Внеклассная работа, как подчёркивает Н.А. Качалов, в различных формах её проявления «создавая реальные условия для иноязычного речевого общения учащихся посредством использования аутентичного учебного материала познавательного характера страноведческой и лингвострановедческой направленности, элементов занимательности, обладает значительными возможностями для усиления коммуникативной, лингвопознавательной и страноведческой мотивации школьников»
Следовательно, использование во внеурочной работе дополнительного лингвострановедческого материала, дающего возможность расширить лингвострановедческие знания и позволяющего разнообразить формы и виды ведения внеклассной работы, очень актуально. С развитием и распространением коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам значительно больше внимания уделяется использованию языка в определённых социальных и культурных ситуациях. Знание культуры, истории страны и народа изучаемого языка формирует иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся.
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Формирование социокультурной компетенции средствами внеклассной работы»(на примере собственного пед. опыта)»
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ Поздеевская ОШ Шарангского района Нижегородской области
Конкурсное задание
«МЕТОДИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР»
Тема педагогического опыта
Формирование социокультурной компетенции средствами внеклассной работы
Домрачева Елена Павловна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
“Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно,чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена”.Д.Лихачев
Актуальность представленной темы
Организация внеклассной работы по иностранному языку
Формирование социокультурной компетенции
Реализация ФГОС
Социальное развитие личности связано с приобретением собственного социального опыта, индивидуальных качеств и свойств, которые позволяют самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность, бесконфликтно взаимодействовать в социально-детерминированных ситуациях в лингвокультурном пространстве, как своей страны, так и страны изучаемого языка.
Социокультурная компетенция предполагает
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации»;
- умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
- умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
- знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
- умение обнаружить регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте.
Социокультурная направленность, способствующая включению учащихся в диалог культур, является одним из важных приоритетов в современном обучении.
Диалог культурпредоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения.
Цель:создание условий для формирования социокультурной компетенции обучающихся средствами внеклассной работы по английскому языку в контексте «диалога культур»
Задачи :
Вовлечь обучающихся в творческую деятельность путем организации внеклассной работы
Расширить объем знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка;
Развивать чувство толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом;
Расширить кругозор учащихся, повысить уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка.
Организационные основы внеклассной работы
принцип научности, требующий, чтобы организатор внеклассной работы учил школьников правильно понимать современный этап и перспективы общественного развития
принципы добровольности и массовостиво внеклассной работе, означающие добровольное участие всех учеников в подготовке и проведении мероприятий по иностранному языку.Заинтересованность ученика- вот главное условие добровольного и массового участия в работе.
принцип увлекательности, проявляющийся в выборе конкретных, интересных, увлекательных приёмов, заданий, игр.Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы.Увлекательность может быть также свойственна и содержанию материала.
Организационные основы внеклассной работы
принцип связи внеклассной работы с жизнью, требующий общественно полезной направленности мероприятий. В отличие от уроков внеклассная работа должна иметь непосредственную направленность полученных учениками знаний, навыков и умений по предмету .
принцип единства обучения, воспитания и развитияучитывает органическую связь между учебной и внеклассной работой, что является главным условием его эффективности. Внеклассные мероприятия можно рассматривать как одно из средств дифференцированного обучения и воспитания при сохранении единого, обязательного учебного плана.
принцип личностной индивидуализациипредусматривает направленность внеклассной работы на учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей. Работа должна строиться в зависимости от опыта и умения учеников.
Организационные основы внеклассной работы
принцип систематичности и последовательностипредусматривает, что внеклассное занятие следует проводить регулярно. Последовательность мероприятий - это их проведение от простого к более сложному.
принцип развития инициативы и самодеятельноститребует выбора детьми любой формы по желанию, полной самостоятельности в организации и проведении мероприятий, выбора ответственного ученика из числа детей поочерёдно, а не одного и того же;
принцип положительного эмоционального фонаимеет большое значение, так как он придаёт эмоциональную окраску процессу обучения, переключает учащегося с его повседневных забот, снимает напряжение, усталость, стимулирует познавательную деятельность учащегося.
Christmas
Калейдоскоп творческих идей
Вместе сравниваем традиционные праздники России и Великобритании
Дружно исследуем сходства и различия сказочных персонажей
Проводим кулинарные праздники на английском языке с привлечением родителей
Участвуем в творческих конкурсах
Cookery show
Калейдоскоп творческих идей
Pies for my granny
Калейдоскоп творческих идей
I am Doctor PowderPill,
Come to me if you are ill!
Everyone from everywhere
Will receive my aid and care
Калейдоскоп творческих идей
и
Калейдоскоп творческих идей
Новизна
и
Создание и реализация интегрированного краеведческого проекта
«Keeping Russian traditions»
Учимся представлять русскую культуру на английском языке
Сотрудничаем с Музеем русской старины
и
Создание и реализация интегрированного краеведческого проекта
«Keeping Russian traditions»
Мастер – класс с гостями
и
Тиражирование опыта работы
Размещение методических разработок на сайтеhttp://nsportal.ru/domracheva-elena
Проведение открытого внеклассного мероприятия для РМО учителей иностранного языка Шарангского района на тему «Keeping Russian traditions»
Проведение «Виртуальной экскурсии с элементами театральной постановки в Музей русской старины» на межрайонном семинаре классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе .
Результативность внеклассной работы
Дипломы победителей 1,2,3 степениМеждународного конкурса творческих проектов «White birch centenary»(5 человек, 2014 год)
Дипломы победителей 3 степени и лауреатовМеждународной олимпиады по основам перевода «Kipling`s legacy»(2 человека, 2014 год)
Диплом лауреатаМеждународного конкурса творческих проектов «News breaking Sochi»(1 человек, 2014 год)
Грамота призерамРайонного конкурса творческих проектов по английскому языку «I would like to present you»в номинации «Групповой проект» (2016 год)
Грамота призеруРайонного конкурса творческих проектов по английскому языку «I would like to present you»в номинации «Индивидуальный проект» (2016 год)
Грамота призерамРайонного конкурса творческих проектов по английскому языку «I would like to present you»в номинации «Групповой проект» (2017 год)
Диплом «Приз зрительских симпатий» участницеРайонного конкурса творческих проектов по английскому языку «I would like to present you»в номинации «Индивидуальный проект» (2017 год)
и
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования;
Нугманова Р. Г. Внеклассная работа по английскому языку в системе воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4301–4305;
Фото из личного архива, иллюстрации: Яндекс картинки.