kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это заключительный урок  в системе уроков по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели:

•        Образовательная - познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".

•        Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

•        Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся является важнейшей составляющей любого образовательного процесса. Умение обработать и систематизировать полученную информацию, создать письменный документ любой структуры, вести диалог – неоценимые качества современного человека. Считаю, что работа по развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся должна быть постоянной и носить практическую направленность. Сохранить мотивацию к обучению помогают мне компетентностно-ориентированные задания.

Применение компетентностно-ориентированных заданий в системе позволяет обучающимся:

  • Формировать ключевые компетенции.
  • Развить мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
  • Активизировать творческие и познавательные способности.
  • Изменить эмоциональную тональность общения с учителем: на уроке возникает атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в совместной деятельности.
  • Сохранить устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.

Тип урока: повторение-обобщение. При этом использовалась организационная форма: урок-театр.

Предварительная подготовка (стимул). Стимул при создании КОЗ предполагает контекст задания и мотивирует на его выполнение: за две недели до урока предлагается уч-ся разделиться на 4 группы. Каждый ребенок может выбрать то, что ему ближе и интереснее. Работа в группе требует от учащихся умения прислушиваться друг к другу, принимать нужную точку зрения, строить высказывания так, чтобы слушателям все было понятно.

1 группа «Историки» (информационная компетенция) - уч-ся собирают информацию об истории праздника Рождество Христово, обрядах и традициях этого праздника;

2 группа «Актеры» (самоменеджмент)

1.      Сценка «Оксана у зеркала» - уч-ся инсценируют эпизод из повести «Оксана у зеркала», подбор актеров;

2.      Сценка «У Солохи» - уч-ся инсценируют эпизод из повести «В гостях у Солохи», подбор актеров;

3 группа «Режиссеры» (коммуникативная компетенция) – уч-ся снимают  видеоролик традиционного обряда на Рождество Колядки, подбор актеров;

4 группа «IT-специалисты» (информационная компетенция) – уч-ся создают презентацию «В преддверии праздника».

Необходимо помнить, что, используя компетентностно-ориентированные задания, я формирую информационную и коммуникативную компетенции обучающегося.

Структура урока (время на уроке распределено рационально):

I. Организационный момент

II.Основная часть. Погружение в тему урока

III. Представление продуктов деятельности

IV. Рефлексия «Синквейн»

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание «Интервью»

Связи между этапами урока логичны. Обучающиеся на уроке работали активно, каждый принимал участие в процессе урока.  Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке. Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к данному произведению Н. В. Гоголя. Мною используется демократический стиль общения, тактичность, естественность поведения и спокойствие.

Все этапы урока были достаточно серьезно продуманы и подготовлены. Удалось успешно управлять классным коллективом в процессе проведения урока. Использование презентации, видеофрагмента, инсценировок  на уроке способствовало развитию интереса к предмету. Полностью реализованы поставленные цели. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» »

Урок литературы по теме: «В преддверии праздника…».

Обобщающий урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Класс: 6 «Э»

Цели:

  • Образовательная - познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".

  • Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

  • Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В преддверии праздника» (4 группа), портрет Н. В. Гоголя

Тип урока: повторение-обобщение

Организационная форма: урок-театр

Предварительная подготовка (стимул): за две недели до урока предлагается уч-ся разделиться на 4 группы. Каждый ребенок может выбрать то, что ему ближе и интереснее.

1 группа «Историки» (информационная компетенция) - уч-ся собирают информацию об истории праздника Рождество Христово, обрядах и традициях этого праздника;

2 группа «Актеры» (самоменеджмент)

  1. Сценка «Оксана у зеркала» - уч-ся инсценируют эпизод из повести «Оксана у зеркала», подбор актеров;

  2. Сценка «У Солохи» - уч-ся инсценируют эпизод из повести «В гостях у Солохи», подбор актеров;

3 группа «Режиссеры» (коммуникативная компетенция) – уч-ся снимают видеоролик традиционного обряда на Рождество Колядки, подбор актеров;

4 группа «IT-специалисты» (информационная компетенция) – уч-ся создают презентацию «В преддверии праздника»

ХОД УРОКА

Форма отчета уч-ся

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Сегодня, я уверена, получится яркий и незабываемый урок, урок-концерт.

II.Основная часть. Погружение в тему урока

Звучит музыка

1. Заходит Гоголь (ученик-актер), садится за стол, берет перо и начинает писать…

- Так, надо что-то писать, сочинить. Но что? Про что? Ничего в голову не лезет. Хм, а сейчас же зима на дворе, и совсем скоро праздник Рождество Христово. Великий праздник. А может написать что-нибудь этакое про Рождество или что-то, связанное с этим праздником? Схожу-ка я до Пушкина, посоветуюсь… (Встает и уходит)

III. Представление продуктов деятельности

2. Заходит девочка и рассказывает про Рождество (1 группа)

- Рождество Христово — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. 7 января - в этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается по сей день.

3. Заходит Гоголь и снова садится за стол…

- Решено, буду писать про Рождество… Ммм… И как я назову свое творение? Рождественские встречи, нет… Утро после Рождества, нет, нет. «Ночь перед Рождеством», точно. Эврика! Пусть будет так…

Начинает писать:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа»

- Интересно, а все ли знают, что такое колядовать? Замечательное занятие и увлекательное. Когда я был еще совсем юным парубком, то занимался этим делом. Коляда, коляда. Отворяйте ворота!

4. Входит девочка и рассказывает про колядки: (1 группа)

- Одна из рождественских традиций — петь колядки на Рождество. Этот ранее языческий обычай с принятием христианства превратился в прославление Иисуса Христа. Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы. Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми. Обряд колядования все еще популярен в народе, хотя и уже успел утратить свой изначальный смысл. Сейчас Вы увидите, как можем колядовать мы. Внимание на интерактивную доску!

5. Видео «Коляда» (3 группа)

Гоголь пишет и начинает говорить вслух:

«Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица». Да, хороши дивчины в Украине, красивые и статные, гордые и смелые.

6. Сценка «Оксана у зеркала» (2 группа)
ОКСАНА: Шо, кажите мне, я гарна дивчина чи ни? Ой, гарна, дюже гарна!

Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

Тихо входит Вакула.

Вакула. Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится и ещё хвалит себя вслух.
Оксана (обернувшись, увидела кузнеца и вскрикнула). Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою?
Вакула. Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана. Кто же тебе запрещает? Говори и гляди. (Садится на лавку).
Вакула. Позволь и мне сесть возле тебя?
Оксана (оттолкнув его). Поди прочь! Ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал своею сажею. (Отходит от него и снова охорашивается перед зеркалом.) Правда ли, что твоя мать ведьма?
Вакула. Что мне до матери? Ты у меня и мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете!
Оксана. Видишь, какой ты!.. Однако ж дивчата не приходят… Что б это значило? Мне становится скучно!
Вакула. Так тебе весело с ними?
Оксана. Да уж веселее, чем с тобою. А! Кто-то стукнул. Верно, дивчата. (Ушла).
Вакула (один). Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Ей я не так дорог, как перержавевшая подкова.

Вакула рассказывает стих.

Есть дивчина одна,
Шо мене чарувала.
Все серденько вона
Мне на части порвала.
Ридна Оксана, так тэбэ я кохаю!
Ты у мени едина, тильки ты повирь!
Гарна Оксана, выходи до сараю,
Погутарим с тобою до зари!
Я добуду тэбэ
Золоты черевички
И достану с нэбэс
Наикращую птичку!
Ридна Оксана, так тэбэ я кохаю!
Ты у мени едина, только ты повирь!
Гарна Оксана, выходи до сараю,
Погутарим с тобою до зари!
Гоголь пишет и говорит:

- Известно, что - Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях. Так, и у меня тоже будут и черт, и ведьма. И назову я ведьму Солоха. «Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков. К ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович и козак Чуб, и козак Касьян Свербыгуз.

7. Сценка «У Солохи» (2 группа)

Солоха. Мешки Вакула принёс, пусть же сам и вынесет!
Чёрт (прыгнул к Солохе). Пожалуйте ручку.
Солоха (протягивает ему руку). Нате!
Чёрт (целует руку). Ох!
Солоха Ты кушай, кушай, дорогой чертенок!
Вдруг раздается стук в дверь, и слышится голос Головы

Голова Солоха, открывай скорее! Это я, голова.
Чёрт. Это голова! Слышишь, Солоха? Куда хочешь, девай меня.
Солоха. Полезай в мешок. (Уходит).

Голова взял огурец, пристает к Солохе. Тут слышится стук в дверь и голос дьяка.

Дьяк Распрекрасная Солоха!!!

Голова Спрячь меня куда-нибудь. мне не хочется встретится с дьяком.

Солоха. Ох, Вы-то, пухлявый. Полезайте в мешок. (Уходит).

Дьяк вошел покряхтивая и потирая руки. Потом он подошел ближе к Солохе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими пальцами до ее руки.

Дьяк А что это у Вас, великолепная Солоха? (сказав это, он отскочил назад)

Солоха Как что? Осип Никифорович, рука!

Дьяк Ах, да. Рука. Точно. (начинает кушать)

Дьяк А это что у Вас, дражайшая Солоха? (схватив ее слегка за шею и таким же порядком отскочив назад)

Солоха Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.

Дьяк Гм… Шея… Извините. А это что у Вас, несравненная Солоха!

И тут стук в дверь, слышится голос Чуба

Чуб Открывай, Солоха. Гость пришел.

Дьяк Ради бога, добродетельная Солоха. Ваша доброта, как говорит писание Луки, глава трин… трина… Стучатся, ей-богу, стучатся! Ох, спрячьте меня куда-нибудь!

Чуб Здравствуй? Солоха! Ты? может быть? не ожидала меня, а? правда, не ожидала? Может быть, я помешал.

Солоха Нет, уважаемый, в самый раз…

Чуб Ну, Солоха… Угости меня чем-нибудь. Послал же бог такую ночь перед рождеством…

Стук в дверь и слышится голос Вакулы

Вакула Отвори!

Чуб Стучится кто-то!

Вакула Отвори!

Чуб Слышишь, Солоха, спрячь меня. Не хочу показаться дьявольскому сыну, выродку проклятому.

Солоха (Вакуле) Да, да, сейчас секунду, сыночек!

Вакула. Неужели не выбьется из ума моего это негодная Оксана? Не хочу думать о ней, а всё думается. И, как нарочно, о ней одной только. Отчего это так, что дума против воли лезет в голову? (Задумался. Увидел мешки.) Зачем здесь лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда! Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая ерунда. Отнесу их в кузницу. (Хочет поднять мешок.) Кой чёрт! Мешки стали как будто тяжелее прежнего. Тут, верно, положено ещё что-нибудь, кроме угля. Дурень я! Я и позабыл, что теперь мне кажется всё тяжелее. Скоро буду от ветра валиться. Что я за баба! Не дам никому смеяться над собой! Хоть десять таких мешков – все подниму. Что, в самом деле? Как будто уже всё пропало. Попробую ещё одно средство: пойду к пузатому запорожцу Пацюку. Он, говорят, знает всех чертей и всё сделает, что захочет. (Взваливает на себя мешок и уходит).

8. Говорит Гоголь:

- Да, любовь, штука сложная. Хоть я и не поэт, а писатель, скажу стихами

Проклятая любовь всему виной.

Кто ей поддастся, тот утратит разом

Свою свободу, мужество и разум.

Ладно, сделаем так…. Вакула принесет ей черевички, которые носит сама государыня. И будет все у них хорошо. И согласится Оксана за Вакулу замуж пойти. Ведь все-таки Рождество… А все желания и мечты в этот великий праздник должны сбываться.

IV. Рефлексия «Синквейн»

Уч-ся сочиняют синквейн (пятистишие), посвященный уроку «В преддверии праздника…»

V. Подведение итогов урока

  • В чем тайна нашей любви к Гоголю?

  • Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений?

  • Хочется ли отдельные фрагменты или произведение в целом прочитать еще раз?

VI. Домашнее задание «Интервью»

- Представьте такую ситуацию, что Вы интервьюер. И беседовать Вам предстоит с самим Н. В. Гоголем – великим писателем, автором повести «Ночь перед Рождеством». Какие вопросы Вы будете задавать Гоголю?




2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Автор: Сушкова Светлана Юрьевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства