Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек."
Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек."
Урок истории в 10 классе по теме:
«Иван Грозный – личность, государственный деятель, человек».
Цели урока:
Дать характеристику одной из самых противоречивых исторических персон российской истории; выработать собственный взгляд на феномен опричнины.
Развивать поисково-исследовательские навыки по обработке исторической информации, формировать ключевые компетенции, необходимые для получения и осмысления исторических знаний
Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении своей истории своей страны; воспитывать общую культуру.
Форма проведения: урок-исследование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек." »
Урок истории в 10 классе по теме:
«Иван Грозный – личность, государственный деятель, человек»
Учитель: Фролова Татьяна Ивановна
МБОУ СОШ № 2 г. Тулуна Иркутской области
«-Государь! Убойся суда Божьего! Мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льётся невинная кровь христианская. Ты высок на троне, но ты также человек».
(Митрополит Московский Филипп (Колычев))
Цели урока:
Дать характеристику одной из самых противоречивых исторических персон российской истории; выработать собственный взгляд на феномен опричнины.
Развивать поисково-исследовательские навыки по обработке исторической информации, формировать ключевые компетенции, необходимые для получения и осмысления исторических знаний
Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении своей истории своей страны; воспитывать общую культуру.
Форма проведения: урок-исследование
Оборудование урока:
История России. С древнейших времен до конца ХVII века. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, под редакцией Н.С. Борисова. – М.: Просвещение, 2013
Видеофрагмент фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина
Н.М. Карамзин «История государства Российского»
В.О. Ключевский «Афоризмы. Исторические портреты и этюды»
А.А. Зимин «Канун грозных потрясений»
Д.Н. Альшиц «Начало самодержавия в России»
I. Оргмомент.
Учитель: Данная тема достаточно сложна и противоречива, она неоднократно подвергалась исследованию известных историков: Н.М. Карамзина, С.В. Платонова, Б.С. Веселовского, А.А. Зимина и многих других. Не только у ученых, но и у школьников она вызывает интерес и желание найти истину. Кто же он, Иван грозный? Тиран? Маньяк и убийца? Выдающийся политический деятель? Особенно спорным является вопрос об опричнине. С ХIХ века ведет начало разноголосица исследователей в оценке опричнины. На этот проблемный вопрос мы должны дать ответ на этом уроке
II. План изучения темы:
Что такое опричнина? Причины появления, деяния, итоги деятельности.
Каковы точки зрения выдающихся историков (Д.Н. Альшиц, А.А. Зимин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский) на феномен опричнины?
Что общего и различного во взглядах выдающихся историков?
Какова ваша точка зрения на опричнину?
Была ли нужна опричнина для окончательной централизации страны, ликвидации уделов, искоренения боярского самовластия и инакомыслия?
IV. Изучение нового
Работа в группах:
Репродуктивная группа. Работают с текстом учебника и самостоятельно по образцу находят ответы на вопросы: Что такое опричнина? Каковы её причины, ход и итоги?
Продуктивная группа. Работают с дополнительной литературой. Знакомятся с трудами выдающихся историков. (Карамзин Н.М. «История государства Российского», стр. 57-67. Ключевский В.О. «Афоризмы. Исторические портреты и этюды», стр. 208-211. Зинин А.А. «Канун грозных потрясений», стр. 101-104. Альшиц Д.Н. «Начало самодержавия в России», стр. 66-68). Анализируют труды известных ученых. Определяют точки зрения на опричнину. Заполняют таблицу № 1: «Плюсы и минусы политики Ивана Грозного».
Плюсы
Минусы
1. За 10 лет пребывания у власти Избранная Рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие средневековой Руси.
1. Иван Васильевич – жестокий и злобный тиран.
2. Иван Грозный уничтожил пережитки удельной старины.
2. Опричнина унесла десятки тысяч человеческих жизней.
3. Реформы вели к централизации государства, на данном этапе развития страны это являлось жизненной необходимостью
3. В последние годы правления Ивана Грозного в стране разразился тяжелейший экономический кризис.
4. Правление Ивана Грозного – время крупных военных и внешнеполитических успехов России (взятие Казани в 1552 г., капитуляция Астрахани в 1556 г.)
4. Опричнина утвердила режим личной власти деспотического характера.
5. Иван Васильевич Рюрикович принадлежал к числу самых образованных людей своего времени.
5. Опричнина способствовала утверждению крепостного права.
6. Своеволие бояр подрывало мощь страны, царь с этим боролся.
6. Царь превратил русских дворян в холопов самодержавия.
7. Народ сохранил преимущественно положительную оценку деятельности Ивана Грозного.
7. Проиграна Ливонская война.
3). Творческая группа. Работают с дополнительной литературой. Изучают отдельные главы из трудов выдающихся историков. Выделяют общее и различное. Вырабатывают свой взгляд на опричнину. Заполняют таблицу № 2 «Плюрализм мнений в оценках опричнины»
Автор(ы)
Оценка
Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов
Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием
С.М. Соловьев
Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми
Д. Альшиц
Террор – условие сохранения самодержавия
С.Б. Веселовский, А.А. Зимин
Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения
В.Б. Кобрин
Борьба удельного и централизованного порядка
Н.М. Карамзин
Следствие душевной болезни Ивана Грозного
М.В. Довнар-Запольский
Аналог европейского выделения личного домена государя
В.О. Ключевский
Гипертрофированная централизация государственной власти
V. Отчет о проделанной работе
VI. Закрепление
Вернуться к проблемному вопросу.
Составьте синквейн по теме урока
Рефлексия:
Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
Домашнее задание:
эссе по теме: «Моя оценка деятельности Ивана Грозного» или «Моя оценка опричнины»