kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка"История одной вещи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения классного часа.История девочки в блокадном Ленинграде.Будет полезна классным руководителям,учителям начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка"История одной вещи"»








Внеклассное мероприятие на тему:

«История одной вещи»









Учитель: Артамонова Елена Валентиновна

ГБОУ СОШ №358






























Санкт-Петербург

2020

Содержание (план мероприятия)



Вступление …………………………………………………………………………………2

Организационный момент …………………………………………………………………3

Вступительная часть: ………………………………………………………………………3

Введение в тему занятия ……………………………………………………………3

Основная часть: ……………………………………………………………………………..3

  1. Самое страшное испытание двадцатого века ………………………………………3

  2. История маленькой девочки Тамары ……………………………………………….4

  3. Блокадный пупс ……………………………………………………………………...5

Заключительная часть: ……………………………………………………………………...6

Почему нам так дороги старинные вещи ….………………………………………….6

Рефлексия: …………………………………………………………………………………...6

Новая кукла ….………………………………………………………………………….6

Литература ………………….……………………………………………………………….7







Вступление


Предварительно была проведена исследовательская работа и составлен проект о жизни Тунгулиной Тамары Ивановны – жителя блокадного Ленинграда.


  1. Время: 40 – 45 минут

  2. Возраст: 8 – 10 лет

  3. Цель занятия: объяснить учащимся, что необходимо помнить и чтить подвиг ленинградцев, отстоявших наш город и заставить понять, как тяжела была их жизнь во время блокады.

  4. Задачи:

  1. Образовательная: рассказать о жизни ленинградцев во время блокады, о ценности вещей, которые спасали жизни людей во время блокады.

  2. Развивающая: способствовать развитию логики и внимания.

  3. Воспитательная: способствовать появлению духа патриотизма и бережному отношению к ветеранам и пожилым людям.

  1. Методы воспитания, используемые на мероприятии:

  1. Метод-рассказ

  2. Метод-беседа

  3. Метод-поощрение

  4. Метод-наглядность

  1. Форма проведения – классный час.

  2. Приглашенные гости – житель блокадного Ленинграда Тунгулина Тамара Ивановна.

  3. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитофон, указка, раздаточный материал, детские рисунки, наглядность.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

1. Организационный момент

Фонограмма – песня «Кукла»



Регулятивные:

организация своего рабочего места.

Эмоциональная подготовка учащихся к уроку.

На данном этапе прослушивается фонограмма с целью создания положительного настроя.

2. Вступительная часть

Введение в тему занятия.


- Слайд №1.

- Учитель:

Ребята, о чем вы услышали сегодня в песне?

Давайте посмотрим на ваши рисунки.

Расскажите, что вы изобразили на них.

Сегодня на занятии мы тоже познакомимся с одной очень старой куклой, которая спасла жизнь одному замечательному человеку.

Давайте подумаем, кто этот человек?

Сегодня у нас в гостях житель блокадного Ленинграда – Тунгулина Т.И., которая 70 лет назад была такой же маленькой, как вы. Давайте встретим ее.

Для того, чтобы раскрыть историю маленькой девочки и ее куклы, отправимся в далекое прошлое – в суровые годы блокады.

- Слайд №2.



В песне говорилось о кукле.

Рассказы детей о куклах, которые изображены на рисунках.


Предположения детей.


Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).


Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на занятии.

3. Основная часть

1. Самое страшное испытание двадцатого века.

- Фонограмма – Сергей Рахманинов Концерт № 2.

- Учитель:

Слово предоставляется Тунгулиной Тамаре Ивановне, она вам расскажет о страшных событиях 1941-1944 гг.

- Выступление ветерана.

«Для ленинградцев январь – самый памятный месяц. 27 января 1944 фашистские войска были разгромлены под Ленинградом и полностью снята блокада.

Война началась 22 июня 1941 года. Гитлер решил стереть наш город с лица земли. Для осуществления своего плана он бросил огромные военные силы – напал на нашу страну внезапно.

В конце августа к городу подошли лучшие немецкие части, не знавшие поражения. На защиту Ленинграда поднялись все жители. Было сформировано в помощь народное ополчение, которое вместе с красноармейцами и моряками Балтики остановило врага под самыми стенами Ленинграда. Город стал фронтом. Фашистам не удалось ни с земли, ни с воздуха, ни с моря одолеть оборону Ленинграда. Тогда они решили задушить голодом жителей. 27 августа в Ленинград прибыл последний поезд, через два дня гитлеровцы отрезали город от большой земли. Были сильные морозы – до 40 градусов, только Ладога помогла каким-то образом доставить хлеб на машинах. Несмотря на героизм и отвагу советских войнов, 8 сентября 1941 г. врагу удалось подойти вплотную к городу и окружить его. На защиту поднялись все. Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, обходили квартиры в поисках металлолома для изготовления снарядов. В осажденном городе работало 39 школ. Не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, но дети учились. Опасен и труден был путь обратно домой. Они умирали не только дома, на улице и прямо в классе.»

- Слайд №3.

- Слайд №4.


2. История маленькой девочки Тамары.

- Слайд №5.

- Учитель:

Сегодня мы познакомимся с маленькой девочкой Тамарой.

Родилась Тамара Ивановна в г. Ленинграде. Жила в центре города. Сейчас эта улица называется Большая Конюшенная.

Когда началась война, ей было 5 лет. Во время войны продолжала ходить в детский сад, а мама работала на трикотажной фабрике.

Пережить эту войну было страшным испытанием. Голод, холод, ежедневные бомбежки. По несколько раз в ночь по сигналу «Воздушная тревога» спускались в бомбоубежище. Дыхание людей согревало всех: детей, стариков, взрослых. Не хотелось возвращаться в холодные квартиры. Так продолжались долгие дни, месяцы, годы.

Люди умирали, поэтому как-то надо было выживать. Продавали все ценное за кусок хлеба.


3. Блокадный пупс.

- Слайд №6.

- Слайд №7.

- Учитель:

Наша маленькая Тамара тоже испытала это большое горе. У нее был гуттаперчевый пупс, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью. Эта кукла согревала ее маленькое тельце.

Однажды, возвращаясь домой вечером, они увидели стоящую женщину с ребенком на углу дома. Поравнявшись с ними, девочка лет 7, увидев куклу, закричала, затопала ногами, плакала и буквально требовала, чтобы они ей отдали этого пупса. Взамен ее мама обещала дать хлеб. Наша Тамара с мамой стояли как вкопанные, ничего не понимая. Но увидев хлеб, наша маленькая девочка двумя руками протянула куклу молча. Им дали краюху хлеба и они ушли. Тамара не плакала, молчала, а ее мама просто рыдала.

Ну что оставалось делать? Ведь так хотелось есть, так хотелось жить!!!


- Учитель:

Но прошло время, маленький гуттаперчевый пупс помог пережить Тамаре трудное время.

Они пережили блокаду. Отец вернулся с фронта.

Прошли годы. Тамара Ивановна закончила институт. Преподавала долгое время в ПТУ-7, затем в художественно-реставрационном музее, а с 1994г. работала в младших классах нашей школы.

Быть учителем – ее призвание. Учить детей, общаться с ними для Тамары Ивановны – счастье. Она участвует в общественной жизни школы. Всегда жизнерадостна, полна сил и энергии.

Вырастила двух сыновей и внука.

- Слайд №8.

- Слайд №9.

- Слайд №10.

- Чтение стихов.

«Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту черную войну.»


«С утра не умолкают канонады

Так день за днем, так много-много дней.

Враги хотят а месте Ленинграда оставить груды пыли и камней.»


«И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.»


«Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.»


«Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг в солдатский строй

Великоваты были им шинели

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать.»


«Девчонка руки протянула

И головой – на край стола

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто не обронив ни слова

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятия после похорон.»


Сценка «Брат и сестра в ожидании матери».


Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.


Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь, но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко, ну, а кому сейчас в стране легко?


Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!


Брат:

Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.


Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!


Брат:

Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей...


«Но разве можно что-нибудь забыть

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба?»

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Познавательные:

осуществить поиск нужной информации.


Эмоциональная подготовка.

4. Заключительная часть

Почему нам так дороги старинные вещи.


- Учитель:

Ребята, давайте подумаем, почему же кукла была так важна для маленькой девочки Тамары?

Высказывания детей.



5. Рефлексия.

Новая кукла.


Дети подарили Тамаре Ивановне новую куклу. Она была не похожа на гуттаперчевого пупса, но слезы радости блокадницы показали, насколько велика была память маленькой спасительной вещи в страшные годы блокады.

Тамара Ивановна в знак благодарности всех детей угостила сухариками черного хлеба, который не был похож на 125 блокадных грамм, но символизировал частичку страшного времени, пережитого человеком.



Решение поставленной проблемы.






Литература


1. Колпакова Д. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. – СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. – 320 с.


2. Память. Письма о войне и блокаде.Лениздат, 1985


3. О.Берггольц. Дневные звезды. Проза второй половины ХХ века. М., "Слово", 2000


4. Чаковский А.Б. «Блокада»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка"История одной вещи"

Автор: Артамонова Елена Валентиновна

Дата: 31.12.2022

Номер свидетельства: 622116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства