kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме " Иван Грозный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка воспроизводит эпоху Ивана Грозного, его характер, показывает условия формирования его личности. Знакомит с проведёнными реформами.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме " Иван Грозный"»

Разработка урока "Реформы Ивана IV"

Цель урока: охарактеризовать деятельность Ивана IV – первого “царя всея Руси”, сформировать представление о необходимости начала реформ, познакомить учащихся с реформами Избранной Рады, выяснить их основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформам.

Тип урока: урок – лекция (последовательность показа слайдов моделируется в соответствии с содержанием нового материала по усмотрению учителя).

В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя.

Вся презентация состоит из 22 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы. Первый слайд презентации является опорным планом урока.

План урока:

  1. Венчание на царство.

  2. Восстание в Москве. 1547 год.

  3. Избранная Рада.

  4. Реформы Избранной Рады.

Основные понятия: Избранная Рада, сословная монархия, тягло, большая соха, Стоглавый собор.

Даты:

1547 г. – венчание Ивана IV на царство;
1549 г. – Земский собор;
1550 г. – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска;
1551 г. – Стоглавый собор;
1555 г. – отмена кормлений.

Личности: Иван Грозный, Митрополит Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев.

Оборудование урока: компьютер с медиапроектором, диск с презентацией урока.

1. Венчание на царство.

Учитель: В душе молодого великого князя постепенно вызревали идеи об исключительности его власти, ее божественном происхождении. Об этом ему твердило и окружение, стремящееся возвышением великого князя укрепить собственное положение при дворе. В частых беседах мысль о его богоизбранности внушал Ивану митрополит Макарий, умный и высокообразованный человек, сторонник сильной централизованной власти, которая, считал он, должна находиться в тесном союзе с сильной и богатой Церковью. Об исключительности роли русского монарха в тогдашнем мире говорили и приверженцы теории "Москва – Третий Рим", которые видели в московском правителе единственного покровителя и спасителя православия, наследника божественной власти римских и византийских императоров. В среде развивающегося российского дворянства также было много сторонников сильной централизованной власти. Иван IV жадно впитывал эти идеи.

Все это привело к тому, что в придворных кругах при активной поддержке самого самолюбивого 16-летнего монарха созрело осознание необходимости принятия Иваном царского титула.

16 января 1547 г. Иван IV под колокольный звон всех московских церквей венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. После торжественной службы митрополит Макарий возложил на него крест, венец и бармы, якобы присланные византийским императором в начале XII в. Владимиру Мономаху. Отныне Россия становилась царством, а Москва – царствующим градом.

Запись в тетрадях: 1547 г. – венчание Ивана IV на царство.

Учитель: Венчанием на царство Иван добился нескольких целей:

  1. Демонстрировал независимость Руси от Золотой Орды.

  2. Подчеркивал претензии русского государства на византийское наследие.

  3. Царский титул позволял занять существенную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, русский самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором – германским.

  4. Князь наделялся титулом царя. Подчеркивалось, что власть имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя.

Через месяц молодой царь женился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева – юной красавице Анастасии Романовне.

С этого времени Иван IV стал править самостоятельно. В этот период он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл так сказать милостями и опалами; умножал число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобы доказать свою независимость; он не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный. Примером того может служить то, что 70 челобитчиков псковских пришли с жалобами, обвинениями на своего наместника князя Турунтая – Проньского. Государь не выслушал: закипел гневом; кричал, топал, лил на них горящее вино, палил им бороды и волосы, велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти. В сию минуту царю донесли о падении большого колокола в Москве; он ускакал в столицу, и бедные псковитяне остались живы.

Однако борьба боярских группировок у трона продолжалась. Родня царицы вскоре получила боярские и иные чины и сразу же противопоставила себя Глинским. Началась новая борьба за доходы и привилегии. Вскоре эта схватка получила развязку, поскольку молодому царю пришлось столкнуться с еще одной неведомой для него силой – народной яростью.

2. Восстание в Москве. 1547 год.

Учитель: В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар. Он продолжался два дня, город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000 человек. Это привело к появлению слухов, о том, что пожар – дело рук Глинских. В результате 26 июня толпы народа двинулись в Кремль. На площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских – Юрий, был убит.
После московского восстания произошли выступления в других городах.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти.

Запись в тетрадях: Восстание в Москве. 1547 г.

“И вниде страх в душу моя и трепет в кости” – Иван IV.

Недовольство народа  восстания  нужны реформы!

Учитель: Особую заинтересованность в проведении реформ выразили дворяне. Своеобразным их идеологом выступил публицист Иван Пересветов. Он обратился к царю с челобитными, в которых были изложены вехи программы преобразований. Эти предложения предвосхитили деятельность царя Ивана. Пересветов осудил боярское самоуправство, так как видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство – военное служилое сословие.

Запись в тетрадях: И.С.Пересветов

Идеолог реформистского дворянства XVI в.
Челобитные Ивану Грозному с программой преобразований в России.
Пересветов осудил боярское самоуправство.
Государственное устройство = сильная царская власть + дворянство.
“Государство без грозы, что конь без узды”.



3. Избранная Рада.

Запись в тетрадях: Избранная рада (1549–1560 гг.)

Учитель: Избранная рада – это кружок, сложившийся вокруг Ивана. В него входили: Д. Курлятаев, А. Курбский, М. Воротынский, Макарий, Сильвестр, И. Висковатый. Возглавлял Раду А. Ф. Адашев. Такой состав как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса.
Состав Рады = компромисс между слоями господствующего класса.
Функции Избранной рады: подготовка и воплощение реформ середины XVI в.

4. Реформы Избранной Рады:

Запись в тетрадях: Образование Земского собора 1549–1653 г.

Учитель: Состав: Боярская дума, Освященный собор (высшее духовенство), представители дворянства и верхушки посада.

Цели и задачи: решение важнейших государственных внешнеполитических и финансовых дел, выбор царя в междуцарствие.
Регулярность: нерегулярны, сбор по особой необходимости
Количество (до 80-х гг. XVII в.): более 50.

Запись в тетрадях: Первый Земский собор – 1549 г.

Учитель: Утвердил новый Судебник и программу реформ середины XVI в.

Увеличение числа приказов – учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.
Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.
Разрядный приказ – поместное войско.
Пушкарский приказ – артиллерий. Стрелецкий приказ – стрельцы. Оружейная палата – Арсенал.
Поместный приказ – раздаваемые дворянам государственные земли. Холопий приказ – холопы.
Приказ Сибирского дворца – присоединенная Сибирь. Приказ Казанского дворца – Казанское ханство.
Глава приказа – боярин или дьяк.
С усложнением государственного управления – больше приказов. К XVIII в. – более 50.

Запись в тетрадях: Податная реформа и отмена кормлений – 1550–1556 г.

Учитель: По Судебнику: Феодал отвечает за преступления крестьян  большая зависимость.
Введено наказание за взяточничество государственных служащих – вплоть до телесных.
Московский рубль = единая денежная единица страны.
Право сбора торговых пошлин – у государства.
Складывание региональной системы управления.
Раньше: бояре-кормленщики – единовластные правители. Все, что сверх налогов в казну – в их карман.

Запись в тетрадях: 1556 г. – отмена кормлений; вместо них – жалование.

Губа = округ.
Суд по особо важным делам и сыск – губным старостам (избирались из местных дворян).
Земские старосты – из зажиточных черносошников,
В городах – городские приказчики.
Таким образом, сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Запись в тетрадях:

Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно– представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума. На земском соборе были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.

Запись в тетрадях: Судебная реформа.

Учитель: Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Составители нового Судебника внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за “пожилое”.

Население страны обязано нести было тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха (400–600 га).

Запись в тетрадях: Военная реформа.

Учитель: В 1556 г. было составлено “Уложение о службе”: ядро армии – дворянское ополчение.
Под Москвой – “избранная тысяча” – 1070 дворян, которые должны были стать опорой царя.
Дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли – 1 человек. На смотры надо являться “конно, людно и оружно”.

Запись в тетрадях: 1550 г. – создание постоянного стрелецкого войска.

В армию стали привлекать иностранцев. Усиление артиллерии. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Был составлен “Государев родословец”, который упорядочивал местнические споры.

Запись в тетрадях: Реформы церкви.

Стоглавый собор (1551 г.).

Учитель: На созванном в 1551 г. церковном Соборе царь предложил иерархам обдумать сформулированные им сто вопросов о жизни и быте Церкви. Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать свое отношение к готовившемуся закону о конфискации земельных владений Церкви.

Собор дал царю сто ответов на сто его вопросов. Эти ответы были собраны в специальную книгу – "Стоглав". Почти все предложения монарха Церковь поддержала, но воспротивилась конфискации земель. Однако царь добился, чтобы Церковь не смела приобретать новые земли без доклада ему, а все земли, перешедшие в ее пользу в период боярского правления, были возвращены государству.

Запись в тетрадях:

  1. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список;

  2. Упорядочилась обрядность на всей территории страны;

  3. Новые произведения искусства надо было создавать, следуя утвержденным образцам;

  4. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора, но в дальнейшем они могли получать ее только с царского разрешения.

Итог урока.

Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления и дальнейшего закрепощения крестьян, укрепили военную мощь страны.

Домашнее задание.

1. Читать параграф.

2. Ответить на вопросы:

  1. В чем был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его отношение к столице?

  2. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чем их значение?

  3. Чем сословное представительство в России отличалось от аналогичного явления в государствах Западной Европы?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме " Иван Грозный"

Автор: Скрынникова Ольга Сергеевна

Дата: 17.06.2020

Номер свидетельства: 553523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка урока по истории для 6 класса по теме: «Иван Грозный  -  первый русский царь». "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-dlia-6-klassa-po-tiemie-ivan-groznyi-piervyi-russkii-tsar"
    ["file_id"] => string(6) "114141"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411312016"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек." "
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-po-istorii-na-tiemu-ivan-groznyi-lichnost-ghosudarstviennyi-dieiatiel-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "208855"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430925503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Славы или позора достоин Иван Грозный? "
    ["seo_title"] => string(37) "slavy-ili-pozora-dostoin-ivan-groznyi"
    ["file_id"] => string(6) "138096"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417469685"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка урока по истории России на тему: "Иван Грозный""
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_istorii_rossii_na_tiemu_ivan_groznyi"
    ["file_id"] => string(6) "348687"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476288077"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства