kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 10 классе по теме:

«Иван Грозный – личность, государственный деятель, человек». 

Цели урока:

  1.  Дать характеристику одной из самых противоречивых исторических персон российской истории; выработать собственный взгляд на феномен опричнины.
  2. Развивать поисково-исследовательские навыки по обработке исторической информации, формировать ключевые компетенции, необходимые для получения и осмысления исторических знаний
  3. Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении своей истории своей страны; воспитывать общую культуру.

Форма проведения: урок-исследование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему "Иван Грозный - личность, государственный деятель, человек." »

Урок истории в 10 классе по теме:

«Иван Грозный – личность, государственный деятель, человек»

Учитель: Фролова Татьяна Ивановна

МБОУ СОШ № 2 г. Тулуна Иркутской области

«-Государь! Убойся суда Божьего! Мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льётся невинная кровь христианская. Ты высок на троне, но ты также человек».

(Митрополит Московский Филипп (Колычев))

Цели урока:

  1. Дать характеристику одной из самых противоречивых исторических персон российской истории; выработать собственный взгляд на феномен опричнины.

  2. Развивать поисково-исследовательские навыки по обработке исторической информации, формировать ключевые компетенции, необходимые для получения и осмысления исторических знаний

  3. Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении своей истории своей страны; воспитывать общую культуру.



Форма проведения: урок-исследование



Оборудование урока:

  1. История России. С древнейших времен до конца ХVII века. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, под редакцией Н.С. Борисова. – М.: Просвещение, 2013

  2. Видеофрагмент фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина

  3. Н.М. Карамзин «История государства Российского»

  4. В.О. Ключевский «Афоризмы. Исторические портреты и этюды»

  5. А.А. Зимин «Канун грозных потрясений»

  6. Д.Н. Альшиц «Начало самодержавия в России»

I. Оргмомент.

Учитель: Данная тема достаточно сложна и противоречива, она неоднократно подвергалась исследованию известных историков: Н.М. Карамзина, С.В. Платонова, Б.С. Веселовского, А.А. Зимина и многих других. Не только у ученых, но и у школьников она вызывает интерес и желание найти истину. Кто же он, Иван грозный? Тиран? Маньяк и убийца? Выдающийся политический деятель? Особенно спорным является вопрос об опричнине. С ХIХ века ведет начало разноголосица исследователей в оценке опричнины. На этот проблемный вопрос мы должны дать ответ на этом уроке

II. План изучения темы:

  1. Что такое опричнина? Причины появления, деяния, итоги деятельности.

  2. Каковы точки зрения выдающихся историков (Д.Н. Альшиц, А.А. Зимин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский) на феномен опричнины?

  3. Что общего и различного во взглядах выдающихся историков?

  4. Какова ваша точка зрения на опричнину?

  5. Была ли нужна опричнина для окончательной централизации страны, ликвидации уделов, искоренения боярского самовластия и инакомыслия?

IV. Изучение нового

Работа в группах:

  1. Репродуктивная группа. Работают с текстом учебника и самостоятельно по образцу находят ответы на вопросы: Что такое опричнина? Каковы её причины, ход и итоги?

  2. Продуктивная группа. Работают с дополнительной литературой. Знакомятся с трудами выдающихся историков. (Карамзин Н.М. «История государства Российского», стр. 57-67. Ключевский В.О. «Афоризмы. Исторические портреты и этюды», стр. 208-211. Зинин А.А. «Канун грозных потрясений», стр. 101-104. Альшиц Д.Н. «Начало самодержавия в России», стр. 66-68). Анализируют труды известных ученых. Определяют точки зрения на опричнину. Заполняют таблицу № 1: «Плюсы и минусы политики Ивана Грозного».

Плюсы

Минусы

1. За 10 лет пребывания у власти Избранная Рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие средневековой Руси.

1. Иван Васильевич – жестокий и злобный тиран.

2. Иван Грозный уничтожил пережитки удельной старины.

2. Опричнина унесла десятки тысяч человеческих жизней.

3. Реформы вели к централизации государства, на данном этапе развития страны это являлось жизненной необходимостью

3. В последние годы правления Ивана Грозного в стране разразился тяжелейший экономический кризис.

4. Правление Ивана Грозного – время крупных военных и внешнеполитических успехов России (взятие Казани в 1552 г., капитуляция Астрахани в 1556 г.)

4. Опричнина утвердила режим личной власти деспотического характера.

5. Иван Васильевич Рюрикович принадлежал к числу самых образованных людей своего времени.

5. Опричнина способствовала утверждению крепостного права.

6. Своеволие бояр подрывало мощь страны, царь с этим боролся.

6. Царь превратил русских дворян в холопов самодержавия.

7. Народ сохранил преимущественно положительную оценку деятельности Ивана Грозного.

7. Проиграна Ливонская война.



3). Творческая группа. Работают с дополнительной литературой. Изучают отдельные главы из трудов выдающихся историков. Выделяют общее и различное. Вырабатывают свой взгляд на опричнину. Заполняют таблицу № 2 «Плюрализм мнений в оценках опричнины»

Автор(ы)

Оценка

Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Платонов

Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием

С.М. Соловьев

Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми

Д. Альшиц

Террор – условие сохранения самодержавия

С.Б. Веселовский, А.А. Зимин

Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения

В.Б. Кобрин

Борьба удельного и централизованного порядка

Н.М. Карамзин

Следствие душевной болезни Ивана Грозного

М.В. Довнар-Запольский

Аналог европейского выделения личного домена государя

В.О. Ключевский

Гипертрофированная централизация государственной власти



V. Отчет о проделанной работе

VI. Закрепление

Вернуться к проблемному вопросу.

Составьте синквейн по теме урока

Рефлексия:

  1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

  2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?

  3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Домашнее задание:

эссе по теме: «Моя оценка деятельности Ивана Грозного» или «Моя оценка опричнины»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фролова Татьяна Ивановна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Славы или позора достоин Иван Грозный? "
    ["seo_title"] => string(37) "slavy-ili-pozora-dostoin-ivan-groznyi"
    ["file_id"] => string(6) "138096"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417469685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства