Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории»
ТЕМА: ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ МИРА И ДОБРА.
Цель: расширить и обобщить знания по основам исламской культуры;
совершенствовать знания учащихся об истории появления, становления
ислама, исламской этики, о жизни пророка Мухаммада,
об обязанностях мусульман и воспитании в исламе;
воспитывать нравственную культуру, любовь и уважение к людям, родным
и людям другой веры, другой национальности.
Виды и формы деятельности учащихся:
- презентации по темам.
- беседа;
- работа в группах;
Наглядность на занятии:
-интернет - ресурсы
- слайды по модулю «Основы исламской культуры»,
- выставка книг, газет, журналов по теме.
Основные понятия и термины: государство, народ, вера, любовь, патриотизм, моральные ценности ислама, Отечество, гражданин. Ход мероприятия:
Учитель:
- Какие народы живут в России?
- Какие религии исповедуют эти народы?
- Какие праздники являются любимыми у мусульман?
- Что вы знаете об этих праздниках?
- С какими религиозными обязанностями мусульман связаны праздники Курбан-байрам и Ураза – байрам?
- Почему Курбан-байрам по-русски называют праздником жертвоприношения?
- С чего начинается утро праздничного дня у верующих?
- Что делает нас – разных людей – одним народом?
1 ведущий:Мы живем в России - замечательной стране. Когда мы говорим Россия, представляем бескрайние просторы равнин, голубизну небес. Чувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворенность! Отечество наше, родина наших отцов, дедов, прадедов. Родина наша, которую наши предки и их предки любили, защищали, гордились, и которым будем гордиться и мы.
2 ведущий:Россия многонациональная страна. Дагестан - музей под открытым небом, где в дружной семье живут более тридцати пяти народностей коренных и более ста народов мира. У каждой из них свои обычаи, традиции, своя религия. В Дагестане мирно уживаются представители всех мировых религий:христианства, ислама, буддизма
1 ведущий:На этом занятии мы познакомимся с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому, узнаем о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о религиозных праздниках ислама, потому что идут священные месяцы - заповедные месяцы в исламе.
2 ведущий:Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явление природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. И религия - одна из форм этой духовной культуры.
« История возникновения ислама. Пророк Мухаммад – основатель ислама». 1-й ученик. Ислам – это мировая религия. Самая близкая к нам по времени возникновения, третья и самая молодая из мировых религий. Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «мир и покорность Богу». Людей принявших ислам называют мусульманами, то есть «покорными Богу». Бога в исламе называют Аллахом. На земном шаре проживает почти 1 миллиард 500миллионов людей, которые проповедуют ислам. 2-й ученик. Главная священная книга мусульман Коран. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учение истины и веры. Последним посланником Всевышнего Аллаха стал Мухаммад, с которого началось история ислама. Пророк Мухаммад – это человек удостоивший беседы с Аллахом и получивший задание открыть его волю людям.
3-й ученик. Дивным - давно в 571 году в Мекке родился мальчик. Дед назвал его Мухаммадом. Ему предстояло стать посланником Аллаха, Пророком. Но как у всякого человека у него были родители. Он любил, и был любим, как и все, радовался и огорчался. Его отец Абдуллах умер ещё до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ему было шесть лет.
4-й ученик. Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи.
5 - ученик. Все чаще Мухаммад стал прибегать к уединению. Порой, взяв с собой запасы воды и пищи, он отправлялся в пещеру, неподалеку от Мекки и там, в размышлениях, проводил несколько дней. И вот когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, в его жизни произошло важнейшее событие. В месяц рамадан к нему явился Ангел Джибрил, он дал понять Мухаммаду что он – посланник Аллаха. Мухаммад был потрясен случившимся и испуган. Но скоро страх покинул сердце Мухаммада. Он уверовал в единого Бога – Аллаха. К этой вере стал призывать своих родных и близких. Так возникло новое религиозное учение – ислам.
6-й ученик. Уже в детстве Мухаммад отличался от остальных детей. Перед ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего аравийского солнца. Мухаммад отличался от других детей природным умом, ответственно относился к любому делу, которое ему поручали.
7-й ученик. Повзрослев, Мухаммад стал за небольшую плату пасти стада, которыми владели богатые жители Мекки. Он нанимался погонщиком верблюдов, водил в дальний путь караваны, выполнял торговые поручения купцов. Мухаммад рос и мужал. Он не боялся никакой работы, всегда был честен, справедлив и порядочен. За это люди прозвали его Верный.
