kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музы не молчали» (внеклассное мероприятие по истории)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военно-патриотическая тема занимает важное место в искусстве. Героизм советских воинов, их самоотверженность, их готовность отдать жизнь во имя Родины нашли достойное отражение во всех видах искусства, в произведениях, созданных как во время войны, так и после нее. В мероприятии используются фрагменты прозы, стихи и песни о войне, демонстрируются картины художников, фотографии военных лет.               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музы не молчали» (внеклассное мероприятие по истории) »

«Музы не молчали»

(внеклассное мероприятие по истории)


Сценарий вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Посвящается 70-летию Великой Победы.


Цель: создание наиболее благоприятных условий и возможностей для:

- воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества

и милосердия у детей;

- развития творческих способностей учащихся.

Задачи: - формирование чувства любви и гордости за свой народ и страну;

- воспитание чуткого, внимательного отношения к поколению

военного времени;

- содействовать формированию познавательного интереса к истории,

культуре, искусству;

- воспитание морально-волевых качеств личности детей;

- воспитание чувства достоинства, благородства, ответственности;

- социализация учащихся.

Оборудование и реквизит: Компьютер, мультимедийный экран, проектор, магнитофон, музыкальные инструменты: баян, аккордеон, три акустические гитары, флейта, скрипка; метроном, набор плакатов «Великая Отечественная война», выставка картин: «Художники о войне», «К штыку приравняв перо», «Песня в граните»; костюмы для детей: гимнастерки, брюки, пилотки времен войны, медицинские халаты; оформление: «вечный огонь», на груди у каждого из присутствующих – орденская лента с надписью «70 лет великой Победы»,

подарки для ветеранов Великой Отечественной войны.

Столы празднично украшены: цветы, белые скатерти, самовары, чай, сладости,

на каждом столе папка с текстами песен.

Участники: Ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся разных классов, администрация лицея, учителя, родители. Чтецы, одетые в военную форму времен Великой Отечественной войны.


(На протяжении всего вечера идет мультимедийная презентация с показом художественных полотен и краткой аннотацией к ним, плакатов времен войны,

фотографий летописцев победы, бойцов и командиров, боев и сражений,

памятников, мест захоронения героев войны, вечного огня и т.д.)

(на фоне музыки «Чтобы не было больше войны»)

(На мультимедийном экране появляются слова)

…Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

(Юрий Воронов)

Ведущая: Семьдесят лет назад закончилась самая кровопролитная в мировой истории война... Время неумолимо. Оно все дальше ото­двигает от нас события военных дней 1941-1945 годов.

- 1 -

Великая Отечественная война для новых поколений людей уже становится эпической легендой. Все меньше и меньше на земле живых свидетелей кровавой бойни.

Мирное небо сияет над нашей зем­лей, а память о Великой Отечественной войне была и остается священной, она - наша общая память.

На нашем вечере присутствуют ветераны Великой Отечественной войны:___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гости: __________________________________________________________

_________________________________________________________________


Ведущий: Наше молодое по­коление знает о войне по ху­дожественным и документальным филь­мам, по книгам и документам, что уже стало историей. Ей посвящены романы, повести, рассказы. Ее герои воспеты в песнях. Их образы воссозданы на экране и сцене. Ее сражениям и битвам посвящено много научных работ. И происходит удивительное явление – чем дальше отдаляются во времени те грозные, боевые годы, тем отчетливей мы видим, тем явственней осознаем величие и историческое значение всемирного подвига совершенного нашим народом.


Наш вечер, не случайно называется «Музы не молчали».

Военно-патриотическая тема занимает важное ме­сто в искусстве. Героизм советских воинов, их самоотверженность, их готовность отдать жизнь во имя Родины нашли достойное отражение во всех видах искусст­ва, в произведениях, созданных как во время войны, так и после нее. И сегодня будут звучать фрагменты прозы, стихи и песни о войне, демонстрироваться картины художников, фотографии военных лет.


Ведущий. Давайте вспомним события почти 70-летней давности.


1-й ученик. Июнь... Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


(учащийся играет на аккордеоне)

(звучит «Довоенный вальс» музыка Павла Аедоницкого)


Сценка: . Танцевальная группа учащихся класса (три пары в бальных белых платьях и строгих черных костюмах) исполняют вальс под песню, имитируя выпускной вечер 1941 г.

Затем, на фоне песни (она постепенно затихает), все громче и громче звучит метроном, отсчитывая последние секунды мирного времени, и на фоне метронома звучат стихи:


1-й ученик: (танцор): Июнь... Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

(звучит «тема нашествия» из 7 симфонии Д.Д. Шостаковича)

- 2 -

2-й ученик: На площадях сжигались книги титанов сердца и ума.

В разгуле гитлеровской клики Германию покрыла тьма.

Из тьмы вставал «порядок новый» застенков, плахи, топора.

3-й ученик: Для войн и рек из слез и крови пришла фашистская пора.

Лежала смятая Европа, когда к нам с утренней зарей

Враг вторгся в огненных потоках, чиня пожары и разбой.


(Продолжение сценки.)

Медленно гаснет свет, доносится отдаленный и все нарастающий гул самолетов.)

На экране появляются кадры из хроники военных лет.


Звучит голос Ю. Левитана: (запись)

«Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали погранич­ные части от Балтийского до Черного моря...»

(Звучит в записи 1-ый куплет песни «Священная война»

сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)


(На сцене суета)

Учащиеся в костюмах военного времени, а часть ребят в школьной форме

строятся и маршем уходят на фронт, их провожают мирные жители.


(после первого куплета, на фоне только музыки 2-ого куплета, (без слов):


Ведущая: Уже с первых дней войны зазвучали такие боевые, походные песни, как «До свида­нья, города и хаты» М.Исаковского, «Песня смелых» А.Суркова и, наконец, прогремевшая по всей стране «Священная война». Лебедева-Кумача. Уже на третий день войны, как могучий призыв, как клятва, разнеслись по просторам нашей Отчизны слова: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой!»

Это отлично отразил Илья Эренбург в одном своем стихотворении:

1-й чтец....Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга.

Разъярился даже горицвет.

Дерево и то стреляло вслед.

Подымались камни и стога,

И с востока двинулась пурга,

Ночью партизанили кусты,

И взлетали под ногой мосты,

Била немцев каждая клюка,

Их топила каждая река.

И закапывал, кряхтя, мороз,

И луна их жгла, как купорос.

Шли с погоста деды и отцы.

Пули подавали мертвецы,

- 3 -

И косматые, как облака,

Врукопашную пошли века...


(На экране плакаты военных лет).


Александров. «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия всему фашизму. Когда группа Красно­знаменного ансамбля выступала на вокзалах и других местах перед бойцами, идущими непос­редственно на фронт, то эту песню всегда слу­шали стоя, с каким-то особенным порывом, свя­тым настроением и не только бойцы, и мы -исполнители - нередко плакали».


(Демонстрируется на слайде плакат Тоидзе «Родина-мать зовет».

На фоне музыки «Прощание славянки»):

Ведущий: Рыдали родители, жены, невесты, горел и гремел небосклон,

«Прощанье славянки» играли оркестры, на фронт уходил эшелон.

(Проецируется полотно А. А. Мыльникова «Прощание»)


(Учащиеся в военной форме исполняют песню: «Вспомните, ребята…»)


Звучит фоном (без текста) музыка песни «Моя Москва».

(муз. И, Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Агаряна).


(На экране кадры военных лет, на которых Москва 41-го готовится к обороне).


2-й чтец. Много песен было посвящено столи­це нашей Родины - Москве. Одна из них в наше время стала гимном Москвы. Это песня «Моя Москва», музыку к которой написал И. Ду­наевский на слова М. Лисянского.

И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица, золотая моя Москва!

Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте героическим защитникам Москвы на 23-м километре Ленинг­радского шоссе - том самом рубеже, где суро­вой осенью 1941 года был остановлен враг. От­сюда его погнали обратно, прочь от нашей сто­лицы. Этот памятник был поставлен в ознамено­вании 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой.

На экране фотографии Москвы военных лет.

На фоне музыки «Песня защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл, А. Суркова):


3-й чтец. Тем, кто в далеком 41-м сражался за столицу нашей Родины поэт А. Сурков посвятил «Песню защитников Москвы». Автором музыки к этой песне стал композитор Борис Мокроусов. Она впервые прозвучала в документальном фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». С экрана эта песня ушла в жизнь, в бой и прошла она с нашими воинами от стен столицы до поверженного рейхстага. Вспоминая в последствии об этом, поэт Сурков писал...

- 4 -

Алексей Сурков (одет в форму военного вре­мени, в руках блокнот).

Дни лета, осени и зимы 1941 года никогда не сотрутся в нашей памяти.

В эти дни и месяцы мы с особой силой почув­ствовали, как неповторим

и прекрасен наш го­род, как дорог нашему сердцу каждый дом, ко­торый мы возвели, каждое дерево, которое мы посадили, каждый станок в заводском цехе, ко­торому мы дали жизнь... Уже в первой половине июля сердце подсказало мне тему песни, припе­вом к которой стали строки:

Вперед! В наступленье! Ни шагу назад! За нашей спиной Москва.


(Проецируется картина К. Ф. Юона

«Парад на Красной пло­щади в Москве 7 ноября 1941 года»)


З ученика читают:

Из резолюции митинга писателей (Москва, 22 июня 1941 г.):

«…Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».

Из обращения писателей Сибири:

«…Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его острие мы направим против врага, прославляя нашу священную землю…»

Из заявления писателей Ленинграда (начало июля 1941 г.):

«…Настал момент, когда наряду с пером в наших руках должна быть винтовка, а наше место – в строю, плечом к плечу с рядовыми бойцами. Мы приносим священную боевую клятву – мужественно, не щадя жизни, выполнить долг, который возлагает на нас грозный час, переживаемый Родиной».

Все поют песню Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая…»


О своем военном прошлом и о том, как песня помогала на войне, сегодня нам расскажет наш гость, ветеран Великой Отечественной войны:_________________________________________________________

Для нашего дорогого гостя сценка в исполнении учащихся класса.

Звучит стихотворение С. Гудзенко «Перед атакой» в исполнении В. Высоцкого.

Когда на смерть идут — поют.

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

Час ожидания атаки…

(или как вариант этого стихотворения - песня в исполнении ансамбля «Песняры»)

(в это время учащиеся класса имитируют бой с фашистами, одного из бойцов

уносят с поля боя на руках товарищи (он убит), другого - раненого – медсестра)

Все это происходит на фоне песни С. Гудзенко «Перед атакой»


Ведущая: В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии и партизанских отрядах сражались свыше тысячи писателей. 417 из них пали смертью храбрых. Самоотверженная литературная работа писателей в ту пору тоже была патриотическим подвигом. Созданные еще в те годы яркие произведения навсегда вошли в золотой фонд советской литературы. Прежде

- 5 -

всего это книги о беспримерном массовом героизме советского народа. Борис

Полевой «Повесть о настоящем человеке», Николай Бирюков «Чайка», Александр Бек «Волоколамское шоссе», Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» и «Наука ненависти», Константин Симонов «Парень из нашего города и «Дни и ночи». А сколько замечательных стихов и поэм посвящено огненным годам войны! Эта тема не остывает в сердцах тех, кто воевал, кто перенес – на фронте и в условиях тыла – все тяготы военных лет.


Чтец: Нас не учили, как под танк бросаться, и вражью амбразуру как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться…, но нас учили Родину любить!


Своими воспоминаниями о подвигах наших солдат во время войны, поделится ветеран Великой Отечественной: __________________________________________________________


Для Вас, дорогой наш ______________________________(И.О. ветерана), звучит песня. На баяне учащийся класса и классный руководитель на аккордеоне исполняют песню «Катюша», а присутствующие в зале могут подпевать, текст песни на столах.


(Проецируется полотна «1941 год. Яхромские высоты» И. Обросова,

«Форсирование Днепра» М. Самсонова, М. А. Савицкого «Поле»)

Ведущая: О том, как важно, чтобы на земле был мир, лучше всех знают

бывшие фронтовики, в том числе, конечно, и художники. Произведения художни­ков-фронтовиков - это свидетельства очевидцев, их отличают правдивость и непос­редственность. Темы картин выношены и выстраданы сердцем, сюжеты нередко автобиографичны, они созданы по памяти и на основе сохранившихся эскизов, наброс­ков и дневников, которые иногда

удава­лось вести в промежутках между боями.

(На экране, на протяжении всего вечера проецируются слайды

с картинами и краткой аннотацией к ним)


Ведущий. Великая Отечественная война получила художест­венное воплощение в многочисленных полотнах, раскрывающих самые различные грани жизни воен­ных лет. Но, несмотря на жанрово-тематическое разнообразие, всем им свойствен героический пафос, преклонение художников перед советскими воина­ми, идущими на смерть, чтобы отстоять честь и независимость любимой Родины.


4-й чтец: Константин Симонов писал: «О ми­нувшей войне необходимо знать

все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тя­жестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла ,оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

(Звучит фоном мелодия песни Г. Портнова «Нас извлекут из-под обломков»)

(На экране - портреты поэтов, писателей, фотокорреспондентов)

- 6 -

Ведущая. Сегодня мы расскажем о поэтах, ко­торые в годы Великой Отечественной войны были чуть-чуть вас, ребята, постарше. Все они имеют право на нашу память. Многим не суждено было вернуться с войны.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив.

Не докурив последней папиросы.


Ведущий. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

(издалека звучит перезвон колоколов «Набат»)

5-й чтец. Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

(Н. Грибачев.)

6-й чтец. Суровые будни войны! Сколько само­отверженности, стойкости, повседневного героизма стоит за словом «Победа!» В дни решающих боев, когда фашисты шли на штурм Ленинграда, Ольга Бергольц писала такие строки:

...Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.


7-й чтец. А старейшая поэтесса России Анна Ахматова в эти дни написала свою клятву:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!


8-й чтец. Для каждого поколения наступает вре­мя, когда надо ответить за Россию, за ее судьбу. Поэты сороковых обращаются к потомкам:

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна

И умирали за эту жизнь,

Не кланяясь свинцу. (Н. Майоров)

- 7 -

Ведущая: Поэты, стихи которых сегодня будут звучать на нашем

вечере, сами воевали.

(Перекличка):

1. В первый день войны вступила в бой дивизия, где разведчиком служил Михаил Дудин. Моряк-десантник Григо­рий Поженян участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Семен Гудзенко дрался с врагом под Москвой, на берегах Волги, форсировал Днепр, входил в освобожденный нашими войска­ми город Будапешт.

2. Подростком прошел сквозь голод и холод ленинградской блокады Юрий Во­ронов. Погиб в бою артиллерист Всеволод Лобода. Шел на врага танк лейтенанта Сергея Ор­лова, спешила под огнем к раненому медсестра Юлия Друнина, штурмовал рейхстаг Василий Субботин, сражался с гитлеровцами на Волховс­ком фронте известный татарский поэт М.М. Залилов (Муса Джалиль).

3. В тяжелые дни лета 1941 года журналист и поэт Н.Ф. Денисенко со своей частью попадает в окружение под Кричевом. Немногие вырвались из кольца. Больной Денисенко возвращается в родную деревню Норки на Черниговщине. Здесь он вступает в ряды партизан. По их заданию Денисенко идет «на службу» к оккупантам и становится секретарем черниговской окружной полиции. С мая 1943 года — он связной парти­занского отряда «Победа». Большой силы воли требовала от патриота работа в логове врага.5 июня 1943г. он был схвачен гитлеровцами. Выдержав пытки, подпольщик-партизан ничего не сказал врагу. В тюрьме он пишет свое после­днее стихотворение, посвященное малолетним детям, узникам фашистского застенка.


(Звучит мелодия песни «Журавли» Я. Френкеля. Р. Гамзатова)

(На экране портреты поэтов, писателей, фотокорреспондентов, а также фотографии

выступлений концертных бригад)

(на фоне музыки песни «Эх, дороги…»)

Ведущий. Песни войны... Как они необходимы были воинам, как к ним тянулись тысячи сердец. Каждый композитор и поэт вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все свое страстное стремление служить общему делу, ощущать себя воином ве­ликой армии-освободительницы.

И через всю страну струна натянутая трепетала,

Когда проклятая война и души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд, одной единой страсти ради

На полустанке – инвалид и Шостакович – в Ленинграде.

(Александр Межиров)

(На экране проецируются картины художников Б. Михайлова «Блокада.

Зи­ма 1942 года», В. Я. Павлоцкого «Прорыв. Подвиг П.Тарана», Н. С. Присекина «Подвиг курсантов», И.Ф. Титова «Прорыв», цент­ральная часть триптиха «Героическая Балтика», М. Косых, «Подвиг младшего лейтенанта А. И. Волкова»,

П.А. Кривоногова «На Курской дуге, А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»)


Ведущий. Многие художники - непосредствен­ные участники Великой Отечественной войны - фронтовики. Художники шли рядом с воинами,

идущими в атаку.

- 8 -


Об этом поведал нам поэт Игорь Иванов в своем стихотворении, которое так и названо: «Художник».

9- чтец: Сёк через Дон холодный дождик.

В блиндаж набился целый взвод.

У огонька присев, художник

Нам свой показывал блокнот,

...Художник прикомандирован

На время к нашей части был,

И был, как все обмундирован,

И рисовать ходил не в тыл…

Нам показалось даже странным,

Что он, совсем не молодой,

Без лишних слов, с одним наганом,

Пошел со всеми вместе в бой.

Пускай с тех пор мы постарели,

Забыть войну нам не дано…


Ведущий: Да, забыть войну нам не дано! Но годы идут. Ветераны уходят из жизни. С честью прошли они суровые испытания вой­ны.

Ветераны - особое слово,

В нем - изрытые боем поля,

Страшный пепел родимого крова

И залитая кровью земля.

Испытания дружбой суровой,

Честь, и долг, и любовь до конца.

Ветераны - особое слово,

От него молодеют сердца.

( Е. Шкловский)


Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны: _____________________________________________________________


Для ветеранов поют учащиеся и классный руководитель.

Исполняется (под гитары) песня «Когда мы покидали свой любимый край»


(Проецируются различные фотографии войны, затем памятники города Шахты)

1. Уже в первые дни войны в военкомат нашего города поступило 1370 заявлений от

добровольцев – шахтинцев, готовых отправиться на фронт.

2. Самого высокого звания – Герой Советского Союза за годы войны были удостоены

11635 чел. Из них - 76 женщин, 4 - подростка по 14 лет. Шахтинцев – 34 человека,

12 – посмертно.

3. В дни оккупации замучено и расстреляно 13854 чел.; в шурф шахты им. Красина было

сброшено 3500 советских патриотов;

4. В лагерях, которые располагались на территории школ № 5,10 было расстреляно

10260 советских воинов;

5. Угнано в Германию 3500 чел (от 15 до 20 лет).

- 9 -

Чтец: На миг в недавнее заглянем.

(Шахты). Госпиталь. Концерт.

Как будто слушает с вниманьем

В халатах зал и с пониманьем,

Аплодисментов нет в конце…

Ты этим смутно был встревожен,

Но раненый поднялся вдруг.

- Простите, хлопать мы не можем:

У нас нет рук.

Мгновенье это походило

На замешательство в строю:

Искусство слов не находило

И молча, медленно склонило

Пред жизнью голову свою. (Мих.Львов)


Звучит песня под гитару «Не могу забыть»

(муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова)


1. Учащийся класса читает стихотворение:

Угрюмый враг и думал и надеялся

Убить наш город и покончить с ним.

Живое ж сердце всех шахтинцев

Осталось смелым и живым.

Враг не услышал ни мольбы, ни стона

Шахтинцев взор казнил проклятых палачей,

Они - в бессмертье уходили гордо,

Они - сейчас в бессмертье Родины моей.

(И. Лаврухин)

(На экране портреты шахтинцев – подпольщиков и Героев Советского Союза)


2. Учащийся класса читает стихотворение:

«Мой город воевал…» Сергей Афонин


3. Учащаяся класса читает стихотворение:

«Честь и слава солдатам-освободителям!» (о городе Шахты)

(Лидия Полякова )

Ведущий. В песнях военных лет замечательно выразилась полнота и многообразие духовного мира советского человека.

(На экране картина художника М. Козелл «Солдатское письмо»)

10 чтец: На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...

- 10 -

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером, вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом.

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем...

(К. Уткин «Ты пишешь письмо мне».)

(Обращение к ветерану:)

Дорогой (имя, отчество), каково это ждать весточку от родных и близких?

__________________________________________________________________

А. Сурков написал одну из самых известных песен тех лет, заду­шевную, глубокую, лирическую — «В землянке». Вот как об этом рассказывает сам поэт.

Сурков. Стихотворение, из которого родилась эта песня, возникло случайно. Оно не собира­лось быть песней. И даже не претендовало стать печатным стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене Софье Анто­новне. Письмо это было написано в конце нояб­ря, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам при­шлось ночью, после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков...

На сцене - группа бойцов, сидящих у костра.

Один из них держит в руках гитару, тихонько перебирает струны и что-то на­певает,

другой, наклонившись над столом, пишет письмо. Ос­тальные переговариваются.

Чтец: Опять землянка в три наката,

Подернут дымкой небосвод.

И мы встречаем сорок пятый,

Еще не опаленный год.

(Василий Глотов).


По ходу исполнения песни высвечивается ле­вый угол сцены. Стол с горящей на нем свечой.

За сто­лом юная девушка читает письмо и украдкой вытирает слезы.

Звучит песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А.Суркова).

Исполняют на 3-х гитарах:

учащиеся (2 мальчика в военной форме) и классный руководитель,

присутствующие могут подпевать.

1-й чтец. Любовь и Верность были так необходимы солда­ту. Символом веры, надежды, любви стало стихот­ворение К. Симонова «Жди меня»

Звучит музыка (скрипка и флейта).

Учащаяся читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Обратимся еще к одной лирической песне, которую также можно отнести к жанру лирического послания. Это песня «Темная ночь», слова к

- 11 -

которой написал поэт Владимир Агатов, музыку — Никита Богословский. Эта песня была написана к фильму Льва Славина «Мои земля­ки».

Поют все присутствующие.

Звучит песня «Темная ночь» (муз. Н. Богословс­кого, сл. Вл. Агатова)


2-й чтец. Мгновенный и всеобщий успех таких лирических стихотворений как «В землянке», «Темная ночь», «Жди меня» показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. Эти стихотворения переписывались, вырезались из газет, их посылали в вместо писем. Глубокие, интимные, сокровенные чувства позволили сохранить в себе подлинно человечес­кое в самых страшных и безысходных обстоятельствах.

(на фоне музыки)


3-й чтец. В воинском прокуренном вагоне

Напевал безногий мальчуган

Песенку солдатам утомленным

Новую под старенький баян.

Об одной он пел эвакуации.

Голосом простуженным, как мог,

И о той воздушной операции

Что оставила его без ног.

Что его оставила без мамы,

Потому что бомбой поражен,

Сразу за Ростовом, за холмами,

Загорелся ихний эшелон

Молча под шинелями запрятав

Раненые песнею сердца,

Слушали суровые солдаты

Этого безногого певца.

Слушали, глаза свои не пряча,

По дороге с фронта, в тишине,

Никогда не плакавшие, плача,

Песенку простую о войне. (Анат. Калинин)


На фоне музыки песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане»

(муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянов).

Ведущий. Много прекрасных строк посвятили поэты суровой солдатской службе. Владимир Высоцкий, рассказывая о песне и о себе, так сказал о военной дружбе: «...люди на войне всегда на грани, за секунду или за пол­шага от смерти... только тогда была возможность чаще проявлять эти качества: надежность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину». В «Песне летчика» друзья гибнут в неравном воздушном бою, стараясь спасти друг друга:

И я прошу Бога, Духа и Сына, -

Чтоб выполнил волю мою:

- 12 -

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою!


4-й чтец. Ты знаешь, есть в нашей солдатской судьбе

Первая смерть однокашника, друга...

Мы ждали разведчиков в жаркой избе,

Молчали и трубку курили по кругу.

Картошка дымилась в большом чугуне.

Я трубку набил и подал соседу.

Ты знаешь, есть заповедь на войне:

Дождаться разведку и вместе обедать.

- Ну, как там ребята? Придут ли назад? —
Каждый из нас повторял эту фразу.
Вошел он. Сержанту подал автомат.

- Сережа убит...

В голову...

Сразу...

И если ты на, фронте дружил,

Поймешь эту правду...

Поют все присутствующие. (Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»)


Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны:

(воспоминание о друзьях) ______________________________________________________________

5-й чтец. Поэт Алексей Фатьянов всю войну, от первого до последнего дня, прошел рядовым, служил в краснозна­менном ансамбле, награжден орденом Красной звезды.

Включив на кухне радио нечаянно,

Я ускользнул от всех домашних дел.

И тенорок Владимира Нечаева

Фатьяновские строчки вдруг запел.

Те самые, о солнечной поляночке

О парне прошагавшем сквозь бои…

И звуки песни из-под каждой планочки

Выпархивали, будто соловьи.

(Мих. Пляцковский)


Звучи песня «На солнечной поляночке» (поют все участники вечера)


6-ый чтец: Татарский поэт Муса Джалиль весной 1943 г.был отправлен в лагерь Вустроу (Германия). Там он с группой военнопленных готовил восстание, но, по доносу провокатора, в ночь на 12 авгус­та 1943 года был арестован. Вместе с другими товарищами Муса Джалиль был препровожден в берлинскую тюрьму Моабит, где в марте 1944 г. военный суд приговорил его к казни. В конце 1944 г. приговор был приведен в исполнение. Друзья отважного патриота сохранили три за­писные книжки, куда поэт записывал

- 13 –


свои сти­хи, написанные в лагерях и тюрьмах. Поэту-патриоту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Творчество его отмечено Ленинской премией.

7-й чтец: Сердце с последним дыханием жизни,

Выполнит твердую клятву свою.

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песни меня научили свободе,

Песня борцом умереть мне велит,

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы зазвучит.

(Муса Джалиль, «Говорят погибшие герои»)


Поют все участники вечера

(Звучит песня Г. Портнова и В. Суслова «Нас извлекут из-под обломков»)


Ведущий. Дорогой ценой досталась нам Побе­да! Было подсчитано, что из каждых ста воевав­ших в живых осталось только трое.

8-й чтец: Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

(А. Твардовский.)

Поют все участники вечера

Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа».


Не гаснут Победы зарницы –

Те песни теперь как былины…

Не голос, а сердце певицы

Несли мы в сердцах до Берлина

(И. Иванов)


(На экране проецируются выступления концертных и агитбригад)

(Звучит песня «Синий платочек» в исп. К. Шульженко)

(поют все участники вечера)

9-й чтец: Солдатам голову кружа,

Трехрядка под накатом бревен,

Была нужней для блиндажа

Чем для Германии Бетховен.

(Поэт-фронтовик Ал-др Межиров)

- 14 -

10-й чтец: Не говорите, что все песни спеты:

Не вычерпаешь реку до конца.

Да и была б Россия без поэта,

Как роща без крылатого певца.

(Влад.Осинин).


Сценка в исполнении учащихся класса «О значении искусства на войне»

( составлена: стихи А. Твардовского, танец мальчиков в военной форме

под баян в исполнении ученика класса )


Ведущая. На Западе с изумлением говорили: «Нельзя победить народ,

способный создавать такое яркое искусство в столь тяжкую трагическую пору истории».

(На экране кадры разрушенных городов, сел, деревень)


Мальчик-баянист: Поскрипывала деревяшка

(с войны вернулся без ноги)

Он пел отрывисто и тяжко

Про хату, что сожгли враги.

Но вот какой-нибудь гуляка,

Отнюдь не пожалев рублей,

Совал размашисто их: «На–ка!...

Сыграй-ка, друг повеселей!»

Тот брал аккорд, но брал несмело,

Бросая пальцы наугад.

И - удрученный – то и дело

Сбивался он на грустный лад.

Смолкал. И ставил виновато

Гармошку около ноги.

Курил… И снова пел про хату,

Которую сожгли враги.

(Вас. Веркин)


(Звучит песня «Враги сожгли родную хату») (поют все участники вечера)


Звучит стихотворение М. Ножкина «Песня фронтовиков»,

а затем его же песня «Мы так давно, мы так давно не отдыхали».


(Звучит мелодия музыки «Плыть…», на ее фоне чтец продолжает)

Мы ушли, словно не были, и следов не оставили,

Мы в атаке не ранены, не убиты в бою.

То ли в море уплыли мы, то ли в небе растаяли,

Мы ушли на задание, мы как прежде в строю.

Над могилами нашими обелисков не ставили

Может мы еще встретимся в нашем отчем краю

То ли в море уплыли мы, то ли в небе растаяли,

Но, погибнув за родину, мы живые в строю.

(Включение «огня…»)

- 15 -

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,

Ты послушай святую минуту молчанья.


(Все встают) Звучит метроном. Минута молчания.

(Показ видеоклипа «Поклонимся великим тем годам»)


Звучит фрагмент песни В. Высоцкого «На братских могилах».

(на экране появляются картины и фотографии выдающихся полководцев войны)

Чтец. Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времен.
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши гнали немцев вон;
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;

Как двинул справа Рокоссовский,

Как тотчас Конев дал левей;

И разъяснит, как по уставу,

Куда, какой врезался клин,

Когда взята была Варшава

И встал на очередь Берлин.

(А. Твардовский.)

(проецируются картины: М. Труфанова «Весна военная», Ю. М. Непринцева «Отдых после боя», фотографии взятия Берлина, водружение Красного знамени над рейхстагом, Ф. Мищенко «У рейхстага», фотографии - общее ликование и т.д.)


Надписи на стенах рейхстага.


1-й Чтец. Еще горячкой боя сердце билось,

А в мир уже вступала тишина,

Как будто время здесь остановилось,

Не веря вдруг, что кончилась война.

2-й Чтец. Под арками обугленного свода,

В какой-то первозданной тишине,

Солдаты величайшего похода

Расписывались прямо на стене.

3-й Чтец. Рейхстагова развалина дышала

Всем перегарам битвы мировой,

И в ней звучнее всякого хорала

Пел хор имен, растущих как прибой.

4-й Чтец. Он пел, взлетая над огнем и кровью,

Перед войны поверженным лицом,

Как будто осеняя изголовье

Последних умирающих бойцов.

- 16 -

5-й Чтец. Открыто все свое писали имя,

Чтоб знали люди будущих времен,

Что подвиг сей, свершенный всеми ими,

Во имя человечества свершен!

(Ник. Тихонов)


(На экране картины художников В. В. Полтавца «На безымянной высоте», «Победная весна 1945 года» К. Сенчугова, А. М. Лопухов «Победа», Н. В. Овечкин «Знамя Победы», В. Ф. Штраних «Салют Победы», В. Захарьин «Возвра­щение солдата на Родину», А. Лы­сенко, Е. Кожанова )


Ведущий: (читает отрывок из книги В. Субботина «Как кончаются войны».

В нем рассказывается о том, как сержант Егоров и младший сержант Кантария под не­прерывным огнем немцев водрузили над рейхстагом Знамя Победы):

«...Опять гремят по крыше осколки. Надо поторапливаться. А что, если туда, на купол?.. Лестница шатается, она перебита и оторвана. Надо карабкаться по каркасу... Как редки эти железные ребра! И стекла все вылетели. Но лучше не смотреть вниз. Там провал зала, висишь, как над ущельем. И непрочные, и уж очень ржавые переплеты. Только холодок у сердца... И — что это? — вроде цел, не ранен, а из-под ног уходит крыша... С купола на площадку... Еще лезть! Кружится голова (ка­кие они верхолазы). Вот и площадка. Да! Только не смотреть вниз... Привязали знамя. Притянули ремнем... Притянули чехлом. Все молча. И оно сразу сделалось сильным... Теперь им надо скорее спускаться и проб­раться к своим...».


Учащиеся класса поют песню «Майский вальс» (муз. И.Лученок, сл. М.Ясень),

а группа танцоров исполняют Венский вальс

На фоне музыки Д. Тухманова «День Победы» звучит стихотворение:


6-й Чтец. На рубежах весны четвертой, В награду за года тревог

В дыму и прахе распростертый

Берлин лежит у наших ног.

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле.

И говорят друг другу люди:

- Есть справедливость на земле!

(А. Сурков.)


Учащиеся поют песню «Вальс Победы»

(На экране картины художников: В. Захарьина «Возвра­щение солдата на Родину»,

Г. Савинов «День Победы», Н. Фурманков «Память сердца», «Память» Н. Андреев.)



Все частники вечера поют песню «Бери шинель, пошли домой»

(муз. В.Левашов, сл.Б.Окуджава)

(На экране – памятники и обелиски, вечный огонь и т.д.)


Ведущая. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с крас­ными звездами хранят имена

- 17 -

погибших героев. Но на многих могилах не увидишь табличек с именами, лишь количество захороненных лю­дей. Они пали, их нет, но они живут в нас, в нашей памяти, их мысли и чувства в прозе и поэзии, в стихах и песнях, фильмах и фотографиях, в бронзе и в граните.


Спасибо вам, дорогие ветераны.

Вы в битве Родину спасли,

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За всё спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас

Мы празднуем победу!


Далее учащиеся поздравляют ветеранов с приближающимся праздником:

читают каждому в стихах приветственный адрес исполняют номера:

на баяне, флейте, бальные танцы, дарят подарки и цветы,

Вечер продолжается.

Звучит музыка (фонограммы) песен, а также «живая» - под гитару, баян, аккордеон

все поют фронтовые песни, пьют чай.


Сценарий подготовила учитель Пацова Елена Александровна

МБОУ лицей № 3 им. академика В.М. Глушкова.

г. Шахты Ростовской области


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Музы не молчали» (внеклассное мероприятие по истории)

Автор: Пацова Елена Александровна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Строки, опалённые войной". 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(90) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-litieraturie-stroki-opalionnyie-voinoi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221255"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435144644"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Внеклассное  мероприятия "
    ["seo_title"] => string(30) "vnieklassnoie-mieropriiatiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "175481"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424273363"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Внеклассное мероприятие С.В.Михалков - писатель, военный корреспондент. "
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-s-v-mikhalkov-pisatiel-voiennyi-korriespondient"
    ["file_id"] => string(6) "218338"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433763787"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Внеклассное мероприятие по экологии на тему "Землянам - чистую планету!" "
    ["seo_title"] => string(79) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-ekologhii-na-tiemu-ziemlianam-chistuiu-planietu"
    ["file_id"] => string(6) "142055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418220987"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Великий казахский поэт,просветитель, переводчик,философ-Абай "
    ["seo_title"] => string(65) "vielikii-kazakhskii-poet-prosvietitiel-pierievodchik-filosof-abai"
    ["file_id"] => string(6) "230956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442325658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства