kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта внеклассной работы по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

      XIX век – Золотой век, век Пушкина  и Глинки, век декабристов, век подвигов и побед над Наполеоном. Век балов, театров и светских развлечений. Прекрасный век! Великолепные наряды, удивительные причёски, светский этикет, галантные кавалеры, ослепительные дамы…

Мы приглашаем вас на бал XIX века… (Как всегда, это удивительное мероприятие, оставшееся в памяти учеников навсегда создала учитель истории Н.И Винокурова) Бал - это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.  В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.

      Бальный сезон начинался поздней осенью, разгорался зимой, дворяне ехали танцевать, слушать музыку, выбирать невест, общаться.

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребрённые луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней старинный зал…

   Импровизированный зал кабинета 15 только-только вместил всех желающих. Звучала музыка, кружились в ритме вальса великолепные пары, звучали романсы о любви и даже приехал крепостной театр, где показывали фрагмент из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Танцы, музыка, фанты, комплименты – всё это атрибуты бала XIX века.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса голос чудный,

Чета мелькает за четой.

     На бал приехал сам А.С.Пушкин со своей  женой Натальей Гончаровой. Зазвучала поэзия, поэтическое слово вдохновила всех присутствующих на комплименты, эпиграммы. Веселье было в самом разгаре, когда  князь объявил самый весёлый танец  - кадриль.

       Но за этими балам, за этим весельем текла обычная жизнь, где барство дикое без чувств, без закона. Участники бала вспомнили декабристов, их жён, которые пожертвовали всем: именем, положением, карьерой… Благородные красавицы ещё совсем недавно блистали на балах… Они разделили судьбу своих мужей в далёкой Сибири. Их имена забыться не должны. 

Кавалергардов век недолог…

      Такое мероприятие позволило нам, жителям 21 века, погрузиться в эпоху, изучить их традиции, этикет, послушать стихи и музыку, научиться танцевать вальс, кадриль, мазурку. А наряды, а причёски… Сколько поисков, волнений, репетиций. Такое не забывается!

       Закончилась предметная неделя, позади праздники, конкурсы, игры, балы. Но хочется верить, что все наши усилия не прошли даром, что мы заронили в души детей зерно духовности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта внеклассной работы по истории »

Школьный бал «Твой XIX век»

Автор проекта: учитель истории высшей категории Винокурова Наталья Ивановна, МБОУООШ №2, г. Нытва, Пермский край

Бал проведен в рамках традиционной недели гуманитарных дисциплин, подготовка к нему вылилась в целостный проект: группа учеников искала информацию о танцах того времени и обучала им остальных участников, вторая группа готовила музыкальное сопровождение подбирала романсы, следующая группа работала над костюмами, антуражем, оформлением зала, часть ребят занималась подготовкой игры в «Фанты», в «Комплименты», изучали этикет, кулинарные рецепты. Но самое главное – работа с историческим и литературным материалом.

Цель подобных мероприятий:

- через погружение в эпоху пробудить интерес к истории, гордость за свое Отечество и ее людей.

(Звучит музыка «Кавалергардов век недолог» на фоне фрагмента х. /ф. «Звезда пленительного счастья», входят ведущие: Князь, Княгиня, Муза Скорби, Муза Надежды, А.С.Пушкин, Натали, М. Глинка, в зале - уже костюмированная публика, пришедшая на бал, зал стилизован под XIX в.)

Князь(Он): Бал - совершенно особенное событие в жизни человека 19в., к нему тщательно готовились, здесь собирались «сливки» общества: писатели, художники, музыканты.

Княгиня (Она): Бальный сезон начинался поздней осенью, разгорался зимой, дворяне ехали танцевать, слушать музыку, выбирать невест, общаться.

Он: Глухая полночь, строем длинным,

Осеребренные луной, стоят кареты на Тверской,

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней старинный зал…

Она: Может быть, это в доме Лаваля,

Может Пушкиных, может других…

БАЛ…

ОН: Мы в XIX-м веке, удивительный век!

ОНА: Век грандиозной победы над Наполеоном.

ОН: Век благороднейших декабристов.

ОНА: Век Пушкина и Гоголя, Глинки и Чайковского.

ОН: Золотой век русского искусства.

ОНА: Две Музы будут присутствовать на нашем балу, Музы, которые вдохновляли и восхищали, Музы, которые скорбили и давали надежду.

ОН: Муза Скорби и Муза Надежды, встречайте!

Муза Надежды: Мы приглашаем вас в салон, в роскошном доме будет он!

Муза Скорби: Красивый и просторный зал, А за окном такой мороз.

Муза Надежды: Возок изящный вас привез,

Остались в гардеробе шляпы, шубы…

Муза Скорби; И как все жители Москвы,

Театром вы увлечены.

ОНА: Господа, усаживайтесь поудобней, сегодня, как всегда, танцы, музыка, фанты.

ОН: Если вам захочется сделать комплимент или передать любовное послание, к вашим услугам - почта

ОНА: По традиции один из наших гостей привез на ваш суд свой крепостной театр.

ОН: Встречайте актеров, они представят вам фрагмент пьесы В.Шекспира «Ромео и Джульетта»!

(На импровизированной сцене устроен балкон, на котором – Джульетта, рядом с балконом – Ромео, играют отрывок «Объяснение в любви»)

Муза Надежды: Бал открывался полонезом, затем вальс, кадриль, мазурка

(Звучит вальс…)

ОНА: Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса голос шумный, чета мелькает за четой

( Кавалеры приглашают дам, танцуют вальс)

Муза Скорби: 1812 г., страшный для России год, год войны с Наполеоном, но русский человек силен своим духом!

Нет, не пришла Москва моя к нему с повинной головою!

Муза Надежды : «Война и мир» Льва Толстого, Наташа Ростова – нежная, порывистая, грациозная, вспомним ее первый бал, для многих из вас это тоже первый в жизни бал

(Звучит музыка С. Прокофьева, на экране фрагмент фильма «Война и мир», А.Болконский приглашает Наташу Ростову, пара танцует, к ним присоединяются остальные)

Муза Надежды: господа, Пушкин!

( Звучит «браво, браво», входят А.Пушкин и Натали Гончарова)

Пушкин: Во дни веселья и желаний

Я был от балов без ума,

Вошел, полна народу зала,

Уж музыка играть устала.

Натали: Толпа мазуркой занята.

Кругом и шум, и теснота…

Пушкин: Зимой 1829 г. я впервые увидел Натали, устоять перед ее красотой и молодостью я не мог!

Натали: 18 февраля 1831 г. в Москве мы венчались, сколько стихов и романсов о любви появилось тогда!

Пушкин : Из наслаждений жизни

Одной ЛЮБВИ музыка уступает,

Но и ЛЮБОВЬ – мелодия…

( Исполняется романс на стихи А.С.Пушкина любой)

Пушкин: Они уносят дух властительные звуки,

В них упоение мучительных страстей

В них – голос плачущей разлуки,

В них – радость юности моей

Натали : Взволнованное сердце замирает

Но я тоски не властна утолить,

Душа безумная томится и желает

И петь, и плакать, и любить

ОНА: А теперь, господа – фанты!

(можно придумать различные конкурсы, к примеру, показать без слов «Я пришел к тебе с приветом!», сыграть в «БУРИМЕ», т.е. игра в рифму, сочинить эпиграмму, пожелание в альбом красавице, пригласить на танец и пр. , все это - на фоне тихо звучащих романсов, примерные комплименты смотри в приложении №1)

ОН: Кадриль, друзья! Кавалеры приглашают дам!

ОНА: (Приглашает всех встать и обучает элементам кадрили) Кадриль Променад, по- русски – прогулка. Представьте, что вы прогуливаетесь по бульвару, 4 шага вперед, 4 шага назад (2 раза), прыжок друг от друга, прыжок друг к другу, прыжки надо еще раз повторить, меняемся местами, дама переходит к следующему кавалеру

(все танцуют кадриль променад, или переходную кадриль).

Пушкин: Бренчат кавалергардов шпоры,

Летают ножки милых дам,

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры

Натали: И ревом скрипок заглушен

Ревнивый шепот модных жен

ОН: Господа, угощения!

(Разносятся напитки , пирожное и другие угощения, приготовленные ребятами по рецептам XIX в., хозяйка бала может провести мастер-класс или викторину по этикету)

ОН: Стихи Пушкина необычайно музыкальны, мелодичны. Около 500 его сочинений легло в основу музыкальных произведений.

ОНА: Более всего мелодия Пушкинского стиха совпадала с мироощущением Михаила Глинки

ОН: Они часто бывали в одном и том же обществе у Дельвигов, Олениных, у сестры А.Пушкина – Ольги.

( на экране женские портреты XIX в., см. приложение №2)

ОНА: Влюбленный в одну из своих учений Каролину Колковскую, Глинка посвятил ей свой романс на стихи Пушкина.

М.Глинка: Все звали ее Линочка, а я бывало, шутил: Она – Линочка, а я – Глиночка

(звучит романс в исполнении ученицы или учителя «В крови горит огонь желаний»)

Пушкин: А, давайте, поиграем в комплименты, сколько же их я посвятил вам, прекрасные дамы!

Вот, к примеру, один из них!

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говори тому, что было,

Уж не бывать, уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты,

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

(идет конкурс комплиментов, кавалеры записывают их в дамские альбомы, которые лежат на столиках, затем зачитывают их)

ОНА: Господа, встаем в круг и делаем изящные комплименты человеку, стоящему через 2 человека слева от вас

Пушкин: А знаете, друзья, , что мое послание Анне Керн Глинка пережил по-своему, он был сильно увлечен дочерью А.Керн Екатериной Ермолаевой, так появился романс

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)

ОН: Господа, переходный вальс!

(Кавалеры приглашают дам, звучит вальс, все танцуют)

Муза Скорби: Но за этими балами, за этим весельем текла обычная жизнь, « …где барство дикое без чувства, без закона»

Муза Надежды: Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по мании царя,

И над Отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря!?

Муза Скорби: Говорят, император решил изумить Европу своим «милосердием»: Пес- тель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Каховский повешены, а не четвертованы, как хотел первоначально царь, 125 человек сосланы в Сибирь на вечную каторгу!

Пушкин: Немного царствовал,

Но много начудесил:

125 - в Сибирь послал,

А пятерых повесил.

Муза Надежды: Еще недавно блистали на балах благородные красавицы Екатерина Трубецкая – Лаваль, Александрина Муравьева, дочь генерала Раевского Мария, это они разделили горькую судьбу своих мужей в Нерчинском остроге, в далекой Сибири

( на экране портреты жен декабристов)

Муза Скорби: Пленительные образы…

Едва ли в истории, какой- либо страны

Вы что-нибудь подобное встречали!

Их имена забыться не должны!

(на фоне презентации «Жены декабристов» звучит « Сентиментальный вальс» П.Чайковского, приложение №3)

Муза Надежды: Веруйте в земное воскресенье,

В потомках ваше племя оживет,

И чад своих святое поколенье

Покроет Русь и процветет !

(звучит «Первый концерт для фортепиано» П.Чайковского)

( на фоне музыки «Кавалергардов век недолог» звучит финальное стихотворение)

ОН:

Девятнадцатый век,
Он, как будто за тонкой стеной.
Динь-динь-динь колокольчик-
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Гром сражений, балы,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, студенты,
Поэты, купцы, разночинцы,
Строчки писем, стихов,
Протоколы в архиве сыскном - 
В них страдают и любят,
Печалятся и острословят.
На дуэли спешат,
И сидят в карантине чумном.
Ждут вестей из Хивы
И гремучие смеси готовят.
Им самим вся музыка
Минувшего века слышна:
О Петре говорят,
И рабов, как Радищев, жалеют…
Промежуток в сто лет -
Так легко созерцать времена.
Современником быть,
На себе выносить – тяжелее.
Но я видел во сне -
Двадцать первого века закат!

19 век,
Он как будто за тонкой стеной.
Но как много всего происходит порой.
Время быстро летит, и эпоха сменяет другую.
Время важных реформ и славных побед –
И страна превратилась в иную.
Важно нам не забыть, важно все удержать
В исторической памяти нашей:
И свободу крестьян, и реакции тень,
Императора, думу, собранья.
Помня славные вехи прошедших эпох,
Мой друг, не забудь:
Человек и свобода превыше всего.
Это страны нашей путь!
Волкова Е.Б.





Приложение 1 (Комплименты)

1.

Певца, плененного тобой,

Не отвергай смиренной дани,

Внемли с улыбкой голос мой,

Как мимоездом - Каталани,

Цыганке внемлет кочевой

А.С.Пушкин



2.

Среди рассеянной Москвы,

При толках виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком.

И вьется, и пылает Гений

А.С.Пушкин

3.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говори тому, что было,

Уж не бывать, уж не бывать!

Прошли восторги и печали,

И легковерные мечты,

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

А.С.Пушкин

Приложение №2 ( Женские образы)

Приложение №3 ( презентация «Жены декабристов»)


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Из опыта внеклассной работы по истории

Автор: Винокурова Наталья Ивановна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе по русскому языку и литературе. "
    ["seo_title"] => string(175) "khudozhiestvienno-estietichieskiie-kolliektivnyie-tvorchieskiie-diela-kak-osnova-vospitaniia-ghrazhdanskoi-aktivnosti-vo-vnieklassnoi-rabotie-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "181458"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425358933"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Авторская программа 	  		Художественно - эстетические, коллективные, творческие дела как основа воспитания гражданской активности во внеклассной работе "
    ["seo_title"] => string(163) "avtorskaia-proghramma-khudozhiestvienno-estietichieskiie-kolliektivnyie-tvorchieskiie-diela-kak-osnova-vospitaniia-ghrazhdanskoi-aktivnosti-vo-vnieklassnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "182232"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425481981"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Исследовательская работа "История школы в лицах""
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatielskaiarabotaistoriiashkolyvlitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "321725"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461380390"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методический семинар «Формирование социокультурной компетенции средствами внеклассной работы»(на примере собственного пед. опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskii_sieminar_formirovaniie_sotsiokul_turnoi_kompietientsii_sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "411768"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493202969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства