kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

900 дней и ночей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать в качестве внеклассного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«900 дней и ночей»

Урок мужества « Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором», посвященный блокаде Ленинграда. По Литературному произведению: Богданова Н. «Бессмертный горнист».

 

Рассказ учителя: Сегодня мы будем говорить об очень страшном событии ВОВ – это блокада города Ленинграда. Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, которая намеревалась захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт-Петербург). Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши немецкими войсками. Началась блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней. Что такое 900 дней – это почти три года мучений, голода, холода, бомбежек, обстрелов, смерти.

 

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Были сокращены нормы продовольствия. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из жмыха, целлюлозы, обойной пыли, ржаной муки низкого качества. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Но город не сдался врагу. Город выжил в страшном вражеском кольце, потому что все его жители, все его защитники сделали невозможное.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город! (Суслов В.)

 

Как же выживали люди в это страшное время? Чем они занимались? Как жили дети в это время? Что с ними со всеми происходило?

На эти вопросы нам поможет ответить книга Николая Богданова «Бессмертный горнист».  Чтение произведения с показом слайдов и комментариями учителя.

Комментарии учителя:

В Ленинграде в это время было очень холодно. Стояла зима 1942 года. Зима морозная. Жители города очень страдали от этого. Им нечем было топить свои квартиры. Электроэнергии в домах не было. Водопровод замерз. Люди ходили за водой на реку Неву. ( слайды 1-10)

Комментарии учителя:

Многие дети в то время шли работать на ленинградские заводы. Мужчин не хватало, и к станкам вставали женщины, старики, дети. Кто-то из ребят ходил в госпиталь (больницу) и помогал раненым, кто-то дежурил по ночам на крышах ленинградских домов, чтобы тушить бомбы-зажигалки. Все понимали, что это необходимо, чтобы выжить. Во время блокады в Ленинграде работали школы, работали театры. Жители города как-бы показывали фашистам, что их нельзя сломить. Они живы и будут жить дальше, не смотря ни на что. ( слайд 16)

Комментарии учителя:

Чтобы спасти жителей Ленинграда, было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Все ждали, когда оно замерзнет. Когда появился небольшой слой льда по озеру пошли подводы с продовольствием. Они везли в город муку, крупу, медикаменты, снаряды. Из города забирали ослабевших детей, женщин и стариков. Их переправляли а безопасные места. После того, как лед стал крепким, то стали ходить грузовые машины. Фашисты постоянно бомбили дорогу сверху. Но дорога по Ладожскому озеру была единственной ниточкой, которая связывала осажденный город с Большой землей. Эту дорогу стали называть «Дорогой жизни». ( слайд17 -19)

Комментарии учителя:

Прорвали блокаду Ленинграда 9 января 1943.Э то был участок всего в 10-12 километров. Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага.

В честь Победы над фашистами, в честь прорыва и снятия блокады с Ленинграда в городе был устроен праздничный салют. Защитникам города были вручены медали «За оборону города Ленинграда».

Память о погибших жителях и защитниках Ленинграда увековечена в памятниках и мемориалах. К ним приходят люди, чтобы возложить цветы, чтобы вспомнить тех, кто уже никогда не вернется, чтобы сказать «Спасибо!» тем, кто погиб защищая город на Неве. Вечная им слава! ( слайд 20- 24)








 

 

 

 

 

Беседа по прочитанному произведению:

 

Итак, ребята, вы послушали рассказ. Давайте побеседуем об этом.

Вопросы для беседы:

  1. Что такое блокада?

  2. Сколько дней она длилась?

  3. Что принесла блокада жителям Ленинграда?

  4. Как жил мальчик Алеша в блокадном городе? Чем он занимался?

  5. Как жила его мама?

  6. Как жил их сосед Антон Петрович?

  7. Что помогло спасти жителей Ленинграда от полного уничтожения?

  8. Что чувствовали люди, когда блокада была снята?

  9. Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали этот рассказ? Почему?

  10. Что вы можете сказать об Алеше? Какой он?

  11. Что можно сказать о всех жителях Ленинграда? Каково им пришлось?

  12. Какой эпизод из рассказа вас поразил больше всего? Почему?

  13. Как вы считаете, нужно ли современному человеку знать об этих страшных событиях? Почему?

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
900 дней и ночей

Автор: ИВАНОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 28.08.2019

Номер свидетельства: 518613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект классного часа "И не забыть тех дней ужасных... Беслан! Мы помним и скорбим!"" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-klassnogho-chasa-i-nie-zabyt-tiekh-dniei-uzhasnykh-bieslan-my-pomnim-i-skorbim"
    ["file_id"] => string(6) "112799"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408952633"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v_starshiei_ghruppie_chasti_sutok_utr"
    ["file_id"] => string(6) "355776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478419856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Этих дней не меркнет слава... "
    ["seo_title"] => string(31) "etikh-dniei-nie-mierkniet-slava"
    ["file_id"] => string(6) "114106"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411299652"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок на тему: «Время. Единицы времени» – Математика 4 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-na-tiemu-vriemia-iedinitsy-vriemieni-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199626"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428600466"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Пьеса «На дне»."
    ["seo_title"] => string(11) "piesanadnie"
    ["file_id"] => string(6) "271361"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451469127"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства