Мастер класс "Применение технологии "Развитие критического мышления в образовательном процессе"
Мастер класс "Применение технологии "Развитие критического мышления в образовательном процессе"
Из опыта работы по применению на уроках истории и обществознанания технологии "Развитие критического мышления". Рассматриваются также приемы технологии продуктивного чтения.
Цели занятия:
• Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”и др.
• Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.
• Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.
Задачи:
• Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
• Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
• Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
• Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Применение технологии "Развитие критического мышления в образовательном процессе" »
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Мастер-класс: применение технологии
"Развитие критического мышления" в образовательном процессе
Подготовила и провела:
Учитель истории Амелина О.В.
2014 г.
Цели занятия:
Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”: “Написание Синквейна”, “Мои предпочтения”и др.
Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога.
Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья в расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе: “Правила составления синквейна”.
Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры краски, кисточки, стаканчики с водой. Материалы для работы: бумага формата А4 для индивидуальной и групповой работы, бумага формата ватмановского листа для создания плаката. Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, цветная бумага разных сортов, прищепки для крепления больших листов бумаги к переносной доске. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Эпиграф:
“Чаще заглядывай в самого себя”.
Цицерон.
“Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других”.
С. Моэм.
Ход мастер-класса
Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада всех вас видеть. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Слайды 1
Слайд 2 Тема моего мастер-класса: Применение технологии “Развитие критического мышления” в образовательном процессе.
Слайд 3 Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.)
Работать мы будем в двух группах по ….человека. (Разделить группы)
Слайд 4 Что же такое критическое мышление?
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Слайд 5 Критическое мышление:
● Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Технология РКМ привлекает меня тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, "надпредметная" технология.
Чем еще привлекает меня данная технология?
Слайд 6 Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, заинтересовать детей, но и позволяет достичь конкретных образовательных результатов:
формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
формирование культуры чтения и письма;
формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Ученик, выступающий в роли критического мыслителя:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументированно спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в наборе методов и приемов, которые направлены на развитие мыслительных навыков учащихся.
Слайд 7-13 Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре
Вызов – создание мотива к обучению
Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели. Возможные приемы и методы:
- составление списка известной информации;
- рассказ предположение по ключевым словам;
- систематизация материала: кластеры, таблицы и т.д.;
- верные и неверные утверждения и др.
Работа на стадии вызова может осуществляться как индивидуально, так в парах и группах.
На этой стадии использую такие приемы, как «Верите ли Вы, что…?», «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговая атака» и другие...
Прием « Верите ли вы?»
Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки. Я записываю на доске ряд вопросов и прошу учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. Например, на уроке по теме «Возникновение средневековых городов», я провела игру «Верите ли вы, что»:
- возникновению и росту городов способствовали успехи в с/х;
- деревенские ремесленники стали меньше уделять внимания с/х;
- новые города стали возникать у стен монастырей, замков феодалов, среди старых развалин римских крепостей.
После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения или опровержения.
Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. Хочу привести пример фрагмента урока «Начало Отечественной войны 1812 года».
Учитель называет тему и предлагает вспомнить основные события внешней политики России 1801 -1812 годов (проверка домашнего задания).
Учащиеся заполняют таблицу (З-Х-У).
В первой колонке появляются записи:
- Тильзитский мир
-Обострение отношений России и Франции
- Отечественная война 1812 года
- Бородинское сражение
- Кутузов
- Пожар в Москве
- Наполеон
Таким образом, на стадии вызова, ученики показывают свои начальные знания по данной теме, но их необходимо расширить. Для этого нужно, заинтересовать ребят, дать им возможность самим сформулировать вопросы для второй колонки таблицы.
Учитель предлагает составить вопросы и заполнить вторую часть таблицы. Ребята работают в парах, это позволяет привлечь к работе всех учащихся. Появляются вопросы:
- Почему началась война?
- Кто же выиграл Бородинское сражение?
- Почему Кутузов оставил Москву?
- Кто такие партизаны?
- Чем закончилась война?
3. Далее учитель направляет деятельность учащихся. Начинается стадия осмысления. Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос и заполнить третью колонку таблицы.
Первая группа – пункт № 1 «Начало войны. Планы и силы сторон»
Вторая группа – пункт № 4 «Бородино»
Третья группа – пункт № 5 «Тарутинский манёвр» и документы на стр.28
Четвёртая группа – пункт № 6 «Партизанское движение».
Учащиеся погружаются в «активное» чтение. С карандашами в руках они делают в тексте пометки (ИНСЕРТ).
Слайд 16-18 Прием «толстые» и «тонкие» вопросы
Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.
Если я пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа, в правую – требующие развернутого ответа.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Когда в Европе возникли города?
Сколько городов существовало в средневековой Европе?
Кто строил города?
Чем отличается средневековый город от античного?
Почему стали возникать средневековые города?
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Когда в Европе стало увеличиваться количество городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы?
Были ли города центрами торговли?
Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в X-XI веках?
Практическая часть.
1.Игра «Верите ли Вы, что…?»
- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться? и т.д.
Слайд 19-23
Осмысление содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.
На этом этапе я использую для приёмы: «Инсерт», Кластер, «Бортовой журнал», «Чтение с остановками»...
1) Прошу выйти 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Встаньте вокруг меня. Ваша задача ответить на мои вопросы (Выходят участники мастер-класса)
Что такое счастье?
Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?
- Кто нам дарит счастье?
Именно такой прием, который называется «Аквариум» часто использую на уроках обществознания при работе над нравственными понятиями.
Слайды 24-252) Инсерт –Интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления
Предлагаю вам прочитать статью учебника и по ходу чтения делать на полях пометки. Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предлагали по данной теме раньше. Следующим шагом может стать заполнение таблицы. Количество граф, которой соответствует числу значков маркировки. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Так мы обеспечиваем вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого знания к «новому». Важным этапом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.
3) А теперь давайте попробуем составить микротекст из отдельных слов: Греция, демократия, акрополь, море, отдых, Олимп.
Слайды 26-27 4) Следующий прием «Кластер». Назовите слова – ассоциации к слову «Олимпийский огонь».(слайд)
Благодаря кластеру происходит систематизация материала. Здесь могут возникнуть опровержения, укрупнение одного или нескольких блоков («гроздей»), появление новых.
С кластером можно работать на протяжении всего урока
Он охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы.
● Кластер – опора для пересказа научных текстов.
● Кластер - один из способов реализации учебного исследования.
● Кластер – графическое оформление исследуемого материала
Слайды 28-29 Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими,
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайды 30-39 Чтение с остановками
ПРИЁМ «ОЦЕНКА ТЕКСТА»
параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
· Какие разделы встречаются в тексте?
· Какие слова выделены курсивом?
· Почему они так выделены?
· Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
· Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
Таким образом,текст как инструмент познаниястановится более эффективным, когдамы создаём условия егокритичного осмысления.
ПРИЁМ «КУБИК БЛУМА»
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
Например, по параграфу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» были заданы такие вопросы:
· Объясни, почему на столбе было изображение, где бог Шамаш передает Хаммурапи жезл.
· Предложи своё название параграфа.
· Назови основные законы Хаммурапи.
· Придумай рассказ по иллюстрации на стр. 69 учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
· Почему Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
· Поделись своими мыслями о прочитанном.
Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.
ПРИЁМ «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»
Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Вот, один из кроссвордов, составленный пятиклассником.
1
В
Е
Л
Ь
М
О
Ж
И
2
Н
А
Л
О
Г
И
3
Ч
И
Н
О
В
Н
И
К
И
4
П
И
С
Ц
Ы
5
Н
Е
Р
А
В
Е
Н
С
Т
В
О
6
З
Н
А
Т
Ь
Задание к кроссворду: Составь наиболее полные и грамотные вопросы к кроссворду.
Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.
Слайды 40-44
Рефлексия
Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи. Возможные приемы и методы:
- заполнение кластеров и таблиц;
- установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к верным или неверным утверждениям;
- исследования и проекты по отдельным вопросам и т.д. На данной стадии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.
Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?». Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. Разбирая тему «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.», получилась такая таблица:
«+» (факты носят положительный характер)
«-« (отрицательное значение)
«?» (мне это интересно)
Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы
Введены пенсии колхозникам, паспорта
Возросли темпы роста с/х продукции
Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности
Запуск первого в мире искусственного спутника Земли
Потеря кадров механизаторов и др.
Упадок личного хозяйства
«Кукурузная» эпопея
Кризис в освоении целинных земель – эрозия почв
Продовольственный кризис
Предприятия лёгкой промышленности отставали
Экономический курс Маленкова – интенсивный путь
Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь
Социальная политика направлена на улучшение жизни народа
Такие сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами.
Слайды 48 Приём ПОПС. Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Анализ доклада министра финансов С. Ю. Витте (1899г.) может выглядеть так:
Позиция: С.Ю. Витте считает, что правительству России сейчас необходимо проводить политику протекционизма, развивать свою промышленность.
Обоснование: Потому что, Россия свои потребности в промышленных товарах удовлетворяет за счёт импорта из-за границы, расплачиваясь сырьём.
Подтверждение: Я могу подтвердить это словами из доклада С.Ю.Витте: «Россия и по настоящее время остаётся ещё страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, преимущественно хлеба».
Следствие: Следовательно, экономическая и политическая задача – создание своей собственной промышленности.
Слайды 49-50 Синквейн – на этом приеме я хотела бы остановиться несколько подробнее.
И предлагаю рассмотреть этот прием, поговорив о нас, о профессии учителя, тем самым немного отдохнув, отвлечемся от истории.
Перечитывая различные высказывания известных людей об образе педагога, его деятельности, я обратила внимание на то, что некоторые авторы, характеризуя профессию учителя, сравнивают ее с какой-либо другой профессией. Судите сами: Слайд 51-54.
Красиво, правда? Но почему сравнение? Неужели в русском языке не хватает слов для того чтобы просто описать профессию учителя, ни с кем ее не сравнивая? Первоначально я решила, что сравнение в данном случае - это всего лишь одно из средств художественной выразительности языка, которое понадобилось авторам для усиления яркости, точности изображаемого образа.
На более глубокие размышления по поводу всех этих сравнений меня натолкнуло высказывание замечательного педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили. В своей книге “Единство цели” он говорит о том, что…Слайд 9.
Т.е. получается, что все вышеперечисленные авторы дают нравственную оценку профессиональной деятельности педагога, но делают это мягко, ненавязчиво. Мудро. Нравственные оценки любой деятельности в неявной, сравнительной форме оказывают нередко значительно большее влияние, чем обнаженное “чтение морали”.
Но оказалось, что для Шалвы Александровича, как для психолога, сравнение профессии учителя с другими профессиями имело, не только философское значение, но и чисто практическое.
А ситуации, требующие психологической поддержки, возникают постоянно. И нужно напоминать себе: “Не навреди!” Слайд 55-56.
Наша профессия требует полной самоотдачи. Светя другим – сгораю сам…” Слайд 60.
Как сохранить свою душу от “профессионального сгорания”? Где взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И здесь тоже никак не обойтись без своеобразных тестов для самовнушения. Лично мне мои памятки – синквейны помогают. Поэтому я и хочу поделиться своим умением составлять их с вами.
Тема: КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТОБОЮ, УЧИТЕЛЬ? Слайд 61.
Цели:
Продемонстрировать некоторые методические приемы технологии “Развитие критического мышления”;
Охарактеризовать роль нравственной оценки и самооценки в профессиональной деятельности педагога.
Слайд 62.
Что мы будем делать?
Сравнивать профессию учителя с какой-либо другой профессией.
Зачем мы это будем делать?
Для того что бы:
Выявить все самое лучшее и светлое в нашей профессии;
Почувствовать, как важна и неповторима наша жизнь для общества;
Выработать позитивную установку на профессию учителя.
Как мы это будем делать?
Работая в группах, создадим синквейны и оформим их в виде небольших плакатов.
Введение в новый материал (предоставление необходимой информации).
Предоставление участникам информации о том, что такое синквейн для того, чтобы на ее основе они могли выполнить практическое задание.Слайд 63-70.
Работа с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейна.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Задается тема синквейна.
Фиксируется время, отведенное на данный вид работы.
Практическая работа групп.
Инструктирование групп.
Работа с залом Метод “Мои предпочтения”. Слайд 71.
(Метод представлен Валентиной Фаткуловой).
Цель метода: расслабление для уставшей группы.
Участники: весь зал.
Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).
После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:
”. Слайд 72.
Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.
Презентация результатов выполнения работы в группах. ”. Слайд 73.
Подведение итогов.
Вывод: Позитивная внутренняя установка на профессию учителя очень важна. Мы есть то, что мы постоянно думаем о себе. Давайте думать о добром! ”.
Слайд 74 А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ и нашем занятии, опираясь метод «Шесть шляп» Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Итак, наше занятие посвящено технологии критического мышления. Мы узнали, что такое технология критического мышления, познакомились с некоторыми методами и приемами этой технологии.
Красная шляпа, вам нужно без комментариев и пояснений выразить свои эмоции. (Здорово! Жутко! Интересно! Непонятно!)
Чёрная шляпа – что не понравилось, настораживает, критика.
Жёлтая шляпа – что положительного?
Зелёная шляпа – креативность. Какие появились вопросы, идеи?
Синяя шляпа Вы - координатор. Сделайте, пожалуйста, обобщение. Чего мы достигли и что предстоит?
Итог работы. И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТРКМ. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 75
Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.
(У. Теккерей)
“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры” И кто сказал: Учитель не актер? Актеры, сценаристы, режиссеры… Наш с вами, сударь, беспредметен спор. Звенит звонок, терзая трелью нервы. Один – не три: последний – он же первый, И опоздавшие появятся… на сцене, С беспечностью срывая представленье. Звенит звонок сомнений и тревог – Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
Большое спасибо. Наше занятие закончено.
ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНО-ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с учебником требует новых подходов.
На своих уроках я использую технику активно-продуктивного чтения.
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Данная деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
Техника активно-продуктивного чтения формирует:
· коммуникативные УУД
· умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию
· адекватно понимать собеседника (автора)
· познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)
На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
В технике активно-продуктивного чтения используются технологические приёмы:
ПРИЁМ «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке в 5 классе ученикам предлагается выяснить, почему Персидскую державу называли «Царство стран», а ее цари носили титул «царя царей». Перед объяснением темы «Вечный город» и его жители» получают задание, объяснить почему город получил такое название.
Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
ПРИЁМ «ОЦЕНКА ТЕКСТА»
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» учащимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
· Какие разделы встречаются в тексте?
· Какие слова выделены курсивом?
· Почему они так выделены?
· Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
· Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
Таким образом,текст как инструмент познаниястановится более эффективным, когдамы создаём условия егокритичного осмысления.
ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС»
«Спросить – значит понять».
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. «Стоимость», важность вопросов может быть разной. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:
· Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
· Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
· Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.
· Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.
ПРИЁМ «КУБИК БЛУМА»
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
Например, по параграфу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» были заданы такие вопросы:
· Объясни, почему на столбе было изображение, где бог Шамаш передает Хаммурапи жезл.
· Предложи своё название параграфа.
· Назови основные законы Хаммурапи.
· Придумай рассказ по иллюстрации на стр. 69 учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
· Почему Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
· Поделись своими мыслями о прочитанном.
Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.
ПРИЁМ «СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ»
Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Вот, один из кроссвордов, составленный пятиклассником.
1
В
Е
Л
Ь
М
О
Ж
И
2
Н
А
Л
О
Г
И
3
Ч
И
Н
О
В
Н
И
К
И
4
П
И
С
Ц
Ы
5
Н
Е
Р
А
В
Е
Н
С
Т
В
О
6
З
Н
А
Т
Ь
Задание к кроссворду: Составь наиболее полные и грамотные вопросы к кроссворду.
Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.
ПРИЕМ «ПОМЕТКА НА ПОЛЯХ»
Прием «Пометка на полях» является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Правда, учитывая возрастные особенности детей, использование данного приема в школе имеет свою специфику.
Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:
Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.
Второй этап – работа в парах – обмен информацией, дополнение друг друга. Пары объединяются в группы (по 4 человека) и обсуждают, происходит «сброс идей в корзину». Каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Необходимо систематизировать материал (таблица, схема и т.д.)
Третий этап –осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Каждому ученику выдается готовый текст поизучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?
Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими колонками:
Знал
Узнал
Хочу узнать
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома. Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Она используется на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы.
Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы ученикам предлагается вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.
Особое внимание обращаю на последнюю колонку «Хочу узнать», даю рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.
Например, этот приём я использовала на уроке истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”
Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, лучше применять данный прием при чтении домашнего параграфа.
ПРИЁМ «АНАЛИТИК»
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами.
Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Использовать данный приём можно уже в 5 классе. На уроке «Природа и люди Древней Индии» учащимся предлагается текст:
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
· Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
· Ну, какой ты выдумщик и враль!
· Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда.
· Враньё!.. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
- Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
Урок «»Индийские касты»
Бог Брахма разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением.
Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.
Из рук своих Брахма создал воинов.
Из бёдер были созданы земледельцы.
Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.
Особенно тяжёлым и унизительным было положение
неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.
· Сделайте подписи к иллюстрации Брахмы
Урок «Греки и критяне»:
Учащимся предлагается ответить на вопросы, используя текст мифа о Тесее и Минотавре
1.Обозначьте на контурной карте (подпишите):
А. Название города, жители которого каждые девять лет отправляли Минотавру семь юношей и семь девушек.
Б. Название области Греции, в которой был расположен этот город.
В. Название острова, на котором был построен Лабиринт.
Г. Название моря, произошедшее от имени царя, бросившегося в него с высокого обрыва (царь, решил, что его сын погиб).
2.Перечислите героев мифа. Какие герои были родом из одного города? (Подчеркните их имена одной чертой).
3.Объясните значение слов: Минотавр, Лабиринт.
4.Подумайте, что означает крылатое выражение «нить Ариадны».
Главные политические центры Руси: Владимиро-Суздальское княжество.
6 кл.
Похвала Всеволоду из русской летописи
«В лето 1212 преставился [умер] великий князь Всеволод, сын Юрия, благочестивого князя всея Руси, внук Владимира Мономаха, прокняжив в Суздальской земле 36 лет.
Много мужества и дерзости показал Всеволод на поле брани. Украшен был всеми добрыми нравами. Злых казнил, а добромысленных миловал. Ведь князь не зря меч носит, но в месть злодеям и в похвалу творящим добро.
Суд судил он истинный и нелицемерный, не боясь лица сильных бояр своих, которые обижали меньших и закабаляли сирот и творили насилие.
При имени Всеволода трепетали все страны, и по всей земле разошёлся слух о нём…
Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно письмом и иконами. … И не искал Всеволод мастеров от немцев, но нашёл мастеров… своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили. …И плакали по нему сыновья его плачем великим, и все бояре и мужи, и вся земля его власти…
И положили его в церкви святой Богородицы Златоверхой, которую создал и украсил брат его Андрей».
· Узнали ли вы всех князей, упоминаемых автором летописи? Составьте родословную.
· За какие дела возносит летописец похвалу Всеволоду?
Экономическое развитие Российской империи в начале XX века. 9 класс
На основе представленного ниже цифрового и фактического материала сформулируйте и запишите выводы о некоторых тенденциях экономического развития России в начале XX в.
1. В 1903 г. на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек работало 48,7% всех рабочих России, в 1910 г.— 53%, в 1916 г.— 56,5%, что превышало показатели всех стран.
2. В 1903 г. в России насчитывалось 207 металлургических заводов, а в 1912 г.— 167, но выплавка металла на них увеличилась в 1,5 раза.
3. В 1912 г. на 9 металлургических заводах сосредоточилось 4/5 мощностей всех двигателей, 4/5 — рабочих-металлистов. Они выплавляли половину российского чугуна.
4. В 1902 г. 17 металлургических заводов Юга объединились в акционерное общество, называвшееся «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), с основным капиталом в 900 тыс. р. Вскоре число входивших в синдикат объединений достигло 30.
5. В начале века под покровительством Русско-Азиатского банка возник концерн И. И. Стахеева, контролировавший 41 предприятие (металлургические заводы Урала и Подмосковья, хлебную торговлю, мукомольную промышленность, 8 текстильных фабрик и др.).
6. В начале века в Москве был образован концерн Н. А. Второва, возглавлявшего «Общество внутренней и внешней торговли». Сначала Второв действовал в контакте с Московским банком братьев Рябушинских, а затем создал свой Московский промышленный банк с капиталом 30 млн. р., под эгидой которого были построены крупные заводы: «Электросталь», автомобильный — «АМО», химический, артиллерийские и т. д.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.