Презентация « Чудесные путешествия пророка». 8-й ученик. Мекка - это родина пророка Мухаммада и именно отсюда началось чудесное путешествие. Здесь, у Каабы, Пророка ждало удивительное животное, Ал – Бурак, на котором он вместе с ангелом Джибрилом отправился в путь.
Современная Мекка – это крупный город в Саудовской Аравии, центр исламского мира, место паломничества мусульман. В Мекке находится комплекс мечети Харам, возведенный вокруг древнего святилища Каабы.
9-й ученик. Гора Синай на Синайском полуострове – священное место не только для мусульман, но и для иудеев и христиан. На горе Синай пророк Мухаммад молился во время своего чудесного путешествия.
Гора Синай находится на территории современного Египта. На вершине горы расположены небольшая мечеть и православный храм.
10-й ученик. На Храмовой горе в Иерусалиме Мухаммад встретился с другими пророками и отсюда он взошел на небо по лестнице, освещенной неземным светом
Современный Иерусалим находится на территории Израиля. Это город пересечения трех культур: исламской, христианской и иудейской.
На этом месте, где молился пророк Мухаммад, воздвигнута мечеть Купол.
Для мусульман это третья по посещаемости святыня после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
Презентация «Коран и Сунна».
4-й ученик: Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 144 сур, или глав, а каждая сура состоит из 6236 аятов, или стихов.
Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно – этнических норм и права. Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.
5-й ученик. Его предписания и нравственно-этические ценности на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки в тех или иных обстоятельствах.
Коран учит отличать добро от зла, верный путь от заблуждения.
6-й ученик. Коран вдохновляет человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и стать счастливым.
В Коране нет лишнего и случайного, и размышление над ним считается одним из самых счастливых занятий.
7-й ученик. Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось сочинить нечто подобное ему. Коран не похож на людские речи. Его истины подтверждены научными открытиями, сделанными в последние десятилетия.
Презентации об открытиях в науках на основе Корана
1- ученик: Сунна – второй источник ислама. Она состоит из многочисленных рассказов (хадисов). Это высказывания Пророка Мухаммада, а также рассказы о его поступках, характере, внешности и поведении. Знать Сунну важно, поскольку Пророк был «живым Кораном», подавая личный пример верующим. Её надо знать и для понимания Корана.
2 - ученик.Но между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммаду через архангела Джибрила. Хадисы –это высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
«Обязанности мусульман - пять столпов ислама». Пять столпов ислама: (Газета)
Шахада – свидетельство веры;
Салят – молитва;
Пост – ураза;
Закят – обязательная милостыня;
Хадж – паломничество в Мекку.
1-й ученик: Первым столпом ислама является шахада. Слово «шахада»
произошло от арабского «ашхаду», что означает «я заявляю» или
«я свидетельствую». Произнося шахаду, приверженцы ислама утверждают, что
нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его. Люди, провозгласившие это и
истинно уверовавшие в это всем сердцем своим, становятся мусульманами.
Каждый мусульманин верит, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – пророк его. Троекратное произнесение этой религиозной формулы (шахады) является главной частью ритуала принятия ислама.
2-й ученик: Вторая обязанность мусульманина – салят, то есть совершение молитвы пять раз в сутки. Каждая из них имеет своё установленное время и название:
- утренняя (фаджр);
- полуденная (зухр);
- послеполуденная (аср);
- вечерняя (магриб);
- полуночная (иша).
Главная цель намаза заключается в том, чтобы верующие вспоминали об Аллахе и стремились приблизиться к нему.
Молитву «намаз» нужно совершать ежедневно в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву вДжума - мечети. 3-й ученик: Третьей ритуальной обязанностью является соблюдение поста в месяце Рамадан.Пост воспринимается как телесная форма служения Аллаху.
4 - ученик.Четвёртой обязанностью мусульманина является закят – обязательное пожертвование для тех, кто нуждается в помощи. Закят уплачивается один раз в год. Добровольная милостыня называется садака и выплачивать ее можно в любое время и в любом количестве.
5-й ученик: пятой обязанностью мусульман является хадж – совершение паломничества в Мекку, где находится главная святыня ислама Кааба.Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества. Желательно, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни. Человек, совершивший хадж, получает звание хаджи. «Мечети. Кааба».
6 ученик:Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово «мечеть» означает «место, где совершаются земные поклоны». Таким образом, мечеть – особо священное место для молитв.
Архитектура мечети не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзингромким голосом возвещает часы молитвы специальным призывом – азаном.
7 -й ученик.Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. Ислам запрещает использовать изображения Аллаха и пророков в качестве предмета религиозных церемоний, а также хор, музыку. Поскольку молитва совершается в коленопреклонённой позе, то пол мечети покрыт коврами. Противоположная от входа стена мечети ориентирована в сторону Мекки.
Презентация мечетей.
2-й ученик:В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджит ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. Город Мекка появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник Замзам. Появление источника было связано с именами пророка Ибрахима и его сына Исмаила.
1-й ученикИбрахим и Исмаил построили в Мекке храм, который носит название Кааба. Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом почернел от людского горя и слёз. Теперь он так и называется – Чёрный камень Каабы. Презентация по теме:
«Основы мусульманской религии: Иман, Ихсан, Ислам» 1-й ученик: Слово «Иман» в переводе с арабского означает «вера».
Иман – это вера во всё то, что говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха пророк Мухаммад. Иман имеет шесть столпов:
Вера в Аллаха;
Вера в Его Ангелов;
Вера в Его Книги;
Вера в Его Пророков;
Вера в Судный день;
Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
3- й ученик: Ихсан – это искренность и ответственность при исполнении религиозных предписаний: поклонение Господу так, как будто ты Его видишь. (Хоть ты и не видишь Его, Он же тебя видит). 4- й ученик:Ислам (в узком смысле) – исполнение религиозных предписаний.
Ислам имеет пять столпов: 1. Произнесение формулы шахады 2. Совершение пятикратного намаза в сутки 3. Выплата закята с имущества 4. Соблюдение поста в месяце Рамадан 5. Совершение хаджа теми, кто имеет возможность и состояние.
Презентация по теме"Хиджра. Праздники мусульман"
« Хиджра. Праздники мусульман». 1-й ученик: Хиджра – так называется переселение пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в Ясриб. Это важное для истории ислама событие произошло в сентябре622 года. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчёт времени по-новому.
2- ученик:Первый год хиджры, начавшийся в пятницу 16 июля 622 года, стал первым годом мусульманского летоисчисления. 12 месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год – високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие:
мухаррам 7. раджаб
сафар 8. шибан
раби аль-аввал 9. рамадан
рабнас-сани 10. шавваль
двумад аль-авваль 11. зуль-када
джумад аль-ахира 12. зуль-хаджа.
2-й ученик: Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому мусульманскому календарю.Основные праздники ислама Курбан-байрам и Ураза-байрам являются неотделимой частью мусульманских обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.
4-й ученик: Также мусульмане отмечают такие памятные даты, как Лейляталь-кадр – ночь ниспослания Корана.
Маулид (мавлюд) – день рождения пророка Мухаммада.
5 й ученик. Мирадж – вознесение Мухаммада на небо. Этот праздник связан с фантастическим представлением о чуде Мухаммада, молниеносно вознёсшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда к престолу Аллаха. Его мусульмане отмечают 27 раджаба (7 месяца). Пятница – день отдыха мусульман имеет такое же для них значение как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения.
6 й ученик:Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше, чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
7 -й ученик: Нас всех объединяет любовь к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.
1-й ученик: Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили, но если он останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста и себялюбца. Настоящая любовь начинается от бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, к брату и сестре, к друзьям и одноклассникам.Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других.
2 -й ученик:Отечество – это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: оказание посильной помощи родителям, соблюдение чистоты и порядка в классной комнате и т.д. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем патриотизмом.
3 -й ученик: В нашей стране живут люди, которые говорят на разных языках, внешне все разные, знают и бережно хранят разные традиции. И все вместе составляют одну дружную семью народов России. Так давайте будем жить дружно, беречь своих родных и близких.
4-ученик: Давайте жить по законам страны и канонам ислама. Человек, живущий по законам Всевышнего Аллаха, никогда не потеряет, а приобретет довольство Творца и его покровительство. Он не будет знать страха и сомнений.