kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мы родом не из детства- из войны…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Мы родом не из детства - из войны."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мы родом не из детства- из войны…»»



«Мы родом не из детства- из войны…» (Урок мужества)

Сценка

После окончания сценки (звук бомбежки)

- Священная война включить мелодию.

Ведущий 1: Обычная тетрадка обычной школьницы. Только школьница перешла в X класс в сорок первом, только тетрадка эта - ее военный
дневник. Перед вами дневник Веры Ананьевой.

Мадина:

«1941 год, 22 июня. Уже шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Я очень расстроилась, даже поплакала. Ведь если папу возьмут на фронт, то я не буду учиться. Потом решила - учиться на медсестру, работать в лазарете и, если надо, идти туда. Все девчонки из нашего класса решили пойти в райком и записаться в РОКК. Завтра пойдем... Настроение у меня такое, словно завтра иду на фронт. Весь день по радио передают, что всюду в стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я когда-либо, что доживу до войны? Пожалуй, думала. Но в голове почему-то всегда мчались лихие эскадроны, и я впереди - в шлеме с шашкой наголо. А от нас убегают белые... Все было как в кино - легко и красиво. А какая она, война не книжная...»

Ведущий 1 (речитативом): (слайды)

Ах, война, что ж ты сделала подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ведущий 2

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлука и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1 Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!». Но не всем было дано вернуться, а кто вернулся, помнит, помнит о павших, о боевых друзьях.



Илья: (слайды)

Сороковые, роковые.
Военные и фронтовые.
Где извещения похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно.
Холодно.
Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке.
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.

Диас:

И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный,
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые.
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Слайды(Счастливые ребята- Дога) и слова одновременно

Ведущий 2: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.

Ведущий 1: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть - ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию? К испытанию никто не готовился, но выдержали его с честью.

Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ведущий 1: Блокадный Ленинград.

Дневник Тани Савичевой (слайды)


Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник. Она писала — об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Ведущий 2: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

Ученик: Аида «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Урсула:…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Ведущий 1:Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся  в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя — как набат на всех наречиях…»

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.

Ведущий 2:

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье,— говорит,—

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...—

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай,— она просила,— ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.—

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль — не думай.—

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.


Ведущий 1:Дорога жизни (слайды)

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.—

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

Альбина: (Слайды) Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5–6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".

Мадина: (слайды) Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: "Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

Ведущий 1: Для фашистов не было ничего святого , они не останавливались ни перед чем , невзирая – ребенок это, старик ли, здоров или ранен. Они были настоящими варварами, хуже ,чем волки.

«Варварство» (слайды)

Они с детьми погнали матерей, и яму рыть заставили, а сами,

Они стояли, кучка дикарей, и хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор, и медными глазами окинул обречённых…

Мутный дождь шумел в листве соседних рощ,

И на полях, одетых мглою, и тучи опустились над землёю,

друг друга в бешенстве гоня…

Нет, этого я не забуду дня!

Я видел, плакали как дети, реки, и в ярости рыдала Мать-земля!

Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля. В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас он обезумел!

Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг…

Я слышал, мощный дуб свалился вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжёлый…

Детей внезапно охватил испуг- прижались к матерям, цепляясь за подолы…

И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины, она, смотрела ужаса полна!

Как не лишиться ей рассудка- всё понял, понял всё малютка!

«Спрячь,мамочка меня, не надо умирать!»

Он плачет, и как лист, сдержать не может дрожжи.

Дитя,что ей всего дороже?…

Нагнувшись,подняла двумя руками мать, прижала к сердцу,

против дула прямо…"Я,мама,жить хочу, не надо, мама!Пусти меня,

Пусти,чего ты ждёшь?»

И хочет вырваться из рук ребёнок,и страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож!

«Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнёшь ты вольно, закрой глаза,

Но голову не прячь, чтобы тебя живым не закопал палач!

Терпи,сынок,сейчас не будет больно…»

И он закрыл глаза…,И заалела кровь, по шее,

Красной лентой извиваясь! Две жизни наземь падают сливаясь,

две жизни, и одна любовь…

Гром грянул, ветер свиснул в тучах, заплакала земля в тоске глухой.

О,сколько слёз,горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз, такой позор и варварство такое!

Страна моя, враги тебе грозят, но выше подними великой правды знамя!

Омой его кровавыми слезами, и пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно, тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей!!!

Ученик: Мадина_(Из дневника Веры Ананьевой.)

 «Новое слово вошло в мое сознание - фашизм. Я его знала, конечно, и раньше, но сейчас оно звучит по-новому. По радио передают, что фашисты жгут целые деревни. Насилуют девушек и женщин, а потом их зверски убивают. На глазах родителей убивают детей. Звери пришли на нашу землю. Звери, а не люди... Ненавижу фашизм. И это коричневое слово, и все, что за ним».

Слайд «Хатынь» ( под песню «Враги сожгли родную хату»)
Ведущий 1: Хатынь.

Ведущий 1: Поколение победителей. Поколение наших дедов. Вглядитесь в этих людей.(Наши ветераны)

Ведущий 2: Это радость тех, кто четыре года, долгих четыре года войны мечтал об этом дне, шел к этому дню.

Ведущий 1: Вглядитесь в эти лица. Это радость тех, кто четыре долгих года ждал сына, мужа, отца, брата.

Слайды о наших ветеранах ( под песню « Журавли»)

Ведущий 2: Это великая, ни с чем несравнимая радость встречи, которой могло и не быть.

Ведущий 1: Вглядитесь в лица этих людей. Вернувшихся и ждавших. Это не только слезы радости, общей народной радости, это слезы утраты каждого, это скорбь народная...

Ведущий 2: О двадцати семи миллионах своих сыновей и дочерей скорбит народ в этот день.

Ведущий 1: День Победы празднует наша страна. Сегодня, так же как и семьдесят лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую мы заплатили.


Смирнов Леша

Помните!
Через века,
через года -
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной,

каждой секундой,
каждым
дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся -
помните!
Какой ценой
завоевано счастье,
пожалуйста,
помните!

Счастье завоевано теми, кто с детства учился любить и кто должен был научиться трудной науке ненависти на этой священной, народной войне.

Альбина: Мы верим, что мир, за который отдано столько жизней, никто не посмеет нарушить.

Сая: И ради этой веры помните об ужасах войны, ради этой веры берегите мир!

(Звучит запись песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Слайды)

Минута молчания…

Лида:      Сейчас я живу в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
     Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать  и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а  те, кто не попадали ни туда, ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!
    Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!
   Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
 
Настя:   Я понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.
   Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
   Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...
   Мне не узнать, что такое "малолетний узник" ,как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.
    Я благодарен тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и не осознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово
 "война".
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!!!!!!

День Победы песня…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Мы родом не из детства- из войны…»

Автор: Долгих Людмила Ивановна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строки, опаленные войной… (Урок поэзии, посвященный Юлии Владимировне Друниной 1924-1991) 11 кл."
    ["seo_title"] => string(99) "stroki-opaliennyie-voinoi-urok-poezii-posviashchiennyi-iulii-vladimirovnie-druninoi-1924-1991-11-kl"
    ["file_id"] => string(6) "273111"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452157951"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова"
    ["seo_title"] => string(84) "oproshlomdliabudushchieghochitatielskaiakonfierientsiiapoproizviedieniiamaalikhanova"
    ["file_id"] => string(6) "270826"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451287492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-ikh-sud-by-rifmovalis-s-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "202275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429202974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Литературно-музыкальная композиция "дети войны""
    ["seo_title"] => string(47) "literaturno_muzykalnaia_kompozitsiia_deti_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "492601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545683122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-doma-i-roda-v-proizviedieniiakh-sovriemiennikov-kazakhskoi-prozy"
    ["file_id"] => string(6) "103482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402587681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства