Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории
Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории
Процессы, происходящие в последние годы в гражданско - патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое. Это способствует обогащению содержания гражданско - патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании гражданских и патриотических компетенций у учащихся.
Считаю, что в настоящее время гражданское - патриотическое образование становится самостоятельным и важным звеном образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско- патриотической компетенции на уроках истории»
Тема проекта «Формирование гражданско – патриотической компетенции обучающихся »
«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». (Н.М. Карамзин)
Процессы, происходящие в последние годы в гражданско - патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое. Это способствует обогащению содержания гражданско - патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании гражданских и патриотических компетенций у учащихся .
Считаю, что в настоящее время гражданское - патриотическое образование становится самостоятельным и важным звеном образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Казахстанцев является патриотическое воспитание граждан. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу, учащийся утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Особая роль в формировании гражданско-патриотической компетенции должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству.
Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию - к стране, в которой ты живешь. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием специально формируемой у учащихся гражданской компетенции, обеспечивающей им знания, навыки и готовность принять участие в общественной жизни государства.
На современном этапе развития российского социально-гуманитарного образования одним из приоритетных направлений является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Обусловлено это тем, что социально-экономические и политические процессы, проходившие в стране в 90-е годы XX века, способствовали резкой дифференциации общества, росту социальной незащищенности, обострению проблем национального экстремизма, что привело к размыванию понимания патриотизма и национального самосознания граждан. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Происходит переоценка жизненных ценностей - снижение престижа образования, спорта, здорового образа жизни в определенных молодежных кругах, развитие устойчивого культа денег и силы, ориентация молодежи на Запад и т.д.
Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.
Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история и обществознание как науки и учебные предметы, так как компетентности, формируемые на этих уроках , могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» и «Обществознание» основана моя педагогическая деятельность.
К разработке данного проекта меня подтолкнули некоторые педагогические проблемы:
Первая проблема - специфика социума школы. В нашем селе всего одно предприятие, которое работает не всегда стабильно, многие вынуждены уезжать работать на Север, а семья остается неполной, т.е. дети представлены самим себе…То есть налицо бесконтрольность со стороны родителей и все связанные с этим последствия…
Специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был
компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.
Т.е. в своей педагогической работе мне необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.
Во – вторых, Наши выпускники уезжают получать образование, а вот возвращаются в село не все, так наша, в том числе и моя задача состоит в том, чтобы помочь выпускникам найти свое место в селе, Как говорится, Где родился – там и пригодился.
Вторая проблема - заключается в том, что на школьников обрушился огромный поток информации, причем чаще всего негативной, который они сами не в состоянии переварить и применить в жизни. Поэтому одна из моих задач - помочь им , т.е. направить их в нужное русло
Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель, в первую очередь, на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники.. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств обучающихся – гражданско - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции.
Новизна проекта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания в школе, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.
Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения посредством организации проектной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:
формирования понимания Родины на различных этапах развития России;
формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
формирование специальных и исследовательских умений и навыков;
использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
приобретение опыта проектной деятельности.
Задачи:
образовательные - углубленное изучение обучающимися устройства и принципов функционирования общества, начиная с семьи, школы;
развивающие - развитие потребности общения с людьми; развитие логического мышления, умения держаться на аудитории, лаконично и точно излагая свои мысли, задавать и отвечать на вопросы; развитие творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его возможностями и интересами;
воспитывающие - формирование коммуникативных качеств, культуры общения, трудолюбия, аккуратности, терпения, взаимопомощи;
- формирование исторического, гражданского мировоззрения;
- формирование бережного отношения людей в обществе
В современной жизни во многом теряются многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни заменяются порой западными идеями и образцами поведения и общения. В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение этнонациональной истории и культуры.
Народный поэт Башкортостана Мустай Карим первой заповедью человека обозначил чувство родины, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины»1 .
Таким образом, проблема формирования гражданско - патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.
Этапы реализации проекта
I. Диагностико-проектный
Задачи
Содержание
сроки
1.Выбрать тему экспериментальной работы.
2.Разработать содержание проекта, определить круг социальных партнеров, готовых к сотрудничеству.
3.Разработка инструментария для отслеживания планируемых результатов.
4.Проанализировать состояние гражданско-патриотического воспитания в школе
5.Совершенствовать нормативно-правовую базу.
6.Повышение квалификации педагогов.
7.Разработать и реализовать воспитательную деятельность в рамках ФГОС.
8.Планирование деятельности на учебный год по реализации проекта
Провести работу по организации проекта а) знакомство с литературой по организации проекта;
Составление проекта.
Корректировка цели и задач проекта с учебно-воспитательным планом школы.
Подбор тестов, анкет, опросников и т.п.
Обследование уровня сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся и педагогов.
Разработка положений, инструкций и др.
Педсоветы, методические учебы «Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания», семинары, курсы повышения квалификации
Разработка и реализация Проекта «Формирование гражданско-патриотической компетенции обучающихся обучающихся » и учебного плана(внеурочная деятельность)
Ежегодное составление комплексных планов мероприятий с социальными партнерами
Сентябрь-октябрь 2009 г.
Декабрь 2009г.
2009-2010 уч. год
В течение всего периода реализации (1 раз в год)
В течение всего периода
2010-2013г
В течение всего периода
2010-2013г
В течение всего периода
2010-2013г
2011-2013
II. Практический этап (содержательно-деятельный)
Направления реализации проекта:
уроки – история, обществознание
НОУ «Эврика»
Создание Центра правого просвещения
Создание Клуба молодого избирателя
Внеурочные мероприятия гражданско – патриотического направления
Работа школьного музея истории первой в районе средней школы
Уроки –
Класс
Предмет
Тема
6 класс
Обществознание
Главы «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели»
7 класс
Обществознание
«Человек среди людей»
«Человек и закон»
«Человек и экономика»
«Человек и природа»
8 класс
Обществознание
«Что такое человек», «Человек и природа», «Человек среди людей», «Человек и общество»
9 класс
Обществознание
«Личность и мораль»,
«Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина»
10 класс
Обществознание
«Деятельность и духовный мир человека», «Социально – политическая деятельность человека», «Вопросы экономики»
11 класс
Обществознание
«Цивилизация России», «НТР», «Глобальные проблемы современности», «Духовные ценности современности» и др.
7 класс
История
«Реформы Петра 1»
«Золотой век Екатерины II»
9 класс
История
«Россия на рубеже - XIX - XX веков»
«Российские революции начала ХХ века»
« Гражданская война»
«Сталинская модернизация России»
«Россия и СССР в I и II Мировых войнах»
«СССР в послевоенное время»
«Перестройка в СССР»
«История современной России»
10 класс
История
«Древнерусское государство и общество»
«От Древней Руси – к Московскому царству»
«Особенности объединения русских земель»
«Россия в период Нового времени»
« Россия в XIX веке»
11 класс
История
«Реформы Петра 1»
«Золотой век Екатерины II»
НОУ «Эврика» -
Фестивали творческих проектов
Участие обучающихся в научно – практических конференция-
Год
Ф.И. обучающихся
Секция
Тема работы
Результат
2008– 2009
Попова Анастасия
Басырова Регина
Краеведение
«История Нижнетроицкой школы»
2008– 2009
Мешкова Анна
Юдина Виктория
Краеведение
«История двух славных семей села Нижнетроицкий»
1 место
2009– 2010
Мешкова Анна
ОБЖ
«Есть такая профессия – Родину защищать»
2 место
2009– 2010
Баширова Аина
Найденик Алена
ЗОЖ
«Влияние музыки на организм человека»
Диплом «За активную работу»
2010 -2011
Мешкова Анна
История
Индустриализация 30-х годов в СССР и Германии: тенденции и противоречия»»
2010 -2011
Мазитова Алина
Психология
«Многодетные семьи в современном мире»
Проектную деятельность организую на трех уровнях:
объяснение технологии подготовки ученического проекта на основе рекомендаций ИРО РБ (знание);
выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);
самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).
Технология работы над проектом:
Выбор проблемы
Сбор информации, материала
Социологический опрос (исследование проблемы)
Анализ материалов СМИ
Встречи, интервью
Разработка собственного варианта решения проблемы
Реализация плана действий:
Обращение к заинтересованным лицам и организациям
Собственное участие
Составление портфолио
Презентация
Рефлексия
Центр правого просвещения –создан в школе в сентябре 2010 года –
Просвещение обучающихся, учителей и родителей. Рассмотрены темы :
Права ребенка
Безопасность детей
Жестокое обращение с детьми
Памятки родителям
Правила поведения
Права и обязанности участников образовательного процесса и др.
В каждом классе с 1 по 11 сформированы постоянно пополняющиеся папки «Правовое воспитание», в работу которого вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся
- Фестивали инсценированной патриотической песни 1 – 10 классы;
- День живого письма;
- Урок парламентаризма, признанный одним из лучших в районе
- Участие в Праздниках «Шежере»
- Мероприятия к 50-летию полета Гагарина в космос
Работа школьного музея истории первой в районе средней школы
- Обучающиеся ведут поисковую работу по истории школы, ведут переписку с выпускниками школы по направлениям – выпускники –медицинские работники, выпускники - военнослужащие и сотрудники МВД ;
- проведение уроков Добра для 1 классов и 11 классов перед Выпускным вечером;
Работа Клуба молодого избирателя
Членами Клуба являются обучающиеся 9 – 11 классов. Рассматриваются вопросы:
- Избирательное право
- Избирательная компания
- Выборы и т.д.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1. Пополнение образовательного портала РБ.
2. Сотрудничество с библиотекой.
3. Создание банка методических разработок педагогов.
4. Публикации опыта работы по данному направлению.
III. Рефлексивная деятельность.
Задачи
Содержание деятельности
Сроки исполнения
1.Организация мониторинга сформированности гражданско-правовой компетентности школьников. Самооценка учащихся в вопросах патриотизма и гражданственности.
2.Обобщение опыта работы.
3. Информирование субъектов образовательного сообщества о результатах деятельности.
4.Подвести итоги проекта
Проведение среди школьников опросов, тестирование: «Я – россиянин», включающих:
- выяснения отношения учащихся к определённым ситуациям (рейтинговые задания).
Оформление отчёта по итогам тестирования «Я – россиянин».
Собрать имеющиеся материалы (доклады учителей и учеников, сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, творческие работы учащихся)
Обновление информации страницы школьного сайта «Я - россиянин»
Открытые мероприятия
Ежегодно
В течение реализации проекта
В течение всего периода реализации проекта
2013г.
Методы
Варьируются в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.
Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта позволила осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:
Задачи проекта
Результаты реализации проекта
1. Обеспечить материально – технические, учебно – методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «История», «Обществознание» в части формирования гражданско – патриотической компетенции обучающихся.
1. Созданы современные материально – технические, информационные, дидактические, научно – методические ресурсы для организации компетентностного подхода к преподаванию предмета «История» «Обществознание» в части формирования гражданско –патриотической компетенции обучающихся через проектную деятельность школьников.
2.Осуществлять компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.
2. Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных
3.Научить обучающихся применять полученные знания на практике, публично представлять продукты своего труда.
3. Обучающиеся 8 – 11 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов.
4. Расширять возможности успешной подготовки выпускников основной школы к освоению программы 3 ступени образования и сознательному выбору жизненного профессионального пути.
4. Готовность обучающихся к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними, выраженное в активной жизненной позиции, которая измеряется участием обучающихся в социально значимых проектах
Основным инструментом реализации проекта является создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания, главная цель которого - воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще; Целью и конечным результатом воспитания является образ патриота с активной гражданской позицией, способный к созиданию.
Основным критерием эффективности реализации Проекта является степень готовности и стремления учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы.
Основными путями решения профессиональных проблем стали:
1. Создание учебно – методического комплекса:
2. Создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в:
а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;
б) изучении истории страны через историю своей семьи;
в) применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее.
г) наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;
д) индивидуализации работы с одаренными детьми – организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа, которую я использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта первого поколения базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи.
В качестве учебно – методического комплекса, поддерживающего обучение на 2 ступени образования, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует:
*стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;
* современному уровню базовой науки;
* возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
Выбранный мною учебно – методический комплект
* обеспечивает преемственность содержания образования;
* раскрывает межпредметные связи;
* позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;
*активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;
*готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней.
Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Для укрепления учебно-методической базы при изучении разделов, содержание которых значительно расширено в новых стандартах, использую следующие учебные пособия, которые регулярно переиздаются
Принципы формирования гражданско – патриотических компетенций
Принцип единства гражданско-патриотического и правового обучения и воспитания. Принцип единстваобучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которымобучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания.. Изменения, происходящие в России и мире , современная социокультурная ситуация активно воздействует на образование, требует от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Принцип научности и доступности гражданско – патриотического воспитания. Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.
Принцип связи с жизнью, личным опытом . В формировании гражданско – патриотической компетенции учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом обучающихся и учителя, который предполагает расширение, углубление и обогащение знаний обучающихся и одновременно избавление учеников от ошибочных представлений, стереотипов и установок. (Зарецкий И.А. Основные принципы и методы обучения праву в современной школе/ И.А.Зарецкий/ www.pedsovet.org)
КАЧЕСТВО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Переход на реализацию федерального компонента государственных стандартов общего образования по предмету «История» и «Обществознание» я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета (материально – технических, научно – методических, организационных, информационных, финансовых).
Сегодня кабинет «Истории» МБОУ СОШ села Нижнетроицкий – это не только учебная аудитория для занятий в первой и второй половине дня, это – мультимедийный центр, научная лаборатория, библиотека, банк образовательных достижений обучающихся и профессиональных успехов учителя.
Здесь аккумулированы разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания СМИ. Мною собрана значительная по объему и содержанию медиатека.
Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно – коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения обучающимися навыков проектирования, для формирования патриотической компетенции.
Мною создан банк дидактических материалов ко всем содержательным линиям предмета «Истории», в который входит: пакет контролирующих материалов, примерный перечень учебных проектов и алгоритм их создания для самостоятельной, групповой и индивидуальной работы, для 2 и 3 ступеней образования.
В кабинете хранятся проекты, разработанные как в урочное, так и внеурочное время. Все материалы находятся в учебной аудитории, доступны для ознакомления обучающимся и их родителям, представителям педагогической общественности.
В кабинете созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер кабинета истории оформлен согласно санитарно – гигиеническим требованиям, а именно: стены покрашены интерьерной краской в соответствии с цветовой гаммой, определенной рекомендациями СанПИН.
Кабинет зонирован в соответствии с функциональным назначением (удобное рабочее место учителя и обучающихся, компактные места для хранения учебного оборудования, зеленая зона отдыха, библиотека.). Мебель соответствует ростовым группам. Организованы стационарные места для размещения мультимедийной техники.
Что мне помогает в реализации проекта?
Считаю, что путями повышения профессионального и специального мастерства учителя истории, являются объективные и субъективные факторы, среди которых:
оптимизация использования материально – технической и учебно - методической базы кабинета истории и школьного музея;
систематизация учебно – методического обеспечения кабинета истории в соответствии с современными требованиями, изложенными в Федеральных перечнях минимального оснащения и оборудования учебных кабинетов;
формирование общегражданских ценностей через участие в общественной жизни и межличностное взаимодействие; Я была депутатом с/совета 4 созыва, кандидатом в депутаты Курултая и с/совета 6 созыва
участие в конкурсах повышенного уровня в области истории – олимпиадах, конференциях; 2010 год – участие во Всероссийской конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», 2011 – Республиканская конференция , посвященная 70 – летию начала Великой Отечественной войны и Межрегиональная НПК «»Отечественная война 1812 года в судьбах народов Южного Урала: актуальные проблемы исторического образования и патриотического воспитания подрастающего поколения»
разработка программ, кружков, клубов в соответствии с социальным заказом; привлечение к занятиям максимального числа обучающихся, педагогов, родителей; Программа Центра Правового просвещения.
прохождение в установленные сроки базовых курсов переподготовки и повышения квалификации; систематическое повышение специальной компетенции учителя истории, в том числе путем самообразования.
2008 – ИРО РБ «Преподавание истории и обществознания»
2011 – дистанционные курсы «Методика преподавания «Право» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях»
Результаты
В данный момент проект находится на втором этапе , но уже можно подвести промежуточные итоги , о чем могут сказать следующие позиции:
1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:
1) гражданской компетентности:
- ликвидация правовой безграмотности;
- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;
- профилактика противоправного поведения;
2) установок на активную жизненную позицию:
- построение взаимоотношений У-У, У-П, У-Р, П-Р на основе уважения прав человека, толерантности;
- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;
- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.
2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:
- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп;
- формирование терпимости к этим традициям;
- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;
- профилактика национальной, религиозной неприязни;
- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;
- формировать здоровый образ жизни.
3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов, родителей.
- создание условий для самореализации ученика.
- формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;
- учить уважать мнение другого;
- уметь слушать и слышать оппонента;
- развивать лидерские качества;
- привлекать школьников к решению социальных проблем;
- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ
Принцип оценивания процесса, а не результатов деятельности. Особенности формирования гражданско – патриотической компетенции как явления обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга этой работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности гражданско – патриотической компетенции обучающихся может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.
Признаки гражданской компетентности обучающихся:
- Способность к развитию своего интеллектуального потенциала;
- Понимание себя;
- Организация себя на деятельность, умение планировать свою деятельность;
- Умение принимать решения;
- Способность нести ответственность за принятое решение и его результаты;
- Способность работать в коллективе и индивидуально, начать и закончить работу;
- Способность составить программу собственного личностного роста;
- Способность реализовать собственную программу образования;
- Навыки критического (аналитического) мышления;
- Умение искать и использовать необходимую информацию;
- Умение изучать, думать, сотрудничать;
- Умение приниматься за дело и завершать его.
Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.
Литература:
1.Конституция Российской Федерации// Российская газета № 237 от 25.12.1993 г.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Собрание законодательства РФ. 1996, №3. 150 с.
3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года// Собрание законодательства РФ, 2002. №1 (4.2 ). 119 с.
4. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 голы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
5.Федеральный государственный образовательный стандарт
6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
7.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
8. Закон РФ «Об образовании» ст.14, п. 1,2,4, ст. 51, п.1,2 (охрана здоровья)
9. Н.Ю. Бухарева. История и обществознание. Технологии гражданского образования//Учитель., Волгоград, 2008
10. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподаваниеистории и обществознания в шк. -2002.-№9.-С. 22-33.
11. Боголюбов Л. Н. Компетентностный подход к отбору содержания // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. - № 2. - С.19-21.
12. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного процесса (о новых подходах в правовом обучении)//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. -С. 27-34.
13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}