Муниципальная игра по истории первобытного общества для обучающихся 5- х классов
«Западная Азия, Индия и Китай в древности»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: содействие развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников.
ЗАДАЧИ:
Формировать активное отношение к процессу обучения (умственные, эмоциональные и волевые качества личности).
Способствовать развитию ключевых компетенций обучющихся.
Активизировать интерес к предмету «история».
Включить обучающихся 5 –х классов города и района в участие во Всеросийской олимпиаде школьников;
УЧАСТНИКИ: В игре принимают участие команды от школ города и района (команда 4 игрока + командир).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:
Придумать вопрос команде – сопернику (1 вопрос).
ЭТАПЫ ИГРЫ:
1)Исторические личности.
2) Что бы это значило (исторические понятия).
3) Конкурс капитанов.
4) Культура Западной Азии, Индии и Китая.
5) Кто больше.
6) Ты -мне, я- тебе.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран(интерактивная доска), чёрный ящик, указатели с номерами школ, конверты с номерами школ, табличка для жюри, ключи для жюри, презентации для конкурсов, для ящика - Чай. Рис. Бумага. Сахар. Компас. Шёлк. Железо. Стекло. Арабские цифры(напечать на бумаге или взять из детской азбуки).
Финикийский алфавит(напечатать на бумаге). Шахматы. Хлопчатник; таймер (видео с обратным отсчётом – 10 минут) (Приложения 1(1)и 1(2)); грамоты (Приложение 1(3))
ХОД ИГРЫ:
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на ежегодной игре по истории для пятиклассников. Тема нашей сегодняшней игры «Западная Азия, Индия и Китай в древности». Вы уже изучили эти страны на уроках истории, осталось только проявить себя, показать свою смекалку, продемонстрировать свою отличную память, показать свою слаженность в игре. Нашу сегодняшнюю игру будет оценивать жюри в следующем составе… (представляет жюри, обычно это 3 человека, можно привлечь старшеклассников)
Итак, мы отправляемся в путешествие по Западной Азии, Индии и Китаю.
От низа Нила на восток
Путь нас в Аравию ведёт,
Семиты жили здесь давно,
Храня Отечество своё.
Седой преданье старины
О трудной жизни здесь гласит -
И раскалённые пески,
Скалисты горные хребты.
И обнажённые холмы,
Где пусто, жарко, нет земли.
Лишь только райский уголок
На юг Аравии зовёт.
Террасы ступенями с гор
Спускаются к воде, обзор
И плодородная земля
Рождает пальмы, кофе, рай.
То есть блаженная земля -
Счастливая Аравия,
Где боги курят фимиам,
Амброзию вкушают там.
Конкурс №1 «Исторические личности»
На листочках под соответствующим номером напишите имена тех легендарных и реальных личностей, которые представлены на слайдах презентации. На каждый слайд у вас 20 секунд времени. Выберите в своей команде одного человека, который будет заполнять листочек с ответами. Остальные внимательно смотрят презентацию и угадывают изображённых людей. За каждый верно угаданный ответ команда получает 2 балла. (Приложение 2)
Номер слайда | Имя личности |
Слайд 1 | Хаммурапи |
Слайд 2 | Конфуций (Кун Цзы или Кун Фу Цзы) |
Слайд 3 | Моисей |
Слайд 4 | Давид |
Слайд 5 | Ашшурбанапал |
Слайд 6 | Кир Великий |
Слайд 7 | Царевич Валтасар |
Слайд 8 | Самсон |
Слайд 9 | Будда (Сиддхартха Гаутама) |
Слайд 10 | Царь Крёз |
Слайд 11 | Ашока |
Слайд 12 | Ной |
Слайд 13 | Цинь Шихуан (Цинь Шихуанди) |
Слайд 14 | Соломон |
Слайд 15 | Дарий Первый |
Ведущий: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы с вами переходим ко второму.
О, Индия, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающи очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни - словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут - нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!
Конкурс №2 Что бы это значило (исторические понятия).
По картинке и формулировке догадайтесь, о каком историческом понятии идёт речь. Запишите термин в соответствующей графе таблицы. Каждому номеру слайда соответствует одно понятие. Выберите одного человека, который будет вписывать правильные ответы. Будьте внимательны. На каждый слайд у вас 20 секунд времени. За каждый верно угаданный ответ команда получает 2 балла. (Приложение 3)
Номер слайда | Историческое понятие |
Слайд 1 | Древнее Двуречье (Междуречье, Месопотамия) |
Слайд 2 | джунгли |
Слайд 3 | шумеры |
Слайд 4 | заповеди |
Слайд 5 | таран |
Слайд 6 | касты |
Слайд 7 | скрижали |
Слайд 8 | ростовщик |
Слайд 9 | клинопись |
Слайд 10 | колонии |
Слайд 11 | Библия |
Слайд 12 | Великий шёлковый путь |
Слайд 13 | иероглифы |
Слайд 14 | законы |
Слайд 15 | праща |
Слайд 16 | дракон |
Слайд 17 | конница |
Слайд 18 | шеду |
Слайд 19 | отшельник |
Слайд 20 | Сын Неба |
Ведущий: Интерсно вам узнать, как вы справились с заданиями первого конкурса? Тогда слово - представителям жюри. (Жюри подводит промежуточные итоги)
А наше с вами путешествие продолжается.
Китай - волшебная страна,
Загадок древних полон он.
Стоит Великая Стена,
Над ней летит большой дракон.
Китайцев столько там живёт,
Что в жизни их не перечесть.
Они - покладистый народ,
Привыкли палочками есть.
Ползёт по ветке шёлкопряд,
Большая панда ест бамбук.
Так было тыщу лет назад
И будет так всегда, мой друг.
Конкурс капитанов № 3 - «Чёрный ящик».
Для участия в третьем конкурсе приглашаются капитаны команд – участниц.
Капитанам предлагается по характеристике угадать, что за предмет находится в чёрном ящике. Таких предметов там несколько - 12 . За каждый верно угаданный предмет из чёрного ящика капитаны получают по 3 балла. Правильный ответ капитаны записываю на листочке и помощники передают ответы членам жюри. После сдачи всеми капитанами ответов у команд есть возможность угадать предмет из чёрного ящика.
Этот напиток в Древнем Китае считался лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Благодаря целебным свойствам он возвращал человеку силы, помогал встать на ноги. Сегодня этот напиток любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всём мире. Что это?
Зерно этого растения вы не раз употребляли в пищу. Выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, и они прорастают, затем на небольшом участке их густо высеивают. Участок заполняют водой. Когда рассада подрастёт на 20-25 см в высоту, её осторожно выдёргивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см в высоту. Что это за растение?
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. Это изобретение сделали в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев, затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. Что это?
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. Что это?
Это изобретение появилось в Китае, и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. «Ложку» клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую «ложку», он закричал бы: «Волшебство!» Что это такое?
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло 5 тысяч лет, а мы до сих пор используем это открытие. О чём повествует старинная легенда?
Открытие этого металла превратило армию одного из государств Древнего Двуречья в самую сильную армию мира. Что это за металл?
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. Что именно?
9. Их родина – Индия, весь мир использует их, но почему – то все думают, что их изобрели арабы. Что это?
10. Он состоял у финикиqцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы. Что это?
11. Эту игру придумали индийцы. Её правила напоминают принципы индийской военной науки: в первом ряду стоит пехота, в центре – царь и его советник, далее – боевые слоны, конницы и колесницы. Что это за игра?
12. В удивительной стране Индии на кустах растёт белая шерсть. Так рассказывал один из путешественников своему товарищу. Он говорил: « Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё прочные и красивые ткани». О чём рассказывал путешественник своему товарищу?
Ответы:
1. Чай.
2. Рис.
3. Бумага.
4. Сахар.
5. Компас.
6. Шёлк
7. Железо.
8. Стекло.
9. Арабские цифры.
10. Финикийский алфавит.
11. Шахматы.
12. Хлопчатник.
Ведущий: Дадим слово жюри. (Жюри подводит итоги с учётом результатоввторого и третьего конкурсов). Что же ждёт нас дальше? Отправляемся вперёд!
Горы Ливанские: кедры волшебные...
И - города Финикии:
Славные, знатные, истинно древние...
Здесь - небеса голубые,
Воздух пьянящий - от моря чудесного,
Ласковый шёпот волны,-
Напоминает мечты мои детские
О временах старины.
Тир, Библ, Сидон, Угарит - Ханаанские,-
Вам египтяне - враги!
Кедры могучие рубят безжалостно:
На корабли "гонят" их...
Финикияне издревле придумали
Пурпур, стекло, алфавит...
Чуть шевелю арфы времени струнами,-
Вижу живым Древний мир...
Конкурс №4 Культура Западной Азии, Индии и Китая в древности.
Из предложенных вашему вниманию слайдов выберите номера тех, на которых изображены произведения культуры Западной Азии, Индии и Китая в древности. На специальном листочке запишите номера выбранных вами слайдов. Выберите одного человека, который будет работать с бланком ответов. Остальные внимательно смотрят и определяют верные ответы. На просмотр каждого слайда отводится 15 секунд.
(Правильных ответов 13 – № 1,4, 6,7,9, 10,12,13, 16, 18, 21,23, 24)(Приложение 4)
Из городов, чьи лица, словно лики,
Есть город, что особенно любим,
Как колыбель духовности великой,
Как символ веры...Иерусалим.
С библейских лет царем Давидом начат,
Свои святыни всем дарить готов,
Одна стена в нём, что зовется «плача»,
Ценнее храмов многих городов.
Гостеприимный в деле, не для вида,
Шагай в бессмертье, презирая страх,
И верен будь своей звезде Давида,
Что в небе, на знаменах и в сердцах!
Неси ты так своё святое имя,
Чтоб, расставаясь, все сказать могли:
«До скорой встречи в Иерусалиме!»,
Как говорят евреи всей Земли.
Конкурс № 5 Кто больше?
Ведущий: Вам выданы листы с вопросами, на которые нужно дать ответы. Вопросов - 55 , вам нужно ответить, как можно, на большее их количество, дать максимально возможное количество ответов. Единственное в чём вы ограничены - это время. На выполнение задания вам отводится 10 минут. Поистечении времени бланки с ответами сдаются жюри. (Приложение 5)
Конкурс «Кто больше»
Вам предлагается ответить на следующие вопросы. Единственное в чём вы ограничены, это во в времени. Всем отводится 10 минут. За это время вам нужно постараться ответить на возможно большее число вопросов. Определите, кто из вас будет записывать ответы в бланк.
№ | Вопрос | Ответ |
-
| Назовите две главные реки Междуречья. | Тигр, Евфрат |
-
| Знаменитый правитель Вавилонского царства – создатель первых в мире письменных законов. | Хаммурапи |
-
| Где Бог даровал заповеди Моисею? | Гора Синай |
-
| Назовите столовый прибор, с помощью которого едят китайцы. | Палочки |
-
| Бог, из частей тела которого, по поверьям древних индийцев, созданы разные категории населения. | Брахма |
-
| Любимый литературный герой из эпоса Древнего Двуречья. | Гильгамеш |
-
| Переведите название Междуречье на греческий язык. | Месопотамия (Месос – между, потамос - река) |
-
| Укажите даты правления вавилонского царя Хаммурапи. | 1792 – 1750 гг до н.э. |
-
| Столица Древнееврейского царства. | Иерусалим |
-
| Переведите на русский язык названия древнефиникийских городов: Тир, Библ, Сидон. | Библ – гора, Тир – скала, Сидон – место для рыбной ловли |
-
| Этот род войск впервые был создан в Ассириии. | Конница |
-
| Материал, из которого делали свои книги древние китайцы. | Бамбук |
-
| Самые высокие в мире горы, расположенные на севере Индии. | Гималаи |
-
| Стены, какой крепости смогли разрушить израилитяне, когда все вместе затрубили в трубы? | Иерихон |
-
| Самый древнейший народ, освоивший территорию Междуречья и основавший там свои поселения. | Шумеры |
-
| Ткани, какого цвета прославили Финикию? | Пурпурного |
-
| Приспособление, используемое ассирийцами для переправы через водные преграды. | Кожаные мешки |
-
| Главные реки Древнего Китая. | Хуанхэ и Янцзы |
-
| Столица Персидской державы. | Персеполь |
-
| Название религии древних евреев. | Иудаизм |
-
| Закон воздаяния в Древней Индии, согласно которому человек в следующей жизни воплощается в то, что он заслужил в прешествующей жизни. | Карма |
-
| Государство, где стали чеканить первые в мире металлические деньги. | Лидия |
-
| Бог Солнца, которого почитали жители Древнего Двуречья. | Шамаш |
-
| Обяъсните происхождение названия страны – Финикия. | От названия краски, которую добывали из раковин – мурексов. Краска называлась - фойниекс |
-
| В какой части Азии находится Индия? | Южная |
-
| Что обнаружили археологи в гробнице китайского правителя Цинь Шихуанди? | Терракотовую армию |
-
| Первый правитель Древнееврейского царства. | Саул |
-
| Переведите слово «брахманы» на русский язык. | Жрецы |
-
| Имя филистимлянки, погубившей героя Самсона. | Далила |
-
| Богиня любви и красотв в Древнем Двуречье. | Иштар |
-
| Самый большой, богатый и знаменитый город Древнего Двуречья. | Вавилон |
-
| Назовите главные реки Индии, где возникли древнейшие города- государства. | Инд и Ганг |
-
| В каком году Древний Китай был объединён в единое государство? | В 221 г. до н.э. |
-
| Финикийская колония в Северной Африке, которая «пережила» само государство. | Карфаген |
-
| Так в древности называли большое и сильное государство. | Держава |
-
| Инструмент для письма, которым пользовались древние китайцы. | Кисточка |
-
| Главное занятие древних евреев до появления у них государства. | Кочевое скотоводство |
-
| С каким древнеиндийским героем связывали своё происхождение древнеиндийские цари и воины? | Рама |
-
| В каком году Вавилон пал под ударами персов? | В 538 г. до н.э. |
-
| Бог луны в Древнем Дверечье. | Син |
-
| Столица лидийского царства. | Сарды |
-
| Главный строительный и писчий материал в Древнем Двуречье. | Глина |
-
| Основные занятия жителей Финикии. | Мореплавание, кораблестроение, торговля |
-
| Страна, в которой древние евреи долгое время находились в рабстве. | Египет |
-
| Столица Ассирии, которую называли «городом львов и крови». | Ниневия |
-
| В каком году Ниневия была завоёвана мидийцами? | В 612 г. до н.э. |
-
| Индийский бог Ганеша, приносил богатство и удачу в дом. Внешним видом он напоминал именно это священное в Древней Индии животное. | Слон |
-
| Бог воды в Древнем Двуречье. | Эа |
-
| Какой главный принцип был положен в основу законов Хаммурапи? | Талиона – «око за око, зуб за зуб» |
-
| С кем сразился в бою пастушок Давид? | Великан Голиаф |
-
| Первые люди согласно Библии сотворённые Богом. | Адам и Ева |
-
| К какой группе принадлежали жители Древней Индии, занимающие самое низкое положение в обществе? | Неприкасаемые |
-
| Имя бога древних евреев. | Яхве |
-
| Крупная река, протекавшая в Древнееврейском царстве. | Иордан |
-
| В каком веке произошёл расцвет Древнееврейского царства? | В X веке до н.э. |
Как хочу я оказаться на Востоке.
В Самарканд товары привезти.
В Тигра и Ефрата вплыть притоки
И к султану во дворец зайти.
Слушать зачарованно ночами
Сказки Шахрезады до утра.
Наслаждаться карими глазами.
Спать в тени деревьев допоздна.
С караваном пересечь пустыню,
На верблюде ехать, без воды.
Выкупить красивую рабыню
И в песках увидеть миражи.
Быть одетым в яркие одежды.
И иметь двух белых скакунов.
Или плыть по морю мне в надежде.
За твой взгляд я жизнь отдать готов.
Но не буду я наверно на Востоке.
Саблю из Дамаска не куплю,
Не попью я их прекрасный кофе,
Но Восток я всё равно люблю.
Конкурс №6 Ты – мне, я –тебе.
Каждая команда приготовила для команды - сопреника вопрос. Вам предоставляется возможность задать свой вопрос своим конкурентам. За вопрос – 2 балла, за правильный ответ – 3 балла.
Жюри подводит итоги игры, и готовится объявить победителя сегодняшней игры, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент (мультфильм «Маугли»).
Ведущий: Жюри готово подвести итоги нашей сегодняшней игры. (Слово жюри и награждение участников и победителей, вручение грамот)