kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка тематической экскурсии «Быт русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цель - формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.
  2. Задачи :
  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка тематической экскурсии «Быт русского народа»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа муниципального района

Хворостянский Самарской области.



Музей – Краеведческий класс ГБОУ СОШ с.Хворостянка.



Методическая разработка тематической экскурсии «Быт русского народа»



  1. Цель - формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности.

  2. Задачи :

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

  • развивать память, логическое мышление, воображение.



  1. Возраст экскурантов: ученики V-IXклассов (11-15 лет)

  2. Место проведения: Зал №1 Музей- Краеведческий класс ГБОУ СОШ с.Хворостянка.

  3. Оборудование, экспонаты:  подлинные предметы традиционно русского народного быта.

  4. Метод-проведения: рассказ- повествование о жизни и быте русского народа.

  5. Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.



  1. Экскурсоводы: Руководитель школьного музея Крайнова М.П.

  2. Ход проведения:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о русской избе и быте русских людей. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

Русские избы отличались XIX века от современного жилья. Вот перед вами часть такой (приблизительно) избы.

Перед вами небольшая изба с минимальным количеством окон для сохранения тепла. Мы вошли и видим, что напротив двери находится «красный угол». Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Иконы ставили на самое видное, почётное место, потому что все люди в те времена были верующие и почитали образы святых.

Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были маленькие, таким образом, они как бы клялись Богу, дому и людям, живущим в нём. Высказывали своё уважение и приветствовали хозяев.

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

- Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

- Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

- А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

- Молодцы, много сказок знаете!



Посуда – это чугун, в котором варили пищу. Для того чтобы ставить горшки в печь, передвигать и вынимать их, служил особых инструмент – ухват – железная дужка на длинной деревянной рукояти: работа ухватом требовала сноровки, которая приобреталась длительной практикой.

На печи сушили обувь, одежду, на ней спали и даже мылись.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь – посуда, деревянные ложки, кувшины, глиняные миски, кринки.

А главный на столе был….. Отгадайте кто??



Крупной медной головой

Нам кивает важно,

Был он раньше углевой,

Пар пускал отважно.

Хоть остался он пузатый,

Важный, металлический,

Только чаще он, ребята,

Нынче металлический.

(Правильно, Самовар)



История самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Для русского человека он был и есть нечто большее, чем просто «предмет домашней утвари». Самовар – символ семейного очага, уюта, благополучия, дружеского общения. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили, он занимал почетное место в любом доме.

Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?! ( С.Михалков)

Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Хотя устройства, подобные самовару, были известны очень давно. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. А в Китае даже был прибор хо-го, в котором тоже есть труба и поддувало. Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали.

До сих пор идут споры, где и когда впервые появилась русская чайная машина, так самовар называли в Западной Европе. Его прародителем был медный «сбитенник». Он представлял собой круглый чайник с внутренней трубой и поддувалом и применялся для изготовление старинного русского напитка из мёда с пряностями очень полезного и вкусного. Чай стал конкурентом сбитня.  Появился чай, а с ним и самовары.
К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.(показать всё)



А теперь посмотрим, как менялось освещение в доме: свечи – для них подсвечники, керосиновые лампы ( для комнат, для улицы).

Хозяйки украшали свой дом разными салфетками: вязанными, вышитыми и выбитыми на швейной машинке, они их готовили как свое приданное.

Гордостью хозяйки была её кровать, убранная по-особому: застилалась она лоскутным одеялом, под одеялом всегда был подзорник, посмотрите они тоже разные. На подушках были красивые наволочки: с вышитыми цветами или узорами.

Беседа с детьми по поводу услышанного во время экскурсии и увиденного ими

Вопросы:

- Что нового узнали о русской избе?

- Какие названия запомнили?

- Какие поверья, обычаи, приметы вы запомнили?

- Какие традиции сохранились до наших дней?

- Мне бы хотелось узнать, за что вы любите свой настоящий дом, свой родной очаг? (ответы детей) Спасибо за ваши ответы.

«Русская изба» - это удивительный мир старины - тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички. На окнах занавески, герань, издревле любимая в деревне, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же самопряха, зеркала, утюги, кринки, туесок. В быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: шкафы, горки, буфеты, кресла. Убранство избы пополнилось часами, фотографиями в рамках, мелкой скульптурой, выставлявшейся в горках. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо, удобно.





А теперь, ребята, можно поближе рассмотреть предметы русской избы.

(Дети рассматривают экспонаты.)

До свидания, ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка тематической экскурсии «Быт русского народа»

Автор: Крайнова Милана Петровна

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 627992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства