kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cилы и планы противоборствующих сторон, причины войны, характер войны, ее основные этапы, главные источники победы народов России в войне

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»


МБОУ многопрофильный лицей города Кирово - Чепецка.

Технологическая карта урока истории.



Учитель: Беляева Надежда Юрьевна

Класс:8 класс

Предмет: История

Тема раздела Россия в первой половине XIX века

Тема урока: «Отечественная война 1812 года».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися значимости победы в Отечественной войны1812 года для истории России.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: сформировать представление учащихся о силах и планах противоборствующих сторон, причинах войны, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.

  • развивающая: способствовать развитию умений учащихся работать с историческим документом, исторической картой, умению выделять главное, сравнивать, анализировать.

  • воспитательная: способствовать воспитанию чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Основные методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  • учебник «История Росси XIX век» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной;

  • карты «Нашествие армии Наполеона на Россию», «Изгнание армии Наполеона из Росси»;

  • схема Бородинского сражения;

  • исторические документы

  • мультимедийная презентация


Подготовительный этап. Отдельным учащимся дается опережающие задания: подготовить небольшие сообщения по биографии М. И. Кутузова, о подвиге Д. В. Давыдова, А. С.Фигнер и других (см. приложение 6 ).

Вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»


Структура урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает положительный настрой на работу.

Проверяют наличие всего необходимого для урока, настраиваются на работу.

2. Мотивация

Учитель цитирует отрывок из стихотворения (слайд 2)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром –

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)

Я думаю, каждому из вас знакомы эти строки.

Кто из вас, ребята, знает, о каком знаменательном событии говорится в этом стихотворении? Что вы об этом знаете? Как называется эта война? (слайд 3)

Сегодня на уроке мы изучаем одну из самых героических страниц истории России Отечественную войну 1812 года (слайд 3).

Записываем в тетради тему урока (Далее учащиеся делают записи в тетради самостоятельно, учитель акцентирует внимание на основных событиях и датах).

Вспомните, при изучении военных действий, какие вопросы мы рассматриваем?







Подумайте и сформулируйте, что сегодня на уроке вы хотели бы узнать, чему научиться?

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы













Учащиеся отвечают: причины войны, участников, силы сторон, ход военных действий, основные сражения, итоги и т.д.


Учащиеся формулируют дидактическую задачу.

3. Актуализация ЗУН

Давайте вспомним внешнюю политику России накануне войны. На слайде (слайд 4) вы видите вопросы, выберите один по - желанию и ответьте на него, можно работать в парах

  • Назовите основные направления внешней политики Александра I.

  • Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX в.?

  • Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.?

  • В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?

  • Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России?

  • Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?

  • Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России?

  • Чем закончилась русско-турецкая война 1896-1812 гг.?


Учащиеся выбирают вопросы и отвечают на них в парах, затем озвучивают

4 .Изучение нового материала

1. Причины и начало войны.

Итак, сегодня на уроке мы ведем речь о войне 1812 года, постарайтесь к концу урока ответить на вопрос: Сформулируйте причины победы Росси в войне.

(слайд 5)

Во главе двух государств, участников войны стоят два великих человека Наполеон и Александр. (слайд 6) Подумайте и ответьте: как могли сформулировать причины войны эти два человека?

Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий России и Франции, сравните данные со слайдом. (слайд 7).

В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы России.(слайд 8 ) На следующий день в своем рескрипте на имя Председателя Государственного Совета и Комитета Министров Графа Н. И. Салтыкова Александр 1 написал следующие строки (Приложение № 1). Прочитайте документ, скажите, каков характер этой войны со стороны Франции, а какой со стороны России





Посмотрите на доску (слайд 9), при данном расположении войск, какие могли быть цели сторон? (при необходимости можно использовать учебник)

Основная часть военных советников считала, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому предполагалось дать генеральное сражение вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Наполеон же двинулся на Москву. Он стремился не допустить соединения русских армий и разбить их уже вблизи границы. Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай-де-Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верную тактику – любой ценой сохранить войска.





Учитель предлагает учащимся на карте найти продвижение французских и русских войск.(слайд 10 )

Учитель рассказывает и комментирует.

Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)



Учащиеся читают вопрос.



Формулируют причины войны




Формулируют ответ


Учащиеся отвечают:

отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона


Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце»



Учащиеся работают с картами.

2. Смоленское сражение. (слайд 11 )

В начале августа под Смоленском произошло сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что французам удалось взять город, они потеряли около 20 тыс. солдат. После того как русские войска и мирное население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть карту и схему (слайд 12 )ответить на вопрос:

Какое важное событие произошло под Смоленском?

Какую задачу выполнила русская армия?


22 июля 1812 г. - первая и вторая армии соединились у Смоленска.

Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.

Учащимся предлагается прочитать документ (Приложение 2). Как оценили действия Барклая де Толли современники? Согласны ли вы с этой точкой зрения?










Учащиеся работают с доской, отвечают на вопросы.


Делают записи в тетради.
















Учащиеся комментируют документ.

3. Бородинское сражение.

К этому времени главнокомандующим русской армией был назначен чрезвычайно популярный генерал в то время, крупный полководец, Михаил Илларионович Кутузов (слайд 13)

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы?

На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение.






Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в 5. 30 утра (слайд 14)


Работа с картой-схемой «Бородинское сражение» (слайды 15-20 ) и чтение соответствующих описаний сражения в учебниках и документах.

(Приложение 3)

На данном этапе, возможно, организовать работу по группам. Каждой группе предлагается изучить один документ и ответить на вопросы.




Каков был итог Бородинского сражения?

Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?

Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, батарея, редут (посмотрите в словаре)?

Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:

1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  1. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  2. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода.

  3. Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу русских.

Ученик знакомит всех с биографией Кутузова.



Ученик, готовивший стихотворение читает его отрывки






Ополчение - военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVIII в. во время смуты.


Ученики читают стихотворение М Ю. Лермонтова «Бородино», изучают документы, отвечают на вопросы.


Учащиеся работают со словарем в учебнике.


4. Тарутинский маневр. (слайд 21)

Работа с документами (Приложение 4)

Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?

Учитель подводит итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

.

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались

Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны в виду действия русских партизан.

Тарутинский маневр рассматриваем по слайдам 22,23, 24, 25.



Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»




5.Партизанское движение. (слайды 26,27 )

Учитель предлагает учащимся рассказать о героях партизанской войны Денисе Давыдове (Приложение 5)йд 50 у реки Березино ()ом.. 12 и в войне

года, постарайтесь к концу урока ответить на вопрос (слайд 5)

000000000000000000000

Необходимо отметить, что партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о неродном характере войны. Когда не только армия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.


Учащиеся рассказывают о героях войны

6. Гибель великой армии. (слайд 28)

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником.. Подойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г.

Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге?

Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией.

Окончание войны (слайд 29,30). Сражение у реки Березино. (слайд 31)













Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.

7. Историческое значение

Учащимся предлагается сформулировать историческое значение победы

В тетрадях формулируют историческое значение.

5. Закрепление материала

Работа со слайдами (33-49)

Ответ на поставленный в начале урока вопрос.

(слайд 50)


Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, выполняют задания.

6. Домашнее задание

На выбор:

  • Расскажите о войне 1812 года

  • Ответьте на вопрос: Каково было значение отечественной войны 1812 года

  • Напишите эссе на тему: “Самая интересная страница Отечественной Войны 1812 года


Записывают домашнее задание.











Приложение 1.

“Граф Николай Иванович! Французские войска вошли в пределы нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое наблюдение союза. Я для сохранения мира истощил все средства…. …Все старания мои были безуспешны. Император Наполеон в уме своем положил твердо разорить Россию. Предложения самые умеренные остались без ответа. Внезапное нападение открыло явным образом лживость подтверждаемых в недавнем еще времени миролюбивых обещаний. И потому не остается мне иного, как поднять оружие и употребить все врученные мне провидением способы к отражению силы силою. Я надеюсь на усердие МОЕГО народа и храбрость войск МОИХ. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их с свойственною им твердостью и мужеством… Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной принудило НАС препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве МОЕМ. ”

Приложение 2.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Его обвинили даже в измене. легендарный Платов после сдачи Смоленска в запальчивости воскликнул: «Вы видите, я одет только в плащ! Я никогда не надену больше русского мундира, так как это стало позорным». Эти слова, сказанные в минуту раздражения, несправедливы по отношению к Барклаю - человеку, который вопреки всем спас и продолжал спасать русскую армию. «Что касается до меня лично, - писал он в одном из писем, - то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и по-ложении».

Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и вопрос о назначении нового командующего был поставлен, в конце концов, голосом народным.

(Недаром помнит вся Россия... М., 1987, С. 64)


Приложение 3. Бородинское сражение.

: Пользуясь схемой и документом объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место сражения именно Бородинское поле? Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова

от 23 августа (4 сентября) 1812. … из главной квартиры при селе Бородине, от 23 сего Августа доносит ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ следующее: Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12 верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить посредством искусства. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду к победе, но ежели он найдя мою позицию крепкою, маневрировать будет по дорогам, ведущим к Москве; тогда должен буду идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся. Касательно неприятеля приметно уже несколько дней, что он стал чрезвычайно осторожен.....







Какие характеристики Бородинскому сражению даются в следующих документах?

Группа 1

С. Селивановский:

«В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили

75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешивалось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».


Группа 2

М. Ю. Лермонтов “Бородино”.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Группа 3

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 25 августа (6 сентября) 1812.

…Неприятель предпринял направление в важных силах на левый наш фланг, находящийся под командою Князя Багратиона. Видев стремление неприятеля главнейшими силами на сей пункт, дабы сделать таковой надежнее, признал я за нужное, загнуть оный укрепленным прежде сего возвышением. С 2 часов пополудни и даже в ночи сражение происходило весьма жаркое; и войска в сей день оказали ту твердость, какую заметил я с самого приезда моего к армиям. Вторая же кирасирская дивизия должна будучи даже в темноте сделать последнюю из своих атак, особенно отличилась, и вообще все войска не только не уступили не одного шага неприятелю, но везде поражали его с уроном с его стороны…



Группа 4

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27 августа (8 сентября) 1812.

… Сражение было общее, и продолжалось до самой ночи: потеря с обеих сторон велика; урон неприятельский, судя по упорным атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма нашу превосходить. Войска ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА сражались с неимоверною храбростью: батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами… ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в воздаяние знаменитых заслуг Генерала от Инфантерии, Князя Голенищева-Кутузова, Всемилостивейше произвел его в Генерал-Фельдмаршалы, и пожаловал ему 100. 000 рублей; всем же войскам, бывшим в сем достопамятном сражении, по 5 рублей на человека.

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил. ”

Приложение 4. Оставление Москвы

Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на том, чтобы оставить Москву, столицу государства, неприятелю и вывести войска?

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16) сентября 1812.

… После сражения того армия была весьма ослаблена… не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. Войски, с которыми надеялись мы соединиться, не могли еще прийти; неприятель же пустил две новые колонны – одну по Боровской, а другую по Звенигородской дорогам, стараясь действовать на тыл мой от Москвы, а потому не мог я никак отважиться на баталию, которой невыгоды имели бы последствием не только разрушение армии, но и кровопролитнейшую гибель и превращение в пепел самой Москвы. В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние прикрывать пособия, в обильнейших наших Губерниях заготовляемые. Всякое другое направление пресекло бы мне оные равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова. Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но, не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой, начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и, обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию. Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества.

Капнист В. В. “Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня”

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламенем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Как грохот грома удаленна,
Несется горестна молва:
Среди развалин погребена
Покрылась пепелом Москва!
Дымятся теремы, святыни;
До облак взорваны твердыни,
Ниспадши грудами, лежат,
И кровью обагрились реки.
Погиб, увы! погиб навеки
Первопрестольный россов град!”

Из воспоминаний А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.

…К вечеру густой дым поднялся из середины города: он скоро распространился и соединился с другими облаками дыма, от которых потемнело небо и которые скрыли от наших взоров Москву с ее тысячами церквей. Пламя с трудом прорывалось сквозь это темное облако: наконец показался огонь и явил нам Москву, пылавшую на всем пространстве. Это пламенное море производило ужасный треск и далеко освещало отчаяние опечаленных жителей и отступление нашей армии. Огонь, однако, успокоил наши опасения. Французская армия вступала в ад и не могла пользоваться средствами Москвы. Мысль эта утешала нас, и ночь, освещенная гибелью нашей столицы, сделалась роковой скорее для Наполеона, нежели для России. Приближалась зима. Голод и недостаток всех предметов обмундирования и артиллерийских запасов увеличивались. Сообщения были прерваны различными партиями, которые всюду стерегли транспорты и разбивали обозы. Раненые покидались; начали обнаруживаться различные заболевания. Упадок дисциплины возрастал вследствие необходимости каждому заботиться о своем продовольствии.

Приложение 5 Партизанская война.

Выступление учащегося : “Герой партизанской войны - Денис Давыдов”

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .

Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской войне”.

Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее честь и существование; но не знают еще они всех слоев лавы, покоящихся на дне ее. Один из сих слоев состоит, без сомнения, из полудиких и воинственных народов, населяющих всю часть империи, лежащую между Днепра, Дона, Кубани, Терека и верховьев Урала, и коих поголовное ополчение может выставить в поле сто, полтораста, двести тысяч природных наездников. Единое мановение царя нашего — и застонут поля неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо подвижной конницы, предводимой просвещенными чиновниками регулярной армии! Не разрушится ли, не развеется ли, не снесется ли прахом с лица земли все, что ни повстречается, живого и неживого, на широком пути урагана, направленного в тыл неприятельской армии, запятой в то же время борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!

Вопрос к документу: О какой лаве говорит Давыдов?

Н. Муравьев: Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда пока­зывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразитель­ных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпи­демию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домо­гались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали желе­зо с брошенных лафетов и шины с колес.

Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отшедших товарищей своих и к ним по пу­ти валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Приложение 6.

М. И. Кутузов

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) - русский полководец и дипло­мат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней пре­подавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признава­лись смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.

В 1792-1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Констан­тинополь и сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнепо­литических и торговых преимуществ.

В 1794-1795 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литов­ским (1780-1799) и санкт-петербургским (1800-1802) военным генерал-губернатором.

В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения.

В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действую­щей армией во время войны 1806-1812 гг. с Турцией. За крупные победы над турка­ми, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство.

В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр I назначил Кутузова главно­командующим 1-й и 2-й соединенными армиями.

Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оп­лошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова - человека и военачальника -была хитрость. «Старый лис Севера», - сказал о Кутузове Наполеон. Стратегия Ку­тузова, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал гене­ральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного ус­пеха. В отличие от Наполеона, для которого именно решающий бой автоматически предоставлял возможность диктовать условия победоносного мира. Известна фраза, которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую ар­мию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» .- «Разбить? Нет... - произнес тогда Кутузов. - Но обмануть -да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в-Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов...»

Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. Его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

II. Партизаны

Денис Васильевич Давыдов (1781-1839), впоследствии генерал-лейтенант, из­вестный поэт-партизан, один из друзей А. С. Пушкина, был адъютантом у князя Баг­ратиона. В начале войны 1812г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед Бородинским сражением он добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ля­ховым Давыдов вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под гордом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. Про­должая свои действия до Немана, партизаны Давыдова первыми заняли Гродно.

Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл Х1я русских ценные сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию ино­странных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения. Набрав небольшой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большой денежное вознаграждение. Но Фигнер оставался неуловим. Вместе с Сеславиным он отбил у французов целый транспорт с драгоцен­ностями, награбленными в Москве. Погиб Фигнер близ города Дессау.

Александр Никитич Сеславин (1780-1858), капитан во время войны 1812 г., прославился своими партизанскими действиями. Неотступно следуя за французами, наносил им большие потери и доставлял Кутузову ценные сведения о противнике. Сыскал особую храбрость в Бородинском сражении. Был несколько раз ранен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отечественная война 1812 года

Автор: Беляева Надежда Юрьевна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства