Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания».»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.
Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации
Тренинговые технологии.
Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. Основные правила группы:
Конфиденциальность.
Взаимоуважение.
Пунктуальность.
«Не давать оценок, не критиковать».
Право ведущего.
Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
усадить участников лицом друг к другу;
поставить перед ними общую задачу;
наделить каждого участника определенной ролью.Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
Стадии работы в малых группах.
Подготовка (только для учителя)
определение цели;
сбор и анализ материала;
формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
определение порядка работы;
приготовление необходимых рабочих средств.
Информирование
подгруппы получают информацию о порядке работы;
подгруппам выдаются задания;
подгруппам выделяются рабочие материалы;
подгруппы занимают свои места;
подгруппы получают время для выполнения задания.
Разработка
подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
Анализ результатов
подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
результаты работы подгрупп обсуждаются;
результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.
Технология развития критического мышления.
Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».
Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн- стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
3 строчка- три глагола, показывающих действие в рамках темы.
4 строчка- фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5 строчка- существительное, выступающее как итог.
Интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
Технология мозгового штурма. Мозговой штурм- это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».
все высказываются и все слушают;
все имеют равные права;
называя идеи, нельзя повторятся;
чем больше список идей, тем лучше;
разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
идеи не оцениваются и не критикуются.
Т ехнология групповой дискуссии. Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
Постановка проблемы.
Деление участников на группы.
Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
Решение проблемы.
Технология ролевой игры. Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:
Постановка задачи- определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
Разыгрывание ситуации.
Моделирование желательного поведения.
Отработка оптимального поведения.
Получение обратной связи.
Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.
Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.
Ожидаемые конечные результаты программы
1.Повышение функциональных возможностей организма учащихся. 2.Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. 3.Повышение приоритета здорового образа жизни. 4.Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. 5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности. 6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников 7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.