не отдам.—
И бедный ломоть крепче сжала.
— Отдай,— она просила,— ты
сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу.—
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
ее к себе, шепнув угрюмо:
— На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль — не думай.—
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль —
ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
Ведущий 1:Дорога жизни (слайды)
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
Альбина: (Слайды) Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".
Мадина: (слайды) Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: "Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
Ведущий 1: Для фашистов не было ничего святого , они не останавливались ни перед чем , невзирая – ребенок это, старик ли, здоров или ранен. Они были настоящими варварами, хуже ,чем волки.
«Варварство» (слайды)
Они с детьми погнали матерей, и яму рыть заставили, а сами,
Они стояли, кучка дикарей, и хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор, и медными глазами окинул обречённых…
Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,
И на полях, одетых мглою, и тучи опустились над землёю,
друг друга в бешенстве гоня…
Нет, этого я не забуду дня!
Я видел, плакали как дети, реки, и в ярости рыдала Мать-земля!
Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля. В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас он обезумел!
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг…
Я слышал, мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжёлый…
Детей внезапно охватил испуг- прижались к матерям, цепляясь за подолы…
И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины, она, смотрела ужаса полна!
Как не лишиться ей рассудка- всё понял, понял всё малютка!
«Спрячь,мамочка меня, не надо умирать!»
Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожжи.
Дитя,что ей всего дороже?…
Нагнувшись,подняла двумя руками мать, прижала к сердцу,
против дула прямо…"Я,мама,жить хочу, не надо, мама!Пусти меня,
Пусти,чего ты ждёшь?»
И хочет вырваться из рук ребёнок,и страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож!
«Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнёшь ты вольно, закрой глаза,
Но голову не прячь, чтобы тебя живым не закопал палач!
Терпи,сынок,сейчас не будет больно…»
И он закрыл глаза…,И заалела кровь, по шее,
Красной лентой извиваясь! Две жизни наземь падают сливаясь,
две жизни, и одна любовь…
Гром грянул, ветер свиснул в тучах, заплакала земля в тоске глухой.
О,сколько слёз,горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой!
Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз, такой позор и варварство такое!
Страна моя, враги тебе грозят, но выше подними великой правды знамя!
Омой его кровавыми слезами, и пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно, тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей!!!
Ученик: Мадина_(Из дневника Веры Ананьевой.)
«Новое слово вошло в мое сознание - фашизм. Я его знала, конечно, и раньше, но сейчас оно звучит по-новому. По радио передают, что фашисты жгут целые деревни. Насилуют девушек и женщин, а потом их зверски убивают. На глазах родителей убивают детей. Звери пришли на нашу землю. Звери, а не люди... Ненавижу фашизм. И это коричневое слово, и все, что за ним».
Слайд «Хатынь» ( под песню «Враги сожгли родную хату») Ведущий 1: Хатынь.
Ведущий 1: Поколение победителей. Поколение наших дедов. Вглядитесь в этих людей.(Наши ветераны)
Ведущий 2: Это радость тех, кто четыре года, долгих четыре года войны мечтал об этом дне, шел к этому дню.
Ведущий 1: Вглядитесь в эти лица. Это радость тех, кто четыре долгих года ждал сына, мужа, отца, брата.
Слайды о наших ветеранах ( под песню « Журавли»)
Ведущий 2: Это великая, ни с чем несравнимая радость встречи, которой могло и не быть.
Ведущий 1: Вглядитесь в лица этих людей. Вернувшихся и ждавших. Это не только слезы радости, общей народной радости, это слезы утраты каждого, это скорбь народная...
Ведущий 2: О двадцати семи миллионах своих сыновей и дочерей скорбит народ в этот день.
Ведущий 1: День Победы празднует наша страна. Сегодня, так же как и семьдесят лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую мы заплатили.
Смирнов Леша
Помните! Через века, через года - помните! О тех, кто уже не придет никогда - помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся - помните! Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Счастье завоевано теми, кто с детства учился любить и кто должен был научиться трудной науке ненависти на этой священной, народной войне.
Альбина: Мы верим, что мир, за который отдано столько жизней, никто не посмеет нарушить.
Сая: И ради этой веры помните об ужасах войны, ради этой веры берегите мир!
(Звучит запись песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Слайды)
Минута молчания…
Лида: Сейчас я живу в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали... Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а те, кто не попадали ни туда, ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым! Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!! Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны! Настя: Я понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло нам детям, не знающим, что такое война. Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия... Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней... Мне не узнать, что такое "малолетний узник" ,как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях. Я благодарен тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и не осознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово"война". НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!!!!!!