Просмотр содержимого документа
«Отечественная история ХХ века в произведениях живописи. Начало века»
Отечественная история ХХ века в произведениях живописи. Начало века
Хисамиев Радис Рафисович, учитель истории
Цели:
Показать многообразие и особенности творческих методов, художественной техники, композиционных приёмов отечественных художников ХХ века, тесную взаимосвязь их творчества с жизнью страны и народа; изобилие различных групп и художественных объединений
Формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа произведений изобразительного искусства и их систематизации
Воспитывать эстетические и патриотические чувства учащихся, прививать уважение к историческому прошлому страны и достижениям её народа
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: рассказ с использованием информационных технологий
Методы :
обучения - показательного изложения;
преподавания – описательно- объяснительный;
учения- частично –поисковый; репродуктивный
Оборудование: компьютерный вариант урока, тесты для учащихся, сообщения учащихся, мультимедийный материал по выставке живописи изучаемого периода из музея ИЗО г. Казани
Продолжительность урока 45 минут.
Ход урока
1. Организационный момент; знакомство с планом урока
План урока:
Духовные искания начала века. Живопись.
Художественные стили и творческие союзы. Их особенности.
Художники и картины.
Казанский вернисаж.
Информационные ресурсы урока:
Начало 20 века- переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии российского общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни , разрушающие ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к нивелировке человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации и унификации всех сторон человеческого бытия. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули в той или иной степени, и философию и науку, и литературу и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно , нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все стороны творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «серебряного века»русской культуры. (Материал оформлен в видеосюжет)
Сходные процессы происходили в живописи. Прочные позиции удерживали лредставители реалистического направления, действовало «Товарищество передвижников». Реалистические основы творчества сохраняются у Ильи Ефимов..Репина, Василия Иван. Сурикова, Мих. Васил.Нестерова.
Однако законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Конст. Коровин (серия пейзажей «Парижские огни»), Валентин Серов(цикл работ, посвящённых Петру1).
Наиболее последовательные представители стиля «модерн» объеденились в творческом обществе «Мир искусства». Они заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, пропагандировали теорию «искусства для искусства», и считали, что оно не должно зависеть от политических и социальных явлений. За длительный период существования (1898-1924) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники. Наиболее активными его членами были: Бенуа, Бакст, Лансере, Николай Рерих, Конст. Сомов. «Мирискуссники» оставили глубокий след не только в живописи. Но и в развитии оперы, балета, оформительского искусства, художественной критики, музейного и выставочного дела.
В 1907 году в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие: А.Арапов, Н. Крымов, Л.Кузнецов, Н.Сапунов, М. Сарьян. Всего 16 художников. Это была ищущая молодёжь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западногг опыта и национальных традиций. Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами –символистами, выступление которых являлось неприменным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя таких разных по своим живописным системам художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.
В тоже время в русской живописи появляются группировки, представляющие авангардное направление в искусстве. В 1910 году в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 её участники объединились в общество под тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917года.В числе активистов «Бубнового валета»значились: П. Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк,В. Рождественский. «Бубновые валеты»в своём творчестве стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, с неповторимым смешением красок .Наиболее популярным жанром «Бубновых валетов» был натюрмоморт.
В 1912 году русские неопримитивисты (их так называли за подражание упрощённым формам искусства примитивных эпох) покинули «Бубновый валет» и организовали выставку и одноимённую группу «Ослиный хвост»: м. Ларионов, Н. Гончарова. С.Бобров. А. Шевченко. Они осуждали увлечение «Бубновых» французской живописью и ориентировались на отечественные художественные ценности (пуристы).
Русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп и художественных объединений , каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать её в художественном творчестве .Многие мастера нового поколения пробовали себя в различных жанрах и стилях, переходили из одной группы в другую Поэтому причисление крупных мастеров к той или иной стилевой школе весьма условно.
В тоже время ряд крупнейших русских художников :В. Кандинский, М Шагал, П.Филонов и др. вошли в историю мировой культуры как представители уникальных « авторских стилей», синтезировав европейские авангардные традиции с русскими национальными традициями духовной культуры.
Закрепление материала (решение тестовых заданий) :
1. Созданное художниками общество «Бубновый валет» представляло направление:
Реализм
Авангард
Символизм
2. Направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению, настроений и впечатлений художника, носит название:
Кубизм
Импрессионизм
Реализм
Авангардизм
3. В творчестве одного из художников с начала 20 века преобладает обращение к древнему славянству и Древней Руси первых лет христианства. Укажите его фамилию.
4. Известная картина «Купание красного коня»(1912) написана художником:
М.Врубелем
М.Сарьяном
С.Судейкиным
К.Петровым-Водкиным
5. Известная картина «Демон поверженный»(1902) написана художником: