kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции". Разработка включает в себя подробный план-конспект урока и электронную презентацию. Урок соответствует требованиям ФГОС ОО в 5 классах.

Тип урока - комбинированный урок.

Цель урока - ознакомление учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными традициями.

Задачи урока -

образовательная: сформировать у учащихся представление  о любимом общегреческом праздневстве - Олимпийских играх.

развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с текстом учебника, историческим источником, раскрывать содержание иллюстраций, оперировать историческими датами.

воспитательная: воспитывать интерес к истории и уважение к историческому наследию и спортивным традициям, повысить интерес к здоровому образу жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"»

Открытый урок по истории Древнего мира по теме:

«Олимпийские игры в Древней Греции»

МАОУ «Средняя школа №28 им. Г.Ф. Кирдищева» Петропавловск-Камчатский городской округ

Учитель истории: Шаталова Василина Витальевна

Класс: 5 В

Дата проведения:17.02.2015 г.



Присутствовали: директор школы Баневич Е.Ю., соц. педагог Декина Н.В.



Цели урока:

• Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными традициями;

• Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;

Задачи:

обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;

развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;

воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Учебное оборудование: Презентация (слайд-шоу по теме урока), учебник п. 33, карта «Древняя Греция», фрагмент документа «Миф об основании Олимпийских игр» с. 151 (учебник), музыка для проведения физминутки.

Основные понятия, персоналии, даты: Олимпийские игры, Олимпия, атлет, пятиборье, ипподром, стадион, олимпионик, Зевс, 776 г. до н.э.

Методика проведения: А) упражнения (вопросы), которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; Б) Подведение итога опроса и постановка цели урока; В) Передача новых знаний и теории; Г) Упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, интерактивная лекция, здоровьесберегающая технология.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

  3. Актуализация опорных знаний учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Домашнее задание. Рефлексия.



ПЛАН УРОКА:

п/п

Этап урока


Приемы и методы

Время, мин.

1.

Организационный момент


Словесный

2 мин.

2.

Проверка знаний учащихся

Фронтальный письменный опрос


5 мин.

3.

Актуализация опорных знаний учащихся

Словесный (беседа с учащимися)


3 мин.

4.

Основная часть, изучение нового материала


Продуктивный, словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный


20 мин.

5.

Закрепление

Репродуктивный


13 мин.

6.

Домашнее задание. Рефлексия.

Словесный


2 мин.























Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

Настрой учащихся на работу на уроке. Приветствие. Создание благоприятного психологического климата.

- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, сочиненное вашей ровесницей, а ваша задача внимательно меня выслушать и сформулировать тему нашего урока.



В честь древних греческих богов

Начался праздник бегунов.

Спортсмены очень рады:

Опять — Олимпиада!

На стадию бегут атлеты,

Надеясь на победу,

И побеждают первые —

Быстрые, умелые.

Награждают их венком из лавра —

Красивая награда!

Для олимпионика венок —

Лучшая отрада.



Дети формулируют тему урока «Олимпийские игры в древности».



- Молодцы, вы правы.



Перед тем, как приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и запишите на отдельном листе свои ответы – ДА или НЕТ. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. А в конце урока, кто больше наберет баллов, тот и получит самые высокие оценки.

2. Проверка знаний учащихся (5 мин.)

Ответьте письменно на вопросы «да/нет»: (выполняют на отдельном листе)

1. Древняя Греция располагалась на Балканском полуострове? ДА

2. Греция омывается Красным и Черным морями? НЕТ (Ионическим и Эгейскими)

3. Аристофан - создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? НЕТ (Гомер)

4. Греки верили, что их главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп? ДА

5. Полис – это совет знати в Афинах? НЕТ (город-государство)



Проверка, подсчет правильных ответов.

- Молодцы! Вы справились!



3. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала (3 мин)

Учитель: А теперь мы с вами переходим к изучению новой темы «Олимпийские игры в древности». (Слайд 1) На нашем сегодняшнем уроке вы узнаете, когда состоялись самые первые игры? Кто в них участвовал? как они проходили?

В рабочей тетради учащиеся записывают число и тему урока.

Но прежде чем начать нашу работу я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, которое представлено на следующем слайде презентации. (Слайд №2.) Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

4. Основная часть. (20 мин)

Слово учителя: Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. Каждые олимпийские игры начинались с призыва: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» (слайд 3).

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради)(Слайд №4,5). Проводились они 1 раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.

(Слайд 6,7) Олимпийские игры – это регулярные общегреческие спортивные празднества в честь бога Зевса. Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов. Этот город располагался на территории Южной Греции, в северно-западной части полуострова Пелопоннес. Там располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции. На то время, пока длились состязания, прекращались войны, объявлялось священное перемирие. Это делало дороги к Олимпии безопасными. В это же время проводились мирные переговоры между враждующими, желающими уладить конфликты.

?? А почему же Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса?

У древних греков существовал миф об основании Олимпийских игр, давайте с ним познакомимся. (Слайд 8 - Зевс.)

Откройте в учебнике с. 151 и прочитайте фрагмент документа (2-3 мин)

(Слайд 9) Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр. И выделите причины их появления.

Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

(Слайд 10) Основные причины появления Олимпийских игр: запись в тетрадь

1) поклонение богам;

2) стремление жителей Греции показать силу и ловкость.







Учитель:

- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова).

Слайд №11 - учащиеся знакомятся со словами, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их. Записывают в тетрадь.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпионик – победитель О.и.

- А кто же был их участником? Предположения учеников. Ответы учащихся.

(Слайд 12) В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.Из женщин игры могла посещать лишь жрица богини Деметры.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Ответы учащихся.

- Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Места зрители занимали с ночи.

Большинство состязаний проходило на стадионе. (Слайд 13)

Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнес: «Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».

Как вы можете прокомментировать этот факт? Учащиеся предлагают свои комментарии этой истории.

Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.

Пять незабываемых дней.

Задание: С помощью учебника на с. 150, п. 3, 1–2 абзацы, с. 153 абз. 1. Заполните пропуски в тексте. Заполнили, давайте вместе проверим. (слайд 14).

1. В первый день атлеты приносили ____________________ и давали клятву ________________________________.

2. Следующие три дня отводились _________________________________.

3. В последний, пятый день, подводились итоги и победители получали награды, это были -_______________________________.

Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. (слайд 15-18) Это вазы и рисунки древних греков. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции.

Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?

(Слайд 19) Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Начиналось оно с бега.Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить.

После бега атлеты состязались в прыжках в длину.Для усиления толчка атлеты пользовались гирями и во время прыжка выбрасывали руки вперед.

Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность, А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Этому виду спорта посвящена статуя скульптора Мирона «Дискобол». (Слайд 20)

Последним состязанием в пятиборье была борьба. Где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Также интерес у зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие.

Самым захватывающим зрелищем были гонки колесниц.Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки, так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но, если кони приходили первыми, то именно хозяину упряжки, а не возничему присуждалась победа. (Слайд 21)

Ребята, в Древней Греции перед состязаниями атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся (1 мин).

Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. (слайд 22).

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.

Как вы думаете какие?

Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Запишите в своей рабочей тетради.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Организация учебной дискуссии. - посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 11 месячная подготовка, победа не благодаря силам, а провидению богов, зрительные места занимали с ночи и т.д.

Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.

Во скольких Олимпийских играм им не разрешали участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.

5. Закрепление изученного материала. (13 мин)

Итак, мы много интересного узнали и увидели на уроке. Чтобы закрепить наши знания мы проведем викторину «Что мы узнали об Олимпийских играх?» (ответить письменно в тетради)

1 . Где проводились Олимпийские игры? Олимпия

2. Что запрещалось на время проведения игр? Войны

3. В честь какого Бога проводились Олимпийские игры? Зевс

4. Кому был запрещен вход на Олимпийские игры? женщинам

5. Как называли участников состязаний, людей крепкого телосложения? Атлет

6. Где проходили большинство состязаний? Стадион

7. Как называлось место для проведения конных соревнований? ипподром

8. Состязание, которое включало в себя 5 видов спорта? пятиборье

9. Как называли победителя в соревнованиях Древней Греции? олимпионик

10. Когда состоялись первые Олимпийские игры? 776 г. до н.э.

(Слайд 23) Проверка, подсчет баллов с учетом заработанных баллов за проверку знаний учащихся, выставление оценок за урок

Критерии оценок: max=15 баллов

1 – 6 б. – «2»

7 – 9 б. – «3»

10 – 12 б. – «4»

13 – 15 б. – «5»



Вы конечно согласитесь, что очень многим человечество обязано Древней Элладе. На ее земле расцвели науки и литература, театр и архитектура, искусство скульптуры и музыка... Но древние греки больше всего ценили в человеке гармонию, совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции.

Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

6. Домашнее задание:(2 мин)

Обязательно: п. 33 ответить устно на вопросы,

По желанию: подготовить сообщения о легендарных атлетах Древней Греции; и об истории современных Олимпийских игр; придумать рассказ от имени зрителя Олимпийских игр. (слайд 24)

Рефлексия (слайд 25) – задание: на листочках, которые раздал учитель отметить тот смайлик, который соответствует вашей оценки урока:

- многое понял, многому научился

- я удовлетворен своей работой на уроке

- как мало я знаю, мне надо многому научиться

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

Автор: Шаталова Василина Витальевна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства