kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процессы, происходящие в последние годы в гражданско - патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое. Это способствует обогащению содержания гражданско - патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании  гражданских и  патриотических компетенций  у учащихся.

Считаю, что в настоящее время гражданское - патриотическое   образование становится самостоятельным и важным звеном  образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории»

Тема проекта «Формирование гражданско – патриотической компетенции обучающихся »


«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». (Н.М. Карамзин)

Процессы, происходящие в последние годы в гражданско - патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое. Это способствует обогащению содержания гражданско - патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании гражданских и патриотических компетенций у учащихся .

Считаю, что в настоящее время гражданское - патриотическое образование становится самостоятельным и важным звеном образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

 

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Казахстанцев является патриотическое воспитание граждан. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Особая роль в формировании гражданско-патриотической компетенции должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству.

Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию - к стране, в которой ты живешь. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».





АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА


В настоящее время возникает противоречие между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства.

На современном этапе развития российского социально-гуманитарного образования одним из приоритетных направлений является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Обусловлено это тем, что социально-экономические и политические процессы, проходившие в стране в 90-е годы XX века, способствовали резкой дифференциации общества, росту социальной незащищенности, обострению проблем национального экстремизма, что привело к размыванию понимания патриотизма и национального самосознания граждан. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Происходит переоценка жизненных ценностей - снижение престижа образования, спорта, здорового образа жизни в определенных молодежных кругах, развитие устойчивого культа денег и силы, ориентация молодежи на Запад и т.д.

Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история и обществознание как науки и учебные предметы, так как компетентности, формируемые на этих уроках , могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» и «Обществознание» основана моя педагогическая деятельность.

К разработке данного проекта меня подтолкнули некоторые педагогические проблемы:

Первая проблема - специфика социума школы. В нашем селе всего одно предприятие, которое работает не всегда стабильно, многие вынуждены уезжать работать на Север, а семья остается неполной, т.е. дети представлены самим себе…То есть налицо бесконтрольность со стороны родителей и все связанные с этим последствия…

Специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был

компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.

Т.е. в своей педагогической работе мне необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

Во – вторых, Наши выпускники уезжают получать образование, а вот возвращаются в село не все, так наша, в том числе и моя задача состоит в том, чтобы помочь выпускникам найти свое место в селе, Как говорится, Где родился – там и пригодился.


Вторая проблема - заключается в том, что на школьников обрушился огромный поток информации, причем чаще всего негативной, который они сами не в состоянии переварить и применить в жизни. Поэтому одна из моих задач - помочь им , т.е. направить их в нужное русло

Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель, в первую очередь, на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники.. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств обучающихся – гражданско - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.

Новизна проекта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания в школе, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.







Цели и задачи проекта

Целью проекта является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения посредством организации проектной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

  • формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

  • формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

  • формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  • формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

  • использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

  • приобретение опыта проектной деятельности.

Задачи:

образовательные - углубленное изучение обучающимися устройства и принципов функционирования общества, начиная с семьи, школы;

развивающие - развитие потребности общения с людьми; развитие логического мышления, умения держаться на аудитории, лаконично и точно излагая свои мысли, задавать и отвечать на вопросы; развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами;

воспитывающие - формирование коммуникативных качеств, культуры общения, трудолюбия, аккуратности, терпения, взаимопомощи;

- формирование исторического, гражданского мировоззрения;

- формирование бережного отношения людей в обществе

В современной жизни во многом теряются многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни заменяются порой западными идеями и образцами поведения и общения. В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение этнонациональной истории и культуры.

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим первой заповедью человека обозначил чувство родины, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины»1 .

Таким образом, проблема формирования гражданско - патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.

Этапы реализации проекта

I. Диагностико-проектный

Задачи

Содержание

сроки

1.Выбрать тему экспериментальной работы.


2.Разработать содержание проекта, определить круг социальных партнеров, готовых к сотрудничеству.


3.Разработка инструментария для отслеживания планируемых результатов.

4.Проанализировать состояние гражданско-патриотического воспитания в школе



5.Совершенствовать нормативно-правовую базу.

6.Повышение квалификации педагогов.



7.Разработать и реализовать воспитательную деятельность в рамках ФГОС.



8.Планирование деятельности на учебный год по реализации проекта

Провести работу по организации проекта а) знакомство с литературой по организации проекта;

Составление проекта.

Корректировка цели и задач проекта с учебно-воспитательным планом школы.

Подбор тестов, анкет, опросников и т.п.


Обследование уровня сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся и педагогов.

Разработка положений, инструкций и др.

Педсоветы, методические учебы «Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания», семинары, курсы повышения квалификации

Разработка и реализация Проекта «Формирование гражданско-патриотической компетенции обучающихся обучающихся » и учебного плана(внеурочная деятельность)

Ежегодное составление комплексных планов мероприятий с социальными партнерами

Сентябрь-октябрь 2009 г.


Декабрь 2009г.


2009-2010 уч. год



В течение всего периода реализации (1 раз в год)


В течение всего периода

2010-2013г

В течение всего периода

2010-2013г


В течение всего периода

2010-2013г



2011-2013


II. Практический этап (содержательно-деятельный)

Направления реализации проекта:

  • уроки – история, обществознание

НОУ «Эврика»

  • Создание Центра правого просвещения

  • Создание Клуба молодого избирателя

  • Внеурочные мероприятия гражданско – патриотического направления

  • Работа школьного музея истории первой в районе средней школы

Уроки –

Класс

Предмет

Тема

6 класс

Обществознание

Главы «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели»

7 класс

Обществознание

«Человек среди людей»

«Человек и закон»

«Человек и экономика»

«Человек и природа»

8 класс

Обществознание

«Что такое человек», «Человек и природа», «Человек среди людей», «Человек и общество»

9 класс

Обществознание

«Личность и мораль»,

«Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина»

10 класс

Обществознание

«Деятельность и духовный мир человека», «Социально – политическая деятельность человека», «Вопросы экономики»

11 класс

Обществознание

«Цивилизация России», «НТР», «Глобальные проблемы современности», «Духовные ценности современности» и др.

7 класс

История

«Реформы Петра 1»

«Золотой век Екатерины II»

9 класс

История

«Россия на рубеже - XIX - XX веков»

«Российские революции начала ХХ века»

« Гражданская война»

«Сталинская модернизация России»

«Россия и СССР в I и II Мировых войнах»

«СССР в послевоенное время»

«Перестройка в СССР»

«История современной России»

10 класс

История

«Древнерусское государство и общество»

«От Древней Руси – к Московскому царству»

«Особенности объединения русских земель»

«Россия в период Нового времени»

« Россия в XIX веке»

11 класс

История

«Реформы Петра 1»

«Золотой век Екатерины II»

НОУ «Эврика» -

  • Фестивали творческих проектов

  • Участие обучающихся в научно – практических конференция-

Год

Ф.И. обучающихся

Секция

Тема работы

Результат

2008– 2009

Попова Анастасия

Басырова Регина

Краеведение

«История Нижнетроицкой школы»


2008– 2009

Мешкова Анна

Юдина Виктория

Краеведение

«История двух славных семей села Нижнетроицкий»

1 место

2009– 2010

Мешкова Анна

ОБЖ

«Есть такая профессия – Родину защищать»

2 место

2009– 2010

Баширова Аина

Найденик Алена

ЗОЖ

«Влияние музыки на организм человека»

Диплом «За активную работу»

2010 -2011

Мешкова Анна

История

Индустриализация 30-х годов в СССР и Германии: тенденции и противоречия»»


2010 -2011

Мазитова Алина

Психология

«Многодетные семьи в современном мире»



Проектную деятельность организую на трех уровнях:

  • объяснение технологии подготовки ученического проекта на основе рекомендаций ИРО РБ (знание);

  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Технология работы над проектом:

  1. Выбор проблемы

  2. Сбор информации, материала

    1. Социологический опрос (исследование проблемы)

    2. Анализ материалов СМИ

    3. Встречи, интервью

  3. Разработка собственного варианта решения проблемы

  4. Реализация плана действий:

  • Обращение к заинтересованным лицам и организациям

  • Собственное участие

  1. Составление портфолио

  2. Презентация

  3. Рефлексия


Центр правого просвещения –создан в школе в сентябре 2010 года

Просвещение обучающихся, учителей и родителей. Рассмотрены темы :

  • Права ребенка

  • Безопасность детей

  • Жестокое обращение с детьми

  • Памятки родителям

  • Правила поведения

  • Права и обязанности участников образовательного процесса и др.


В каждом классе с 1 по 11 сформированы постоянно пополняющиеся папки «Правовое воспитание», в работу которого вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся


  • Внеурочные мероприятия гражданско – патриотического направления:

- Вахта Памяти;

- Акция «Живая Память»;

- Фестивали инсценированной патриотической песни 1 – 10 классы;

- День живого письма;

- Урок парламентаризма, признанный одним из лучших в районе

- Участие в Праздниках «Шежере»

- Мероприятия к 50-летию полета Гагарина в космос


  • Работа школьного музея истории первой в районе средней школы

- Обучающиеся ведут поисковую работу по истории школы, ведут переписку с выпускниками школы по направлениям – выпускники –медицинские работники, выпускники - военнослужащие и сотрудники МВД ;

- проведение уроков Добра для 1 классов и 11 классов перед Выпускным вечером;

  • Работа Клуба молодого избирателя

Членами Клуба являются обучающиеся 9 – 11 классов. Рассматриваются вопросы:

- Избирательное право

- Избирательная компания

- Выборы и т.д.


- ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1. Пополнение образовательного портала РБ.

2. Сотрудничество с библиотекой.

3. Создание банка методических разработок педагогов.

4. Публикации опыта работы по данному направлению.


III. Рефлексивная деятельность.

Задачи


Содержание деятельности

Сроки исполнения

1.Организация мониторинга сформированности гражданско-правовой компетентности школьников. Самооценка учащихся в вопросах патриотизма и гражданственности.




2.Обобщение опыта работы.





3. Информирование субъектов образовательного сообщества о результатах деятельности.


4.Подвести итоги проекта

Проведение среди школьников опросов, тестирование: «Я – россиянин», включающих:

- проверку понятий гражданско-патриотической направленности; (когнитивные задания)

- выяснения отношения учащихся к определённым ситуациям (рейтинговые задания).

Оформление отчёта по итогам тестирования «Я – россиянин».


Собрать имеющиеся материалы (доклады учителей и учеников, сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, творческие работы учащихся)


Обновление информации страницы школьного сайта «Я - россиянин»





Открытые мероприятия

Ежегодно












В течение реализации проекта




В течение всего периода реализации проекта



2013г.



Методы

Варьируются в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.








Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:


Задачи проекта

Результаты реализации проекта

1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «История», «Обществознание» в части формирования гражданско – патриотической компетенции обучающихся.

1. Созданы современные материально – технические, информационные, дидактические, научно – методические ресурсы для организации компетентностного подхода к преподаванию предмета «История» «Обществознание» в части формирования гражданско –патриотической компетенции обучающихся через проектную деятельность школьников.

2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.

2. Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных


3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда.

3. Обучающиеся 8 – 11 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов.


4. Расширять возможности успешной подготовки выпускников основной школы к освоению программы 3 ступени образования и сознательному выбору жизненного профессионального пути.

4. Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах







Основным инструментом реализации проекта является создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания, главная цель которого - воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще; Целью и конечным результатом воспитания является образ патриота с активной гражданской позицией, способный к созиданию.

Основным критерием эффективности реализации Проекта является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы.


Основными путями решения профессиональных проблем стали:

1. Создание учебно – методического комплекса:

2. Создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в:

а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

б) изучении истории страны через историю своей семьи;

в) применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее.

г) наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

д) индивидуализации работы с одаренными детьми – организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.











ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Программа, которую я использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта первого поколения базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи.

В качестве учебно – методического комплекса, поддерживающего обучение на 2 ступени образования, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует:

*стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;

* современному уровню базовой науки;

* возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

Выбранный мною учебно – методический комплект

* обеспечивает преемственность содержания образования;

* раскрывает межпредметные связи;

* позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;

*активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;

*готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и

науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Для укрепления учебно-методической базы при изучении разделов, содержание которых значительно расширено в новых стандартах, использую следующие учебные пособия, которые регулярно переиздаются

Принципы формирования гражданско – патриотических компетенций

  1. Принцип единства гражданско-патриотического и правового обучения и воспитания. Принцип единства обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания.. Изменения, происходящие в России и мире , современная социокультурная ситуация активно воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

  1. Принцип научности и доступности гражданско – патриотического воспитания. Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы.

Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.

  1. Принцип связи с жизнью, личным опытом . В формировании гражданско – патриотической компетенции учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом обучающихся и учителя, который предполагает расширение, углубление и обогащение знаний обучающихся и одновременно избавление учеников от ошибочных представлений, стереотипов и установок. (Зарецкий И.А. Основные принципы и методы обучения праву в современной школе/ И.А.Зарецкий/ www.pedsovet.org)



КАЧЕСТВО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Переход на реализацию федерального компонента государственных стандартов общего образования по предмету «История» и «Обществознание» я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета (материально – технических, научно – методических, организационных, информационных, финансовых).

Сегодня кабинет «Истории» МБОУ СОШ села Нижнетроицкий – это не только учебная аудитория для занятий в первой и второй половине дня, это – мультимедийный центр, научная лаборатория, библиотека, банк образовательных достижений обучающихся и профессиональных успехов учителя.

Здесь аккумулированы разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания СМИ. Мною собрана значительная по объему и содержанию медиатека.

Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно – коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения обучающимися навыков проектирования, для формирования патриотической компетенции.

Мною создан банк дидактических материалов ко всем содержательным линиям предмета «Истории», в который входит: пакет контролирующих материалов, примерный перечень учебных проектов и алгоритм их создания для самостоятельной, групповой и индивидуальной работы, для 2 и 3 ступеней образования.

В кабинете хранятся проекты, разработанные как в урочное, так и внеурочное время. Все материалы находятся в учебной аудитории, доступны для ознакомления обучающимся и их родителям, представителям педагогической общественности.

В кабинете созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер кабинета истории оформлен согласно санитарно – гигиеническим требованиям, а именно: стены покрашены интерьерной краской в соответствии с цветовой гаммой, определенной рекомендациями СанПИН.

Кабинет зонирован в соответствии с функциональным назначением (удобное рабочее место учителя и обучающихся, компактные места для хранения учебного оборудования, зеленая зона отдыха, библиотека.). Мебель соответствует ростовым группам. Организованы стационарные места для размещения мультимедийной техники.


Что мне помогает в реализации проекта?


Считаю, что путями повышения профессионального и специального мастерства учителя истории, являются объективные и субъективные факторы, среди которых:

  • оптимизация использования материально – технической и учебно - методической базы кабинета истории и школьного музея;

  • систематизация учебно – методического обеспечения кабинета истории в соответствии с современными требованиями, изложенными в Федеральных перечнях минимального оснащения и оборудования учебных кабинетов;

  • формирование общегражданских ценностей через участие в общественной жизни и межличностное взаимодействие; Я была депутатом с/совета 4 созыва, кандидатом в депутаты Курултая и с/совета 6 созыва

  • участие в конкурсах повышенного уровня в области истории – олимпиадах, конференциях; 2010 год – участие во Всероссийской конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», 2011 – Республиканская конференция , посвященная 70 – летию начала Великой Отечественной войны и Межрегиональная НПК «»Отечественная война 1812 года в судьбах народов Южного Урала: актуальные проблемы исторического образования и патриотического воспитания подрастающего поколения»

  • разработка программ, кружков, клубов в соответствии с социальным заказом; привлечение к занятиям максимального числа обучающихся, педагогов, родителей; Программа Центра Правового просвещения.

  • прохождение в установленные сроки базовых курсов переподготовки и повышения квалификации; систематическое повышение специальной компетенции учителя истории, в том числе путем самообразования.

  • 2008 – ИРО РБ «Преподавание истории и обществознания»

  • 2011 – дистанционные курсы «Методика преподавания «Право» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях»




Результаты

В данный момент проект находится на втором этапе , но уже можно подвести промежуточные итоги , о чем могут сказать следующие позиции:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:

1) гражданской компетентности:

- ликвидация правовой безграмотности;

- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;

- профилактика противоправного поведения;

2) установок на активную жизненную позицию:

- построение взаимоотношений У-У, У-П, У-Р, П-Р на основе уважения прав человека, толерантности;

- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;

- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.


2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп;

- формирование терпимости к этим традициям;

- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;

- профилактика национальной, религиозной неприязни;

- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;

- формировать здоровый образ жизни.


3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей.

- создание условий для самореализации ученика.

- формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;

- учить уважать мнение другого;

- уметь слушать и слышать оппонента;

- развивать лидерские качества;

- привлекать школьников к решению социальных проблем;

- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.





ХАРАКТЕРИСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ


Принцип оценивания процесса, а не результатов деятельности. Особенности формирования гражданско – патриотической компетенции как явления обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга этой работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности гражданско – патриотической компетенции обучающихся может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.

Признаки гражданской компетентности обучающихся:
  • - Способность к развитию своего интеллектуального потенциала;

  • - Понимание себя;

  • - Организация себя на деятельность, умение планировать свою деятельность;

  • - Умение принимать решения;

  • - Способность нести ответственность за принятое решение и его результаты;

  • - Способность работать в коллективе и индивидуально, начать и закончить работу;

  • - Способность составить программу собственного личностного роста;

  • - Способность реализовать собственную программу образования;

  • - Навыки критического (аналитического) мышления;

  • - Умение искать и использовать необходимую информацию;

  • - Умение изучать, думать, сотрудничать;

  • - Умение приниматься за дело и завершать его.


Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.











Литература:


1.Конституция Российской Федерации// Российская газета № 237 от 25.12.1993 г.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 1996, №3. 150 с.

3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года// Собрание законодательства РФ, 2002. №1 (4.2 ). 119 с.

4. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 голы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

5.Федеральный государственный образовательный стандарт

6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

7.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;

8. Закон РФ «Об образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья)

9. Н.Ю. Бухарева. История и обществознание. Технологии гражданского образования//Учитель., Волгоград, 2008


10.  Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподаваниеистории и обществознания в шк. -2002.-№9.-С. 22-33.

11. Боголюбов Л. Н. Компетентностный подход к отбору содержания // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. - № 2. - С.19-21.


12. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного процесса (о новых подходах в правовом обучении)//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. -С. 27-34.

13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.


1 Валеев И.И. Нравственные уроки Мустая Карима – Уфа. Китап. 208.с.10

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории

Автор: Дюсенова Сания Галимжановна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-tieatr-po-poviesti-n-v-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "119991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413566007"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок - спектакль. «Колобок в Новосибирске» "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-spiektakl-kolobok-v-novosibirskie"
    ["file_id"] => string(6) "124852"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414822918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект "Великая Отечественная война и Великая Победа" "
    ["seo_title"] => string(62) "proiekt-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-i-vielikaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "206179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430124392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства